Дата:10 ноября 2020г.
Предмет: Крымоведение,8 класс
Урок № 10
Тема урока: «Геологические памятники природы Крым»
Тип урока: Урок объяснения нового материала
Цель урока: Знакомство с памятниками природы Крыма
Задачи: дать учащимся представление о геологических памятниках природы;
изучить с обучающимися строение Крымских гор, уникальные геологические памятники природы Крыма;
совершенствовать навыки работы с картой.
Методы: объяснение,рассказ,беседа.
Оборудование: рабочая тетрадь с печатной основой «Крымоведение» под редакцией А.В. Супрычева; демонстрационная «Физическая карта Крыма».
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель настраивает класс на сотрудничество: « Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте все ли у вас готово к уроку.»
Актуализация знаний для изучения новой темы.
Задание №1. На предыдущем уроке изучили тему «Основные формы рельефа Крымского полуострова». Проведем небольшой опрос:
Что такое рельеф?
На какие две части делится Крым в рельефе,опишите поподробней.
Какие равнины и горы есть в Крыму?
Откройте учебник на странице 31 и выберите верные характеристики Крымских гор.
Изучение нового материала.
1.Мотивационный момент
Демонстрация учебного фильма по географии «Крымские горы» (продолжительность 7 мин 58сек).
2.Изложение нового материала.
Крым – уникальный полуостров с невероятно красивой природой, известными геологическими памятниками. На его территории находится много необычных каньонов, ущелий, горных вершин, перевалов, водопадов и палеовулканов.
Рельефы и пейзажи крымского полуострова уникальны, заслуживают внимания исследователей, туристов, тех, кто любит природу. Известные геологические объекты позволяют увидеть природные явления вживую, обогатить знания, получить яркие эмоции, эстетическое удовольствие. Ими называют отдельные фрагменты изменений рельефа земной коры, которые фиксируют наглядные данные о геоморфологических деформациях, информацию о новых изменениях поверхности.
Чатыр-Даг и его пещеры.
Чатыр-Даг является удивительным геологическим памятником, занимающим первое место по числу карстовых провалов и разнообразных пещер. Сам массив разделен на верхнее и нижнее плато, до которых легко дойти через Ангарский перевал. Помимо вершин Эклизи-Бурун и Ангар-Бурун, популярными объектами Чатыр-Дага являются разнообразные пещеры:
В верхней части массива – знаменитые пещеры Мраморная, Эмине-Баир-Коба (Трехглазка) и Эмине-Баир-Хосар.
В нижней части – «дикая» сталактитовая пещера Суук-Коба и знаменитая пещера «тысячи голов» Бин-Баш-Коба.
Большой каньон и его молодильные ванны.
Большой каньон не зря называют «крымским учебником геологии». Он сформировался приблизительно 1,5 — 2 млн. лет назад на месте тектонического разлома. Сегодня глубина каньона местами превышает 320 м., а общая ширина составляет около 3 км.
Каньон образовался под действием воды, медленно и методично промывавшей себе путь через горный массив. Сегодня от мощного потока в Большом каньоне осталось множество водопадов и «ванн» – промытых углублений, глубина которых не превышает 2,5 м. По легенде эти «ванны» обладают чудодейственной силой, возвращающей молодость и красоту каждому искупавшемуся. Весной и в период дождей заходить в Большой каньон крайне опасно. Множество речек и ручьев сливаются в мощный поток, который сметает на своем пути даже огромные валуны. Кроме того весной из-за активного таяния снега наверху, в каньоне нередко случаются сильные камнепады.
Привидения Демерджи-яйлы.
Демерджи-яйла – массив, уникальный по своему строению. В отличие от других яйл, Демерджи состоит как из известняковых пород, так и из многочисленных крупных валунов и галечных вкраплений разного размера. Под действием воды, вымывающей известняки, и образовались причудливые скульптуры-«грибы», так популярные среди туристов.
Эти «грибы» наиболее доступны в Долине Привидений – месте на южном склоне Демержди, где они буквально нагромождены друг на друга. Такое название Долина получила благодаря причудливой игре теней – в момент высокой облачности или вечерних сумерек тени от «грибов» создают причудливые силуэты.
Зубчатая Ай-Петри.
С высоты Ай-Петри напоминает частокол с хаотично расположенными зубцами. Сложно поверить, но эти величественные зубцы на самом деле – коралловый риф, разраставшийся миллионы лет назад на дне древнего океана Тетис. Когда в результате движения плит земной коры дно океана опустилось, а риф оказался на поверхности, кораллы перестали разрастаться. С этого момента они начали твердеть и подвергаться выветриванию, в результате которого и образовались современные зубцы. Сегодня на Ай-Петри легко подняться – сюда ведет масса оборудованных и маркированных туристических троп, работает канатная дорога и есть возможность заехать на автомобиле.
Карадагский вулкан.
Немногие знают, что величественный КараДаг – это потухший вулкан. И не один – по мнению геологов, территория современного массива Карадаг состоит из двух палеовулканов: Хоба-Тепе и Святая гора.
Сегодня «анатомию» палеовулкана Хоба-Тепе можно увидеть со стороны моря во время прогулки на катере. На стене хорошо видны различные породы, из которых сложен массив, а если удастся подойти поближе, то можно увидеть даже остатки вулканических кратеров.
И это – только малая часть геологических памятников Крыма. Его не зря называют «геологическим музеем под открытым небом» – на всей территории полуострова огромное количество геологических памятников: как наземных, так и подземных. Так что – дерзайте и исследуйте удивительный геологический мир Крыма!
Закрепление изученного материала.
Почему Крым называют геологическим музеем под открытым небом ?
Какие геологические памятники Крыма вам известны?
Какие геологические памятники Крыма вы посещали или хотели бы посетить?
Домашнее задание:
В тетради проработать материал на стр. 20-21.
По желанию подготовить сообщение о любом геологическом памятнике природы Крыма.
Подведение итогов урока
Настал черед подвести итог урока, в этом вам поможет наша памятка:
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Вырази свое настроение на уроке:
- Урок понравился, было по домашнему «тепло» и интересно.
- Урок не понравился, неинтересно, скучно, однообразно.