СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герой и время в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Книги Распутина для всех поколений читателей представляют свой интерес. Ребята никлогда не остаются равнодушными к героям рассказа В.Распутина "Уроки французского"

Просмотр содержимого документа
«Герой и время в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»»

Тема: Герой и время в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»

Цели:

1)вывести учащихся на мысль о том, что от умения правильно задавать вопросы зависит качество жизни;

2) научить детей формулировать грамотные вопросы;

3) поэтапно формировать навык смыслового чтения у учащихся;

4) выявить, как образ героя рассказа В.Г.Распутина связан с временем, о котором идет речь в повествовании.


Ход урока:

1))) Орг. момент

2))) Первый этап урока- вызов

  • актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

  • - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

  • - пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Хотя тема звучит довольно обычно:

Герой и время в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского».

Необычно на уроке будет то, что для развития навыка смыслового чтения мы будем пользоваться новым приемом развития критического мышления «Ромашка вопросов».

Я хотела бы вас спросить

-Для чего нужно уметь задавать вопросы?

1)Для того, чтобы извлечь необходимую информацию.

2) Для того, чтобы проанализировать какую-либо информацию

3)Для того, чтобы выразить свое отношение к чему-либо.

4)Настроить сознание собеседника на нужный лад.

5)Подсказать ответ(с помощью наводящих вопросов)


Делаем выводы:

Итак, вопросы запускают познавательный процесс, направленный на решение проблем. Вопрос-мост в неизвестное, те умение задавать вопросы очень АКТУАЛЬНО. И тот, кто лучше задает вопросы, тому легче найти на них ответы, тот лучше ориентируется в жизни.


-А умеете ли вы задавать вопросы: по тому, как человек задает вопросы, можно определить, как человек умеет думать. Большинство людей привыкло задавать примитивные вопросы, требующие при ответе небольшое напряжение памяти. Следовательно, необходимо учиться задавать обдуманные вопросы.


Исходя из всего, о чем мы с вами беседовали, давайте сформулируем цели урока:

  1. научиться задавать грамотные вопросы;

  2. с помощью вопросов глубже проникнуть в смысл произведения;

  3. выявить, как образ героя рассказа В.Г.Распутина связан с временем, о котором идет речь в повествовании.


3)))Осмысление


ВТОРОЙ ЭТАП - осмысление - ставит другие задачи:

  • - помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

  • Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания.

Для того, чтобы вспомнить содержание рассказа и напомнить его гостям посмотрим небольшой ролик.

1)ВИДЕОФРАГМЕНТ

Чтобы достичь наших целей, мы будем использовать ромашку вопросов.

Для наших гостей я распечатала материал, чтобы им было понятней.


2)Вы сейчас собраны в группы, в зависимости от типа вопроса, который вам попался. По одному человеку из группы подойдите и возьмите тот лепесток, который соответствует вашей группе. На этом лепестке вы каждый записываете по одному вопросу так, чтобы вопросы не повторялись. Через пять минут мы будем зачитывать ваши вопросы и оценивать, грамотно ли они сформулированы.


3)ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: один человек получает вопрос и готовит на него ответ, затем он дает ответ, не называя вопроса, учащимся нужно отгадать, как сформулирован вопрос и к какой группе вопросов он относится.

ВОПРОС:

Объясняющий:

Почему учительница стала помогать мальчику? (Она была также одинока, как и он)

Творческий:

Что изменилось бы, если бы герой рассказа принял посылку Лидии Михайловны? (Тогда бы герой не показал своих лучших качеств- чувство собственного достоинства, упорство, настойчивость)

4)Проверяем групповые и индивидуальные задания.

Группа выходит и зачитывает свои вопросы. А для того, чтобы мы смогли выявить, как образ героя рассказа В.Г.Распутина связан со временем, о котором идет речь в повествовании, вы отвечаете на мои вопросы и главные выводы записываете в тетрадь.

Простые 3,4

ГЕРОЙ, КАК И АВТОР, НАЧИНАЕТ ССАМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ В 11 ЛЕТ.

Уточняющие 2

Время было нелегкое, послевоенное, голодное

Объясняющие1,2

ЧТОБЫ КУПИТЬ СТАКАН МОЛОКА, ГЕРОЙ ИГРАЛ В ЧИКУ

Его избили, тк он стал часто выигрывать, а это не прощалось.

Оценочные

Учительница помогла мальчику поверить в добро


4)))


  • ТРЕТИЙ ЭТАП – рефлексия (размышление). Здесь основным является: - целостное осмысление, обобщение полученной информации;

  • - присвоение нового знания, новой информации учеником;

  • - формирование у каждого из учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.


Подведение итогов урока:

-Какой тип вопросов было трудно сформулировать?

Объясняющие, уточняющие, практические.



-Достигли ли мы целей урока?

-Что было интересно?

-Что вызвало затруднения?

Оцените свою работу на уроке

Смайл улыбается-мне было интересн

Смайл нейтрален-я справился, но не чувствую особой радости

Смайл грустный-у меня возникли трудности, придется подучить теорию


5))) Оценки за урок


Д/З Написать письмо герою рассказа, в котором сравните время, в котором жил герой и время, в котором живете вы.



Простые вопросы:

  1. О чем говорит название рассказа?

  2. От чьего лица ведется повествование?

  3. О каком времени пишет автор?

4) Когда герой начал самостоятельную жизнь?


Уточняющие вопросы:


  1. Те, вы утверждаете, что «Уроки французского» В.Г.Распутина это автобиографический рассказ?

  2. Те вы утверждаете, что время, о котором ведется повествование было нелегкое?


Объясняющие вопросы:


  1. Почему герой рассказа начал играть в чирку?

  2. Почему Вадик и Птаха избили его?

  3. Как ведет себя герой на следующий день после драки?

  4. Как учительница выяснила, что случилось с героем?


Творческие вопросы:


1)Что случилось бы, если бы мальчика выгнали из школы? ( С таким позором возвращаться в деревню нельзя, даже если бы он сам бросил школу, то его бы считали человеком ненадежным, раз он не выдержал того, что хотел, тогда бы его стали презирать. Так домой ехать нельзя)


2)Что изменилось бы, если бы Лидия Михайловна не обратила внимания на страдания мальчика?


Практические вопросы:


1)Где в обычной жизни можно встретить равнодушие к судьбе другого человека?

2) Где в обычной жизни можно встретить проявление жестокости по отношению к людям?


Оценочные


1)Почему поступок Лидии Михайловны можно расценить как урок доброты?

2)Правильно ли поступил директор, когда уволили Лидию Михайловну из школы?

4