СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Geometriya_8_klass_pogorelov_0

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Geometriya_8_klass_pogorelov_0»

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и реализуется на основе следующих документов:

1. Примерная Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Сборник “Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г.

2.Стандарт основного общего образования по математике ( журнал «Вестник образования», №13 , 2004 г.)

3.Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7-9 классы.Т.А.Бурмистрова. «Просвещение». 2010 г.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса школы. Учебный предмет «Геометрия» изучается в 7 классе (50 ч), в 8, 9 классах по 2 ч в неделю. Данная программа рассчитана на 68 часов, т.е.по 2 часа в неделю (34 учебные недели).

Используемый учебно-методический комплект:

1.Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов – 7-е изд. – М. : Просвещение. 2010. – 224 с.

2. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса. В.А. Гусев, А.И. Медяник. Москва. Просвещение. 2011 г.

3. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 класс. Геометрия. Е. М. Рабинович. Илекса. Москва. 2007.(электронная версия)

4. Геометрия. 7-9 классы. Тесты. Учебно-методическое пособие. 2 издание. П. И. Алтынов. Москва. Дрофа. 1998. (электронная версия)


Цели изучения курса:

• овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

• приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности;

• приобретение умений ясного и точного изложения мыслей;

• научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов.

• развивать пространственное мышление и математическую культуру;

• учить ясно и точно излагать свои мысли;

• формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни.,

Задачи курса:

• научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

• начать изучение четырехугольников и их свойств;

• ввести теорему Пифагора и научить применять её при решении прямоугольных треугольников;

• ввести тригонометрические понятия синус, косинус и тангенс угла в прямоугольном треугольнике научить применять эти понятия при решении прямоугольных треугольников;

• обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах;



• научить находить координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками;

• научить писать уравнения окружности и прямой в общем виде;

• ввести понятие вектора, суммы векторов, разности и произведения вектора на число;

• познакомить учащихся с понятиями: движения и симметрии.

Формы организации учебного процесса:

индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.

Формы контроля:

самостоятельная работа, контрольная работа, наблюдение, работа по карточке.
























СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

( 2 ч в неделю, всего 68 ч)

1. Геометрические построения-7 ч

Окружность. Окружность, описанная около треугольника

Касательная к окружности

Окружность, вписанная в треугольник

Основная цель – сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки, на вписанные и описанные окружности, касательные к окружности.


2. Четырехугольники ( 19 ч ).

Определение четырехугольника. Параллелограмм, его при­знаки и свойства. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свой­ства.

Теорема Фалеса. Средняя линия треугольника.

Трапеция. Средняя линия трапеции. Пропорциональные отрезки.

Основная цель — дать учащимся систематизирован­ные сведения о четырехугольниках и их свойствах.

Доказательства большинства теорем данного раздела про­водятся с опорой на признаки равенства треугольников, кото­рые используются и при решении задач в совокупности с при­менением новых теоретических фактов. Поэтому изучение темы можно организовать как процесс обобщения и система­тизации знаний учащихся о свойствах треугольников, осуще­ствив перенос усвоенных методов на новый объект изучения.

В теоретической части раздела рассматриваются в основ­ном свойства изучаемых четырехугольников, необходимые для дальнейшего построения теории. Однако для решения за­дач можно использовать и факты, вынесенные в задачи.

Основное внимание при изучении темы следует направить на решения задач, в ходе которых отрабатываются практические умения применять свойства и признаки параллелограмма и его частных видов, необходимые для распознавания конкрет­ных видов четырехугольников и вычисления их элементов.

Рассматриваемая в теме теорема Фалеса (теорема о про­порциональных отрезках) играет вспомогательную роль в построении курса. Воспроизведения ее доказательства необяза­тельно требовать от учащихся. Примером применения теоремы Фалеса является доказательство теоремы о средней линии тре­угольника. Теорема о пропорциональных отрезках использу­ется при изучении следующей темы — в доказательстве теоре­мы о косинусе угла прямоугольного треугольника.

3. Теорема Пифагора ( 13 ч ).

Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Теорема Пифагора. Неравенство треуголь­ника. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике. Значение тригонометрических функций для углов 30°, 45°, 60°.

Основная цель — сформировать аппарат решения пря­моугольных треугольников, необходимый для вычисления эле­ментов геометрических фигур на плоскости и в пространстве.

Изучение теоремы Пифагора позволяет существенно рас­ширить круг геометрических задач, решаемых школьниками, давая им в руки вместе с признаками равенства треугольников достаточно мощный аппарат решения задач.

В ходе решения задач учащиеся усваивают основные алго­ритмы решения прямоугольных треугольников, при проведе­нии практических вычислений учатся находить с помощью таблиц или калькуляторов значения синуса, косинуса и тан­генса угла, а в ряде задач использовать значения синуса, коси­нуса и тангенса углов в 30°, 45°, 60°.

Соответствующие умения являются опорными для реше­ния вычислительных задач и доказательств ряда теорем в кур­се планиметрии и стереометрии. Кроме того, они используют­ся и в курсе физики.

В конце темы учащиеся знакомятся с теоремой о неравен­стве треугольника. Тем самым пополняются знания учащихся о свойствах расстояний между точками. Следует заметить, что

наиболее важным с практической точки зрения является слу­чай, когда данные точки не лежат на

одной прямой, т. е. свой­ство сторон треугольника. Его полезно закрепить на ряде примеров. В то же время воспроизведения доказательства теоремы можно в обязательном порядке от учащихся не требо­вать.

4.Декартовы координаты на плоскости. (10 ч)

Декартовы координаты. Координаты середины отрезка. Расстояние между точками. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Координаты точки пересечения прямых. Угловой коэффициент прямой. Пересечение прямой с окружностью. Синус, косинус, тангенс для любого угла от 00 до 1800.

Основная цель — познакомить учащихся с понятием декартовых координат на плоскости, вывести формулы координат середины отрезка и расстояния между точками, закрепить их в ходе решения задач. Вывести уравнения окружности и прямой.

5. Движение ( 7 ч ).

Движение и его свойства. Симметрия относительно точки и прямой. Поворот. Параллельный перенос и его свойства. Понятие о равенстве фигур.

Основная цель — познакомить учащихся с примера­ми геометрических преобразований.

Поскольку в дальнейшем движения не применяются в ка­честве аппарата для решения задач и изложения теории, мож­но рекомендовать изучение материала в ознакомительном порядке, т. е. не требовать от учащихся воспроизведения дока­зательств. Однако основные понятия — симметрия относи­тельно точки и прямой, параллельный перенос — учащиеся должны усвоить на уровне практических применений.

6. Векторы ( 9 ч ).

Вектор. Абсолютная величина и направление вектора. Ра­венство векторов. Координаты вектора. Сложение векторов и его свойства. Умножение вектора на число. [Коллинеарные век­торы.] Скалярное произведение векторов. Угол между вектора­ми. [Проекция на ось. Разложение вектора по координатным осям.]

Основная цель — познакомить учащихся с элемента­ми векторной алгебры и их применением для решения геомет­рических задач, сформировать умение производить операции над векторами.

Основное внимание следует уделить формированию прак­тических умений учащихся, связанных с вычислением коор­динат вектора, его абсолютной величины, выполнением сло­жения и вычитания векторов, умножения вектора на число. Причем наряду с операциями над векторами в координатной форме следует уделить большое внимание операциям в гео­метрической форме. Действия над векторами в координатной и геометрической формах используются при параллельном изучении курса физики. Знания о векторных величинах и опыт учащихся, приобретенные на уроках физики, могут быть использованы для мотивированного введения на предметной основе ряда основных понятий темы.

7. Итоговое повторение. 3 ч.





























Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса математики учащиеся должны:

Знать:

- что такое окружность, центр, радиус, диаметр, хорда; взаимное расположение прямой и окружности, двух окружностей; касательная к окружности; равенство касательных, проведенных из одной точки; окружность, вписанная в треугольник, описанная около треугольника

- что такое параллелограмм, него свойства и признаки; прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки; трапеция, средняя линия трапеции; теорему Фалеса.

- теорему Пифагора; что такое синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника; решение прямоугольных треугольников; основное тригонометрическое тождество; формулы, связывающие тригонометрические функции

-что такое вектор; длина(модуль) вектора; координаты вектора; равенство векторов; операции над векторами; геометрические преобразования: симметрия, параллельный перенос, поворот


Уметь:

- распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки; углы; треугольники и их частные виды; че­тырехугольники и их частные виды; многоугольники; окружность; круг); изображать указанные геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;

- владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

- решать задачи на вычисление геометрических величин , (длин, углов, площадей), применяя изученные свойства фигур и формулы и проводя аргументацию в ходе решения задач;

- решать задачи на доказательство;

- владеть алгоритмами решения основных задач на по­строение.













материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учащихся:

Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2010

Литература для учителя:


  1. Стандарт основного общего образования по математике /Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4 /

  2. Примерные программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Математика. 5-11 кл.”/ Сост. Г.М.Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – 3-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 4-е изд. – 2004г./

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2010./

  4. Геометрия. 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Погорелов. – М.: Просвещение, 2010

  5. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса /Гусев В.А., Медяник А.И.. М.: Просвещение. 2011/

  6. Дидактические материалы по геометрии для 8 класса / Гусев В.А., Медяник А.И. – М.: Просвещение, 2007.

  7. Звавич Л. И. Тестовые задания по геометрии. 8 кл. / Л. И. Звавич, Е. В. Потоскуев. - М.: Дрофа, 2006.

  8. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 7-9 класс. Геометрия. Е. М. Рабинович. Илекса. Москва. 2007.(электронная версия)

  9. Геометрия. 7-9 классы. Тесты. Учебно-методическое пособие. 2 издание. П. И. Алтынов. Москва. Дрофа. 1998. (электронная версия)














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ урока

Тема урока с указанием пункта

Количество часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания


Геометрические построения-7 ч







Окружность. Окружность, описанная около треугольника. п.38,39

1

Комбинированный

радиус, диаметр, хорда, окружность,

касательная, точка касания. Окружность, описанная около треугольника. Окружность, вписанная в треугольник.

знать теорему о центре окружности, описанной около треугольника

Взаимоконтроль


Окружность, описанная около треугольника. п.38,39

1

Комбинированный

Взаимоконтроль


Окружность, описанная около треугольника. п.38,39

1

Отработка и закрепление знаний и умений


Взаимоконтроль


Касательная к окружности. п.40

1

Комбинированный

знать определения касательной, точки касания;

Самоконтроль


Касательная к окружности. п.40

1

Закрепление изученного.


Взаимоконтроль


Окружность, вписанная в треугольник.п.41

1

Комбинированный

знать теорему о центре окружности, вписанной в треугольник

Взаимоконтроль


Окружность, вписанная в треугольник. Проверочная самостоятельная работа. п.41.

1

Закрепление изученного.


Самостоятельная работа



ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКИ.-19 ч.







Определение четырехугольника. п.50

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Четырехугольник и его элементы, диагональ.

Уметь изображать четырехугольник, называть соседние и противолежащие вершины и стороны, диагонали.

Устный опрос. Решение задач по готовым чертежам.


Параллелограмм.п.51

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Параллелограмм и его элементы.


Уметь воспроизводить доказательства свойств и признака параллелограмма и применять их при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.

Э/д. «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия». Урок № 3.часть 2

Свойства диагоналей параллелограмма.п.52

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Параллелограмм. Диагонали. Свойства диагоналей.

Уметь формулировать теорему, обратную к т.6.1, воспроизводить теорему

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.


Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.п.53

1

Ознакомление с новым материалом.

Противолежащие стороны и углы. Признак параллелограмма по двум сторонам

Уметь формулировать теорему о сторонах и углах параллелограмма, признак параллелограмма по двум сторонам, выполнять чертежи.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам. Проверочная работа.(12-15 мин.)

Э/д. Урок № 3.часть 1

Свойство противолежащих сторон и углов параллелограмма.п.53

1

Отработка и закрепление знаний и умений


Э/д. Урок № 3.часть 1


Параллелограмм. Свойства параллелограмма.







Прямоугольник.п.54

1

Ознакомление с новым материалом.

Прямоугольник. Его свойства.

Уметь воспроизводить доказательство теоремы и применять свойства при решении задач.

Решение задач по готовым чертежам.

Э/д. Урок № 6

Прямоугольник. п.54


Закрепление изученного.

Прямоугольник. Его свойства.

Уметь применять свойства при решении задач.

Проверочный тест


Ромб.п.55

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Ромб. Элементы ромба. Периметр. Свойства ромба.

Знать определение ромба, него элементы и свойства.
Уметь воспроизводить доказательства теоремы о свойствах диагоналей и применять свойства при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.

Э/д. Урок № 6

Квадрат.п.56

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Квадрат.


Уметь применять свойства при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.

Э/д. Урок № 7

Контрольная работа №1 «Четырехугольники».

1

Контроль и оценка знаний


Проверить уровень сформированности навыка в применении свойств фигур к решению задач.

Индивидуальное решение контрольных заданий


Анализ контрольной работы. Теорема Фалеса.п.57

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Теорема Фалеса.


Уметь применять теорему Фалеса для доказательства теоремы о средней линии треугольника.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.обучающая СР

Э/д. Урок №5 5, ч.1,2

Средняя линия треугольника.п.58

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Средняя линия треугольника.


Уметь распознавать и применять свойство при решении задач. Уметь доказывать теорему о средней линии треугольника.

Устный опрос . работа у доски.

Э/д. Урок №5 5, ч.3

Трапеция. Средняя линия трапеции. п.59

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Трапеция, равнобокая трапеция, средняя линия трапеции.


Уметь применять определение и свойства средней линии при решении задач.

Фронтальная работа с классом. Работа по карточкам.


Трапеция. Средняя линия трапеции. п.59

1

Закрепление и применение знаний и умений



Проверочная работа.(12-15 мин.)

Э/д. Урок №5 5, ч.3

Теорема о пропорциональных отрезках. Построение четвертого пропорционального отрезка.п.60,61

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Пропорциональные отрезки.


Знать формулировку теоремы. Уметь строить четвёртый пропорциональный отрезок.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.

Э/д. Урок №5 5, итоговое тестирование

Решение задач

1

Проверка и коррекция знаний и умений


Уметь применять свойства трапеции при решении задач.

Фронтальная работа с классом. Проверочная работа.(12-15 мин.)


Решение задач

1

Прменение знаний и умений.



Устный опрос Решение задач по готовым чертежам. Работа по карточкам.


Контрольная работа №2 «Теорема Фалеса»

1

Контроль и оценка знаний


Проверить уровень сформированности навыка в применении свойств трапеции при решении задач.

Индивидуальное решение контрольных заданий



ТЕОРЕМА ПИФАГОРА-13 ч.







Анализ контрольной работы. Косинус угла.п.62

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Косинус угла.


Уметь вычислять косинус угла при решении конкретных задач, строить угол по его косинусу.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.


Косинус угла.п.62

1

Отработка и закрепление знаний и умений





Теорема Пифагора. Египетский треугольник.п.63,64

1

Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Теорема Пифагора.



Уметь воспроизводить доказательство теоремы Пифагора.

Фронтальная работа с классом. Работа по карточкам.

Урок № 10, ч.1

Теорема Пифагора. Египетский треугольник.п.63,64


Закрепление изученного.



Проверочная работа.(12-15 мин.)

Урок № 10, ч.2

Перпендикуляр и наклонная.п.65


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Перпендикуляр, наклонная, основание и проекция наклонной, основание и проекция перпендикуляра

Уметь применять теорему Пифагора и следствия из нее к решению задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам.


Неравенство треугольника.п.66


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Расстояние между точками плоскости, неравенство треугольника.

Уметь применять неравенство треугольника к решению задач.

Устный опрос Проверочный тест


Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.п.67


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Синус, косинус и тангенс угла

Уметь применять основные алгоритмы решения прямоугольных треугольников к решения задач на вычисление элементов прямоугольного треугольника.

Уметь пользоваться таблицей и калькулятором для нахождения значений синуса, косинуса и тангенса острого угла при решении вычислительных задач.

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест

Урок № 13

Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике.п.67


Отработка и закрепление знаний и умений



Проверочная работа.(12-15 мин.)

Урок № 13

Решение задач.п.67


Прменение знаний и умений.





Основные тригонометрические тождества.п.68


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Основные тождества.

Уметь применять основные тригонометрические тождества к упрощению выражений.

Устный опрос Работа по карточкам.

Урок № 13,ч.3

Значения синуса, косинуса и тангенса некоторых углов.п.69


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450, 600.

Знать значения синуса, косинуса и тангенса углов 300, 450,600. Уметь применять полученные знания к решению задач.

Устный опрос Работа по карточкам.

Урок № 13,ч 3

Изменение синуса, косинуса и тангенса при возрастании угла.п.70


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Знать формулировку теоремы

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест


Контрольная работа №3 «Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»



Контроль и оценка знаний


Проверить уровень сформированности навыка в решении задач на вычисление элементов прямоугольного треугольника.

Индивидуальное решение контрольных заданий



ДЕКАРТОВЫ КООРДИНАТЫ НА ПЛОСКОСТИ-10 ч.







Анализ контрольной работы. Определение декартовых координат. Координаты середины отрезка.п.71,72


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Система координат. Ордината и абсцисса точки, координаты точки, декартовы координаты. Формула для координат середины отрезка.

Уметь строить точки по координатам. Уметь находить координаты построенных точек. Уметь выводить формулу координат середины отрезка и применять её при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Расстояние между точками.п.73


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Формула для расстояния между точками.

Умение выводить формулу и вычислять расстояние между точками с заданными координатами.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам. Индивидуальные карточки


Уравнение окружности.п.74


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Уравнение окружности в декартовых координатах.

Умение выводить уравнение окружности. Уметь применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам. Индивидуальные карточки


Уравнение прямой.п.75


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Уравнение прямой

Знать уравнение прямой в декартовых координатах.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Координаты точки пересечения прямых.п.76


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Уметь находить координаты точки пересечения прямых



Расположение прямой относительно системы координат.Угловой коэффициент в уравнении прямой.п.77,78


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Угловой коэффициент.

Знать геометрический смысл коэффициента k в уравнении вида . Уметь приводить уравнение прямой ах + bу + с = 0 к виду у = kх + l.

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест


Пересечение прямой с окружностью.п.79,80


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Уметь применять условия взаимного расположения прямой с окружностью (связь чисел R и d) при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Решение задач.п.79,80


Прменение знаний и умений.



Проверочная работа.(12-15 мин.)


Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180. п.81


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180.

Уметь применять полученные формулы для решения задач.

Устный опрос


Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180.п.81


Отработка и закрепление знаний и умений

Проверочная работа.(12-15 мин.)



ДВИЖЕНИЕ-7 ч.







Преобразования фигур. Свойства движений.п.82,83


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Преобразование, движение, коэффициент подобия и гомотетии, гомотетия.

Уметь строить точки и простейшие фигуры, гомотетичные данным, использовать свойства движения при решении задач.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Симметрия относительно точки. Симметрия относительно прямой.п.84,85


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Симметричные точки, центрально-симметричные точки, центр симметрии. Фиксированная прямая, ось симметрии, симметричные фигуры.


Уметь строить точки, симметричные относительно данной точки, и простейшие фигуры, симметричные относительно точки. Уметь строить точки и простейшие фигуры, симметричные данным, относительно прямой.

Обучающая СР


Поворот.п.86


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Поворот, угол поворота.

Уметь строить образы простейших фигур при повороте.

Обучающая СР


Параллельный перенос и его свойства.п.87


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Параллельный перенос. Свойства.

Уметь применять формулы параллельного переноса для решения задач и построения фигур.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Существование и единственность параллельного переноса.п.88


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Существование и единственность параллельного переноса

Уметь доказывать теорему о существовании и единственности параллельного переноса

Проверочная работа.(12-15 мин.)


Сонаправленность полупрямых. Равенство фигур.п.89,90. п.89,90


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Сонаправленные и противоположно направленные полупрямые. Равные фигуры.


Уметь применять теоретический материал для решения задач.



Контрольная работа №4 «Декартовые координаты на плоскости».


Контроль и оценка знаний






ВЕКТОРЫ-9 ч.







Анализ контрольной работы. Абсолютная величина и направление вектора. Равенство векторов.п.91,92


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Вектор, абсолютная величина, нулевой вектор, равные векторы, одинаково направленные векторы.

Уметь изображать и обозначать вектор, различать начало и конец вектора, откладывать от любой точки вектор, равный данному.

Устный опрос Решение задач по готовым чертежам


Координаты вектора.п.93


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Координаты вектора, сумма векторов, разность векторов.


Уметь находить координаты вектора, вычислять абсолютную величину вектора. Уметь выполнять сложение и вычитание векторов в координатной и геометрической формах.



Сложение векторов. Сложение сил.п.94


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Сумма векторов. Свойства сложения. Правило треугольника, параллелограмма. Разность векторов.

Знать определение суммы векторов, разности векторов, уметь находить координаты суммы и разности векторов, строитьь сумму и разность векторов

Устный опрос


Сложение сил.п.95


Прменение знаний и умений.

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест


Умножение вектора на число.п.96


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Произведение вектора на число. Свойства.

Уметь умножать вектор на число, доказывать теорему о направлении вектора-произведения


Устный опрос Индивидуальные карточки

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.п.97


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.


Коллинеарные вектора,.


Уметь распознавать коллинеарные векторы



Скалярное произведение векторов.п.98


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Скалярно е произведение векторов, скалярный квадрат. Угол между векторами

Уметь вычислять скалярное произведение векторов и угол между ними.

Обучающая СР


Разложение вектора по координатным осям.п.99


Ознакомление с новым материалом. Закрепление изученного.

Координатные векторы, орты

Знать определение единичного вектора, коорлинатного вектора, понимать, что значит «разложение вектора по координатным осям»

Устный опрос Индивидуальные карточки


Контрольная работа №5 «Векторы».


Контроль и оценка знаний


Проверить уровень сформированности практических умений, связанных с вычислением координат вектора, его абсолютной величины, выполнением сложения и вычитания векторов, умножения вектора на число.




Итоговое повторение

3






Анализ контрольной работы. Повторение. Четырехугольники.

1

Повторение и обобщение знаний и умений.

Параллелограмм, его свойства и признаки. Прямоугольник, квадрат, ромб, их свойства и признаки. Трапеция, средняя линия трапеции, равнобедренная трапеция.

Уметь прменять теоретический материал при выполнении различных упражнений.

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест


Повторение. Теорема Пифагора.

1

Повторение и обобщение знаний и умений.

Теорема Пифагора и следствия из нее

Уметь прменять теоретический материал при выполнении различных упражнений.

Фронтальная работа с классом. Проверочный тест


Повторение. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

1

Повторение и обобщение знаний и умений.

Синус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Правила нахождения катета. Тригонометрические тождества. Определение синуса, косинусап и тангенса для любого угла от 0 до 180 градусов.

Уметь прменять теоретический материал при выполнении различных упражнений.

Фронтальная работа с классом.






























Приложения к рабочей программе

Самостоятельные работы и контрольные работы взяты из сборника «Дидактические материалы по геометрии для 8 класса». /Гусев В.А., Медяник А.И.. М.: Просвещение. 2011/

СР: С-1. Параллелограмм и его свойства

С-2.Прямоугольник. ромб.

С-3.Теорема Фалеса.

С-4. Трапеция.

С-5. Четырехугольники.(§6)

С-6. Косинус угла.

С-7. Теорема Пифагора.

С-8. Перпендикуляр и наклонная. неравенство треугольника.

С-9.Решение прямоугольных треугольников.

С-10. Значение синуса, косинуса и тангенса углов 30, 45 и 60 градусов.

С-11. Теорема Пифагора. (§7)

С-12. Введение координат на плоскости. Координаты середины отрезка.

С-13. Расстояние между точками. Уравнение окружности и прямой.

С-14. Рассположение прямой относително системы координат. Пересечение прямой и окружности.

С-15. Определение синуса, косинуса и тангенса для любого угла от 0 до 180 градусов.

С-16. Декартовы координаты на плоскости.(§ 8)

С-17. Симметрия относительно точки

С-18. Симметрия относительно прямой.

С-20. Движение.§ 9)

С-21. Координаты вектора. Сложение векторов.

С-22. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.

С-23. Скаларное произведение векторов.

С-24. Векторы.(§10)

Контрольная работа №1 «Четырехугольники».

Контрольная работа №2 «Теорема Фалеса»

Контрольная работа №3 «Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»

Контрольная работа №4 «Декартовые координаты на плоскости».

Контрольная работа №5 «Векторы».



Контрольная работа №1 «Четырехугольники».

Вариант 1

  1. В параллелограмме АВСД диагонали пересекаются в точке О.

а) Докажите, что треугольник АОВ равен треугольнику СОД.

б) Известно, что АС=10 см, ВД=6 см, АВ=5 см. Определите периметр треугольника АОВ.

2. Один из углов параллелограмма равен 450. Высота параллелограмма, проведенная из вершины тупого угла,равная 4 см, делит сторону параллелограмма на два равных отрезка. Периметр параллелограмма равен 27,4 см. найдите:

а)стороны параллелограмма

б) диагональ, проведенную из той же вершины, что и высота.

Вариант 2.

1.В четырехугольнике АВСД диагональ АС разбивает его на два равных треугольника ВАС и ДСА.

а) Докажите, что данный четырехугольник-параллелограмм

б) Известно, что угол ВАС равен 300, а угол ВСА равен 400. Определите углы параллелограмма.

2. Из вершины тупого угла ромба, равного 120 0, проведена высота,которая отсекает от стороны отрезок 2 см.

а) Найдите периметр ромба и длину меньшей диагонали

б) Докажите, что высота является биссктрисой угла,образованного диагональю и стороной ромба.


Контрольная работа №2 «Теорема Фалеса»

Вариант 1

1.В треугольнике АВС КМ-средняя линия(точки К и М лежат соответственно на сторонах АВ и ВС).

а) Докажите, чтопериметр треугольника КМВ равен половине периметра треугольника АВС.

б) Определите периметр треугольника КМВ, если треугольник АВС равносторонний со стороной 6 см.

2. ВА и ВД-отрезки одной стороны угла В, ВС и ВЕ-отрезки другой стороны. Узнайте, параллельны ли прямые АС и ДЕ, если ВА:АД=3:4, ВС=1,2 м, ВЕ=2,8 м.

3.В треугольнике АВС проекции боковых сторон АС и ВС на основание АВ равны 15 см и 27 см, а большая боковая сторона равна 45 см. на какие части она делится(считая от вершины С) перпендикуляром к стороне АВ, поведенным из середины АВ?

Вариант 2.

1.Точки Р, М, К-середины сторон АВ, ВС и АС треугольника АВС.

а)Докажите, что периметр треугольника РМК равен половине периметра треугольника АВС

б) Найдите периметр треугольника АВС, если РМ=4 см, МК=5 см, МР= 6 см.

2.Точка М делит отрезок АВ в отношении АМ:МВ=1:2. Найдите отношения АМ:АВ и МВ:АВ

3. В параллелограмме АВСД биссектриса угла А пересекает сторону ВС в точке Р, АД=10 см, средняя линия трапецииАРСД равна 6 см. найдите периметр параллелограмма.


Контрольная работа №3 «Теорема Пифагора. Соотношения между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике»

Вариант 1

1.Катеты прямоугольного тореугольника равны 8 см и 6 см. Найти гипотенузу.

2.В треугольнике АВС угол С равен 90 0., угол А равен 300, СВ=3 см. Найти АС.

3.Катеты прямоугольного треугольника равны 8 см и 6 см. Найдите высоту, опущенную из вершины прямого угла.

Вариант 2.

1.Стороны прямоугольника равны 12 см и 5 см. Найти диагональ.

2.В окружность радиуса 17 см вписан прямоугольник. Найти его стороны, еслиотношение их равно 15:8.

3.В прямоугольной трапеции разность оснований равна а. Наклонная боковая сторона трапеции равна б, большая диагональ-с. Найти основания трапеции.


Контрольная работа №4 «Декартовые координаты на плоскости».

Вариант 1

  1. Точки В(6; 0) и Д(0;8) являются концами диаметра окружности. Найдите:

а) координаты центра окружности

б)длину радиуса окружности

в) запишите уравнение данной окружности

2. Отрезок ВД является диагональю прямоугольника АВСД, где А(0,0), В(6,0), Д(0,8). Найдите координаты вершины С и периметр прямоугольника.

Вариант 2.

  1. Прямая а задана уравнением 4х+3у-6=0. найдите:

а) координаты точек А и В пересечения прямой а с осями координат

б) длину АВ

в) постройте эту прямую

2. Отрезок АВ является диагональю прямоугольника АВСД, где С(1,2), А(-7,7), В(-1,-1). Найдите координаты вершины Д и периметр прямоугольника.

Контрольная работа №5 «Векторы».

Вариант 1

Даны точки А(3,-1), В(4,1), С(2,0), Д(3,1).

  1. Найдите координаты векторов АС и ВД

  2. Найдите вектор, равный ВД-СА

  3. Определите угол между векторами СА и ДВ.

  4. Пусть ВМ=6ВД, АN=4АС. Найдите координаты точек М и N.

  5. Постройте в координатной плоскости четырехугольник АВNМ. Выразите векторы АN и ВМ через векторы АВ и АМ.

  6. Докажите, что четырехугольник АВNМ-параллелограмм.

Вариант 2.

Даны точки А(-2,-1), В(1,2), С(-1,5), Д(-4,1).

  1. Найдите координаты векторов АС и ВД

  2. Найдите вектор, равный АС-ВД

  3. Определите угол между векторами АВ и АД.

  4. Пусть АК=2АС. Найдите координаты точек К.

  5. Постройте в координатной плоскости четырехугольник АВКД. Выразите векторы КД и КА через векторы ДВ и ДА.

  6. Определите вид четырехугольника АВКД.























25