СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Героизм защитников Сталинграда

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающиеся проявили большой интерес

Просмотр содержимого документа
«Героизм защитников Сталинграда»


ОБОУ «ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ №2 Г.КУРСК























УРОК МУЖЕСТВА


«Героизм защитников Сталинграда»







ПОДГОТОВИЛ И ПРОВЕЛ

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ

МЕЛЕШЕНКО С.С.









г. КУРСК






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В соответствии с ФГОС предполагаемыми результатами освоения данной темы учащимися должны стать личностные результаты, среди которых следует выделить универсальные учебные действия, позволяющие осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознавать свою идентичность как гражданина страны; метапредметные результаты, среди которых умение использовать различные источники исторической информации, анализировать и обобщать факты, обосновывать выводы; предметные результаты, к которым относятся следующие: рассказывать о крупнейших событиях Великой Отечественной войны, используя карту, объяснять понятие «коренной перелом», характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников, воспоминаний, представлять биографические справки, очерки об участниках войны: полководцах, солдатах, тружениках тыла, уметь подготовить сообщение об отражении событий Сталинградской битвы в произведениях литературы, кинематографа (по выбору).












Основная цель: развитие познавательного интереса к истории нашей страны, формирование гражданской позиции учащихся, понимание места и значения Сталинградской битвы в истории Великой Отечественной и Второй Мировой войны.

Основные задачи:

  1. Сформулировать совместно с учащимися вывод: «Сталинградская битва - одно из самых грандиозных событий Великой Отечественной и второй мировой войны, связанная с понятием «коренной перелом».

  2. Для создания соответствующего эмоционального фона занятия привести яркие примеры мужества, стойкости, героизма советских людей в период Сталинградской битвы, целенаправленно использовать наглядность, привлечь лучших чтецов для исполнения поэтических и прозаических произведений о битве под Сталинградом и др.

  3. Использовать сведения о военных действиях, поведении людей в обстоятельствах войны, (постоянного нахождения на грани между жизнью и смертью) для показа конкретных проявлений индивидуального и массового героизма советских людей во время Сталинградской битвы, для пробуждения у учащихся лучших человеческих качеств.

  4. В процессе освещения военных аспектов темы сделать акцент на роли человеческого фактора в войне.

  5. На доступном учащимся уровне показать, что разгром фашистов под Сталинградом – это результат усилий всего советского народа, проявившего отвагу, стойкость, мужество, самопожертвование, тот человеческий резерв, которого не было у фашистов.

Примерный план занятия.

  1. Вступительная беседа.

  2. Советско– германский фронт весной и летом 1942 года.

  3. Битва за Сталинград ( июль 1942 г. – 2 февраля 1943г).

3.1. 57 дней и ночей оборонительного периода (17 июля – 19 ноября 1942 г. ).

3.2. Период контрнаступления (19 ноября 1942 г. - 2 февраля 1943 г.).

  1. Человек на войне.

4.1. Военное искусство полководцев.

4.2. Массовый и индивидуальный героизм рядовых солдат советской армии.

5. Отражение событий Сталинградского сражения в памятниках культуры: мемориалах, литературе, поэзии, живописи, кинематографе, песенном творчестве.


1. Поскольку учащиеся заранее оповещены о теме занятия, то вступительная беседа может начаться с вопроса:

- С каким упоминанием (словом, именем, произведением, памятником, песней, кинофильмом) у Вас ассоциируется Сталинградская битва?

Заслушав ответы учащихся, учитель кратко прокомментирует их.

Для перехода ко второму пункту плана было бы полезно спросить:

- Какие вам известны наиболее крупные, масштабные сражения Великой Отечественной войны?

Учащиеся наверняка укажут в перечне Московскую битву. Отметим, что одним из её итогов было то, что весь мир увидел: фашистов можно побеждать, был развеян миф о непобедимости немецкой армии. Появилась надежда на победу, укрепился моральный дух, наступил моральный перелом в сознании людей.

2. Раскрытие второго пункта плана построено в форме рассказа учителя, сообщения учащегося, заранее подготовленной презентации. В любом случае оно сопровождается работой по карте, настенной или выведенной на экран.

Выступающий отметит, что в тот период не было ещё необходимых сил и средств для продолжения зимнего наступления Красной армии.

Можно сообщить учащимся, что главнокомандующий И.В. Сталин, пренебрегая данными разведки и выводами Генерального штаба, считал, что немцы, как и год назад, будут наносить главный удар на московском направлении. Этот просчёт привёл к тому, что советское командование не успело сосредоточить на юго – западном направлении силы, достаточные для того, чтобы воспрепятствовать выходу немцев в большую излучину Дона, а затем их прорыву к Сталинграду и на Кавказ.Советские войска перешли к обороне.

Немецко–фашистские полчища вышли в большую излучину Дона, создав реальную угрозу прорыва к Волге и на Кавказ. Развернулись жестокие оборонительные сражения на Сталинградском и Кавказском направлении.

Для активизации внимания школьников, создания ситуации удивлении, можно привести им малоизвестные им факты. Так, учащимся небезынтересно будет узнать, что у фашистов по приказу Гитлера был разработан фиктивный план «Кремль». В нём ставилась задача «разгромить вражеские войска, находящиеся в районе западнее и южнее столицы противника, прочно овладеть территорией вокруг Москвы, окружив город, и тем самым лишить противника возможности оперативного использования этого района». Это была дезинформация. Противник сделал всё, чтобы эти ложные сведения дошли до командования Красной Армии. В какой – то мере их хитрость удалась.

На самом же деле противник предпринял наступление на Сталинградском направлении.

Вопрос к учащимся:

-Почему?

Заслушивая ответ, следует обратить внимание на то, чтобы были указаны следующие причины: Кавказ - это мощные нефтяные запасы, а фашисты остро нуждались в горючем для своей техники. Кроме того, районы Дона, Кубани и Северного Кавказа – это плодородные сельскохозяйственные районы, житница нашей страны.

3. Огромная гитлеровская армия была сосредоточена на южном крыле советско-германского фронта. 12 июля 1942 года был создан Сталинградский фронт под командованием Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко. 17 июля 1942 года войска Сталинградского фронта приняли боевое крещение. Передовые отряды 62 - й армии под командованием В.И.Чуйкова вступили в бой с авангардом 6 –й фашистской армии.

Началась Сталинградская битва - величайшая эпопея Великой Отечественной и второй мировой войны. Это был оборонительный период, продолжавшийся 57 изнурительных дней и ночей. Бои развернулись на дальних и ближних подступах к Сталинграду.

Чтобы понять масштабы предстоящего сражения, следует иметь в виду соотношение сил. Противник превосходил советские войска по численности людей в 1,7 раза, по артиллерии и танкам в 1,3 раза, по авиации более чем в 2 раза. При этом фашистские войска владели инициативой действий, они наступали, они были воодушевлены успехами. Наступающая 6-я армия была одной из лучших в гитлеровских сухопутных войсках. В неё входило около 270тыс. солдат и офицеров, 3 тыс. орудий и миномётов, 500 танков. Поддержку с воздуха им обеспечивали 1200 самолётов.

К 16 -17 июля мы реально могли противопоставить врагу на Сталинградском направлении 12 дивизий: около 160 тыс. человек личного состава, 2200 орудий и миномётов, до 400 танков. В составе 8 воздушной армии было всего 454 самолёта. (По материалам исследования академика А.М. Самсонова «Сталинградская битва». М., с.76).

Далее заранее подготовленное сообщение ученика, который, используя историческую карту, видеоматериалы, документы военных лет, мемуары и другие источники, воссоздаст обстоятельства первого периода Сталинградской битвы. Защитники Сталинграда удерживали каждый метр земли:

«Кусок земли, он весь пропитан кровью.

Почернел от дыма плотный мёрзлый снег

Даже и привыкший к многословью,

Здесь к молчанью привыкает человек.

Смятый бруствер. Развороченное ложе.

Угол блиндажа. Снаряды всех смели.

Здесь плясала смерть, но нам всего дороже

Окровавленный кусок родной земли.

Шаг за шагом ровно три недели

Мы вползали вверх, не знавшие преград.

Даже мёртвые покинуть не хотели

Этот молнией опалённый ад.

Пусть любой ценой, но только бы добраться,

Хоть буравя снег, но только б доползти,

Чтоб в молчанье страшно и жестоко драться,

Всё, как есть, сметая на пути.

Под огнём навесным задержалась рота,

Но товарищ вырвался вперёд

Грудью пал на амбразуру дота –

Сразу кровью захлебнулся пулемёт.

Мы забыли всё… Мы бились беспощадно

Мы на лезвиях штыков наш гнев несли,

Не жалея жизни, чтобы взять обратно

Развороченный кусок родной земли»

(Владислав Занодворов)

Усилит впечатление о напряжённости сражения фрагмент из книги генерал – полковника А.И.Родимцева«Гвардейцы стояли насмерть»:

«На личной карте Паулюса дом, о котором я расскажу, был отмечен как крепость. Пленные немецкие разведчики считали, что его обороняет батальон.Об этом доме сначала узнала наша армия, потом вся страна и, наконец, весь мир. На его защитников равнялась, как в строю, вся дивизия, о нём слагали песни и легенды. Это четырёхэтажное жилое здание, выстроенное не из какого – либо несокрушимого материала, а из обыкновенных дерева и кирпича, оказавшееся вообще малоустойчивым, вполне заслуживало того, чтобы о нём писали или рассказывали.Да, это был дом – крепость, его обороняли бойцы, каждый из которых стоил целого отделения, а то и взвода противника. Слава о защитниках этого дома не померкнет в веках».

Вопросы к учащимся.

-Чьё имя носит этот дом?

-Как Вы поняли, почему про этот дом в Сталинграде написано во всех школьных учебниках?

-Как Вы думаете, почему современные волгоградцы не восстанавливают это здание?

-Кто из Вас знает, какая надпись сделана на стене этого дома?

А.И.Родимцев называет Дом Павлова домом солдатской доблести. В условиях, когда 62 – я армия, прижатая к Волге, выдерживала бешеный натиск во много раз превосходивших сил противника, здесь героически сражались гвардейцы, помогавшие ей выстоять. Дом был отрезан от дивизии и представлял собой опорный пункт, не дававший возможности манёвра фашистам. Защитники этого дома держали под огнём своих пулемётов все прилегающие улицы, откуда могли появиться фашисты.

Сначала защитников было четверо с одними автоматами, но через несколько дней командир полка по совету Г.К. Жукова прислал подкрепление из 22 – х человек, нагруженных боеприпасами, инструментом, продовольствием. В Доме Павлова создалась интернациональная бригада. «Народы – побратимы слились в единую семью». Здесь были не только русские, но и украинцы, узбек, таджик, грузин, татарин, казах, абхазец.100 – 120 выстрелов по дому из орудий и миномётов стало ежедневной огневой «нормой» гитлеровцев. Они использовали даже снайперов.

На Доме Павлова сохранена надпись: « Мать Родина! Здесь героически сражались с врагом гвардейцы Родимцева: Илья Воронов, Павел Демченко, Алексей Аникин, Павел Довженко».А дальше крупными буквами по закопченной стене: « Этот дом отстоял гв. сержант Яков Федотович Павлов!»

Из-за упорного сопротивления наших войск на подступах к Сталинграду фашисты вынуждены были перебросить сюда для удара со стороны Котельникова 4-ю танковую армию и часть армий своих союзников с кавказского направления. Создавалась реальная угроза прорыва противника к Волге и на Кавказ.

В 20 –х числах августа группировка 6 – й армии генерала Паулюса прорвалась к Волге и отрезала обороняющуюся в городе 62 –ю армию от основных сил фронта. В этих условиях 26 августа 1942 года после анализа обстановки

ГКО принимает решение о назначении Георгия Константиновича заместителем Главнокомандующего.29 августа он прибыл в район Камышина, где уже находился Начальник Генерального штаба А.М.Василевский. Обстоятельно изучив состояние дел, они предложили Ставке следующий план действий: «Первое – активной обороной продолжать изматывать противника; второе – приступить к подготовке контрнаступления, чтобы нанести противнику в районе Сталинграда такой удар, который резко изменил бы стратегическую обстановку на юге страны в нашу пользу». По воспоминаниям Г.К. Жукова, 13, 14, 15 сентября были для сталинградцев слишком тяжёлыми.

Противник шаг зашагом всё ближе и ближе прорывался к Волге. Казалось, люди могут не выдержать. Но стоило только врагу броситься вперёд, как наши славные бойцы 62-й и 64-й армий в упор расстреливали его. Руины города стали крепостью. Силы были на исходе.

А над Волгою в небе синем,

Тучи тянутся, как холмы,

За спиной половина России,

А на самом краешке - мы.

Острый ветер в лицо мне дунул,

Как спасения ждал его,

Я в масштабах страны не думал,

Я вчерашний школьник всего.

Вот шинельку пробитую скину:

Жарковато среди огня…

Мне Урал и Сибирь дышат в спину –

И надеются на меня.

(Михаил Найдич)

В.Г. Зайцев – Герой Советского Союза. Он – снайпер, причёмодин из лучших. Наши снайперы доставляли много хлопот и беспокойства фашистам, уничтожив их около тысячи. Однажды ночью наши разведчики приволокли в мешке «языка». На допросе он сообщил, что фашистское командование серьёзно обеспокоено действиями наших снайперов. Из Берлина доставлен на самолёте руководитель школы немецких снайперов, который получил задание убить прежде всего, как выразился пленный, «главного зайца». Это был, видимо, зверь матёрый, сверхснайпер, если доставлен руководитель школы. В.Г. Зайцев стал изучать его привычки и искать позиции, которые тот выбирал. Противник часто их менял и действовал предельно осторожно.

Один из учащихся зачитывает фрагмент из «Записок снайпера» В.Г.Зайцева: «Работали ночью. Засели до рассвета. Гитлеровцы вели беспорядочный огонь. На переправе через Волгу били вражеские миномёты. В небо взлетали ракеты. Затем ударила наша артиллерия, и фашистские миномёты замолчали. Появились вражеские бомбардировщики. Светало быстро. И с приходом дня бой разгорелся с новой силой. Но ни грохот орудий, ни разрывы снарядов и бомб, ни шум танков – ничто не могло меня отвлечь от выполнения задачи». Перехитрив немецкого снайпера, Н.Г.Зайцев метким выстрелом сразил его наповал.

Перелом в эти тяжёлые дни и часы создала 13-я гвардейская дивизия А.И. Родимцева. Оказавшись под Сталинградом, она сразу же контратаковала. Её удар был полной неожиданностью для фашистов. 16 сентября дивизия Родимцева отбила Мамаев курган.В ожесточённых боях план Гитлера быстро овладеть Сталинградом был сорван.Не помог приказ Гитлера любой ценой удержать захваченные территории и накопить силы для возобновления наступления.

Измотав и обескровив мощную группировку врага, советские войска создали благоприятные условия для перехода в контрнаступление. Замысел нашего контрнаступления состоял в том, чтобы мощными ударами разгромить фланги группировки противника, а затем наступлением по сходящимся направлениям на г.КАЛАЧ окружить и уничтожить главные силы фашистов под Сталинградом. Для реализации данного плана сложились следующие предпосылки:

  • превосходство в живой силе -1,1 раза;

  • орудиях и миномётах в 1,5 раза; танках – в 2, 2 раза, самолётах – 1,1 раза (История второй мировой войны, т. 6., с. 35).

Военные историки считают, что этого превосходства было недостаточно для грандиозного контрнаступления, но командование решилось, рассчитывая на военное искусство выдающихся советских полководцев, накопленный за годы войны опыт, массовый героизм защитников Родины.

С июля по ноябрь в боях в районе Дона, Волги и Сталинграда

фашисты потеряли 700 тысяч живой силы, более 2 тысяч орудий и миномётов, до 1400 самолётов. (Цифры высвечиваются на экран, или представляются в виде таблицы).

19 ноября 1942 года Юго-Западный фронт под командованием генерал-лейтенанта Н.Ф.Ватутина начал контрнаступление. Наступил второй период Сталинградской битвы. Мощным ударом была прорвана оборона 3-й румынской армии одновременно на двух участках. Противник не выдержал натиска и начал в панике отступать или сдаваться. Немецкие части, стоявшие позади румынских войск, попытались остановить прорыв наших войск, но им это не удалось. Одновременно осуществляли прорыв немецкой обороны войска Сталинградского фронта под командованием генерала А.И.Ерёменко. Кольцо окружения сталинградской группировки войск замкнулось в междуречье Дона и Волги. Ликвидация немецкой группировки началась в первых числах декабря по мере сжатия кольца окружения.Фашисты отчаянно сражались, надеясь на обещанную Гитлером помощь. Пытаясь спасти окружённые в районе Сталинграда войска, генерал-фельдмаршал Манштейн предполагал создание двух ударных группировок: в районе Котельникова и в районе Тормосина (см. карту - схему). Не удалось. Помешали успешные действия Юго – Западного и Сталинградского фронтов на Котельниковском и Морозовском направлениях.

Ликвидация всей вражеской группировки была возложена на войска Донского фронта под командованием Константина Константиновича Рокоссовского.

31 января прекратила сопротивление южная группировка войск под командованием генерал-фельдмаршала Ф.Паулюса. Паулюс и его штаб были взяты в плен. 2 же февраля капитулировала северная группа войск.

«И пробил час. Удар обрушен первый,-

От Сталинграда пятится злодей.

И ахнул мир, узнав, что значит верность,

Что значит ярость верящих людей.

(Ольга Бергольц . «Сталинграду»)

На экране высвечиваются следующие цифры:

295 тыс. немцев попали в окружение.

90 тыс. взяты в плен

34 тыс. раненых были эвакуированы по воздуху.

Остальные – погибли.В Германии был объявлен трёхдневный траур.

Сталинградская битва завершилась великой победой нашей армии, нашей страны, нашего народа.

По оценке Г.К.Жукова , в середине ноября 1942 года оборонительные сражения в районе Сталинграда и Северного Кавказа завершили первый период Великой Отечественной войны, самый тяжёлый для страны и её вооружённых сил. Несмотря на все трудности и крайнее напряжение сил враг был остановлен на всех направлениях. Силы и средства фашистской Германии истощались.

Из сообщения Совинформбюро 2 февраля 1943 года:

«Сегодня, 2 февраля, войска Донского фронта полностью закончили ликвидацию немецко – фашистских войск, окружённых в районе Сталинграда, Наши войска сломили сопротивление противника, окружённого севернее Сталинграда, и вынудили его сложить оружие. Раздавлен последний очаг сопротивления противника в районе Сталинграда. 2 февраля 1943 года историческое сражение под Сталинградом закончилось полной победой наших войск».

Общие потери Германии в ходе летней кампании 1942 – 1943 гг.

составили:1,5 млн. человек;3,5 тыс. танков;1,2 тыс. орудий и миномётов.

Нужны были многие месяцы, для восполнения понесённых потерь. Однако, наиболее существенной потерей было то, что после ада, в котором побывали фашистские захватчики во время Сталинградской битвы, у большинства из них появились сомнения в победе Германии.У советских же людей это событие наоборот, укрепило веру в победу. Это было начало коренного перелома во всей второй мировой войне. Завершился он после Курской битвы, но начало было положено под Сталинградом.

4. Для того, чтобы донести до сознания современных учащихся, к счастью, не ведающих, что такое война и знающих о ней только из книг и кинофильмов, приводим примеры из воспоминаний её участников. Например, фрагмент из очерка Василия Гроссмана «Направление главного удара».

(Фрагменты очерка читают вслух учащиеся)


В октябре 1942 года немцы сосредоточили свой удар на южных и центральных частях Сталинграда. «Всю огневую тяжесть бесчисленных миномётных батарей, тысячи орудий и воздушных корпусов обрушили немцы на северную часть города, на стоящий в центре промышленного района завод «Баррикады». Немцы полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения, что нет на земле таких сердец, таких нервов, которые не порвались бы в диком аду огня, визжащего металла, сотрясаемой земли и обезумевшего воздуха. Здесь был собран весь дьявольский арсенал германского милитаризма - тяжёлые и огнемётные танки, шестиствольные миномёты, армады пикирующих бомбардировщиков с воющими сиренами, осколочными фугасными бомбами. Здесь автоматчиков снабдили разрывными пулями, артиллеристов и миномётчиков – термитными снарядами. Здесь была собрана германская артиллерия от малых калибров противотанковых полуавтоматов до тяжёлых дальнобойных пушек. Здесь бросали мины, похожие на безобидные зелёные и красные мячики, и воздушные торпеды, вырывающие ямы высотой в двухэтажный дом. Здесь ночью было светло от пожаров и ракет, а днём было темно от дыма горящих зданий и дымовых шашек германских маскировщиков. Здесь грохот был плотен, как земля, а короткие минуты тишины казались страшней и зловещей грохота битвы.

В течение месяца немцы производили по сто семнадцать атак на полки сибирской дивизии.

Был один страшный день, когда немецкие танки и пехота двадцать три раза ходили в атаку. И эти двадцать три атаки были отбиты. В течение месяца каждый день за исключением трёх, немецкая авиация висела над дивизией десять – двенадцать часов. Всего за месяц триста двадцать часов. Оперативное отделение подсчитало астрономическое количество бомб, сброшенных на дивизию. Это – цифра с четырьмя нолями. Такой же цифрой определялось количество немецких самолётов – налётов. Всё это происходило на фронте длиной около полутора – двух километров. Этим грохотом можно было оглушить человечество, этим огнём и металлом можно было сжечь и уничтожить государство… Немцы полагали, что перекрыли предел сопротивления человеческих сердец и нервов. Но удивительное дело: люди не согнулись, не сошли с ума, не потеряли власть над своими сердцами и нервами, а стали сильней и спокойней. Молчаливый и кряжистый сибирский народ стал ещё суровей, ещё молчаливей, ввалились у красноармейцев щёки, мрачно смотрели глаза. Здесь, на направлении главного удара германских сил, не слышно было в короткие минуты отдыха ни песни, ни гармошки, ни весёлого лёгкого слова. Здесь люди выдерживали сверхчеловеческое напряжение. Бывали периоды, когда они не спали по трое, четверо суток кряду.

Только глаза со стороны могли оценить всю железную силу сибиряков, державших смертную оборону, их равнодушие к смерти, их спокойную волю до конца вынести тяжкий жребий.

Героизм стал бытом, героизм стал стилем дивизии, героизм сделался будничной каждодневной привычкой. Героизм всюду и во всём. Героизм был в работе поваров, чистивших под сжигающим огнём термитных снарядов картошку. Великий героизм был в работе девушек – санитарок, тобольских школьниц и многих их подруг, перевязывавших и поивших водой раненых в разгаре боя. Да, если посмотреть глазами со стороны, то героизм был в каждом будничном движении людей дивизии: и в том, как офицер связи Батраков, аккуратно протирая очки, вкладывал в полевую сумку донесения и отправлялся в двадцатикилометровый путь по «логу смерти» с будничным спокойствием, и в том, как автоматчик Колосов, засыпанный в блиндаже разрывом по самую шею землёй и обломками досок, повернул к заместителю командира Свирину лицо и рассмеялся, и в том, как машинистка штаба, краснощёкая толстуха Клава Копылова, начала печатать в блиндаже боевой приказ, была засыпана, откопана, перешла печатать во второй блиндаж , снова была засыпана, снова откопана и всё же допечатала приказ в третьем блиндаже и принесла его командиру дивизии на подпись. Вот такие люди стояли на направлении главного удара. Об их несгибаемом упорстве больше всего знают сами немцы. Ночью в блиндаж к Свирину привели пленного. Руки и лицо его, поросшие седой щетиной, были совершенно черны от грязи, превратившийся в тряпку шерстяной шарф прикрывал шею. Это был немец их пробивных отборных частей немецкой армии, участник всех походов, член нацистской партии. После обычных вопросов пленному перевели вопрос Свирина: «Как расценивают немцы сопротивление в районе завода?» Пленный стоял, прислонившись плечом к каменной стене блиндажа. «О!» - сказал он и вдруг разрыдался. Да, настоящие люди стояли на направлении главного удара, их нервы и сердца выдержали». (Венок славы, Т.4,с.221 – 224).

Вопросы для обсуждения:


-По содержанию данного текста определите, в какой период Сталинградской битвы происходят описываемые события: оборонительный или наступательный? Своё утверждение обоснуйте.

- Какие сведения из данного текста говорят о том, что усилия фашистов сосредоточены на направлении главного удара Сталинградской битвы?

- В каких эпизодах данного текста проявляется, по Вашему мнению, народный характер войны?

- Согласны ли Вы с автором в том, что героизм может сделаться будничной каждодневной привычкой?

- Перечислите пять – шесть качеств, которые позволили защитникам Сталинграда выстоять, не сломаться в нечеловеческих условиях? Распределите эти качества по степени их важности.

Чтец:

«Горит на земле Волгограда

Вечный огонь солдатский –

Вечная слава тех,

кем фашизм, покоривший Европу,

был остановлен здесь…

Вечный огонь Сталинграда

Не может померкнуть, пока

живёт на земле волгоградской

хотя бы один мальчишка!»

(Маргарита Агашина. «Вечный огонь»).

До настоящего времени в Волгограде у Вечного огня стоит Вечный Почётный караул волгоградских мальчишек.

Задание. Предположите, почему сохраняется эта замечательная традиция? Своё предположение объясните.























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Фрагменты из дневников и писем немецких солдат периода Сталинградской битвы.

1.«Утром я был потрясён прекрасным зрелищем: впервые сквозь огонь и дым увидя Волгу, спокойно и величаво текущую в своём русле. Итак, мы достигли желанной цели – Волга! Но Сталинград ещё в руках русских, и впереди жестокие бои… Почему русские упёрлись на этом берегу, неужели они думают воевать на самой кромке? Это безумие…»(Из дневника немецкого солдата. 5 сентября 1942 г.).

2. Наши войска взяли завод «Баррикады, но до Волги так и не дошли, хотя до неё оставалось не более ста шагов… Русские не похожи на людей, они сделаны из железа, они не знают усталости, не ведают страха, не боятся огня… Матросы на лютом морозе идут в атаку в тельняшках… Мы изнемогаем. Каждый солдат считает, что следующим погибнет он сам. Быть раненым и вернуться в тыл – единственная надежда…». ( 14 октября).

3. « Сегодня получил письмо от жены. Дома надеются , что до рождества мы вернёмся в Германию, и уверены, что Сталинград в наших руках. Какое великое заблуждение!.. Этот город превратил нас в толпу бесчувственных мертвецов… Сталинград – это ад! Каждый божий день атакуем. Но даже если утром мы продвигаемся на двадцать метров, вечером нас отбрасывают назад… Физически и духовно один русский солдат сильнее целого нашего отделения…». (16 ноября 1942 г.).

4. « Русские снайперы и бронебойщики – несомненно, ученики Сталина. Они подстерегают нас и днём и ночью…Пятьдесят восемь дней мы штурмовали один единственный дом! Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернётся в Германию, если только не произойдёт чуда. А в чудеса я больше не верю… Время перешло на сторону русских…» (23ноября 1942 г.)Цитируется по изданию «Венок славы». Т.4. Сталинградская битва». – М., 1987.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поэтические произведения и фрагменты из некоторых из них

АЛЕКСЕЙ СУРКОВ

Защитник Сталинграда

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал.

Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался рыча,

Мукой и смертью грозил.

Он, притаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.

Он защищал Сталинград.

АЛЕКСАНДР ПРОКОФЬЕВ

Огонь и сталь

Священные руины Сталинграда,

Кто вам родня?

Мы шире Волги сделали преграду

Из стали и огня;

Из ярости, которая взлетала

Быстрей орлиных стай,

Из ненависти, что сильней металла,

Что пепелила сталь;

Из братства да из дружбы нашей кровной –

Их забывать не след,-

Да из любви к отчизне – столь огромной,

Что ей и меры нет.

СЕРГЕЙ ОРЛОВ

Открытые степному ветру,

Дома разбитые стоят.

На пятьдесят два километра

В длину раскинут Сталинград.

Как будто он на Волге синей

В цепь развернулся, принял бой,

Встал фронтом поперёк России –

И всю её прикрыл собой.

МИХАИЛ ДУДИН

«Волга» (отрывок из поэмы)

Столбы земли встают над Сталинградом.

Здесь битва небывалая идёт.

На жизнь и смерть. И сталь гудит зловеще

И изыргает бешенство огня.

И на ветру пронзительно скрежещет

Снарядом раздроблённая броня.

И, немца в темноте подкарауля,

Через передний край наискосок,

Как иволга над Волгой плачет пуля

И в бронзовый врезается висок.

Зелёные и синие ракеты

Густую ночь, как одеяло рвут,

И танки опрокинутые где – то,

Как раненые мамонты ревут.

С когтистыми распятиями свастик,

Они ползут сквозь брустверы и рвы.

На башнях неуклюжих и горбастых,

Сплошная грязь, пучки сырой травы.

Но подпустив вплотную до отказа,

И выкрик: « К бою!», и команда: «Бей!»-

Как факелы их поджигают сразу

Укрытые засады батарей.

А сколько их сюда нагнали жадных

До нашей русской,золотой земли,

А сколько их гниёт в могилах смрадных,

И лягут те, что нынче не легли.

Мы заживём. Мы выбьемся! Не нам ли

Судьбу вручила родина свою?!

Мы воины! Не маменькины мямли.

В последнем нам торжествовать бою.
Пусть вихрь сильней.

И дождь наотмашь хлещет,
И над землёю сладковатый чад.

Над трупами, раздутыми зловеще,

Медлительные коршуны кричат.

Мы выживем. Хотя б во имя долга.

Мы вырвемся к широкой синеве.

Мы вдаль войдём,

как в Каспий входит Волга,
Отстаивая Волгу на Неве.

Да так, чтоб грудь от радости распёрло,

Да так, чтоб песня птицею плыла.

Не иволги малиновое горло –

Здесь нужен клёкот горного орла.

ИОСИФ УТКИН

Когда, упав на поле боя,

И не в стихах, а наяву,-

Я вдруг увидел над собою

Живого взгляда синеву.

Когда склонилась надо мною

Страданья моего сестра,-

Боль сразу стала не такою:

Не так сильна, не так остра.

Меня как будто оросили

Живой и мёртвою водой,

Как будто надо мной Россия

Склонилась русой головой.

Артур Корнеев

Сталинградские осколки.


Их столько –

по целому миру,

по пёстрому множеству стран!

Скупее дарит сувениры

Сегодня Мамаев курган.

Их ищут на склонах ребристых,

Как редкие ищут грибы,-

осколки,застывшие искры

горнила вселенской судьбы.

Находки

С невольной опаской

Приезжие держат в горсти.

Немногим

Пробитую каску

Счастливится

Приобрести.

Находок существенных мало.

Земля зелена и светла.

Несчётные тонны металла

Она ль

На себя приняла?

Цветы и кустарник на склонах

Обычны, куда ни смотри…

Но здесь –

Те железные тонны:

осколки

ржавеют

внутри!

Не надо случайных открытий.

Земля справедлива у нас:

Вы ей

Деревцо подарите –

Она вам

Железо отдаст.

ВИКТОР БОКОВ

На Мамаевом кургане тишина,

За Мамаевым курганом тишина,

В том кургане похоронена война,

В мирный берег тихо плещется волна.

Перед этою священной тишиной

Встала женщина с поникшей головой,

Что-то шепчет про себя седая мать,

Всё надеется сыночка увидать.

Заросли травой глухие рвы,

Кто погиб, тот не поднимет головы,

Не придёт, не скажет: «Мама! Я живой!

Не печалься, дорогая, я с тобой!»

Вот уж вечер волгоградский настаёт,

А старушка не уходит, сына ждёт,

В мирный берег тихо плещется волна,

Разговаривает с матерью она.

АЛЕКСАНДР ПЛОТНИКОВ

Ода солдату

Солдату я слагаю оду.

Был ратный путь его тяжёл.

Он всё прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.


Шагал по вражескому следу

До завершающего дня.

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

И полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия,

Как вечный памятник ему.







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Выдержки из записей в Альбомах Памяти, хранящихся в зале Воинской СлавыМемориального комплекса на Мамаевом кургане.

«Отчизна! Я дрался за тебя, не зная страха. Если потребуется, меня увидишь снова в первых рядах бойцов». ( К. Винокуров. Москва).

«Мы пришли к вам, волгоградцы, все израненные войной, но живые. Спасибо сердечное за память о наших однополчанах». (Бывший комиссар стрелкового батальона Ромашкин Тимофей Алексеевич, бывший командир стрелковой роты Вязьмин Пётр Иванович).

«…Не о своей судьбе думал советский человек в свой смертный час, а о судьбе Родины. Именно потому мы и победили, что нашу свободу защищали такие люди». (Подполковник медслужбы в отставке Лукьяненко).

«Я из армии Рокоссовского,138 полк. При окружении дважды ранен… Пусть ещё кто посмеет поднять руку на нашу Родину, я встану на её защиту так же, как под Сталинградом. (Сорокин, г. Липецк).

«Я горжусь, что я русская, что моё поколение спасло человечество от смертельной опасности. Светлая память вам, не дожившим, но победившим.» (Шпилева, г.Ангарск).

«Скорбь велика! Нет слов и тех слёз, которыми можно оплакать погибших. Живые! Помните о тех, кто дал нам будущее. Пусть дрогнет рука, которая вновь посягнёт на нашу землю. Мы, потомки, встанем на защиту этой родной и священной земли.Спите спокойно, дорогие сердцу, частица нас самих». (Ученик 9 класса, г. Коломна).

«И будут люди долго, очень долго

Склоняться здесь, у вечного костра…

Прими, родная наша Волга,

Коленопреклоненье от Днепра». (В. Маркевич, г. Днепропетровск).


«Мы, Зайковы, приехали с Командорских островов отдать низкий поклон своему отцу, погибшему под Сталинградом в 1942 году».

« У меня никто не погиб на Мамаевом кургане. Но я не могла отсюда уйти без слёз».(Л.Саворонова, г. Новосибирск)

«Ради этого стоит ехать за тысячи километров. Только здесь по - настоящему понимаешь, какой ценой досталось наше счастье». (Без подписи).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!