СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Геометрия. 9 класс

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Геометрия. 9 класс»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы обучающихся в 9 классе:


Личностные:

у учащихся будут сформированы:

1) ответственное отношение к учению;

2) готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

3) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

4) начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

5) экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

6) формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

7) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

1) первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

2) коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

3) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

4) креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.


Метапредметные:

регулятивные

учащиеся научатся:

1) формулировать и удерживать учебную задачу;

2) выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3) планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

4) предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

5) составлять план и последовательность действий;

6) осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

7) адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

8) сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;


учащиеся получат возможность научиться:

1)определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата.

2) предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;

3) осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;

4) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;

5) концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;


познавательные

учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

2) использовать общие приёмы решения задач;

3) применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

4) осуществлять смысловое чтение;

5) создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;

6) самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

7) понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

8) понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

9) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

учащиеся получат возможность научиться:

1) устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

2) формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

3) видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

4) выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

5) планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

6) выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;

7) интерпретировать информацию (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);

8) оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);

9) устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;


коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

3) прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

4) разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

5) координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

6) аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.


Предметные:

учащиеся научатся:

1) работать с геометрическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

2) владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, круг, окружность);

3)измерять длины отрезков, величины углов;

4) владеть навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;

5) пользоваться изученными геометрическими формулами;

6) пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;


учащиеся получат возможность научиться:

1) выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения геометрических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

2) применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

3) самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

4) основным способам представления и анализа статистических данных; решать задачи с помощью перебора возможных вариантов.

В результате изучения математики ученик должен

Уметь

- пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

- распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

- изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

- распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

- в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;

- проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

- вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов), в том числе: для углов от 0 до 180 определять

значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по

значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

- решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, идеи симметрии;

- проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

- решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии

решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства); построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).






Содержание тем учебного курса по УМК Л.С. Атанасян и др.



Распределение учебных часов по разделам программы по УМК Л.С. Атанасян и др.


.

Тема

Количество часов

Количество

контрольных работ

Повторение курса геометрии 8 класса.

4

-

Векторы.

8

-

Метод координат

9

1

Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.

10

1

Длина окружности и площадь круга.

10

1

Движения.

8

1

Начальные сведения из стереометрии.

8

-

Об аксиомах планиметрии.

2

-

Повторение. Решение задач.

9

-

Итого

68

4




Повторение курса геометрии 8 класса. 4 часа

Векторы. Метод координат. 17 час

Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора

по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.

Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач.

Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т.е.

как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных

векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число ).

На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в

конкретных геометрических задачах, тем самым даётся представление об изучении геометрических фигур с помощью

методов алгебры.


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 10 час

Синус. Косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.

Основная цель – развивать умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.

Синус и косинус любого угла от 0о до 180о вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится ещё одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними).

Этот аппарат применяется к решению треугольников.

Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними).

Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.

Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата

при решении геометрических задач.


Длина окружности и площадь круга. 10 час

Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение

правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.

Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и

формулы для их вычисления.


В начале темы даётся определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2п-угольника, если дан правильный п-угольник.

Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление

о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника , вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.



Движения. 8 час

Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрия. Параллельный перенос.

Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.

Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений,

со взаимоотношениями наложений и движений.

Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении

видов движений основное внимание уделяется построение образов точек, прямых. Отрезков, треугольников при осевой и

центральной симметриях, параллельном переносе. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.

Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.

В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии. В частности о различных способах введения понятия

равенства фигур.


Начальные сведения из стереометрии. 8 час

Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр. Конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей

поверхностей и объёмов.

Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными

формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.


Об аксиомах планиметрии. 2 час


Повторение. Решение задач. 9 час













Календарно-тематическое планирование по УМК Л.С. Атанасяна


урока

Наименование разделов и тем

Количество

часов

Дата

проведения

Фактическая дата проведения

Повторение курса геометрии 8 класса. 4 часа

1

Понятие вписанной окружности. Теорема об окружности, вписанной в треугольник. Решение задач.

1

1.09


2

Понятие описанной окружности. Теорема об окружности, описанной около треугольника. Решение задач.

1

4.09


3

Четырехугольники. Площади.

1

8.09


4

Подобные треугольники. Окружность.

1

11.09



Векторы – 8 ч.





§1. Понятие вектора.

2



5.

Понятие вектора. Равные векторы.

1

15.09


6.

Откладывание вектора от данной точки.

1

18.09



§2. Сложение и вычитание векторов.

3



7.

Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило параллелограмма.

1

22.09


8.

Сумма нескольких векторов.

1

25.09


9.

Вычитание векторов.

1

29.09



§3. Умножение вектора на число. Применение вектора к решению задач.

3



10.

Произведение вектора на число.

1

2.10


11.

Применение вектора к решению задач.

1

6.10


12.

Средняя линия трапеции.

1

9.10



Метод координат – 9 ч.





§1. Координаты вектора.

2



13

Разложение вектора по двум данным неколлинеарным векторам.

1

13.10


14

Координаты вектора.

1

16.10



§2. Простейшие задачи в координатах.

2



15

Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца.

1

20.10


16

Простейшие задачи в координатах.

1

23.10



§3. Уравнения окружности и прямой.

5



17

Уравнение линии на плоскости.

1

6.11


18

Уравнение окружности.

1

10.11


19

Уравнение прямой.

1

13.11


20

Обобщающий урок по теме «Векторы. Метод координат».

1

17.11


21

Контрольная работа по теме «Векторы. Метод координат».

1

20.11


Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов – 10 ч.


§1. Синус, косинус и тангенс угла.

3



22

Синус, косинус и тангенс угла

1

24.11


23

Основное тригонометрическое тождество.

1

24.11


24

Формулы для вычисления координат точки.

1

27.11



§2. Соотношения между сторонами и углами треугольника.

3



25

Теорема о площади треугольника. Теорема синусов.

1

1.12


26

Теорема косинусов.

1

4.12


27

Решение треугольников. Измерительные работы.

1

8.12



§3. Скалярное произведение векторов.

4



28

Угол между векторами. Скалярное произведение векторов.

1

11.12


29

Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.

1

15.12



30

Решение задач по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1

18.12


31

Контрольная работа по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов».

1


22.12



Длина окружности и площадь круга - 10 ч.


§1. Правильные многоугольники.

3



32

Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника.

1


25.12



33

Окружность, вписанная в правильный многоугольник.

1

12.01


34

Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников.

1

15.01




§2. Длина окружности и площадь круга.

7



35

Длина окружности.

1

19.01


36

Площадь круга.

1

19.01


37

Площадь кругового сектора.

1

22.01


38

Решение задач на вычисление длины окружности.

1

26.01


39.

Решение задач на вычисление площади круга и сектора.

1

29.01


40.

Обобщающий урок по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

2.02


41.

Контрольная работа по теме «Длина окружности и площадь круга».

1

5.02



Движения - 8 ч.





§1. Понятие движения.

3



42.

Отображение плоскости на себя.

1

9.02


43.

Понятие движения. Осевая симметрия.

1

12.02


44.

Центральная симметрия.

1

16.02



§2. Параллельный перенос и поворот.

5



45.

Параллельный перенос.

1

19.02


46.

Поворот.

1

26.02


47.

Обобщающий урок по теме « Параллельный перенос и поворот».

1

2.03


48.

Решение задач по теме «Движения».

1

5.03


49.

Контрольная работа по теме «Движения».

1

9.03



Начальные сведения из стереометрии - 8 ч.





§1. Многогранники.

4



50.

Предмет стереометрии. Многогранник.

1

12.03


51.

Призма. Параллелепипед. Решение задач.

1

16.03


52.

Объём тела. Свойства прямоугольного параллелепипеда.

1

19.03


53.

Пирамида. Решение задач.

1

2.04



§2. Тела и поверхности вращения.

4



54.

Цилиндр.

1

6.04


55.

Конус.

1

9.04


56.

Сфера и шар.

1

13.04


57.

Обобщающий урок по теме «Тела и поверхности вращения».

1

16.04



Об аксиомах планиметрии2 ч.




58.

Об аксиомах планиметрии.

1

20.04


59.

Некоторые сведения о развитии геометрии.

1

23.04



Повторение. Решение задач9 ч.




60.

Треугольник: равенство и подобие треугольников, сумма углов треугольника, равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, площадь треугольника.

1


27.04


61.

Решение задач по теме «Треугольник».

1

30.04


62.

Окружность и круг, касательная к окружности и её свойства; окружность, описанная около треугольника; окружность, вписанная в треугольник.

1


4.05


63.

Решение задач по теме «Окружность и круг».

1

7.05


64.

Параллелограмм, прямоугольник, ромб, квадрат. Их свойства и признаки.

1

14.05


65.

Трапеция. Многоугольник, правильные многоугольники.

1

18.05


66.

Векторы. Метод координат.

1

21.05


67.

Движения.

1

21.05


68.

Обобщение. Итоговый урок.

1

25.05





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!