А. В. Герцик, кандидат филологических наук, доцент Мозырского государственного педагогического университета имени И. П. Шамякина
А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»
С творчеством великого русского писателя А. И. Куприна учащиеся знакомятся с самого раннего детства. Его вклад в историю русской детской литературы весьма значителен, писатель прекрасно знал и понимал душу ребёнка, прививал маленьким читателям любовь ко всему живому в таких рассказах, как «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Слон», «Изумруд» и др.
Но в XI классе учащиеся ознакомятся с другой стороной творчества писателя. А. И. Куприн — глубокий и тонкий певец любовного чувства, без которого не мыслят себя его герои. Писатель боготворит женщину как олицетворение высшей поэтичности, идеальной красоты и земной радости. Темой многих рассказов А. И. Куприна является любовь, но особенно значителен в этом плане знаменитый «Гранатовый браслет». Мы предлагаем для его изучения следующую систему работы:
1-й урок. Собеседование о прочитанных ранее рассказах писателя. Сообщения учащихся о жизни и творчестве А. И. Куприна (вариант — лекция учителя). Анализ читательского восприятия рассказа и его сюжетное построение. Пейзаж в рассказе «Гранатовый браслет». Мастерство литературного портрета и образы двух сестёр — Веры и Анны.
2-й урок. Пародийно-комическое изображение любви в главе 7. Рассказ генерала Аносова как прелюдия будущей драмы. Трагическая история любви Желткова. Преображение Веры Николаевны. Итоговая лекция учителя.
Первый урок начинается с собеседования о прочитанных ранее книгах писателя:
Известно, что Куприн много и охотно писал о животных и о детях. Какие его рассказы на эту тему вы можете назвать?
Какие произведения писателя вы читали в младших классах? Какие чувства испытывали во время чтения?
Какие герои А. И. Куприна вам запомнились? Почему?
Какие кинофильмы, снятые по мотивам книг писателя, вы просмотрели? Расскажите о своих впечатлениях.
После этого заслушиваются индивидуальные сообщения, заранее подготовленные учащимися, о жизни и творчестве писателя:
Детство и юность А. И. Куприна. Начало литературной деятельности.
А. И. Куприн — журналист. Творчество писателя до 1910 г.
Творчество 1910—1920 гг. Куприн и революция.
Отъезд за границу. Скитания на чужбине и возвращение на родину. Последние годы жизни.
Для подготовки сообщений учащимся рекомендуются книги по творчеству А. И. Куп-,рина, которые имеются в школьной библиотеке. При отсутствии таковых индивидуальные сообщения можно заменить лекцией учителя.
Следующий этап урока — обобщение читательских впечатлений, первый обмен мнениями о прочитанном, который проводится с помощью вопросов:
Выскажите свои первые впечатления о рассказе «Гранатовый браслет». Что вы думаете о его героях?
Все ли поступки действующих лиц вам понятны? Что вызывает ваше недоумение?
Что бы вы хотели обсудить, прочитав рассказ «Гранатовый браслет»? О чём поспорить? Предложите одноклассникам свою тему диспута.
Что А. И. Куприн хотел сказать читателям в этом рассказе? Попытайтесь сформулировать его главную мысль своими словами.
На следующем этапе урока рассматривается сюжетное построение рассказа «Гранатовый браслет». Московский методист С. Волков предлагает систему вопросов и заданий по анализу сюжета произведения:
Можно ли увидеть элементы новеллы в «Гранатовом браслете»?
Каким образом Куприн строит сюжет и держит читателя в напряжении?
Как формируется в рассказе, задолго до трагического финала, ощущение тревоги?
Можно ли сказать, что автор не перестаёт интриговать читателя по ходу развития действия?
Интересно ли читать этот рассказ, динамичен ли он?
Есть ли в нём что-то необычное, странное, на первый взгляд немотивированное, но объясняющееся потом?
Этот момент урока непродолжителен по времени, но позволяет увидеть все острые моменты рассказа, почувствовать их. С самых первых строк автор формирует у читателя ощущение тревоги. То Анна посреди весёлого разговора с сестрой внезапно вскрикнет от ужаса и побледнеет: её пугает высота обрыва, на краю которого она стоит; то вдруг гостей на именинах окажется тринадцать, и Вера с тревогой отметит это про себя; то неожиданно вспыхнут гранаты на браслете «алыми, кровавыми огнями». А потом появятся в рассказе вставные сюжеты — случаи из жизни генерала Аносова (как бы микроновеллы), и в них уже будет рассказываться о любви, приводящей человека к смерти.
История Веры Николаевны и Желткова является главной сюжетной линией повести. Кроме неё есть ещё несколько сюжетов, в которых также идёт речь о любви и которые как бы предвещают трагическую историю Желткова. Это рассказ об Анне Николаевне Фриессе, сестре Веры, которая заурядна и обыкновенна, её жизнь и чувства прозаичны. Генерал Аносов знакомит читателей со своей собственной жизненной драмой и вспоминает некоторые случаи, свидетелем которых ему довелось быть. Есть в повести и пародийно-комические рассказы о любви, изложенные в форме записей и рисунков в семейном альбоме.
Затем рассматриваются литературные пейзажи в рассказе:
Охарактеризуйте картины испортившейся погоды в начале рассказа, осенний сад, море, закат осенним вечером. Какие цвета, краски, лексику использовал Куприн в этих описаниях? Какое настроение хотел создать у читателей?
Как изменяются пейзажи на протяжении рассказа?
Какую смысловую нагрузку несут описания природы? В какие моменты повествования автор вводит пейзажи в текст произведения?
Рассказ «Гранатовый браслет» немыслим без чарующих пейзажных зарисовок. Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и запахов.
Обратим внимание учащихся на один из наиболее характерных в этом смысле эпизодов второй главы: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкои — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерно обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни».
Пейзаж у Куприна в высшей степени эмоционален и не похож ни на чей другой. Только у автора «Гранатового браслета» можно встретить такое описание: «На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине заблистала слюдяным блеском осенняя паутина».
Можно предложить учащимся сопоставить восторженные монологи Анны Николаевны Фриессе с поэтичным описанием моря, данным Куприным в третьей главе: «Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морского простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, светлея лишь косыми гладкими полосами в местах их течения и не переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте».
Смысловая нагрузка, которую несут описания природы в этом произведении, огромна. Пейзажные зарисовки во многом предвосхищают грядущие события и характеризуют внутренний мир героев, отношение к ним автора; они же служат своеобразным обрамлением в начале и конце произведения, позволяют нам судить о внутреннем мире самого автора, о том, насколько созвучны ему те или иные персонажи «Гранатового браслета».
Заключительный этап урока посвящается сопоставлению портретов и характеров обеих сестёр — Веры и Анны:
Какой изобразил писатель младшую сестру? Найдите её портрет и сопоставьте с описанием внешности старшей сестры.
Что нам сообщает Куприн о жизни Анны Николаевны Фриессе?
Опишите поступки Анны. Как характеризует её сцена свидания с сестрой? Кокетство с гусаром во время именин?
Сопоставьте характеры обеих сестёр. Может ли быть Анна объектом сильной любви, глубокого чувства? Как к ней относятся мужчины?
Скажите, почему Анна, кокетничая и флиртуя с мужчинами, всегда остаётся верной своему мужу.
Какими художественными деталями А. И. Куприн подчеркнул обыкновенность, заурядность младшей сестры?
Для сопоставления обеих сестёр — Веры и Анны — автор использует развёрнутые словесные портреты. Во второй главе даётся описание внешности младшей сестры, Анны Николаевны: «Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно заметными скулами, с узенькими глазами, которые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком чувственном рте, особенно слегка выдвинутой вперёд полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубокой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и привлекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота её сестры».
Вера Николаевна «до странного» не похожа на свою сестру: «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах».
Если в Анне всё говорит о переменчивости и своевольстве, то Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совершенную, но холодную и недоступную. Очевидно, что и поведение сестёр и их судьбы должны быть различны.
После этого подводятся итоги первого урока и даются задания к следующему:
Перечитайте главу 7 и подумайте, почему любовные похождения поданы здесь в комических красках.
В чём вы видите трагизм положения Веры и Желткова?
Можно ли говорить о глубинной трагичности любовного чувства на основании рассказа «Гранатовый браслет»?
Напишите эпилог к рассказу А. И. Куприна. Представьте себе, что прошло два года. Опишите, стараясь сохранить художественный стиль писателя, как сложилась дальнейшая жизнь его героев: Веры, её мужа, брата, сестры, генерала Аносова.
Второй урок начинается с разговора о содержании главы 7:
Какой герой открывает эту главу комических любовных историй?
О чьих любовных похождениях здесь говорится и в каком тоне?
Как вы думаете, какие чувства должна переживать Вера, слушая эту комическую повесть?
Глава седьмая — это шутки и пародии на большое чувство. Вместе с учащимися вспомним домашний юмористический альбом семейства Шейных и сцену его рассмотрения гостями. Один из сюжетов этого альбома — «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист» — в опошленном, спародированном виде вводит в рассказ историю любви чиновника Желткова к княгине Вере; и сюжет этот, комически-буффонный в устах князя Василия Львовича, заканчивается не менее комической смертью персонажа: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две таинственные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами...» Однако Вера уже прочла письмо Желткова, приложенное к его подарку, и потому не может увлечься общими шутками и пытается остановить своего развеселившегося мужа. Герои рассказа не придают настоящего значения любви, не могут понять и принять всей её серьёзности и трагичности.
Урок продолжит анализ сюжетной линии генерала Аносова:
Как сложился жизненный путь генерала?
Какие драмы и испытания довелось ему перенести?
Какие мысли о любви высказывает старый генерал?
Какой была его собственная любовная драма?
О чём свидетельствуют его рассказы о любви? Почему повествование окрашивается в трагические тона?
Отчего слова генерала оказались пророческими для Веры Николаевны?
Определите, в каких случаях рассуждения генерала о любви носят характер манифеста и его устами говорит сам Куприн.
Генерал Аносов, боевой товарищ отца Веры и Анны, очень любит обеих сестёр. Яков Михайлович — человек мудрый, опытный, много повидавший на своём веку. Его рассказ о своей неверной жене, сбежавшей с заезжим актёром, выдержан в духе словесного шаржа, карикатуры: «И вот через три волосёнки жиденькие, нечёсаные, в папильотках, с денщиками собачится как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Запоёт этак в нос, томно: «Ж-а-а-ак». Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые...»
Однако генерал Аносов считает любовь великой ценностью жизни, и от него мы слышим настоящий гимн этому чувству: «...Я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдаётся — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Ну скажи же милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной?»
Слова Аносова предваряют историю драматических чувств Г. С. Желткова, являются своеобразным эпиграфом к ней.
В рассказе есть несколько мотивов отношения к любви. В первых главах настойчиво звучит мысль, повторяющаяся много раз, — любви в духовном мире героев повести в данный момент нет. Не случайно события происходят осенью, в пору увядания. Цветы в саду, среди которых появляется княгиня Вера, уже доцветают, «роскошная любовь и... чрезмерное материнство» в их жизни уже были, а некоторым из них, царственным и холодным, высокомерным (эти эпитеты будут повторяться и при характеристике самой княгини) георгинам, пионам и астрам вообще неведомы.
У самой княгини Веры «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы»; впрочем, эта любовь не принесла ей желанного счастья — она бездетна и страстно мечтает о детях, которых, по всей видимости, у неё уже никогда не будет. Дети есть у её сестры Анны, и Вера обожает их, но сама Анна относится к ним довольно безразлично, как и к своему мужу, которого она откровенно не любит и который, в свою очередь, боготворит её и постоянно пытается за ней ухаживать. Всё выше перечисленное рождает ощущение какой-то неустроенности, несуразности, неустойчивости.
Нет любви и в жизни других гостей княгини Веры, а одному из них, генералу Аносову, назначено автором ввести в рассказ дополнительный мотив: настоящая любовь в жизни людей когда-то была, истории генерала напоминают свидетельства очевидца. Настоящая любовь когда-то давно составляла всё содержание жизни людей. Правда, и сам генерал признаётся, что такой любви уже не застал, что самому ему известно лишь несколько случаев, отдалённо напоминающих эту любовь. Эти его слова как бы отодвигают существование настоящей любви в ещё более давнее, совсем уже невозвратимое прошлое: «...Люди в настоящее время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!»
Именно генерал Аносов формулирует основную мысль рассказа: «Любовь должна быть». Настоящая любовь, существовавшая когда-то давно, не могла исчезнуть. Она обязательно вернётся, просто её могли пока не заметить, не узнать, и, неузнанная, она уже живёт где-то рядом.
Сюжетная линия генерала Аносова предваряет жизненную драму Желткова, анализ которой должен стать главной частью второго урока:
Какие чувства вызвал в душе Веры полученный подарок — гранатовый браслет? Сравните, как приняла героиня подарки мужа, сестры и Желткова.
Нет ли в описании подарка каких-то зловещих, трагических красок?
Как настроены муж и брат Веры перед визитом к Желткову?
Как вначале вёл себя с ними Желтков?
С какого момента поведение его вдруг изменилось?
В какую минуту Желтков принимает роковое решение? Что подтолкнуло его к самоубийству?
Как раскрывает внутренний мир героя его письмо?
Какие чувства испытывает в финале рассказа Вера Николаевна, слушая игру Женни Рейтер? Как вы думаете, произошли ли какие-нибудь изменения в характере героини под влиянием любви?
Докажите, что чувство героя к Вере Николаевне похоже на религиозное поклонение.
Завершает второй урок итоговая лекция.
Мастерски написано в этом рассказе почти всё, начиная с его названия. Само заглавие удивительно поэтично и звучно, оно звучит как строка стихотворения, написанного трёхстопным ямбом. Но этот же самый браслет брат главной героини Николай Николаевич именует «идиотским», «чудовищной поповской штучкой» и с брезгливостью бросает на стол вместе с небольшим футляром из красного плюша.
Ещё более уникальное и единственное место в своём роде занимает эпиграф к рассказу. Эту роль выполняет название сочинения Бетховена. Оказывается, что во многом рассказ и бетховенская соната созвучны, а временами даже совпадают по своему настроению.
И вообще, музыка в «Гранатовом браслете» играет исключительную роль. На именинах Веры «светский молодой богатый шалопай и кутила Васючок пел вполголоса под аккомпанемент Женни Рейтер итальянские канцонетты и рубинштейновские восточные песни». А сам рассказ заканчивается виртуозным исполнением бетховенской сонаты, этого «исключительного, единственного по глубине произведения». Музыка, пронизывающая рассказ, проходит и через всё творчество А. И. Куприна, автора таких «музыкальных» рассказов, как «Гамбринус» и «Тапёр».
Рассказ «Гранатовый браслет» является вдохновенным прославлением любви в её наиболее чистой и совершенной форме. На великое чувство к женщине оказывается способным приниженный в социальном отношении, ничем не примечательный герой Куприна — скромный чиновник, безвестный телеграфист.
Первый раз мы видим Желткова во время визита мужа и брата Веры Николаевны. Он держит себя с ними почтительно-вежливо, изъясняется типично чиновничьим, канцелярским языком. Но этот его облик — не более чем маска, надетая на героя обществом. Когда речь заходит о любви, Желтков преображается, на первый план выходят глубины его натуры. Он познал во всей силе чувство редкостной, таинственно-могущественной любви, властно вторгшейся в его сердце, безраздельно завладевшей душой, помыслами и мечтами, всей жизнью маленького человека.
Чувство, переживаемое героем, столь велико, что требует реализации; он давно влюблён в Веру и потому, в конце концов, решается преподнести ей подарок — гранатовый браслет. Подобный поступок не может не вызвать ответной реакции, и она последовала. Супруг Веры Николаевны и её брат пришли объясниться, но их слова ничего не значат для Желткова. Лишь получив от любимой женщины просьбу прекратить как-нибудь эту историю, герой обещает выполнить её желание. Однако без любви он не видит никакого смысла продолжать жить; как сказал сам герой, его не интересуют ни философия, ни политика, ни героические подвиги, ему нужна только любовь. Лишившись её, Желтков твёрдо решает покончить с собой. Письмо героя раскрывает всю глубину его чувства.
Очень сильное впечатление производит финальная сцена рассказа, написанная в высоком романтическом стиле: слушая сонату Бетховена, Вера Николаевна как бы внимает голосу, звучащему в её душе, дерзновенно повторяющему фразу, с которой молящиеся обращались к Богу: «Да святится имя Твое!»
В рассказе явно присутствуют и религиозные мотивы. День, в который начинаются события, — это день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Гранатовый браслет после смерти Желткова будет повешен по его просьбе на икону Божьей Матери. Само преклонение Желткова перед любимой женщиной молитвенно. Приход княгини Веры к умершему Желткову и её прощальный поцелуй напоминают поклонение мощам мученика. В финале же повести мы встречаемся с мотивом преображения, он связан с княгиней Верой. Сравним два её портрета: «...строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна», — такова она до произошедших событий. «Вера, с глазами, блестящими от слёз, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза...» — это финал повести, настоящая любовь, прошедшая мимо, но изменившая внутренний мир героини. Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменности, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она даёт жизнь. Героиня плачет, и это страдание очищает её душу, она говорит подошедшей Женни Рейтер: «Он простил меня!»
«Гранатовый браслет» является произведением глубоко гуманистическим. Рассказ проникнут верой в нравственные ценности, в силу и значительность человеческой личности.
По окончании итоговой лекции выполняется творческое домашнее задание: учащиеся читают свои «эпилоги» к рассказу «Гранатовый браслет», после чего их работы собираются для последующей проверки.
Для дополнительного чтения рекомендуются рассказ А. И. Куприна «Гамбринус», а также повесть «Олеся». Учащиеся сами должны выбрать одно из произведений для более глубокого ознакомления с творчеством писателя.
Список использованной литературы
Валюкевич, Т. К. Педагогические мастерские — основа прочных знаний: из опыта работы: мастерская по повести А. Куприна «Гранатовый браслет» / Т. К. Валюкович // Народная асвета. — 2002. — № 5—6. — С. 57—58.
Волкова, Е. И. «Да святится имя Твое...»: тема любви в творчестве А. И. Куприна : урок-беседа в XI классе / Е. И. Волкова // Литература в школе. — 2000. — № 1. — С. 71 — 76.
Волков, С. Любовь должна быть трагедией: из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» / С. Волков // Литература: прилож. к газете «Первое сентября». — 2002. — № 8. — С. 18—20.
Мушинская, Т. Ф. Изучение творчества А. И. Куприн в школе / Т. Ф. Мушинская // Русский язык и литература. — 2002. — № 1. — С. 14—27; № 2. — С. 27—37; № 3. — С. 58—68.