Что там за горизонтом, есть ли край Земли, какие за горами, морями страны, какие там живут люди? Эти вопросы всегда волновали и волнуют воображение людей. А зачем нужна география современному молодому человеку. Без знаний, которые мы получаем на уроках географии, вообще нельзя обойтись. Любой современный человек в эпоху глобализации должен иметь правильное представление об окружающем мире.
Г
Можете ли вы ответить на следующие вопросы:
1. Можно ли человеку в обычной жизни обойтись без географических знаний?
2. Востребованы ли знания по географии после окончания школы?
3. В каких профессиях нужны знания по географии ?
еография – это наука о планете земля, о ее природных закономерностях, о населении и его хозяйственной деятельности. В мире много профессий связанных с географией, но какую из этого множества выбрать, какая профессия полезнее всего?
Небольшой обзор профессий, в которых требуются знания географических законов
П
еречень профессий, в основе которых лежат знания по географии достаточно велик: агроном, археолог, военный, геолог, геоморфолог, геодезист, гидролог, горный инженер, демограф, дипломат, журналист, инженер - градостроитель, капитан корабля, картограф, климатолог, ландшафтный архитектор, лесник, логистик, медицинский географ, маркетолог, менеджер в туризме, метеоролог, океанограф, пилот, социолог, таможенник, торговый аналитик, турагент, фермер, эколог, экономист в сельском хозяйстве и многие другие……
Есть «старые», возникшие еще в конце XIX — начале XX века, традиционные географические специальности (лоцманы, геологи, горные инженеры, топографы, землемеры, кадастровые инженеры, метеорологи), и есть «новые», сравнительно недавно появившиеся (например, биоклиматология, география туризма или географическая планетология). Возможно, география поможет вам . определиться с выбором своей профессии
В географии выделяют два направления:
1. Физико-географическое направление изучающее природу земной поверхности.
2 . Социально-Экономическое направление изучает население и его хозяйственную деятельность.
Экономическая и социальная география
Экономическая география изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).
Экономико-географы - рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории; выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории.
Социогеографы - участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).
Примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах, картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.
В каких обычных профессиях нужны знания по географии
Б
ольшое число профессий немыслимо без географических знаний. Вот некоторые из них.
Врач - специалист по предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Ему необходимо знать о влиянии природы на здоровье населения, географическое распространение болезней.
Экономист - специалист по экономическому сопровождению финансово-хозяйственной деятельности, должен владеть знаниями о закономерностях размещения объектов экономики, населения.
Б
изнесмен - человек, имеющий своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды, знания о природе, экономике, особенностях населения помогут людям этой профессии развивать свой бизнес с максимальной выгодой.
Строитель – специалист по строительству, ему необходимо владеть знаниями о горных породах, сейсмичности, расположении подземных вод, оползневых процессах территорий, на которых ведется строительство.
Экскурсовод - специалист по проведению экскурсий, он должен уметь читать карту, ориентироваться на местности, знать особенности природы, населения, хозяйства, мест проведения экскурсии.
Военный – специалист по вооруженной защите страны, отражения нападения в случае войны, ему необходимы знания о природе, населении, экономике стратегических районов, их влиянии на подготовку и ведение военных действий. Умение читать и составлять карты, знать способы ориентирования на местности.
Моряк - специалист, который работает или служит на судне, должен знать о местоположении различных географических объектов, о ветрах, течениях, климате, штормах и цунами.
Д
ипломат – специалист, осуществляющий официальные дипломатические отношения с иностранными государствами, международными организациями и их представителями. Им необходимы знания о природе, населении, экономике стран, в которых работает или ведёт переговоры.
Маркетолог - специалист по продаже товаров. Для успеха своего дела он должен владеть знаниями о географии производства и продажи товаров. Логист должен составлять рациональные пути перемещения товаров.
В
се работы хороши, выбирай на вкус
Лоцман – знаток фарватера, специалист порта по проводке судов, отвечающий за их беспрепятственное прохождение в сложных местах. Он хорошо знает условия плавания в каком-либо сложном для судоходства прибрежном районе с большим количеством отмелей, каменистых островов, подводных скал. По статистике, почти 90% кораблекрушений происходит в районах, ограниченных для мореплавания, в портах и на подходах к ним.

Лоцман- не заменяет капитана, он лишь советник капитана, т.к. лучше знает местные условия навигации. Совместно с капитаном отвечает за качество своей работы.
Рабочее место лоцмана - портовые лоцманские службы.
Обучение на лоцмана по специальностям «Судовождение», «Морское судовождение», « Речное судовождение». В Нижнем Новгороде можно получить образование в Волжской государственной академии водного транспорта и Нижегородском речном училище имени И.П. Kyлибина
Спелеолог
Спелеология - пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), они – исследуют пещеры. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает подводные пещеры)
Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве секретных площадок. Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, исследования пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (старые штольни, бункера, фундаменты старинных зданий, русло подземных вод, подземные склады и коммуникации). Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.
Геолог
Г
еология - комплекс наук о составе, строении земной коры и истории развития земли. Геолог - специалист по изучению состава и строения горных пород с целью поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Геолог, это разведчик и первопроходец. Он составляет «портрет» изучаемого района в виде схем, карт, планов и диаграмм. Работа геолога начинается с изучения сопоставленных горных пород, взятых с поверхности земли, со дня моря или из скважин, отбора образцов, их лабораторного исследования. Геолог должен понять, есть ли в данном районе полезные ископаемые, какие именно, как они расположены и насколько целесообразна их промышленная разработка.
Его задачи: - проведение геолого-съемочных, поисковых работ на перспективных площадях; - разведка и оценка выявленных месторождений на суше и в морских условиях;
- обеспечение геологического обслуживания горнодобывающих предприятий;
- установление мест заложения горных выработок и буровых скважин;
- разработка планов горных работ; изучение геологического строения месторождений; - осуществление геологического контроля за горно-эксплуатационными работами, состоянием разработки нефти и газа; - обобщение геологического материала и результатов промысловых и геофизических исследований.
Плюсы профессии: любителям путешествий - возможность побывать в разных регионах России; любителям экстрима - полевые работы в трудных условиях на суше, на море и в воздухе (жара пустынь или морозы севера, тучи комаров в болотах и тайге) ; жизнь в палатке, многокилометровые маршруты в течение всего полевого сезона дают возможность испытать себя на прочность.
М
инусы профессии - постоянный вахтовый метод работы геолого-разведочные экспедиции; геофизические и буровые партии; научно-исследовательские учреждения геологического профиля; горнодобывающие промышленные организации; нефтегазодобывающие промышленные организации. Плотный график работы в экспедиции, без выходных и бытовых удобств.
Важные качества – нужно отличное здоровье и физическая выносливость; умение глобально мыслить; развитое логическое мышление; хорошо развитая память; аналитическое мышление; способность переносить длительное физическое и психическое напряжение в разных погодных условиях и в различной местности; умение быстро ориентироваться в окружающей обстановке; высокий уровень концентрации внимания; способность работать в условиях ненормированного рабочего дня; наблюдательность; эмоционально-волевая устойчивость; способность прогнозирования; умение работать в команде.
И
нженер-горняк
И
нженер-горняк - сотрудник компании, специализирующейся на добыче полезных ископаемых. Полезные ископаемые используются во всех сферах нашей жизни. Профессия эта не очень редкая, она сопряжена с опасностями, специалист отвечает за разработку месторождений, прокладку шахт, техническое обеспечение. Инженеры по горным работам контролируют все процессы, отвечая за технико-технологическое обеспечение. Инженеры-горняки часто страдают от сложных профессиональных заболеваний, среди которых астма, вибрационная болезнь, тремор, артрит и артроз, бронхиты и другие легочные заболевания. Разработка горной породы – контролируемый процесс, но часто инженеры и сотрудники рабочих бригад страдают от травм (ушибы, переломы и др.).
Обязанностей у этого специалиста много, главное - обеспечение технической стороны и безопасности, рассмотрим основные:
- проектирование и строительство шахт, других горнодобывающих систем в сотрудничестве с геодезистами;
- планирование, производственно-техническая часть пакета документов;
- полноценное участие в организации, проведении, ликвидации работ;
- контроль соблюдения плана и правил безопасности, обращения с техникой и инструментом;
- обеспечение бесперебойной поставки полезных ископаемых, соблюдение сроков отгрузки;
- оформление документов, необходимых для транспортировки и использования взрывчатых веществ, без которых рассматриваемый тип работ выполнять невозможно;
- проведение анализа эффективности труда, а также рассмотрение ситуаций, которые привели к простою, авариям, несоблюдению планов и графиков.
Место работы Эти специалисты трудятся на предприятиях, занимающихся добычей разных видов полезных ископаемых. Они работают непосредственно на объекте: шахты, карьеры, скважины и другие. Инженеры-горянки имеют 3 квалификационные категории: I, II, III; есть хорошие карьерные перспективы можно стать начальником карьера.
Плюсы профессии Достойная заработная плата; досрочная пенсия, социальные гарантии; профессиональный рост и повышение квалификации; работа в крупной компании, обеспечивает инженера жильем, гарантированным питанием; эти специалисты всегда востребованы;
Минусы профессии это не офисная работа, труд на открытом воздухе или под землей; работа связана с физическим трудом; вредные условия труда, риск травматизма, профессиональные заболевания; большая ответственность за объект и сотрудников;
Обучение на инженера-горняка - следующие программы подготовки в вузах: «Горное дело», «Маркшейдерское дело», «Горнопромышленная экология».
К
артограф – специалист по составлению бумажных карт
Наука география неразрывно связана с картами. Они - второй язык географа.
Картограф – специалист по составлению бумажных и электронных карт.
Особенности профессии Картографы-теоретики разрабатывают способы отображения объемного рельефа на плоскости, методики создания тематических карт и атласов, развитием цифровой картографии. Прикладная картография – это получение данных поверхности земли или других планет. А также составление на основании этих данных новых карт и выпуск в типографском или электронном виде. Данные собирают с помощью наземной съемки местности, аэросъёмки (с помощью авиации) и космической фотосъемки (со спутников). Наземную съемку производят топографы и геодезисты- с помощью нивелира (для определения высоты) и теодолита (для измерения расстояний). С учётом полученной информации, создаётся единая основа для карт. Если картографы работают вместе с программистами, то они выпускают электронные (цифровые) карты. На основе электронных карт работают навигационные системы «Глонасс» - в России, GPS - в США, «Магеллан» - в Европе. Сейчас очень популярны интерактивные карты, позволяющие в онлайн-режиме рассмотреть разные участки земной поверхности и наблюдать за развитием ситуации в том или ином месте (видеопоток с улиц городов) Помимо земной картографии существует картография космическая, которая описывает поверхности других планет: Марса, Луны, Венеры.
Рабочее место Научно-исследовательские институты космоса, Мирового океана; Компании, производящие онлайн-карты; Картографические фабрики и бюро, выпускающие электронные и бумажные карты;
Важные качества Склонность к точным наукам, наблюдательность, ответственность, методичность. Должны иметь познания в геодезии, топографии, географии, математике, информатике и др. Нужно уметь собирать и систематизировать топографические материалы, масштабировать и чертить карту. Пользоваться географической информационной системой (ГИС)
Гидролог
Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши. Гидролог исследует круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализирует режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; даёт оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвует в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляет каталоги водных объектов суши. Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.
З
емлеустроитель и Кадастровый инженер занимаются межеванием земель. Их работа, необходима при выполнении любых операций с земельными участками.
Землеустроитель — это специалист по топографической съёмке, измерениям и межеванию земельных угодий. Его можно назвать старинным словом «землемер», который с деревянной меркой, похожей на циркуль шагают по полям, высчитывая их длину и ширину. Землемер занимается отводом земель и под строительство частных домов, и для общественных нужд, и для промышленных предприятий, и для фермерских хозяйств. Он определяет размеры и границ земельных наделов, следит, чтобы земля использовалась рационально, эффективно и в соответствии с законом. В своей работе современный землеустроитель использует современные геодезические инструменты, фотосъёмку. Исследуя земельный участок, он составляет его план и тщательно фиксирует данные, отражая в нём все важные особенности. Составляя проекты землеустройства, учитывает требования экологического и земельного законодательства, ведёт земельно-учётную документацию, формирует так называемые землеустроительные дела‚ готовит землеотводные документы, разрабатывает технико-экономические обоснования для установления границ участка. Он может участвовать в урегулировании земельных споров, проводить земельную экспертизу, выступать в качестве эксперта в суде. Работа эта не кабинетная, большую часть времени он находится в поездках и под открытым небом.
Рабочее место работать в государственных проектных и научно-исследовательских институтах землеустройства, в юридических фирмах, специализирующихся на земельных отношениях, земельно-кадастровых палатах
Важные качества Профессия предполагает пространственное мышление, хорошую зрительную память, аккуратность, организованность, требовательность, требуется ответственность, трудолюбие, дисциплинированность ( любая ошибка может стать причиной утраты квалификационного аттестата) , хорошие аналитические способности, быть достаточно здоровым и физически выносливым (для работы на местности), дипломатичным (при разрешении спорных ситуаций), стрессоустойчивым, коммуникабельным, важна хорошая память, аккуратны, организованны, требовательны.
Обучение на землеустроителя специальность «землеустройство» можно получить в колледже или вузе. Специалист с вузовским образованием называется инженером-землеустроителем, а со средним специальным – техником-землеустроителем.
Обучение на Кадастрового инженера Для получения профессии кадастрового инженера в вузе надо выбрать направление «Землеустройство и кадастры» (код 21.03.02) или «Картография и геоинформатика» (код 05.03.03), после обучения получить квалификационный аттестат кадастрового инженера.
У каждого кадастрового инженера, работающего легально есть квалификационный аттестат, собственные бланки и печать.
Место работы в юридических фирмах, либо в качестве индивидуальных предпринимателей, предлагающих свои услуги частным и юридическим лицам.
Инженер путей сообщения или инженер по строительству железных дорог, мостов и тоннелей
О
собенности профессии Инженер путей сообщения по сути является инженером-строителем широкой специализации, проектирует железные дороги, транспортные развязки, мосты и тоннели, а так же организует их строительство, обслуживание и ремонт. Производственные должности инженера путей сообщения могут называться иначе: проектировщик, начальник строительства, начальник объекта, начальник работ по обслуживанию путей сообщения.
В его обязанности входит: - выяснение условий будущего строительства путей сообщения- природный ландшафт, рельеф, грунт, проточные и подземные воды, состояние имеющихся железных и шоссейных дорог, интенсивность движения транспорта в настоящем и будущем;
- проектирование, строительство, расширение, обслуживание и реконструкция железных дорог и сопутствующих им искусственных сооружений, шоссейных дорог, улиц, аэродромов;
- демонтаж путей сообщения и сооружений;
- планирование и управление безопасностью дорожного движения и транспортного строительства с учетом социальных, экономических, экологических, медицинских и этических аспектов, охраны труда.
Плюсы профессии Стабильная, востребованная работа, достойная зарплата
Минусы профессии Крайне ответственная работа, сменная работа, вахтовый метод, приходится работать в выходные и праздники по графику
Место работы проектные организации, строительные объекты, которые находятся в самых разных регионах страны.
Важные качества ответственность; способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения; умение работать в команде; быстрая и точная реакция; развитое перспективное мышление; аналитические способности; пространственное воображение; хорошая физическая и психологическая форма; умение работать самостоятельно при минимальном контроле; способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения; умение анализировать и систематизировать информацию; умение находить нестандартные решения в цейтноте; умение четко выполнять полученные инструкции; постоянное стремление к повышению квалификации; освоение технологических изменений и технических новшеств.
С
тупеньки карьеры и перспективы На начальном этапе молодой специалист работает под руководством опытного инженера, осваивая практические секреты профессии. Для продвижения по карьерной лестнице с повышением категории инженер должен получить степень магистра. Дальнейшие ступеньки карьеры: начальник объекта, начальник строительства.
Эту профессию можно получить : Московский институт инженеров транспорта – МИИТ, его подготовка всегда считалась самой основательной и перспективной. Инженеры, получившие образование по данной специальности, успешно работают и в других секторах экономики.
М
етеоролог
Метеорологи вечные путешественники, участники различных экспедиций; ведут наблюдения на полярных станциях , на высокогорных плато, с самолетов, аэростатов и океанских лайнеров. Им требуется строгая объективность при проведении измерений и высокая точность их записи. Метеорологи изучают состав и строение атмосферы; теплооборот и тепловой режим в атмосфере и на земной поверхности, влагооборот и фазовые превращения воды в атмосфере, движения воздушных масс; электрические, оптические и акустические явления в атмосфере. Они должны хорошо знать физику, математику, информатику и собственно географию. Рынок труда: метеорологи-климатологи работают синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. Можно работать в организациях: Метеобюро больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы. Профессионально важные качества: Аналитические способности. Аккуратность. Ответственность.Терпение.Упорство.Наблюдательность. Умение работать в команде. Предусмотрительность. Большой объем кратковременной памяти. Способность к прогнозированию.
Эту профессию можно получить : Метеорологи учатся в МГУ или Российском государственном гидрометеорологическом университете;
Современные перспективные направления метеорологии и климатологии:
палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер планет и их спутников)
Эколог
Выделяют несколько разделов экологии:
- общая экология - исследование целых экосистем и частных разделов (экология растений, животных и др.);
- полевая экология -исследование живых организмов в естественной обстановке; - экспериментальная экология - изучение влияния отдельных факторов среды на живые организмы с использованием лабораторных приборов и установок. В настоящее время выделяют близкие и родственные этой профессии виды деятельности: инженер-эколог, физик-эколог, химик-эколог, инженер по безопасности технологических процессов и др. Важные качества: аналитические способности; математические способности; логическое мышление; гибкость ума; ответственность; инициативность; самостоятельность; добросовестность; наблюдательность; аккуратность.
Вулканолог
Вулканология - наука о вулканах, причинах их образования, их развитии, строении, закономерностях размещения на поверхности Земли.
Вулканолог — специалист по вулканологии, занимающийся изучением вулканов. Современная вулканология призвана изучать вулканы не только с целью прогнозирования их извержений, но и использования энергии вулканического тепла для нужд народного хозяйства. Наблюдение за жизнью вулканов ведется круглосуточно. Изучаются структуры действующих и потухших вулканов. Вулканолог разрабатывает методы предсказания извержений и использование вулканического тепла и горячих вод для нужд народного хозяйства. Вулканологи также изучают гейзеры, которые расположены, как правило, вблизи вулканов. Неоценима помощь вулканологов в момент извержения вулкана: следя за направлением пеплового шлейфа, изучая его химический состав, они выдают прогнозы метеослужбам и авиадиспетчерам, корректирующим траектории полета самолетов.
Важные качества: физическая выносливость; аналитический ум; логическое мышление, наблюдательность, склонность к естественным наукам , хороший слух и зрение; пространственное воображение; наблюдательность; внимание.
Минусы профессии изучение действующих вулканов, зона повышенной опасности - в раскаленная лава, удушливые газы и горячая пыль, постоянная опасность.
Место работы: Институт вулканологии и сейсмологии ДВО РАН в Петропавловске-Камчатском, Кафедры «Петрографии и вулканологии» в МГУ и СПбГУ.
Океанолог
Океанологи изучают воды океанов и морей, исследуют их состав, свойства и строение, отслеживают физические, химические и биологические процессы, происходящие в морях и океанах. В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).
Профессионально важные качества: физическая выносливость; хорошая память; внимательность; логическое мышление; любовь к природе.
Можно получить эту профессию: МСХА имени К.А. Тимирязева; МГУ
Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.
П
очвовед
Почвовед- специалист, занимающийся изучением почвенного покрова, изучает происхождение, динамику, современное состояние, будущую перспективу развития почвы, а так же рациональное использование почвенных ресурсов.
В России самые большие в мире массивы плодородной земли, и недаром именно в нашей стране появилось почвоведение, основы которого были заложены В.В.Докучаевым.
Специфика профессии: планирует, организует и проводит полевые исследования почв; проводит почвенно-географическое и агропочвенное районирование территории; составляет почвенные, экологические и агрохимические карты; внедряет методы борьбы с эрозией, применения средств химизации; анализирует выращиваемые культуры и вносимые в почву удобрения; проводит санитарно-гигиеническую экспертизу качества продукции растениеводства; разрабатывает системы удобрений в хозяйстве; решает задачи, связанные с охраной почвенного покрова; составляет экологический паспорт почвенного покрова, проводит его сертификацию и кадастровую оценку.
Личные качества аккуратность; наблюдательность; хорошая память; аналитические способности; склонность к кропотливой работе; внимательность
Плюсы профессии работа на свежем воздухе, наличие командировок и путешествий
Минусы профессии невысокая заработная плата
Место работы почвенные и агрохимические лаборатории; сельскохозяйственные предприятия; агропромышленные и лесохозяйственные предприятия; фермерские хозяйства; органы экологического контроля и управления природопользованием; в проектных и исследовательских институтах; в научно-исследовательских институтах и организациях (Мин природных ресурсов РФ, Российской академии наук, Российской академии сельскохозяйственных наук); государственные кадастровые учреждения (Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости); комитеты по земельным ресурсам; строительные, архитектурно-проектные организации.
О
бучение почвоведа проходит в уч заведениях по специальности “Почвоведение”. Родственными специальностями являются биология, география, педагогика, сельское хозяйство, землеустройство, агроэкология.
Геммолог
Геммология изучает химический состав драгоценных камней, их физические свойства, а также качество ювелирных изделий. Геммолог занимается определением, оценкой и сертификацией драгоценных камней. Обязанности геммолога: сортировка камней (по размеру, форме и качеству); подбор комплектов камней; подбор камней для ремонта изделий; оформление накладных; расчет цены поступающих изделий; оценка камней в изделиях (характеристики); контроль за хранением камней; работа с поставщиками- закупка, контроль поставок, анализ цен; контроль производства.
Место работы сфера производства и торговли камнями и ювелирными изделиями.
Важные качества острое зрение; хорошее цветовосприятие; усидчивость; высокая концентрация внимания; стрессоустойчивость; ответственность.
Обучение геммолога нужно поступить на геологический или минералогический факультет,на пятом курсе выбрать специализацию «Геммология» Различают геммологов с цветным и белым дипломом. Первый дается специалисту по драгоценным камням, второй - по бриллиантам.
Ландшафтоведение- классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли.
Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук. Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).
Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.
Р
ынок труда: научно исследовательские институты, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские по проектированию эстетических ландшафтов.
Менеджер по туризму
это специалист в отрасли туризма, который занимается организацией туристических поездок клиентов. Менеджер по туризму — обобщенное название профессии, которая является многофункциональной. Бывают специалисты-универсалы, которые умеют в одиночку организовать путешествие туриста от начала до конца, но чаще всего в туристических компаниях (туроператорах) практикуется разделение труда по специализации: менеджер по работе с клиентами, менеджер по бронированию билетов, менеджер направления, менеджер по оформлению виз и страховок, менеджер по организации делового туризма и т.д. С каждой из этих специальностей по отдельности может справиться и менеджер по туризму без опыта работы под руководством более опытного специалиста. В крупных компаниях организация поездки туриста напоминает работу конвейера: на каждом этапе организации тура к делу подключаются разные специалисты.
Обязанности менеджера по туризму:
консультирование потенциальных клиентов; разработка маршрутов; составление экскурсионных программ и развлечений; бронирование мест в отелях; выкуп билетов на регулярные авиарейсы; организация чартерных авиарейсов; переговоры с принимающей стороной; оформление страховок и виз; формирование пакетов туров; заключение договоров с турагентствами; проведение рекламных кампаний; разрешение конфликтных ситуаций с представителями принимающей стороны; изучение предложений на рынке и оптимальный подбор тура по запросу клиента; оформление договора с клиентом.
Плюсы профессии перспективность, востребованность в кадрах; возможность побывать во многих странах как часть работы или по горящим путевкам и спецпредложениям на отдыхе; хороший уровень зарплаты; многопрофильность профессии менеджера по туризму позволяет работать с любым уровнем образования и опыта, работа найдется любому; при приёме на работу нет жесткого образовательного ценза.
Минусы профессии высокая ответственность; сезонность работы и зависимость от этого уровня зарплаты; возможные стрессовые ситуации в случае производственных неувязок и форс-мажорных обстоятельств (задержка самолета, стихийное бедствие или война, задержка туриста на таможне и т.д.); туристы беспокоят звонками в любое время суток, и менеджер должен спокойно реагировать и отвечать на возникшие вопросы;
Личные качества коммуникабельность; организаторские способности; личная организованность; красноречие; дипломатичность; обаяние; хорошая память; высокая стрессоустойчивость; железная выдержка и самообладание; способность убеждать собеседника; ответственность; гибкость мышления.
Где получить образование в области географии
В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географический факультет педагогических университетов и институтов. Особняком стоит изучение географии в педагогических вузах. Здесь готовят не исследователей-аналитиков, как на геофаках классических университетах, а прежде всего педагогов, умеющих преподавать как физическую, так и общественную географию. Эти две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность (порядка пятидесяти в российском реестре такой учебной дисциплины, как «география»).
Ближайший, где можно получить образование на одном из двух факультетов: Факультет географии, геоэкологии и туризма. Кафедры: геоэкологии и мониторинга окружающей среды; физической географии и оптимизации ландшафта; социально-экономической географии и регионоведения; природопользования; рекреационной географии, страноведения и туризма.
Работа ведется по двум основным формам образования: высшее профессиональное образование (ВПО) и среднее профессиональное образование (СПО).
На геологическом факультете существуют кафедры: геофизических методов поисков и разведки месторождений полезных ископаемых; гидрогеологии, инженерной геологии и геоэкологии; исторической геологии и палеонтологии; минералогии, петрографии и геохимии; общей геологии и геодинамики;полезных ископаемых и недропользования; экологической геологии.
Сегодня в России имеется много учебных заведений, где возможно получить и более узкую специализацию, например, профессию геодезиста. В области геодезии на различных уровнях освоения этой сложной специальности можно работать после окончания как среднего учебного заведения - техникума или колледжа, так и высшего - университета, института или академии.
В
улканологи в России — это штучные специалисты. В Москве профессию вулканолога можно получить на геологическом факультете МГУ им. Ломоносова и Санкт-Петербургском ГУ, кафедре «Петрология и вулканология» — это главные центры изучения вулканов в России. А также на кафедре «Геоморфологии и палеогеографии» географического факультета и на отделении механики механико-математического факультета. В других городах специализацию вулканолога можно получить на геологоразведочных факультетах университетов или технических ВУЗов.
Чаще всего вулканологами становятся геологи и геофизики.
Среди профессиональных географов были и есть много знаменитых людей, известные генералы, адмиралы, государственные деятели, писатели, телеведущие, журналисты.…
Николай Дроздов (ведущий телепрограммы «В мире животных»),
Александр Беляев («главный телесиноптик» на телевидении),
Иван Затевахин (теле - и радиоведущий программ о животных),
Фёдор Конюхов (знаменитый мореплаватель и путешественник-одиночка),
Вадим Глускер (собственный корреспондент НТВ во Франции),
Александр Кондаков (гендиректор издательства «Просвещение»),
Борис Соколов (известный в России писатель на военно-политическую тематику),
Жак-Ив Кусто (океанограф с мировым именем, изобретатель акваланга),
Аугусто Пиночет (военный диктатор Чили),
Наследный английский принц Гарри