СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

География Кабардино-Балкарской республики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить детей с понятием природная зона, развивать познавательную активность в процессе формирования знаний о природе нашего края, развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры.

Просмотр содержимого документа
«География Кабардино-Балкарской республики»

Раздел 5. Краеведение

Занятие 5.1. География КБР

Цель: ознакомить детей с понятием природная зона, развивать познавательную активность в процессе формирования знаний о природе нашего края, развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры.

Оборудование: макет природных зон КБР, игрушки: экотопик, капелька.

Ход занятия

Педагог: Ребята, посмотрите, какая интересная книга-раскладушка появилась у меня на столе. Интересно, о чем она? И кто ее принес?

(Появляется экотопик)

Экотопик: Эту книгу принес вам я. И зовут меня Экотопик. Я веселый любознательный человечек. Я очень люблю путешествовать и узнавать много интересного. Но вы очень большие и взять вас с собой мне будет очень трудно. Я отправлюсь в дорогу, а вы сядьте поудобнее, приготовьте свои глазки и ушки и следите за мной. В путь. Открываем нашу книгу. А книга наша необычная в ней вместо страниц ступени. Давайте прочтем ее название. Читают: «Моя республика Кабардино -Балкария». Эта необычная книга расскажет нам о нашей республике, давайте откроем ее. Наша Кабардино-Балкария находится в центре Кавказа Хотя по размерам наша республика всего 12,5 тыс. кв. км., но здесь есть все: и горы с глубокими ущельями и огромными ледниками; и альпийские луга, и замечательные предгорья, склоны которых поросли лесами и кустарниками; и степи с плодородными пашнями и цветущими садами.

А теперь я отправлюсь в путь. Откроем первую ступеньку. Кругом куда ни посмотри все видно, место ровное, а вокруг огромное количество самых разных трав.

Капля: Да -да -кап- кап. Это степная зона. Вы попали в равнинную часть нашей республики. А я кап - кап-Капля. Бывала я в степи в разное время. Зимой в виде снега прилетала я в степь в начале декабря. Зима в это время умеренно холодная: то наступит оттепель, а то вдруг закружит, завеет, ударит морозцем и закружимся мы снежинками. Лежим мы с подружками в виде снега, всего несколько месяцев, да и мало нас совсем. А весна приходит в марте. Пригреет солнышко и побежим мы веселыми ручейками, бежим разговариваем, обгоняем друг друга и впитываемся прямо в черноземную почву, потому что она рыхлая, песчаная. Приходит лето жаркое, подует ветер-суховей, раздует все тучи, поднимет пыль столбом, поэтому летом в степи ты меня не встретишь. Жарко здесь. Но постепенно на смену лету приходит осень. В начале стоит обычно ясная и теплая погода. Постепенно пасмурных дней становится больше и появляемся мы -кап-капли в виде холодного моросящего дождя. Вот так я и путешествую.

Экотопик: Спасибо, тебе Капелька. Раз ты все знаешь и много путешествуешь, то мы хотим взять тебя с собой. Мы с ребятами путешествуем по нашей республике вместе с волшебной книгой.

Капля: Хорошо, я согласна. Но я хочу отдохнуть с вами и поиграть в игру.

Иммитационная игра «В степи»

Дети под музыку имитируют дуновение ветра. А теперь отправимся. Заберемся на следующую ступеньку.

Капля: Ой, ребята, оказались мы с вами в предгорье. Да-да, кап-кап .Это лесистый хребет на нем расположены луга, на которых пасутся животные Они сплошь покрыты широколиственным лесом, огромные деревья - великаны выстроились в ряд, Я кап-кап и тут бывала. Зимой в виде снежинок спускались мы на землю и покрывали весь лес белым пушистым одеялом уже в середине ноября. Снега здесь уже побольше, чем в степи и похолоднее. Хорошо в это время в лесу: тихо, спокойно нет злого ветра. Весна приходит в апреле. И бежим мы с подружками быстрыми, журчащими ручейками, сливаемся, соединяемся вместе и наполняем реки талой водой. Самый жаркий месяц в предгорье июль. В это время часто идут сильные ливни, а иногда, когда воздух сильно остывает, то мы превращаемся в градинки. Уже в начале сентября в предгорье наступает осень. Вначале стоят ясные, погожие деньки, лес расписан яркими красками: желтыми, багряными. Первые заморозки наступают в октябре, пасмурных холодных деньков становится больше и лес засыпает.

Экотопик: Мы с вами оказались в лесу. Попробуем изобразить частичку того, что мы увидели:

Мы в лесу мои друзья

И все мы -дружная семья.

Деревья выстроились в ряд (дети выстраиваются в ряд)

И каждый встрече с вами рад.

Вот это гибкостью своею тешит взгляд (гнутся направо и налево)

А это высится сурово, как солдат. (руки поднимают вверх)

Одно раскидистые ветви простирает, (руки в стороны)

Другое на ветру трепещет и играет. (обе руки влево, обе руки вправо)

Побывали мы в лесу, а теперь поднимемся на следующую ступень.

Капля: Кап-кап вот мы оказались еще выше на склонах гор. Здесь встречаются вперемежку склоны покрытые почвой, а также покрытые камнем. Как здесь высоко! А сколько здесь трав. Мы с вами на альпийских лугах. Из-за высоты здесь свой, особый климат: чем выше, тем холоднее. Днем теплее, а ночью холодно. Поэтому я здесь очень часто встречаю своих родственников: росинку-сестрицу, братца-тумана, да братца-инея. Зима начинается раньше, чем на равнине: уже в ноябре устанавливается зимняя погода. Весна наступает в мае, снег тает и на горных склонах зажурчат веселые ручьи, которые дают начало бурным горным рекам. Лето приходит в июне. В это время луга покрыты самыми разнообразными травами. Травы растут очень быстро, это лучший корм для овец, коров, коз. Люди заготавливают для них душистое сено. Осень приходит неожиданно, уже в конце августа часто моросит дождь, погода резко портится, становится холодно и тоскливо.

Капля: А теперь я загадаю загадки о своих друзьях:

Над рекой,

Над долиной

Нависла белая холстина,

Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

В белом бархате деревни,

И заборы и деревья.

А как ветер попадет,

Этот бархат опадет. (Иней)

Заря-зарница-

Вился,вился

Красная девица

По небу гуляла, слезы потеряла Месяц видел - не поднял,

Солнце увидело-подняло. (Роса)

Белый рой

Сел на землю -

Стал герой. (Снег )


Капля: Молодцы, ребята, отгадали загадки. Давайте поднимемся на самую последнюю ступеньку. Вот мы и попали с вами в зону вечных снегов, или в высокогорную зону. Здесь вечные снега и ледники. Горы настолько высоки, что тучи, в которых мы живем, цепляются за их шапки. Климат очень холодный. Даже летом воздух не прогревается. Почвы здесь нет, одни камни и лед, да и растения не растут. Вот тут-то и находится гора Эльбрус, что в переводе с кабардинского означает «гора счастья». Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа и России. Это молодой, потухший вулкан, имеющий 2 вершины. Он покрыт вечным снегом и льдом.

Горы хранят в себе удивительные тайны. В их недрах, глубоко под землей, находится огромное количество самых разных полезных ископаемых: вольфрам, молибден, серебро, золото, базальт.

Экотопик: Спасибо, тебе Капля за твой рассказ. Нам с ребятами было очень интересно совершить эту увлекательную прогулку. А на следующем занятии мы с вами познакомимся с растительным миром нашей республики.