НТР (Научно-техническая
революция )
План изучения темы «НТР»:
- НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.
- Научно-техническая революция. Понятие об НТР.
- Характерные черты НТР.
- Составные части НТР: наука, техника и технология, производство, управление.
- Эволюционный и революционный пути развития.
- Современный этап и перспективы НТР.
Образовательные задачи урока
1. Рассмотреть понятие о НТР, как о качественном перевороте в производительных силах человечества, основанном на превращении науки в непосредственную производительную силу;
2. Выявить характерные черты НТР и её составные части:
- 1.науку,
- 2. технику и технологию,
- 3. производство и
- 4. управление.
3. НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально-экономической географии.
4. Научно-техническая революция.
- НТР: наука, техника и технология, производство, управление.
5. Эволюционный и революционный пути развития. Современный этап и перспективы НТР.
Понятие о научно-технической революции
Научно-техническая революция
представляет
собой коренной и качественный
переворот в производительных силах
человечества, основанный на
превращении науки
в непосредственную
производительную силу общества
Значение НТР:
- НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека
- Мы живём в эпоху дальнейшего углубления НТР
Характерные черты и составные части НТР
Техника и технология
Военно-технический
Универсальность,
Интеллектуализм
Чрезвычайное
характер
ускорение
всеохватность
Характерные черты
НТР
Составные части
Производство
Наука
Управление
Универсальность и всеохватность
Преобразует все отрасли и
сферы деятельности человека:
- Характер труда;
- Быт человека;
- Культуру;
- Психологию людей .
Символы современной НТР:
ЭВМ, интернет, космос, АЭС, ТV
Чрезвычайное ускорение
научно-технических преобразований
- Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство
- Быстрый моральный износ продукции
- Постоянное обновление продукции
Интеллектуализация
Возросли требования к уровню квалификации
Трудовых ресурсов
Во всех сферах деятельности
Человека возросла доля умственного труда
Наука
Рост наукоёмкости
Система
знаний
Вид труда
Человеческой
деятельности
Познавательно-
теоретическая
Функции
науки
Прикладная
(конструктивная)
Культурно-
просветительская
Расходы на науку
ФИНАНСИРОВАНИЕ НИОКР ПО РЕГИОНАМ МИРА
РЕГИОНЫ
В % ОТ ВВП
МИР
ДОЛЯ В МИРЕ, %
1,4
РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ
100
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
2,2
87
0,5
СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
13
2,5
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА
ЗАРУБЕЖНАЯ АЗИЯ
1,8
38
28
0,8
СТРАНЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
27
0,8
ЮЖНАЯ АМЕРИКА
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
0,3
3,3
2
1,3
АФРИКА
1,2
0,3
0,5
РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2000 -2001г)
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5%
США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ
ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5%
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2%
КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1%
КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ
ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
РОССИЯ , ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО
СТРАНЫ-ЛИДЕРЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ПАТЕНТОВ, ТЫС. 2001г.
США
97
ЯПОНИЯ
ТАЙВАНЬ
33
6
МИР
176,1
ФРАНЦИЯ
ФРГ
29,1
11
СТРАНЫ
СПОСОБНОСТЬ СТРАН К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
США
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО НОБЕЛЕВСКИХ ЛАУРЕАТОВ
1
ФИНЛЯНДИЯ
254
ФРГ
2
95
3
ШВЕЙЦАРИЯ
74
4
ЯПОНИЯ
47
5
ИЗРАИЛЬ
ШВЕЦИЯ
29
6
28
7
ФРАНЦИЯ
16
8
ДАНИЯ
14
9
НИДЕРЛАНДЫ
14
10
13
Технопарки м технополисы
- В эпоху НТР возникло новое направление в секторе услуг — научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), включающие в себя научные исследования и опытное производство.
- Центры НИОКР часто совмещаются с вузами и предприятиями, выпускающими массовую продукцию.
- Образуются мощные научно-производственные комплексы, разрабатывающие современную технику, передовые технологии и выпускающие наукоёмкую продукцию.
Технополисы
- Первые имеют в своём составе вузы и научно-исследовательские институты, разрабатывающие определённую научно-практическую задачу. Например , Новосибирский академгородок занимался в основном исследованиями в области разработки природных ресурсов Сибири.
- Количество технопарков ещё в нач. 90-х гг. превысило 250. Их главная задача — освоение выпуска опытной продукции малыми сериями.
- Большое развитие они получили в Западной Европе (например, в известном британском университетском центре Кембридже, во французском городе Гренобле).
Технопарки и технополисы в США
- Родина технополисов — Япония, где была воплощена в жизнь идея создания на одной площадке экологически чистого города и новейших производств на базе крупных финансовых ресурсов.
ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ
ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
– ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
ФУНКЦИИ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
ТРУДОСБЕРЕГАЮЩАЯ
РЕСУРСОСБЕРЕГАЮЩАЯ
ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ПУТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
- ЭВОЛЮЦИОННЫЙ – ДАЛЬНЕЙШЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЖЕ ИЗВЕСТНОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ
- РЕВОЛЮЦИОННЫЙ – ПЕРЕХОД К ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЙ ТЕХНИКЕ И ТЕХНОЛОГИИ
Главные направления развития производства в эпоху НТР
- Электронизация — насыщение всех областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники;
- Комплексная автоматизация — развитие роботостроения;
- Перестройка энергетического хозяйства — более широкое использование новых источников энергии;
- Производство новых материалов — возникновение композиционных, полупроводниковых и керамических материалов;
- Ускоренное развитие биотехнологии;
- Космизация — развитие аэрокосмической промышленности.
1. ЭЛЕКТРОНИЗАЦИЯ
3. ПРЕРЕСТРОЙКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Световоды –для оптико-волоконной связи
5. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ БИОТЕХНОЛОГИИ
6. КОСМИЗАЦИЯ
Управление: на пути к высокой информационной культуре
- Кибернетика – наука об управлении