2. Проверка домашнего задания | Дидактические карточки + работа со слайдом+ фронтально: 1.Какой древнегреческий ученый первым высказал предположение, что Земля имеет форму шара? (Пифагор) 2. Какой древнегреческий ученый доказал, что Земля имеет форму шара? (Аристотель) 3.Вопрос: Какие острова открыли финикийцы? (Азорские и Канарские) В VI веке до н.э. египетский фараон НЕХО поручил финикийцам изучить , велика ли страна Ливия. Почти три года потребовалось финикийцам , чтобы обогнуть Ливию. Путешествие показало, что Ливия очень большая и со всех сторон окружена морями. 4. О каком материке идет речь? (Африка) Большой вклад в развитие знаний об Индии и Китае внесло удивительное странствие венецианца, отправившегося в 1721г. Со своей семьей в далекое торговое путешествие на Восток. Этот путешественник в своих странствиях провел 22 года и, вернувшись на родину, описал увиденное в своей книге: особенности климата, обычаи разных стран, архитектуру городов, их жителей. 5.О каком путешественнике идет речь? (Марко Поло) | Работают с карточками Отвечают устно на вопросы учителя |
3.. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | Как вы думаете как горошины перца могут быть связаны с наукой география? Индия — родина черного перца. Остров Малабар, что на юго-западном побережье Индии назывался раньше Малихабар – “земля перца”, а сам перец назывался “малабарской ягодой”. Из письменных источников известно, что употребляли перец с давних времен, более 3000 лет назад люди использовали его при приготовлении пищи. В средние века перец также ценился очень высоко, его использовали как средство уплаты налогов и даже как приданое. Если вспомнить знаменитое плаванье Христофора Колумба, то одной из задач этой экспедиции было найти кротчайший путь в Индию и налаживание поставок пряностей в Европу. Таким образом, черный перец и другие пряности послужили причиной начала эпохи великих географических открытий. В конце XV века в поисках плантаций перца португальцы во главе с Васко Да Гама, обогнув африканский континент, открыли морской путь в Индию. А позднее подчинив себе Яву, Цейлон и Суматру получили монополию на торговлю “черным золотом”. Да, так раньше называли вовсе не нефть. А испанцы, под предводительством Христофора Колумба, пытаясь открыть обходной путь в Индию, случайно открыли Америку. Так, что маленькая горошина перца оказала влияние на весь ход мировой истории! Сформулируйте тему урока Задачи? |
4. Введение нового материала. | Плавание Х.Колумба. Живя вблизи моря, Христофор Колумб ещё в детстве совершал свои первые плавания. (Васко да Гама открыл путь в Индию вокруг Африки). У Колумба созрел план: если плыть на корабле всё время на запад, через Атлантический океан, то, в конце концов, можно достигнуть Восточной Азии. 3 августа 1492 года в море вышли три небольших корабля, матросами, на которых были, в основном, осужденные преступники. Прошло 33 дня, как экспедиция покинула заселенные острова, а Земли не было видно. Буйная команда начала роптать. Чтобы её успокоить, Колумб начал записывать в судовой журнал пройденные километры, умышленно их уменьшая. Наконец, они открыли о.Гаити, Куба и ряд других. Колумб полагал, что это были острова Южной и Восточной Азии. Будучи уверенным, что достиг Индии, Колумб назвал местных жителей индейцами. Трижды плавал Колумб в Вест-Индию, но до конца жизни считал, что открыл и исследовал берега Азии. Путешествие Ф.Магеллана. «Я знаю, что существует пролив между океанами, я пойду на запад. Я найду пролив!». Этот человек – Магеллан. Магеллану дали 5 кораблей и они отправились в путь. Корабли пересекли Атлантику и шли вдоль берегов Южной Америки. Разбилось о скалы самое быстроходное, лучшее для ведения разведки судно. Корабли нашли пролив через год. Четыре корабля вошли в мрачный и безмолвный пролив. (Потомки назовут его именем Магеллана). Ни одного человека не видно вокруг, лишь какие-то огни полыхают в ночном мраке по левому борту, но ним и дал Магеллан название новой земле – Огненная. Царит безветрие, и Магеллан навеки нарекает имя океану – Тихий. Корабли плывут по неизвестному океану. Было съедено все, даже кожа, которой были обшиты канаты, кожа, которая загрубела так, что её вымачивали в воде 4-5 дней. Каждый день кто-то умирал от цинги. В дневнике экспедиции записано: «…если бы не столь благоприятная погода, мы все погибли бы среди этого необъятного моря». После ста страшных дней голода, жажды и одиночества корабли подошли к островам, в честь наследника испанского престола Магеллан назвал их Филиппинскими. Именно на этих островах он погиб во время стычки с местным населением. В Испанию вернулся лишь один корабль «Виктория» и 18 моряков. Работа в парах: 1 варианты осваивают информацию об открытии Австралии, 2 варианты – об открытии Антарктиды. Затем 1 варианты обучают 2, а потом 2 варианты 1. | Слушают, анализируют, запоминают Работа с текстом учебника, работа в парах. |
5. Закрепление. | Работа с презентацией. Беседа.Какие части света и материки были известны древнегреческим ученым?Кто совершил первое кругосветное путешествие? Найдите на картах атласа объекты, названные в честь знаменитых путешественников, о которых вы услышали на уроке или прочитали в параграфе. Работа с контурными картами: Подпишите на контурной карте все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа. Нанесите маршрут путешественника по вашему выбору. | Смотрят, слушают, анализируют, выполняют тестовые задания, выполняют задания на контурных картах |