ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора ГБПОУ РК
«Крымский колледж
общественного питания и
торговли»
_____________Н.И. Шестопалова
«____» ________ 2017 г.
Методика реализации информационного, группового, краткосрочного проекта по теме «География мировых природных источников углеводородов»
Дисциплина: БД.9. География
и ПД.2 Химия
Специальности: 19.02.10 «Технология продукции общественного питания»
38.02.05 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров»
Преподаватели: Грачева Н.А. и Черненко Ю.М.
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании предметно-
цикловой комиссии
«Гуманитарных и естественно-
Научных дисциплин»
Протокол № ____ от ______ 201__г
Председатель ПЦК_________
Аннотация
Природа и человек находятся в постоянном взаимодействии.
Человек, для того чтобы сделать свою жизнь более комфортной, прибегает к использованию различных компонентов природной среды. Масштаб этого использования постоянно возрастает.
При первобытно-общинном строе человек находился в полной зависимости от природы. Основной целью его трудовой деятельности являлось обеспечение собственного пропитания (при родовой общине — охота, рыболовство, собирательство и бортничество (сбор меда диких пчел), при соседской общине — примитивное земледелие и животноводство). Второстепенное значение имело изготовление необходимых орудий труда (деревянных, каменных и металлических), простых транспортных средств (например, гребных лодок) и предметов домашней утвари. Особенность этого этапа — минимальное Воздействие человека на природную среду.
С каждым годом человек все больше и больше вмешивался в природу, осваивал добычу полезных ископаемых. На сегодняшний день жизнь человека невозможна без продуктов, полученных в процессе добычи полезных ископаемых. В связи с этим большое значение в науке и экономике мира занимает место о ресурсообеспеченности минеральными ресурсами.
Химия – часть нашей жизни, и без определенных процессов, которые происходили на Земле до того, как зародилась жизнь, естественно, не было бы человека. Усвоение пищи, дыхание человека и животного основано именно на химических реакциях. Тот же процесс фотосинтеза, без которого люди не смогут жить, тоже сопровождается химическими процессами. Некоторые ученые считают, что зарождение жизни на нашей планете происходило в среде, состоящей из диоксида углерода, аммиака, воды и метана, и первые организмы получали энергию для жизни, разлагая молекулы без окисления. Это простейшие химические реакции, сопровождающие зарождение жизни на Земле.
Химия в нашей стране служит одним из мощных средств построения общества. Мощный химической промышленности, непрерывно растет и развивается требуется пополнение кадров высококвалифицированных химиков. Химию широко применяют в различных отраслях промышленности.
Химия делает существенный вклад в создание различных материалов: металлических и неметаллических.
Во все времена химия служит человеку в его практической деятельности. Еще в древности возникли ремесла, в основе которых лежали химические процессы: получение металла, стекла, керамики, красителей. Большую роль играет химия в современной промышленности. Химическая и нефтехимическая промышленность являются важнейшими отраслями, без которых невозможно функционирование экономики. Среди важнейших продуктов химии следует назвать кислоты, щелочи, слои, минеральные удобрения, растворители, масла, пластмассы, каучуки и резины, синтетические волокна и многое другое. В настоящее время химическая промышленность выпускает несколько десятков тысяч наименований продукции. Исключительно важную роль играют химические продукты и процессы в энергетике, которая использует энергию химических реакций. Для энергетических целей используются многие продукты переработки нефти(бензин, керосин, мазут), каменный и бурый уголь, сланц и торф. В связи с уменьшением природных запасов нефти вырабатывается синтетическое топливо путем химической переработки различного природного сырья и отходов производства. Развитие многих отраслей промышленности связано с химией: металлургия, машиностроение, транспорт, промышленность строительных материалов, электроника, легкая, пищевая промышленность- вот неполный список отраслей экономики , широко использующих химические продукты и процессы. Во многих отраслях применяются химические методы, например, катализ(ускорение процессов), химическая обработка металлов, защита металлов от коррозии, очистка воды. Большую роль играет химия в развитии фармацевтической промышленности. Если есть химия, многие люди будут живы. И все это только благодаря химии. Роль химии в жизни современного человека трудно переоценить. Без неё немыслима ни медицина, ни косметология, ни кулинария, ни наш повседневный быт. Все крутится вокруг химии.
В процессе выполнения проекта по определению стран с местами добычи минеральных ресурсов обучающиеся принимают решения и несут за них ответственность, учатся овладевать информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий, работают в коллективе и команде, эффективно общаются с коллегами.
Ключевые слова:
Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии.
Учебно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на обучение обучающихся алгоритму ведения исследования, развитию у них исследовательского типа мышления
Проект- произошло от латинского "projectus", что означает "брошенный вперед".
В настоящее время в практике образования активно применяется метод проектов, который успешно решает не только учебные, но и воспитательные задачи.
Метод проектов дает возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Данный проект по содержанию является информационным, по форме – групповой, по времени – краткосрочный.
Планируя проект, преподаватель словно заглядывает в будущее, воображает то, что обучающийся может создать или получить, затратив определенные усилия. Проектный метод представляет собой средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.
Метод проектов вовлекает обучающегося в процесс исследования. Обучающийся проявляет активную позицию, за счет чего повышается заинтересованность, у него появляются полезные увлечения, повышается успеваемость.
Этот процесс завершается в реальном материале - продукте проекта. Результатом проекта является контурная карта с нанесением основных мест добычи полезных ископаемых.
2. Методическое обоснование темы.
Тема: География мировых природных источников углеводородов
Цель методическая: повышение эффективности, оптимизации обучения, формирование положительной мотивации обучающихся к изучению учебного материала, создание условий полного раскрытия творческого и интеллектуального потенциала, развития познавательных интересов.
Образовательная цель: освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире; взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; систематизация знаний о природных ресурсах Земли, их видах и местонахождении; закрепление знаний о территориальном расположении важнейших районов добычи основных видов топливных и рудных полезных ископаемых.
При формировании развивающих и воспитательных целей учесть особенности формирования общекультурных компетенций по специальности:
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Таким образом, в результате проектной деятельности будут сформированы следующие знания, умения и навыки
личностные:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
метапредметные:
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
предметные:
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации.
3.Методические рекомендации по подготовке проекта.
Основные требования к использованию метода проектов.
Наличие значимой в творческом, исследовательском плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная групповая деятельность обучающихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов)
Данная тема по география и химия имеют межпредметную связь, поскольку многие темы перекликаются и изучаются в одно время. География и химия, отличаются от других общеобразовательных дисциплин – умением удивлять, вызывать интерес у обучающихся к познанию. Природные ресурсы – это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальном производстве. Ресурсообеспеченность – это показатель, характеризующий уровень обеспеченности странны (целого мира) определенным природным ресурсом. Природные ресурсы классифицируются по виду исчерпаемости.
Природные ресурсы


Неисчерпаемые
Исчерпаемые




Энергия сил природы
Минеральные
Возобновляемые
Невозобновляемые







Строительные материалы
Энергия ветра, движущейся воды, внутреннего тепла Земли.
Лесные
Водные
Минеральные
Биологические
Почвенные
Минеральными ресурсами называют вещества и соединения, находящиеся в земной коре в виде горных пород и минералов, используемых в хозяйственной деятельности. В свою очередь минеральные ресурсы делятся на топливные, рудные и нерудные. Топливные ресурсы имеют осадочное происхождение и их залежи чаще всего располагаются на равнинных участках планеты. Наиболее важными видами энергетического сырья являются нефть, газ и каменный уголь. Нефть является важнейшим видом топлива, а также на ее основе изготавливают синтетический каучук, пластмассы и синтетические волокна. Следовательно, нефть является еще и исключительным ценным химическим сырьем. Нефть достаточно распространенное полезное ископаемое, добывается на всех материках, во всех частях земного шара. Природный газ имеет родственное с нефтью происхождение. Очень часто газовые месторождения соседствуют с месторождениями нефти. Нефть и природный газ возникают как на суше, так и в морских условиях. Каменный уголь представляет собой полезное ископаемое осадочного происхождения. Каменный уголь добывается только на суше, в значительном удалении от берегов морей. Руды – источники всех необходимых человеку металлов. Более 85 химических элементов относятся к металлам, и используются в хозяйственных целях. Металлы принято делить на черные, цветные, благородные, редкие и радиоактивные. Наибольшую роль в хозяйственной жизни играют черные и цветные металлы. К черным металлам, прежде всего, относят железо и марганец. Группа цветных металлов самая большая по количеству химических элементов, к числу наиболее востребованных относят алюминий, медь, олово. В процессе подготовки к выполнению проекта обучающиеся делятся на группы по 5 человек, каждая группа выбирает тему из предложенных и изучает план реализации темы: 1. Нефть
- Природный газ
- Каменный уголь
- Железные руды
- Руды цветных металлов
Каждая группа готовит доклад о выбранном минеральном ресурсе по следующему алгоритму: Теоретический модуль:
- Описание минерального ресурса
- Значение минерального ресурса в хозяйственной деятельности человека
- Характеристика территории, обладающая крупнейшими запасами
- Характеристика месторождения добычи минерального ресурса
- Применение минерального ресурса
- Способы добычи минерального ресурса
- Особенности добычи минерального ресурса
- Проблемы при добычи минерального ресурса
- Ресурсообеспеченность минеральным ресурсом
- Предложение мер по сохранению природного ресурса
Практический модуль: Обучающиеся подготавливаю контурную карту с нанесенными на ней основными странами, обладающими крупнейшими запасами. Преподаватели предлагают к рассмотрению информационные источники и консультируют обучающихся по методике работы с ними. Обучающиеся систематизируют материал и предоставляют преподавателям на корректировку, и формирование обобщений и выводов. На заключительном этапе обучающиеся оформляют готовую работу м подготавливают презентацию.
Критерии оценивания
Критерии оценки проектной деятельности:
Осознанность в выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы;
Аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов;
Выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность;
Качество подготовки теоретического материала и контурной карты;
Уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта;
Качество и полнота в оформлении записей.
Критерии оценивания защиты проектов:
Качество доклада, полнота представления работы, аргументированность и убеждённость;
Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, ответы на вопросы: полнота, аргументированность;
Деловые и волевые качества: ответственное отношение, доброжелательность, контактность.
Перечень информационных источников.
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Учебники и учебные пособия:
Основная литература.
Основная:
1. Баранчиков Е.В. География : учеб. Для студ. учреждений сред.проф.образования. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 320с.
2.Максаковский В.П. География. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ В.П. Максаковский. – 23-е изд., еперераб. И доп. – М.: Просвещение, 2014. – 416с.: ил., карт.
Дополнительная литература:
3.Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: экономическая и социальная география мира. Региональная характеристика мира: учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных организаций. Углубленный уровень / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014г. – 304 с.
Дополнительные источники:
Всероссийский научно-методический журнал «География. Все для учителя» № 10 октябрь 2017