СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрические сказки

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Геометрические сказки о папе Карандаше и его дочке Точке были придуманы мной для  учащихся 5 класса. Их можно также использовать при изучении начальных понятий геометрии в 7 классе.  

Просмотр содержимого документа
«Геометрические сказки»

Сказки о Карандаше и Точке


Автор: Козодоева Ольга Алексеевна

учитель математики и информатики

ГУО «Средняя школа № 3 г.Крупки»


1. «Жил-был папа Карандаш и была у него дочка, звали ее Точка. Вот однажды надоело Точке стоять на одном месте, и пошла Точка гулять. Гуляла она, гуляла и стало ей скучно. Тогда говорит она папе: «Сделай мне, папа, точек-сестричек, чтобы мы гуляли, дружили и играли. «Хорошо»- сказал папа. И поставил на листе бумаги еще несколько точек. Взяли точки друг друга за руки и давай гулять, да так расшалились, что стали мешать папе Карандашу работать. «Ну-ка, тихо, - скомандовал папа, - ну-ка, встаньте дружно в ряд». Удивились точки папиному приказу, но выстроить ровно в ряд, как стоит пионерский отряд. «Вот, молодцы, - сказал папа, - теперь вы не просто точки, теперь вы – отрезок!». «Ох, как интересно, а если нас будет очень-очень много так, что и не сосчитать, мы будем большим отрезком?» - спросила любопытная дочка Точка у папы Карандаша. «Нет, если вас будет бесконечно много и вы будете стоять дружно в ряд, то вы будете образовывать прямую!». «А если нас будет бесконечно много, но мы не будем стоять в ряд, а будем гулять везде-везде вокруг» - опять задает вопросы любопытная Точка дочка. «Тогда вы будете образовывать плоскость, вот, например, лист, на котором мы живем, моделирует часть плоскости, ведь сама плоскость бесконечна, - ответил папа. «А если…» - опять попыталась спрашивать дочка. «Все, на сегодня вопросов достаточно, - сказал строго папа, - идите лучше погуляйте по листочку, мои точки».


2. «Вам уже знакома сказка по папу Карандаша и его дочку Точку. Хотите услышать продолжение? Слушайте. У папы Карандаша был день рожденье. И его любимая дочка Точка сделал ему подарок. «Но твой подарок спрятан, - сказала папе Карандашу дочка Точка. - Давай сыграем в «горячо-холодно», чтобы ты нашел подарок.» Папе идея понравилась, и они начали играть. Папа Карандаш завязал глаза и пошел влево.

- Холодно, холодно, – сказала дочка Точка. Папа Карандаш немного повернулся и пошел вперед. «Теплее, теплее – засмеялась Точка-дочка.

Папа Карандаш повернулся еще немного и опять прошел немного вперед.

- Горячо, горячо.

Папа Карандаш прошел еще немного.

«Молодец! Нашел! - засмеялась дочка Точка, - вот твой подарок». И любимая папина дочка Точка вручила ему красивый праздничный пирог. Папа поблагодарил дочку и поцеловал в щечку.

- Ой, папа, а что это за удивительная линия образовалась после нашей игры? Какие-то отрезки, но разные и криво соединенные! Что это?

- Это линия, состоящая из отрезков, соединенных своими концами, называется ломаной – объяснил свой любопытной дочке Точке папа Карандаш.

Дочка Точка рассматривала рисунки папы Карандаша.

- Смотри, папа, вот это замкнутая трехзвенная ломаная похожа на крышу дома, а эта четырехзвенная замкнутая ломаная похожа на стенку дома, и если их нарисовать вместе, получится рисунок чудесного домика. Вот только названия у этих ломанных чересчур длинные.

- Но у них есть другие названия - объяснил папа Карандаш. Любая замкнутая ломаная забирает в себя кусочек плоскости. И называется такая часть многоугольником.

- Многоугольник. Но это тоже не совсем понятное название. А давай придумаем названия покороче и попонятнее.

- А такие называния уже давно придумали. Например, многоугольник, у которого три угла, называется треугольником. А тот, у которого четыре угла называется четырехугольник.

- А, понятно, а если пять углов, то пятиугольник, шесть углов – шестиугольник.

- Да, правильно, и так можно называть по количеству углов любой многоугольник.

- Ох, как здорово, прогуляться по всем звеньям треугольника, – сказала Точка-дочка.

- Эти звенья называются стороны треугольника.

- А как называются эти чудесные точки, которыми стороны соединяются?

- Это вершины.

- Вершины! Как здорово. Я тоже хочу быть вершиной.

- Хорошо! Я нарисую тебя вершиной. А в какой фигуре ты хочешь быть вершиной!

- Ну, конечно, в треугольнике.

- Согласен. Я сделаю тебя Вершиной треугольника.»


3. «Вот однажды папа Карандаш, сидя за рабочим столом, что-то чертя, напевал себе под нос песенку. Маленькая дочка Точка тихонько подошла к папе и услышала папину песенку: «Скоро, скоро Новый год, водят дети хоровод». «Папа, а что такое хоровод?» - спросила маленькая Точка. «Это очень веселый танец, который танцуют дети, взявшись за руки вокруг елки во время новогодних праздников» – ответил папа.

- Как замечательно, пойду, расскажу своим подружкам, будем с ними танцевать хоровод, – обрадовалась Точка дочка. Она пошла к своим подружкам и рассказала им о веселом новогоднем танце. Маленькие точки взялись за руки и стали кружиться в хороводе. Вдоволь натанцевавшись, точка вернулась домой и опять стала задавать папе вопросы.

- Папа, а что это мы нарисовали с подружками, когда танцевали в хороводе?

- Эта замечательная фигура называется окружность. Замечательна она тем, что от центра до каждой точки получается всегда одинаковое расстояние, и еще у окружности нет ни начала, ни конца, и поэтому по ней ты можешь гулять бесконечно.

- А как ее рисуешь ты? – спросила папу Карандаша его любимая дочка.

- Для этого мне нужен мой друг, который называется циркуль. Только вместе с ним я могу нарисовать окружность.

- Здорово! А какой он, этот циркуль? Познакомь меня с ним!

- Хорошо, я тебя с ним обязательно познакомлю.»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!