Конспект урока литературы в 9 классе учителя
надомного обучения Прониной Лидии Владимировны
Тема: «Герой нашего времени»-первый психологический роман в русской литературе. Особенности жанра и композиции»
Цель: создать условия для более полного понимания текста, его анализа; выявление читательской позиции ; развитие навыков монологической речи; раскрыть
композиционное и жанровое своеобразие .
Задачи:
напомнить учащимся об основных характерных особенностях жизни русского общества в 30-е годы XIX века, о судьбе молодого поколения этого времени;
познакомить с идейным замыслом романа «Герой нашего времени» и о последовавших литературно-критических отзывах на выход произведения;
прокомментировать важнейшие особенности произведения: психологизм романа и его композиция (отсутствие единого сюжета, нарушение хронологического порядка в расположении частей произведения, наличие в романе трех рассказчиков – автора, Максима Максимовича и Печорина).
Ход урока
1 Организационный момент
II. Выяснение первоначальных впечатлений о романе «Герой нашего времени». Актуализация знаний
Какая из прочитанных повестей, составляющих произведение, произвела на вас наибольшее впечатление?
Расскажите о своем отношении к главному герою.
О каких событиях из жизни Григория Печорина мы узнали, прочитав главу «Бэла»?
От чьего имени ведется повествование в этой главе? Какую это играет роль в самом повествовании?
Кто такой Максим Максимыч, от имени которого ведется повествование в главе «Бэла»? Что вы о нем можете рассказать?
Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Григория Печорина?
III. Постановка учебных целей и задач.
- Как вы понимаете смысл названия произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? «Наше время» - это чьё?
(Это время героев, автора-повествователя, самого Лермонтова.)
- «Герой нашего времени» - первый в русской прозе «личный» (по терминологии, принятой во французской литературе) или «аналитический» роман: его идейным и сюжетным центром служит не внешняя биография (жизнь и приключения), а именно личность человека - его душевная и умственная жизнь. А душа в христианском понимании бессмертна, она вне времени.
Печорин - личность, воплотившая характерные черты общественного сознания людей 30-х годов: интенсивность нравственно-философских поисков, исключительную силу воли, аналитический ум, незаурядные человеческие способности.
- Тема нашего урока: «Роман «Герой нашего времени» как социально -психологический роман. Особенности жанра и композиции».
-Какая цель нашего урока ( познакомиться с идейным замыслом романа; поделиться читательскими впечатлениями о романе М. Ю.Лермонтова; отметить важнейшие особенности композиции и жанра.)
IV. Работа по раскрытию темы урока.
Вступительное слово учителя.
-Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» был задуман автором в конце 1837 года. Основная работа проходила в 1838 году, и роман был полностью завершен в 1839 году. Вскоре в журнале «Отечественные записки» появилась его первые главы: повесть «Бэла» была напечатана 1838 году с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 года увидела свет следующая повесть – «Фаталист», а затем была опубликована и повесть «Тамань».
Своему новому роману М.Ю. Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Однако в 1940 году вышло отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени».
1830 –1840-е годы в истории России, когда разворачивается действие произведения, – это мрачные годы, отметившиеся в истории как годы николаевской реакции, годы жесточайшего полицейского режима. Невыносимым было, прежде всего, положение народа, особенно трагичной была судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у молодого Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет никакого будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – это главные черты молодых современников писателя.
Лермонтову в своем произведении хотелось показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» является свидетельством его важности.
Оценивая роман М.Ю. Лермонтова, А.И. Герцен писал: «В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал».
Печорин – это богато одаренная натура. Герой совершенно не переоценивает себя, когда откровенно о себе говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов дает ответ на вопрос: почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и тем самым «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? Самое пристальное внимание автора обращено на главного героя, на раскрытие его сложного и противоречивого характера.
В своем предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…». Тем самым автор объясняет особенность своего произведения: «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман.
V.Определение жанра
-Известнейший русский критик Виссарион Григорьевич Белинский так высказывался о романе: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов - это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.»
- Определим жанр данного произведения. Дадим определение жанра.
Существует множество определений литературного жанра, по сути сводящихся к следующему: жанр (от франц. genre; основное значение - род) - исторически сложившийся тип литературного произведения, наделенный характерными чертами, свойственными более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще. Итак, жанр для писателей и читателей выступает прежде всего в классификационной функции. ( Запись в тетрадь ).
- Какую задачу ставил перед собой Лермонтов, когда писал «Героя нашего времени»?
(Роман был задуман как художественное исследование внутреннего мира человека, его души, его связи с миром , то есть как социально-психологический роман. Об этом сказал сам Лермонтов в «Предисловии» к «Журналу Печорина»: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдения ума зрелого над самим собою…»).
- Так каков же жанр этого произведения?
Словарная работа В словаре литературоведческих терминов дано следующее определение психологического романа: психологическим романом можно назвать такой роман, где внимание автора и читателя сосредоточено на познании человеческой души во всех её проявлениях. - Назовите определяющие характеристики психологического романа. (Приемами создания психологизма могут быть саморефлексия (самоанализ) героя, оценкадействий героя с позиций других персонажей, авторский анализ характера. ) |
VI. Особенности композиции романа
Вопросы:
1. Что такое сюжет художественного произведения?
2. Какие элементы сюжета вам известны?
3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?
4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в нем выделить уже известные вам элементы сюжета? (Особенность композиции романа – отсутствие единой сюжетной линии. Роман состоит из пяти частей или повестей, каждая из которых имеет свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Но именно образ главного героя становится объединяющим: он связывает все эти части в единый роман.)
5. Рассмотрим разницу между хронологическим и композиционным порядком, который наблюдается в романе.
Хронологический порядок такой: Печорин едет к месту своей службы, однако по дороге он останавливается в Тамани, затем по дороге к месту службы посещает Пятигорск, где за ссору и дуэль с Грушницким был сослан в крепость. В крепости с ним происходят события, которые описаны в повестях «Бэла» и «Фаталист». Через несколько лет Печорин встречается с Максимом Максимычем.
Хронологически повести должны быть расположены следующим образом:
1. «Тамань».
2. «Княжна Мэри».
3. «Бэла».
4. «Фаталист».
5. «Максим Максимыч».
Однако М.Ю. Лермонтов в своем произведении нарушает порядок расположения повестей. В романе они следуют таким образом:
1. «Бэла».
2. «Максим Максимыч».
3. «Тамань».
4. «Княжна Мэри».
5. «Фаталист».
Последние три повести представляют собой дневник главного героя, в котором показана история его жизни, написанная им самим.
Вопросы:
1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?
2) О чем заставляет задуматься читателя такая композиция произведения?
3) В какой форме написаны первые две повести? Что особенного в последующих трех повестях?
Выводы. «Печорин – главный герой романа. Действующие лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является центром повествования, Героем своего времени. Композиция произведения (смена рассказчиков, нарушение хронологии событий, жанр путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его».
Таким образом, выбранная композиция романа предоставляет автору следующие возможности:
- максимально заинтересовать читателя судьбой Печорина;
- проследит историю его внутренней жизни;
- образ Печорина в романе раскрывается двояко: с точки зрения постороннего наблюдателя и в плане его внутреннего раскрытия.
VII. Литературно-критические отзывы на роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
1. С. Бурачек: Печорин – «чудовище», «клевета на целое поколение».
2. С. Шевырев: «Печорин – есть один только призрак, отброшенный на нас Западом».
3. В. Белинский: «Печорин… герой нашего времени».
4. А. Герцен: «Печорин – «младший брат Онегина».
Вопросы:
1) Кто из литературных критиков, по вашему мнению, более объективен в оценке Григория Печорина?
2) Как сам автор говорит о своем герое в предисловии?
Чтение предисловия.
(«…Герой нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии…»)
VIII. Домашнее задание
1. Повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)
2. Составить план повести «Бэла», озаглавить все ее части.