Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
Цель урока:
на примере образов Тараса Бульбы и героев-запорожцев показать величие подвига во имя служения Родине и православной вере, значение чувства товарищества и братства, силу воли и духа запорожцев
выявить основную идею произведения Н.В. Гоголя
показать художественное мастерство писателя и отражение темы повести в других видах искусства, в частности, в живописи.
Интеграция: связь с историей, живописью, информатикой.
Методические приемы: рассказ учителя, работа с тестом, беседа по вопросам, выразительное чтение, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями к повести и репродукцией И.Е. Репина.
Оборудование: тест, репродукция картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», иллюстрации к повести.
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
III.Слово учителя.
На прошлом уроке мы узнали о том, какие исторические факты легли в основу повести, что такое историческая Запорожская Сечь, как она появилась, откуда возникло это название. Тема сегодняшнего урока «Героико-патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
IV. Беседа по вопросам.
Расскажите о жизни в Запорожской Сечи. Какой предстает Сечь?
Какие отношения связывают казаков?
Каковы обычаи и законы Запорожской Сечи?
В чем смысл подробного описания общественного устройства Cечи?
Расскажите о жизни Остапа и Андрия на Сечи. Чем они занимались?
Почему, несмотря на успехи сыновей в военном деле, Тарас не доволен жизнью в Запорожской Сечи?
Какая же она Сечь? Независимая, гордая, справедливая республика, основанная на равноправии и братстве; любимая своими обитателями, собравшимися здесь по зову сердца, а не по принуждению; именно такая республика, по мнению Гоголя, должна рождать героические характеры.
V. Работа с репродукцией картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Посмотрим, какими видит запорожских казаков другой художник — Илья Репин. Оба художника — выходцы из Украины, оба с трепетом и любовью относились к истории своей земли, оба корнями своими связаны с ней и пронесли через всю жизнь любовь не только к России, но и к своей «малой» родине — Малороссии (как тогда называли Украину), и многие их произведения связаны с ней.
Картина И. Репина не является иллюстрацией к повести, это самостоятельное произведение.
Подумайте, какая связь между повестью Н. В. Гоголя и полотном И. Репина?
Беседа по вопросам.
1. Вглядитесь в лица и позы героев. Каким настроением пронизана картина? Какими средствами оно создаётся? Как передан боевой дух казаков? Кто из персонажей кажется вам самым выразительным?
2. Среди героев картины есть и те, кого сам художник называл Тарасом Бульбой, Остапом и Андрием. Попробуйте найти их на полотне и объясните свой выбор.
3. В чём созвучны повесть Гоголя и картина Репина?
Итак, что объединяет эти произведения?
Запорожцев, удалых, бесстрашных, веселых, сильных духом людей объединяет в повести Н. В. Гоголя и на картине И. Репина братское родство, родство “по духу”.
VI. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев.
Итак, мы выяснили, что главными ценностями в жизни запорожцев были любовь к родной земле, преданность православной вере, мужество и самоотверженность, товарищество и братство.
Назовите эпизоды, в которых эти качества проявляются наиболее ярко.
VII. Анализ речи Тараса Бульбы о товариществе.
Какова основная мысль речи Т. Бульбы? Основная мысль - прославление Русской земли, товарищества, русской души.
Какие слова в этой речи являются главными, ключевыми? «Нет уз святее товарищества!» Какой синоним слову «товарищество» есть в речи Тараса? Какой дополнительный оттенок значения он вносит в понятие «товарищество»?
Что же стало основой товарищества? Как оно связано с чувством родины?
Почему Тарас ставит чувство товарищества выше кровного родства?
Почему Бульба обращается к казакам с этой речью перед сражением?
Каково влияние речи Тараса на запорожцев?
Есть ли в речи Тараса мысли и чувства, созвучные нашему времени? Какие?
Какие качества проявили казаки в бою? С какими словами на устах умирали казаки?
Что же входит в понятие родины в представлении запорожских казаков?
VIII. Работа с иллюстрациями.
Во все времена повесть “Тарас Бульба” была тем произведением, которое вдохновляло людей, принадлежавших искусству: композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести Н. В. Гоголя, художники П. Соколов, М. Нестеров, М. Дерегус, С. Иванов, А. Герасимов и многие другие неоднократно обращались к теме повести “Тарас Бульба”.
Рассматривание и комментирование иллюстраций.
IX. Итоги урока. В заключение подумаем над высказыванием В.Г. Белинского о «Тарасе Бульбе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова основная идея повести?
Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев — сильных, мужественных самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство - то, за что Гоголь любит своих героев.
Больше четырех столетий отделяет нас от событий повести, и более века прошло с тех пор, как были написаны Гоголем эти бессмертные слова. Но жива повесть, живы ее герои, которые в тяжкие годы испытаний были, есть и будут живым примером в борьбе за свободу Родины, примером великого братства, товарищества, являющегося залогом успехов, залогом победы под врагом.
X. Домашнее задание: подготовить сопоставительную характеристику Остапа и Андрия, рассказ о главном герое повести Тарасе Бульбе.