А каких людей – героев вы знаете? (Ответы детей). Чем они заслужили это звание? (Ответы детей). Как вы понимаете слово «подвиг»? (Учащиеся рассуждают) Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка. Подвиг – героический самоотверженный поступок. Посмотрите на картину, как она называется? Правильно, это картина Виктора Васнецова «Богатыри» Этих людей можно назвать героями? Почему? Обратимся сейчас к тексту, который лежит у вас на парте. Прочитаем его: Широко известны былины про славных богатырей, про трёх защитников земли Русской – Илье Муромце, Алёше Поповиче и Добрыни Никитиче. Все былины воспевают подвиги доблестных, отважных и могучих защитников земли Русской. Эти отважные витязи стоят на страже её границ и всегда одерживают верх над врагами. (слайд из мультфильмов о богатырях) Наше отечество выстояло в борьбе с сильными врагами, потому что наши люди совершали подвиги. Валя Паршутин. Семья Паршутиных жила на окраине Рогожинского поселка. 11-летний Валя, учился в школе №39. Началась война, в сентябре школьные занятия отменили. Старшеклассников мобилизовали на трудовой фронт. Жить в Туле с каждым днем становилось опаснее. Мама отправила Валю в деревню Письменку, к ее брату. Но в конце октября Валя не утерпел и сбежал от дяди обратно в Тулу. Через несколько дней Валя пришел домой в сапогах, ватнике и новой армейской пилотке со звездой. На подступах к Туле шли ожесточенные бои. На окраине Рогожинского поселка стоял сформированный отряд Тульского Рабочего полка. Валя подносил бойцам снаряды, сумки с пулеметными лентами, был связным между батальонами. 29 октября 1941 года Вале исполнилось 12 лет. В тот день Валя ходил в разведку в Рогожинский поселок, принес важные сведения о противнике. С колокольни церкви, стоящей на горе, строчил крупнокалиберный немецкий пулемет - обстреливал Красный Перекоп. У нашего же пулеметчика кончились патроны, их надо было срочно доставить. Два бойца Рабочего полка пошли, да не вернулись... Тогда вызвался Валя. Несколько раз Валя Паршутин приносил патроны. В один момент ему показалось, что он ползет слишком медленно. Мальчуган выпрямился во весь рост, забыв об опасности, и тут же был сражен пулей немецкого снайпера. Валю уложили на плащ-палатку и понесли к убежищу - там в тот день от возможной бомбежки пряталось много народа. Была там и мама Вали. «Не плачь, не надо, - успел прошептать ей мальчик. - Фашисты не возьмут Тулу, мы победим!» Через пять часов Валя Паршутин умер от потери крови. Юного героя похоронили на Всехсвятском кладбище. Сейчас за его могилой ухаживают дети из школы №39 - школы, носящей имя Вали Паршутина. Валя Паршутин это обыкновенный тульский мальчик. Как вы думаете, его можно назвать героем? Почему? А Валя уже родился героем? (рассуждения детей) Бывает подвиг одного, двух, трёх, ста, тысячи людей. А знаете ли вы, что бывает подвиг народа. Как вы понимаете смысл выражения «подвиг народа»? 70 лет назад, подвиг был совершен целым народом нашей страны – разгром врага и победа над фашистской Германией. Подвиг народа – это подвиг конкретных людей. Просмотр отрывков из кинофильма «Звезда». 10 декабря 1994 года с целью восстановления конституционного порядка в Чечню были введены вооруженные силы Российской Федерации. Эту войну можно разделить на 2 периода: Первая Чеченская война-1994-1996 годы и Вторая Чеченская война 1999-2001 годы. Война в Чечне унесла жизни более 120 тысяч человек с обеих сторон. За все время погибло 75 тыс. гражданских и 21 тыс. военных со стороны России, 200 тыс. чеченские боевики. В общей сложности 296 тыс. человек. Просмотр отрывков из кинофильма «Грозовые ворота». Что общего вы увидели в этих сюжетах? Правильно, люди жертвовали своими жизнями ради защиты своей родины. Я думаю, что и вашем посёлке есть герои, которые точно так же совершали подвиги в дни ВОВ. Знаете ли вы этих людей? Можете ли вы назвать их фамилии? Знаете ли вы, что-нибудь об их подвигах? Какие качества помогли этим людям выстоять в этих страшных событиях? Правильно. Они обладали такими качествами, как мужество, героизм, любили свою Родину и не могли не отстоять её. Ребята, а в нашей мирной жизни есть место подвигу? Кого сегодня мы можем назвать героями? (ответы детей) Герои спорта, герои космоса, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС – все они выполняли или выполняют свой гражданский долг. Значит, героем может быть каждый из нас? Какие качества мы должны в себе воспитывать, чтобы в экстренной ситуации проявите стойкость, мужество и героизм? (ответы детей) Ребята, посмотрите на слайд, там приведено высказывание В. А. Сухомлинского, прочитайте его. «Смелость и мужество – эти волевые и нравственные черты необходимы каждому гражданину не только в исключительных случаях, но и в повседневной жизни, в труде». Какая главная мысль в этом высказывании? Скажите, какие качества следует развивать вам сейчас, что бы стать полезным гражданином в обществе, а возможно и героем. Верно. Героями можно стать не только в военное время, но и в мирное. 14 ноября 2006 года в полдень на пункт связи пожарной части № 29 поступило сообщение о том, что на пруду в ледяную полынью в двадцати метрах от берега провалился человек.
По сигналу тревоги на место происшествия было направлено одно отделение пожарной части № 29. По прибытию огнеборцы на месте происшествия обнаружили в полынье мальчика. Чтобы спасти ребенка, Виталий и Артем, обвязавшись спасательной веревкой, вышли на лед, толщина которого составляла от полутора до трех сантиметров. Проломив лед у берега, спасатели стали продвигаться к полынье, пробивая впереди себя лед ломом. Отойдя от края берега и находясь по пояс в ледяной воде, пожарные попробовали закинуть пострадавшему свободный конец спасательной веревки, но замерзший мальчик не смог удержать ее в руках.
Продолжая движение и подойдя к полынье на расстояние пять метров, А. Колоколов и В. Богатырев успокоили ребенка, предложили не шевелиться и положить руки на лед, после чего снова подали пострадавшему свободный конец веревки, посоветовав ему намотать е на руку. Совместными усилиями пожарные вытащили пострадавшего сначала на лед, а потом на руках вынесли его на берег. Сняв с ребенка мокрую одежду, огнеборцы оказали ему первую доврачебную помощь и, укутав в сухие бушлаты, посадили в кабину пожарного автомобиля.
По прибытии в подразделение мальчика напоили чаем и отогрели в теплом душе, забинтовали порезанные об острый лед пальцы и кисти рук, после чего передали пострадавшего прибывшему в пожарную часть дежурному врачу «Скорой медицинской помощи». Просмотр фотографий, информации о подвигах людей в мирное время. Что вы можете сказать об этих людях? Какие качества для этого нужны? Как бы вы поступили в этой ситуации? Есть ли у вас эти качества? Согласны ли вы с этим утверждением «Героями не рождаются, героями становятся»? В жизни всегда есть место подвигу, но путь к нему лежит через воспитание в себе чувства долга, ответственного отношения к своим обязанностям, нравственной стойкости. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с леностью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью. В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем для счастливой жизни. Вот мы с вами и показали что «героями не рождаются …» ими СТАНОВЯТСЯ! И это зависит только от нас самих!!!! Ребята, у вас на столах лежат листочки. На них написано начало предложений, вы вместе всей группой обсудите и закончите предложения. Сегодня я узнал… Я понял, что… Меня удивило… Ребята, у вас впереди большая жизнь, я верю, вы достигните больших высот и званий, но самое главное, самое высшее звание это стать достойным человеком, гражданином своей страны, великой России.
Песня «От героев былых времён»
|