СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЕРЦИК А. В. Работа в малых группах и инд. задания при изучении поэзии Бориса Пастернака РЯиЛ 2012-1

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья ГЕРЦИК А. В. "Работа в малых группах и индивидуальные задания при изучении поэзии Бориса Пастернака" 

Просмотр содержимого документа
«ГЕРЦИК А. В. Работа в малых группах и инд. задания при изучении поэзии Бориса Пастернака РЯиЛ 2012-1»


А. В. Герцик, доцент Мозырского госпедуниверситета имени Й. П. Шамякина, кандидат филологических наук

Работа в малых группах и индивидуальные задания при изучении поэзии Бориса Пастернака


XI класс

Учебная программа по русской литературе отводит на изучение поэзии Бориса Пастернака в XI классе один урок1.

Занятие начинается небольшим вступитель­ным словом о значении творчества поэта.

Борис Леонидович Пастернак (1890—1960) — большой мастер стиха, обогативший лирику XX в. Его поэтическое творчество не раз вы­зывало разноречивые оценки, но читателей не­изменно привлекали и глубокий философский подтекст его лирики, и тонкое проникновение в жизнь человеческого сердца, в мир приро­ды. Многообразно его поэтическое наследие, включающее как собственные произведения, так и стихотворные переводы, в том числе та­кой высокой мировой классики, как «Фауст» и «Гамлет».

Ранние произведения Пастернака появи­лись во втором десятилетии XX в. Ему, как Ахматовой и Цветаевой, были присущи созер­цательность, склонность к разработке камер­ных тем. Лишь изредка поэт отзывался на со­бытия бурной истории. Пастернак был далёк и от мира народной России, которая нашла такое проникновенное выражение в стихах Сергея Есенина.

Молодой поэт примыкал к футуристам, но в одном он резко отличался от поэтов модер­на: его общая нравственная ориентация была гуманной, он воспевал человека душевно тон­кого, жизнелюбивого, чутко воспринимающего красоту природы. В юности Пастернак увле­кался живописью (его отец — академик живо­писи), серьёзно занимался музыкой (несколько лет изучал композицию у Глиэра), философией (по окончании Московского университета учил­ся в Германии, в Марбурге). Всё это наложило отпечаток на его творчество: он любил живо­писать природу, поэтические пейзажи, раз­рабатывал тему «поэзия и музыка», включал зёрна философской мысли в изобразительно- повествовательную стихотворную ткань. Поэт настаивал на образной зашифрованности своих произведений.

(По ходу урока два ученика выразительно читают ранние стихи Пастернака «Как брон­зовой золой жаровень...» и «Вокзал», после чего продолжается вступительная лекция.)

Уже в ранних стихах поэт предстаёт перед читателями как мастер собственной художе­ственной системы. Поэзия его интеллектуальна (с чётко задуманной темой) и в то же время насыщена непредсказуемыми деталями и мо­тивами, вырывающимися из сердца автора как бы стихийно. Содержание стихотворения обри­совано контурно, схватывать его надо целостно, не раскладывая целостной постройки на абсо­лютно ясные блоки. Пастернак подбирает слова явно второпях, не углубляясь в поиски точных средств выражения. Это создаёт напряжённую эмоциональность, стремительность ритмичес­кой речи. Так построены ранние стихотворе­ния «Как бронзовой золой жаровень...» и «Вок­зал». В первом из них передаётся впечатление от расцветающего сада ночью, а во втором об­рисован Брестский (Белорусско-Балтийский) вокзал.

Следующая часть урока продолжительно­стью 8—10 минут посвящается работе в малых группах, которые будут исследовать тему на­значения поэзии и творчества в лирике Па­стернака. Каждая малая группа объединяет четырёх человек, сидящих за двумя соседними столами; группе даётся карточка, на которой записаны опорные вопросы. По окончании ра­боты один ученик (чтец) читает стихотворение выразительно, а другой (докладчик) от имени всей группы делает краткое сообщение по ре­зультатам анализа.


Карточка № 1. Стихотворение «Опреде­ление поэзии».

  1. Какие составляющие искусства поэ­зии выделил автор?

  2. Какие парадоксальные, труднопредставимые в реальности картины нарисова­ны в стихотворении?

  3. Что же придаёт им убедительность, жизненность?

Карточка № 2. «Определение творче­ства».

    1. Какую роль в жизни поэта играет вдохновение?

    2. Как выглядят по сравнению с ним че­ловеческие увлечения и чувства? С помощью каких аналогий, сравнений характеризует поэт вдохновение?

    3. Какие литературные образы упоми­наются в стихотворении? Что вы знаете о них?

Какой смысл таится в мироздании? Как вы понимаете последние строки сти­хотворения?



Карточка № 3. «Анне Ахматовой».

      1. Чем вызвано обилие красок и образов в первых строках стихотворения?

      2. Когда начинается осмысление авто­ром первых впечатлений? Как оно связыва­ется с поэзией Ахматовой?

      3. Что получилось у Пастернака — пор­трет поэтессы или образ её творчества? Обоснуйте свою точку зрения.


Художественный горизонт поэта теперь ста­новится несколько шире, в его лирике иногда возникают социальные мотивы — антивоен­ные («Дурной сон»), политические («Десятиле­тие Пресни»), исторические («Петербург»). Но по преимуществу его стихотворения передают лирические переживания, общий тон поэзии несколько омрачается, потому что Пастернак сталкивается с жизненными испытаниями, в его лирику вторгаются воспоминания о любов­ной драме, которая случилась во время учё­бы в Марбурге, настроения отчуждённости от людей, неприкаянности («Метель»). Грустная музыкальная мелодия соединяется с невесёлым жизненным колоритом. Вот, например, строки из стихотворения «Двор»:

Густо покрытый усышкой листвы,

С солью из низко нависших градирен!

Видишь, полозьев чернеются швы,

Мёрзлый нарыв мостовых расковырян.

Здесь видны и свойственные поэту образо­вания новых слов (усышка, недоед, недосып), и стремление к звукописи (нарыв — расковы­рян, вскрылся — порывы — октября — гривы), и эмоциональная напряжённость описаний, и контрасты стиля, в котором проявляются эле­менты натурализма.

Поэт жаждет освободиться от чувства оди­ночества, и ему помогают в этом картины при­роды, стремление слиться с ней, а также погру­жение в мгновенные прихотливые настроения. Летом 1917 года Пастернак создаёт свою книгу «Сестра моя — жизнь», которая проникнута оптимизмом, радостью от стихийного сближе­ния с жизнью. Для стихов сборника характер­на подвижность, текучесть живописания.

В восприятии природы у Пастернака можно заметить необычайные её олицетворения:

Ты в ветре, веткой пробующем,

Не время ль птицами петь,

Намокшая воробышком

Сиреневая ветвь!

Разбужен чудным перечнем Тех прозвищ и времён, Обводит день теперешний Глазами анемон.

«Ты в ветре, веткой пробующем...»

Цветок и ветка сирени здесь эстетически уравниваются с одушевлёнными существами. Тучи и гроза, цветок и дерево поставлены в равноправные отношения с человеком. Поэт стремится проникнуть в «душу» природы, уви­деть за внешним безмолвием растительного мира подобия психологических состояний че­ловека. В этом сказалось стремление поэта уви­деть природную связь вещей.

Ряд стихотворений отражает философ­ские размышления поэта о сущности поэзии, о творчестве вообще. Таковы стихотворения «Определение поэзии» и «Определение творче­ства». Если в первом стихотворении выдвинуто эмоционально-напряжённое выразительное на­чало искусства, то во втором подчёркнут фило­софский аспект: прекрасное — это выражение души и страстей человеческих; именно человек своим существованием делает мироздание ис­полненным глубокого смысла.

В циклах «Зимнее утро», «Весна», «Сон в летнюю ночь», «Осень», рисующих времена года, вновь и вновь формулируется понимание сущности поэзии как открытия прекрасного в человеческом сердце и в природе:

Редко брызжет восток бирюзою. Парников изразцы, словно в заморозки, Застывают, и ясен, как мрамор, Воздух рощ и, как зов, беспризорен.

Я скажу до свиданья стихам, моя мания, Я назначил вам встречу со мною в романе. Как всегда, далеки от пародий, Мы окажемся рядом в природе.

«Но и им суждено было выцвесть...»

В поэзии этого периода у Пастернака много стихов-посвящений как здравствующим собра­тьям по перу, так и выдающимся писателям прошлого, — «Шекспир», «Бальзак» и др. Осо­бенно выделяются в этом плане стихотворе­ния «Анне Ахматовой» и «Марине Цветаевой». Оба представляют собой не столько лиричес­кие посвящения, сколько творческие портре­ты поэтесс, своеобразные художественные об­разы их творчества. Пастернак указывает на художественную детализацию как на ведущий принцип творчества Ахматовой, отсюда такое обилие деталей и красок в начальных строчках стихотворения:

Я слышу мокрых кровель говорок, Торцовых плит заглохшие эклоги. Какой-то город, явный с первых строк, Растёт и отдаётся в каждом слоге.

В поэзии Цветаевой ему нравится душев­ная щедрость поэтессы, её непосредственность, юная задорность, разрушающая «святилища, где сон и фимиам»:

Ты вправе, вывернув карман,

Сказать: ищите, ройтесь, шарьте.

Мне всё равно, чем сыр туман.

Любая быль — как утро в марте.

Пастернак не скрывает того, что у него соб­ственное, глубоко оригинальное восприятие ахматовской поэзии, которая, по его мнению, настолько верна жизни, что в чём-то напоми­нает реалистичность прозы:

Таким я вижу облик ваш и взгляд. Он мне внушён не тем столбом из соли, Которым вы пять лет тому назад Испуг оглядки к рифме прикололи,

Но, исходив от ваших первых книг, Где крепли прозы пристальной крупицы, Он и во всех, как искры проводник, Событья былью заставляет биться.

Зато в стихах Марины Цветаевой Пастернак безошибочно улавливает присущие ей изна­чально драматизм и дисгармоничность, послед­няя очень близка ему самому. Поэт чувствует, что Цветаева с большой художественной силой отразила своё время, что она «сгорает» в своих стихах, и это делает её трагическим символом эпохи:

Клубясь во много рукавов, Он двинется, подобно дыму, Из дыр эпохи роковой В иной тупик непроходимый.

Он вырвется, курясь, из прорв

Судеб, расплющенных в лепёху,

И внуки скажут, как про торф:

Горит такого-то эпоха.

Следующая часть урока, которая охватыва­ет творчество поэта 30—50-х годов, проводится в виде небольшого устного журнала, каждую «страницу» которого заранее готовит звено из двух учеников — докладчика и чтеца.

        1. й докладчик. Новые черты в поэтическую манеру Пастернака в конце 20-х годов внесло его обращение к крупным эпическим темам и жанрам. Увлечённый общим стремлением к историко-революционной теме, он прини­мается за создание поэм «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», «Спекторский». Поэт обратился к революцион­ному прошлому, чтобы осмыслить связь своей биографии с биографией страны, понять движе­ние революционной истории. (В этот момент 1-й чтец декламирует небольшой отрывок из какой-либо названной поэмы.)

Стиль поэм отличается от стиля лирики 10—20-х годов: он стал понятнее, демократич­нее. В лирику всё чаще вторгаются социально- эпические мотивы.

        1. й докладчик. В 30-е годы происходит пе­рестройка творческой программы, углубляется художественный реализм автора. Цикл «Вто­рое рождение» (1930—1931) отразил напряжён­ность и внутренний драматизм переживаний и исканий Пастернака в те годы. Перед ним сто­ял вопрос о политическом самоопределении. Поэт был вынужден декларировать свою вер­ность стране, народу, социализму. Очень важ­ным для понимания позиции Пастернака в эти годы является стихотворение «Когда я устаю от пустозвонства». (В этот момент доклад­чик прерывает своё сообщение, а 2-й чтец вы­разительно читает произведение.) В нём поэт выражает желание «взглянуть в лицо» новой жизни. Поэт размышляет о том, какой ценой для личности достигается это будущее. Ответы его неотчётливы, полны сомнений. Он думает о возможной близкой смерти, о чём свидетель­ствуют строфы, отражающие упадок души: Когда ж от смерти не спасёт таблетка, То тем свободней время поспешит В ту даль, куда вторая пятилетка Протягивает тезисы души.

Тогда не убивайтесь, не тужите, Всей слабостью клянусь остаться в вас. А сильными обещано изжитье Последних язв, одолевавших нас.

Поэт находится во власти противоречивых чувств и мыслей — так можно обрисовать его позицию 30-х годов.

Характерно также стихотворение «Другу» (1931). Поэт вместе с пятилеткой, но всё же восклицает: «Как мне быть с моей грудною клеткой?»

Критика во многом негативно оценивала произведения писателя, говорила о нём как о «неперестроившемся» художнике. Пастернак был, конечно, ближе к советской власти, чем Анна Ахматова. Он выступал на I съезде писа­телей, много ездил по стране.

3-й докладчик. В годы Великой Отечествен­ной войны ярко проявилась патриотически- гражданская позиция поэта. С гневом писал Пастернак о злодеяниях фашистов. Весеннее наступление 1945 года рождает у поэта мысли о всеславянской общности.

В послевоенные годы необычайный размах приобрела переводческая деятельность Пастер­нака. В 1956—1959 годы возникла новая, став­шая последней, поэтическая книга — «Когда разгуляется». (Здесь выразительно читается одноименное стихотворение, давшее название сборнику, а затем анализируется по вопро­сам:

          1. Какое чувство вызывает пейзаж в нача­ле стихотворения?

          2. Почему поэт уподобил природу храму?

          3. Что испытывает лирический герой, на­ходясь в мире природы?

          4. Какими словами и выражениями обо­жествляет поэт природу?

          5. Сопоставьте это стихотворение Па­стернака и Тютчева «Не то, что мните вы, природа...». В чём сходство главной мысли этих произведений? )

В данный сборник вошла жизнеутверждаю­щая лирика. Поэт стремится слить свой голос с голосом народа, уловить зов будущего и суть мира. Тема художника сливается с темой при­роды.

В незаконченности лирических сюжетов выражен взгляд поэта на беспрерывно движу­щийся и творящий мир. Поэт стремится к по­знанию его симфонии. Пастернак всегда боялся «публицистики», он не хотел, чтобы его стихи, как этикетки, прикладывались к событиям се­годняшнего дня, он превратил поэтический пейзаж в универсальное средство раскрытия души человека.

Последним на уроке рассматривается сти­хотворение «Гамлет», открывающее цикл сти­хов Юрия Живаго:

            1. Как, на ваш взгляд, связано это сти­хотворение с творческой судьбой Б. Пастер­нака?

            2. Где в стихотворении звучат шекспиров­ские мысли и мотивы? А где — христианско-библейские? Процитируйте их.

            3. В чём, по-вашему, новизна взгляда Б. Па­стернака на проблему гамлетизма?

Стихотворение Пастернака написано от первого лица, однако его лирический герой с самого начала ощущает себя актёром, при­званным сыграть предназначенную ему эпо­хой роль:

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далёком отголоске,

Что случится на моём веку.

У Пастернака присутствует реминисцен­ция из трагедии Шекспира: выражение «при­слонясь к дверному косяку» перекликается со знаменитой фразой «дверь времени выскочила из своих петель». Но если шекспировский ге­рой мыслит себя только в реальном мире, то герой Пастернака существует и как параллель Иисусу Христу:

Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.

Б. Пастернак подчёркивает драматичность своего Гамлета. Он существует прежде всего как тип сценический, который в ходе развития лирического сюжета постепенно сближается с образом автора. Объединяет обоих героев — Б. Пастернака и Гамлета — то, что они не су­мели сыграть свою роль так, как они того хо­тели.

Завершит урок обобщающее слово учителя, в котором он характеризует художественно- стилевые особенности лирики Б. Пастернака.

Стиховая ткань у поэта плотна, перенасы­щена метафорами, которые даются неразвёр­нуто, намёком; образы спрессованы, сплюще­ны, содержание, если можно так выразиться, «закодировано». Читателю предстоит осилить эти сложности, порою прибегая к приёмам медленного чтения, почти к филологическому анализу. Автор всё время держит читателя в напряжении, побуждает работать, доискивать­ся до смысла. В таком активном контакте с читателем поэт видит смысл поэтического со­творчества.

Некоторые стихи Пастернака так и остают­ся неразгаданными. Принцип ясности в лите­ратуре он связывал с шаблоном и упрощённо­стью. Но у поэта много стихов и вполне доступ­ных по структуре.

У него почти не повторяются одинаковые слова, причём берутся они из самых разных сфер — из книжной и разговорной речи, утон­чённой и грубоватой, общеупотребительной и профессиональной, литературной и диалект­ной. В тончайшую лирику поэт не опасается контрастно вводить просторечие и прозаизмы.

Борис Пастернак — большой мастер стиха, притом неутомимо изобретательный. Он при­бегает к изощрённым системам рифмовки и непрерывно варьирует размеры и ритмы. Ис­пользуя зачастую приблизительную, неточную рифмовку, Пастернак, как Блок и Маяков­ский, намного расширил арсенал рифм русско­го стиха.

В качестве домашнего задания учащимся предлагается подготовить выразительное чте­ние понравившегося им стихотворения Бориса Пастернака.





1 Карточка № 4. «Марине Цветаевой»:

  1. Как подчеркнул Пастернак душевную щедрость Цветаевой в начале стихотворе­ния?

  2. В каких строках показана драма Цве­таевой?

  3. Найдите в стихотворении слова, ко­торые характеризуют творческую судьбу поэтессы.

  4. С помощью какого художественного приёма определил автор роль Цветаевой в истории русской литературы?

Затем обобщаются итоги работы в группах и связываются результаты анализа стихотворе­ний с общим характером поэзии Б. Пастернака конца второго десятилетия XX в.