СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Герои на все времена

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Герои на все времена»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Первомайская школа № 1 Первомайского района Республики Крым









«ГЕРОИ НА ВСЕ ВРЕМЕНА»










Выполнил:

Ученик 9-А класса

Демченко Александр Евгеньевич

Куратор проекта:

Секретарь Валентина Алексеевна

учитель Истории и Обществознания












Первомайское 2022



Содержание


Введение ……………………………………………………………………. 2


  1. Время, в котором жил Евпатий Коловрат……………………… 4

  2. Подвиг дружины Коловрата……………………………………... 8

  3. Заключение……………………………………………………….. 12

  4. Список источников и литературы................................................ 13






































2

Введение

В 2021 году я посмотрел художественный фильм «Легенда о Коловрате», который произвёл на меня очень сильное впечатление. Я долго не мог забыть об этом человеке, о времени, в которое он жил. Меня заинтересовал сюжет фильма, а особенно сцену, где ценой своей жизни дружина Коловрата спасает детей? Почему им было так важно спасти детей? Что для них было главным в жизни? Ответы на эти вопросы я постарался найти, знакомясь с материалами о Коловрате, найденными в литературе, интернете.

О том, что мне стало известно и дорого, я решил написать работу под названием «Герои на все времена».

Актуальность работы можно объяснить тем, что моё поколение ещё многого не знает о великих событиях нашей истории.

Предмет исследования: один из самых трагичных эпизодов истории Руси - Монгольское нашествие, также известное как Нашествие Батыя.

Задачи исследования: проследить героический путь русского богатыря и его дружины, героев народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь.

Методы исследования: изучение произведения древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем».

Некоторые выводы по исследованию: из художественного фильма и мультипликационных фильмов, а так же из видиовыступлений учёных.

Мы многого ещё не знаем о них, но они уже заняли своё достойное место в истории нашей страны.

Перспективы работы: на основе проектной работы систематизировать материалы, которые рассказывают о самых трагичных эпизодах истории Руси - Монгольском нашествии.

Материал использовать при проведении классных часов в начальной школе, мероприятиях, посвящённых изучению истории Древней Руси.


















3

Основная часть


  1. Время, в котором жил Евпатий Коловрат


В год, когда родился Евпатий, разбил Чингисхан рати русские на реке Калка, а пленных князей и воевод ордынцы положили под помосты тесовые и уселись на них пировать и задавили всех насмерть.

Не сломились русичи, Евпатий, как и всякий мальчишка, готовил себя чтобы стать воином. Постоянно просился с воинами в поход.

- Возьми меня, я мечом хорошо владею, даже двумя одновременно могу драться - просил он воеводу Радмида.

Воевода отвечал:

– Лихо ты палками машешь, только ты должен делать то, что тебе велено, а велено тебе защитником быть Насти.

Дочь воеводы Настя, когда увидала, как Евпатий управляется с двумя палками-мечами, назвала его Коловратом (Солнцем).

Шло время, рос Коловрат сильным, умелым воином, познавал все военные науки того времени.

Уже не Чингизхан со своей ордой топтал русские земли, а внук его - хан Батый, жестокий и коварный. Это было вторжение на территории русских княжеств в рамках Западного похода монголов 1236-1242 годов.

Серьезная внешняя угроза пришла на Русь не в самый подходящий для нее момент: русское государство находилось в состоянии феодальной раздробленности и не могло противостоять силам захватчиков объединенными силами. С другой стороны, противостоять монгольской армии того периода не могли и объединенные племена и государства, о чем свидетельствует завоевание монголами крупных государств Китая, Кавказа и Средней Азии.

Первым русским княжеством, подвергшимся нападению войск монголо-татарских ханов, была Рязань.

Не успели рязанцы отправить своих посыльных за помощью в другие княжества. Остались один на один с ордынцами. Чтобы выиграть время, рязанский князь Юрий Игоревич посылает с дарами к ордынцам своего сына, а в защитники ему даёт Коловрата с его небольшим отрядом. Князь попросил Коловрата, чтобы он подписал договор с ордынцами, ведь нужно было выиграть время для подготовки к битве. Всем городом собирали дань. И пошёл обоз к ордынцам.

Батый принял послов, которые обратились к нему с такими словами: «Великий хан, Великой Орды! Князь Юрий повелел нам передать сыну неба низкий поклон и просит принять эти скромные дары». Хан Батый пригласил посланников к столу. Посланники спросили у хана, чего он хочет от рязанцев. Хан ответил, что ему любопытно было посмотреть на рязанцев, ведь Рязань будет первым русским городом хана, потому что русичам нужен хозяин. Коловрат на это ответил: что «На Руси есть поговорка: «Ни говори гоп, пока не перепрыгнешь. И вашем всё станет тогда, когда ни одного русского не останется в живых».

4

Хан был поражён дерзостью Коловрата: никто и никогда с ним не разговаривал на равных. За смелость и ум хан Батый наградил Коловрата «Охранной грамотой», которая защищала его от всяких нападений со стороны ордынцев.

Это был коварный ход хана, но с помощью пленённых русичей Коловрат разгадал план Батыя и посланники вступили в битву с ордынцами.

Отряду с потерями удалось прорваться сквозь кольцо врагов и уйти в леса. Разъярённый хан Батый приказал взять город Рязань и уничтожить его вместе с жителями.


Фото 1-2. Осада Рязани


Рязанцы самоотверженно сражались с врагами, но не было им помощи от других русских княжеств. Рязань была взята и уничтожена. Все жители её были истреблены. «Не было в ней ничего - только дым и пепел», - восклицал летописец.


5

Фото 3-4. Разорение Рязани


Никогда ещё не встречали жестокие завоеватели такого героического, такого ожесточённого сопротивления.

Защитники Рязани героически обороняли город в течение пяти дней, обрушивая на головы монголов камни, стрелы, кипящую смолу, сражались в рукопашных схватках.

Однако на шестой день их силы практически иссякли, многие воины к тому моменту были убиты и ранены, а остававшиеся в строю практически бессменно вели бой на стенах, тогда как монголы могли давать своим войскам отдых, проводили ротацию и получали подкрепления.

6

К тому же на заключительном этапе штурма монголы широко использовали стенобитные машины. Последний штурм города начался в ночь с 20 на 21 декабря, после упорного боя монголы ворвались в город, он пал на шестой день. При этом захватчики устроили в городе резню, уничтожив подавляющее большинство жителей Рязани, включая детей и грудных младенцев, погиб и рязанский князь Юрий Игоревич. Укрепления также были полностью разрушены, а сам город больше никогда не восстанавливался на этом месте.

Русские люди предпочли смерть в бою рабству и позору. «Лучше потяту быти, неже полонену быти» («Лучше погибнуть, чем попасть в плен»), - сказано в «Слове о полку Игореве» за полвека до нашествия.



Фото 5-6. Высокие мощные валы и развалины города


В наше время в 60км к югу от современной Рязани, экскурсантам могут рассказывать об этой битве и показывать высокие мощные валы и развалины города.

7

  1. Подвиг дружины Коловрата

Вернувшись со своим отрядом, Коловрат застал город и княжество разоренными и разграбленными. Он встретил лишь выжженную землю и пепелища, заваленные трупами убитых. Коловрат был потрясен жестокостью завоевателей.


Фото 7. Коловрат с дружиной в разорённой Рязани


На месте он пополнил свои силы уцелевшими людьми, которые находились вне стен города и прятались в лесах. Всего ему удалось собрать отряд общей численностью до 1700 человек. С этими небольшими силами Евпатий Коловрат пустился в погоню за монголами.

Настигнуть завоевателей отряду удалось уже на территории Суздальских земель. Нападения с тыла монголы не ожидали, уверенные в том, что рязанские дружины уже уничтожены полностью. Атаки Евпатия Коловрата на арьергарды монгольского войска оказались для последних внезапными.

Скорее всего, Коловрат использовал тактику партизанских действий, нападения из засад, из леса. В любом случае он с небольшими силами нанес противнику серьезные потери. Монголы, которые не ожидали нападения со стороны разоренного Рязанского княжества, были в ужасе, считая, что это мертвые восстали, чтобы отомстить за себя.

При этом сколько именно боев провел отряд Евпатия Коловрата, доподлинно неизвестно, никакого единого мнения на этот счет не существует. Считается, что их могло быть несколько и они были достаточно успешными, так как смогли посеять в тылах монгольского войска настоящую панику.

В лесу отряд Коловрата встретил священника, который прятал рязанских детей-сирот, а в это время монгольская орда шла на них.

Священник предложил найти землю не разорённую, поставить новый город, детишек вырастить, так и сохранится русский род.

Коловрат принимает решение сдерживать ордынцев, пока дети не будут в безопасности, а значить, в безопасности будет и род русский.

8

Отправляя своего воина на задание, Коловрат сказал ему: «У тебя одно и самое главное дело - спасти детей, а значит, спасти будущее нашей земли».

Сам же со своим отрядом приготовился к встрече с ордой хана Батыя.

Много времени длилась битва, но подавляющее преимущество в численности войск решило исход противостояния. Монголы смогли навязать отряду Евпатия Коловрата сражение фактически в полном окружении. Батый послал против Коловрата брата своей жены Хостоврула. Он похвалился хану, что привезет ему Коловрата живым, однако сам погиб в бою. Как отмечалось в летописи «Повесть о разорении Рязани Батыем», Коловрат рассек его мечом пополам, прямо до седла.


Фото 8. Бой Евпатия Коловрата с Хостоврулом


Видя упорство, с которым сражается горстка русских воинов, монголы использовали против них пороки (камнеметные машины, предназначенные для разрушения укреплений). Под градом камней погибли последний русские воины из дружины Коловрата и сам богатырь. Но дети были спасены.










9

Фото 9-10. Бой дружины Коловрата с ордынцами


Существует легенда, что, восхищаясь храбростью Евпатия Коловрата, а также в знак уважения его мужеством, Батый приказал похоронить Коловрата со всеми почестями, что положены величайшему богатору, сложить в честь Коловрата курган из камней, чтобы был он выше холма, на котором бился и погиб Евпатий со своей дружиной.

Современники всё думают, сколько было воинов-богатырей?

Я думаю, что много. Все, кто бился с ордой, стояли на том холме плечом к плечу, живые и мёртвые; и сейчас они с нами, напоминают, что только вместе мы сильны и можем преодолеть любые невзгоды.

Как завещал Коловрат.















10

Народная память о герое

Фото 11. Памятник Евпатию Коловрату в г.Рязань


В настоящее время в нашей стране существует три памятника, посвященных Евпатию Коловрату. Все три расположены на территории Рязанской области.

В настоящее время в России существуют три памятника русскому богатырю, все они располагаются на территории Рязанской области:

Первый из них был установлен в 1995 году в посёлке городского типа Шилово, так как именно в Шиловский район вошли основные земли Старорязанского стана, где согласно некоторым источникам, находился Урсовский городок Коловрата. Место это расположено на стыке двух речек Заполья (приток р. Непложи) и речки Урсулы, относится к Воинскому уезду Рязанского княжества.

Второй памятник работы Олега Седова был открыт 18 октября 2007 года в центре Рязани на Почтовой площади, располагающейся неподалёку от Кремля. Монумент представляет собой богатыря на лошади, стоящей на красном гранитном пьедестале. Цвет пьедестала символизирует собой обагрённую кровью рязанскую землю, защитником которой и выступил Евпатий Коловрат. До 2014 года мэрия Рязани планирует завершить архитектурную группу памятника, украсив его топиарными цветниками, каскадным фонтаном и декоративными камнями, с высеченными на них отрывками из «Повести временных лет»

Третий установлен на выезде из деревни Фролово (Шиловский район Рязанской области), в сторону деревни Ряссы.

Уничтожая всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, враги думали запугать народ, сломить его волю к борьбе. Но Русь не испугалась, не покорилась.

Русский народ сумел преодолеть тяжелейшие последствия монголо-татарского нашествия. Он нашёл в себе силы подняться, сбросить ненавистное иго и создать единое сильное государство.


Уничтожая всё на своём пути, истребляя всех русских людей от мала до велика, враги думали запугать народ, сломить его волю к борьбе. Но Русь не испугалась, не покорилась.

Русский народ сумел преодолеть тяжелейшие последствия монголо-татарского нашествия. Он нашёл в себе силы подняться, сбросить ненавистное иго и создать единое сильное государство.

11

Евпатий Коловрат в культуре


Поэзия и литература

Николай Языков. Стихотворение «Евпатий» (1824)

Лев Мей. «Песня про боярина Евпатия Коловрата» (1859)[11]

Сергей Есенин. «Песнь о Евпатии Коловрате» (1912)[12]

Сергей Есенин. «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые, Цвете Троеручице, о Чёрном Идолище и Спасе нашем Иисусе Христе» (1912)[13]

Сергей Марков. «Слово о Евпатии Коловрате» (1941)

Василий Ян. «Батый», ч. 3 «Евпатий Неистовый» (1942)

Василий Ряховский. «Евпатий Коловрат» (1947)

Владимир Ерохин. За русскую землю: Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате ковале Фатьяне. — Рязань (1954)

Владимир Ерохин. «Евпатий Коловрат». Издательство «Московский рабочий» (1969)

Кончаловская Н. П. Наша древняя столица (1972)[14]

Валентин Сорокин. «Евпатий Коловрат» (1975)[15]

Вронский Ю. П. Злой город (1976)[16]

Д. О. Силлов «Злой город» (2007)

Лев Прозоров (Озар Ворон). «Евпатий Коловрат» (2009)

Мультипликация

«Сказ о Евпатии Коловрате» (режиссёр Роман Давыдов, «Союзмультфильм», 1985)[17]

«Сказание о Евпатии Коловрате» (художник Б. Пашков, студия «Диафильм», 1988)

Кино

Фильм «Легенда о Коловрате» 2017 года. Режиссёры Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, главную роль сыграл Илья Малаков.

Музыка

Юрий Белоусов ­­­­­­–Легенда о Коловрате (2015)

Группа «Иван Царевич» –песня «Коловрат» (2016)[18]

Алексей Красавин – песня «Евпатий Коловрат» (2003)[19]

Группа «Киборг» – песня «Евпатий Коловрат» (2007)[20]

Кантата в пяти частях «Евпатий Коловрат» (музыка Виктора Викторова, стихи Геннадия Попова) (2010)[21]

Группа «Моя Дерзкая Правда» –песня «Евпатий Коловрат»

Группа «Возвращение» – песня «Коловрат»

Группа «Путь Солнца» – песня «Ни шагу назад»

Группа «GjeldRune» – песня «Коловрат» (2014)[22]

Группа «Прохожий» – песня «Евпатий Коловрат» (2018)[23]


Компьютерные игры

Компьютерная игра «Золотая Орда» (2008)


12

Заключение


Существует версия о том, что Евпатий – это собирательный образ, который может символизировать собой даже не различных людей, а всю Русь, которая гибнет, но не сдается захватчикам.

«Повести о разорении Рязани Батыем» характерны черты эпичных былинных песен XIII-XIV веков.

Н. Карамзин пересказывает содержание повести, не подвергая сомнению историчность Евпатия.

Д. Иловайский аналогично: «событие, очевидно, невыдуманное, только трудно определить, насколько народная гордость участвовала в изобретении поэтических подробностей».

Современные исследователи Повести (Комарович, Лихачев, Лобакова, Клосс) считают, что рассказ о Коловрате является позднейшей вставкой.

Д. Лихачев писал, что рассказ о Коловрате «целиком обязан своим происхождением народному эпосу»

Данное произведение можно рассматривать больше как художественное, нежели историческое.

Однако даже если Евпатий Коловрат — это лишь красивая легенда и сам он собирательный образ лучших русских богатырей или даже всей Руси, она все равно важна для нашей истории.

Как бы там ни было, во время Монгольского нашествия на Русь вполне можно было встретить русских людей невиданной силы духа, способных на совершение самых разных подвигов. Благодаря таким людям русские воины и смогли снискать славу в мире, а сами русские воспринимаются как заслуживающий уважения народ.




















13

Список источников и литературы


1.Брохин В. С. «За русскую землю. Исторический очерк о борьбе рязанцев с Батыем, о русском богатыре Евпатии Коловрате и его брате Ковале Фатьяне.» Рязань, 1954;


2.Повесть о разорении Рязани (подготовил к печати Д.С. Лихачев). Волоколамский список XVI в. // Воинские повести Древней Руси / Адрианова-Перетц В.П. (ред.). — Москва—Ленинград:


3.Лобакова И.А. Проблема соотношения старших редакций «Повести о разорении Рязани Батыем» // Тр. РАН. Ин-т рус. лит.


4.Горчаков В. Г. Евпатий Коловрат. Исторический роман. — Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 1990. — 416 с.


5.Ерохин В. С. Евпатий Коловрат. Исторические повести. — М.: Московский рабочий, 1969. — 112 с.: ил.


6. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Древнерусский текст.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Перевод Д. С. Лихачёва // Памятники литературы Древней Руси. XIII век.


7.Реплики из художественного фильма «Легенда о Коловрате», режесёры: Джаник Файзиев, Иван Шурховецкий, 2017г. павильоны г.Москва





















14