СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГЕРЦИК А. В. Урок "А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2012-7

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГЕРЦИК А. В. Урок "А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2012-7

Просмотр содержимого документа
«ГЕРЦИК А. В. Урок "А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»" РЯиЛ 2012-7»


А. В. Герцик, кандидат филологических наук, доцент Мозырского государственного педа­гогического университета имени И. П. Шамякина


А. И. Куприн. Рассказ «Гранатовый браслет»

С творчеством великого русского писа­теля А. И. Куприна учащиеся знакомятся с самого раннего детства. Его вклад в историю русской детской литературы весьма значи­телен, писатель прекрасно знал и понимал душу ребёнка, прививал маленьким читате­лям любовь ко всему живому в таких рас­сказах, как «Барбос и Жулька», «Белый пу­дель», «Слон», «Изумруд» и др.

Но в XI классе учащиеся ознакомятся с другой стороной творчества писателя. А. И. Куприн — глубокий и тонкий певец любовного чувства, без которого не мыслят себя его герои. Писатель боготворит женщи­ну как олицетворение высшей поэтичности, идеальной красоты и земной радости. Темой многих рассказов А. И. Куприна является любовь, но особенно значителен в этом плане знаменитый «Гранатовый браслет». Мы пред­лагаем для его изучения следующую систему работы:

1-й урок. Собеседование о прочитанных ранее рассказах писателя. Сообщения уча­щихся о жизни и творчестве А. И. Куприна (вариант — лекция учителя). Анализ чита­тельского восприятия рассказа и его сюжет­ное построение. Пейзаж в рассказе «Грана­товый браслет». Мастерство литературного портрета и образы двух сестёр — Веры и Анны.

2-й урок. Пародийно-комическое изобра­жение любви в главе 7. Рассказ генерала Аносова как прелюдия будущей драмы. Тра­гическая история любви Желткова. Преобра­жение Веры Николаевны. Итоговая лекция учителя.

Первый урок начинается с собеседования о прочитанных ранее книгах писателя:

  • Известно, что Куприн много и охотно писал о животных и о детях. Какие его рас­сказы на эту тему вы можете назвать?

  • Какие произведения писателя вы чи­тали в младших классах? Какие чувства ис­пытывали во время чтения?

  • Какие герои А. И. Куприна вам запом­нились? Почему?

  • Какие кинофильмы, снятые по моти­вам книг писателя, вы просмотрели? Расска­жите о своих впечатлениях.

После этого заслушиваются индивиду­альные сообщения, заранее подготовленные учащимися, о жизни и творчестве писа­теля:

  • Детство и юность А. И. Куприна. На­чало литературной деятельности.

  • А. И. Куприн — журналист. Творче­ство писателя до 1910 г.

  • Творчество 1910—1920 гг. Куприн и революция.

  • Отъезд за границу. Скитания на чуж­бине и возвращение на родину. Последние годы жизни.

Для подготовки сообщений учащимся ре­комендуются книги по творчеству А. И. Куп-,рина, которые имеются в школьной библи­отеке. При отсутствии таковых индивиду­альные сообщения можно заменить лекцией учителя.

Следующий этап урока — обобщение чи­тательских впечатлений, первый обмен мне­ниями о прочитанном, который проводится с помощью вопросов:

  • Выскажите свои первые впечатления о рассказе «Гранатовый браслет». Что вы думаете о его героях?

  • Все ли поступки действующих лиц вам понятны? Что вызывает ваше недоумение?

  • Что бы вы хотели обсудить, прочитав рассказ «Гранатовый браслет»? О чём по­спорить? Предложите одноклассникам свою тему диспута.

  • Что А. И. Куприн хотел сказать чита­телям в этом рассказе? Попытайтесь сфор­мулировать его главную мысль своими сло­вами.

На следующем этапе урока рассматри­вается сюжетное построение рассказа «Гра­натовый браслет». Московский методист С. Волков предлагает систему вопросов и за­даний по анализу сюжета произведения:

  • Можно ли увидеть элементы новеллы в «Гранатовом браслете»?

  • Каким образом Куприн строит сюжет и держит читателя в напряжении?

  • Как формируется в рассказе, задолго до трагического финала, ощущение тревоги?

  • Можно ли сказать, что автор не пере­стаёт интриговать читателя по ходу развития действия?

  • Интересно ли читать этот рассказ, ди­намичен ли он?

  • Есть ли в нём что-то необычное, стран­ное, на первый взгляд немотивированное, но объясняющееся потом?

Этот момент урока непродолжителен по времени, но позволяет увидеть все острые мо­менты рассказа, почувствовать их. С самых первых строк автор формирует у читателя ощущение тревоги. То Анна посреди весё­лого разговора с сестрой внезапно вскрик­нет от ужаса и побледнеет: её пугает высота обрыва, на краю которого она стоит; то вдруг гостей на именинах окажется тринадцать, и Вера с тревогой отметит это про себя; то неожиданно вспыхнут гранаты на браслете «алыми, кровавыми огнями». А потом по­явятся в рассказе вставные сюжеты — случаи из жизни генерала Аносова (как бы микроно­веллы), и в них уже будет рассказываться о любви, приводящей человека к смерти.

История Веры Николаевны и Желткова является главной сюжетной линией повести. Кроме неё есть ещё несколько сюжетов, в которых также идёт речь о любви и которые как бы предвещают трагическую историю Желткова. Это рассказ об Анне Николаевне Фриессе, сестре Веры, которая заурядна и обыкновенна, её жизнь и чувства прозаичны. Генерал Аносов знакомит читателей со своей собственной жизненной драмой и вспоминает некоторые случаи, свидетелем которых ему довелось быть. Есть в повести и пародийно-комические рассказы о любви, изложенные в форме записей и рисунков в семейном аль­боме.

Затем рассматриваются литературные пейзажи в рассказе:

  • Охарактеризуйте картины испортив­шейся погоды в начале рассказа, осенний сад, море, закат осенним вечером. Какие цвета, краски, лексику использовал Куприн в этих описаниях? Какое настроение хотел создать у читателей?

  • Как изменяются пейзажи на протяже­нии рассказа?

  • Какую смысловую нагрузку несут опи­сания природы? В какие моменты повество­вания автор вводит пейзажи в текст произ­ведения?

Рассказ «Гранатовый браслет» немыслим без чарующих пейзажных зарисовок. Пейзаж у Куприна полон звуков, красок и запахов.

Обратим внимание учащихся на один из наиболее характерных в этом смысле эпи­зодов второй главы: «Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали раз­ноцветные махровые гвоздики, а также лев­кои — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнувших капу­стой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже из­мельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высоко­мерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрез­мерно обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена бу­дущей жизни».

Пейзаж у Куприна в высшей степени эмо­ционален и не похож ни на чей другой. Толь­ко у автора «Гранатового браслета» можно встретить такое описание: «На обсохших сжатых полях, на их колючей щетине забли­стала слюдяным блеском осенняя паутина».

Можно предложить учащимся сопоста­вить восторженные монологи Анны Нико­лаевны Фриессе с поэтичным описанием моря, данным Куприным в третьей главе: «Глубоко-глубоко под ними покоилось море. Со скамейки не было видно берега, и оттого ощущение бесконечности и величия морско­го простора ещё больше усиливалось. Вода была ласково-спокойна и весело-синя, свет­лея лишь косыми гладкими полосами в ме­стах их течения и не переходя в густо-синий глубокий цвет на горизонте».

Смысловая нагрузка, которую несут опи­сания природы в этом произведении, огром­на. Пейзажные зарисовки во многом пред­восхищают грядущие события и характери­зуют внутренний мир героев, отношение к ним автора; они же служат своеобразным обрамлением в начале и конце произведения, позволяют нам судить о внутреннем мире самого автора, о том, насколько созвучны ему те или иные персонажи «Гранатового браслета».

Заключительный этап урока посвящается сопоставлению портретов и характеров обеих сестёр — Веры и Анны:

  • Какой изобразил писатель младшую сестру? Найдите её портрет и сопоставьте с описанием внешности старшей сестры.

  • Что нам сообщает Куприн о жизни Анны Николаевны Фриессе?

  • Опишите поступки Анны. Как харак­теризует её сцена свидания с сестрой? Кокет­ство с гусаром во время именин?

  • Сопоставьте характеры обеих сестёр. Может ли быть Анна объектом сильной люб­ви, глубокого чувства? Как к ней относятся мужчины?

  • Скажите, почему Анна, кокетничая и флиртуя с мужчинами, всегда остаётся вер­ной своему мужу.

  • Какими художественными деталями А. И. Куприн подчеркнул обыкновенность, заурядность младшей сестры?

Для сопоставления обеих сестёр — Веры и Анны — автор использует развёрнутые словесные портреты. Во второй главе даётся описание внешности младшей сестры, Анны Николаевны: «Она была на полголовы ниже сестры, несколько широкая в плечах, жи­вая и легкомысленная насмешница. Лицо её сильно монгольского типа с довольно замет­ными скулами, с узенькими глазами, кото­рые она к тому же по близорукости щурила, с надменным выражением в маленьком чув­ственном рте, особенно слегка выдвинутой вперёд полной нижней губе, — лицо это, однако, пленяло какой-то неуловимой и не­понятной прелестью, которая заключалась, может быть, в улыбке, может быть, в глубо­кой женственности всех черт, может быть, в пикантной, задорно-кокетливой мимике. Её грациозная некрасивость возбуждала и при­влекала внимание мужчин гораздо чаще и сильнее, чем аристократическая красота её сестры».

Вера Николаевна «до странного» не похо­жа на свою сестру: «Старшая, Вера, пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной по­катостью плеч, какую можно видеть на ста­ринных миниатюрах».

Если в Анне всё говорит о переменчиво­сти и своевольстве, то Вера больше похожа на мраморную статую, прекрасную, совер­шенную, но холодную и недоступную. Оче­видно, что и поведение сестёр и их судьбы должны быть различны.

После этого подводятся итоги первого урока и даются задания к следующему:

  • Перечитайте главу 7 и подумайте, по­чему любовные похождения поданы здесь в комических красках.

  • В чём вы видите трагизм положения Веры и Желткова?

  • Можно ли говорить о глубинной тра­гичности любовного чувства на основании рассказа «Гранатовый браслет»?

  • Напишите эпилог к рассказу А. И. Куп­рина. Представьте себе, что прошло два года. Опишите, стараясь сохранить художествен­ный стиль писателя, как сложилась дальней­шая жизнь его героев: Веры, её мужа, брата, сестры, генерала Аносова.

Второй урок начинается с разговора о со­держании главы 7:

  • Какой герой открывает эту главу ко­мических любовных историй?

  • О чьих любовных похождениях здесь говорится и в каком тоне?

  • Как вы думаете, какие чувства должна переживать Вера, слушая эту комическую повесть?

Глава седьмая — это шутки и пародии на большое чувство. Вместе с учащимися вспомним домашний юмористический аль­бом семейства Шейных и сцену его рассмо­трения гостями. Один из сюжетов этого аль­бома — «Княгиня Вера и влюблённый теле­графист» — в опошленном, спародированном виде вводит в рассказ историю любви чи­новника Желткова к княгине Вере; и сюжет этот, комически-буффонный в устах князя Василия Львовича, заканчивается не менее комической смертью персонажа: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает пере­дать Вере две таинственные пуговицы и фла­кон от духов, наполненный его слезами...» Однако Вера уже прочла письмо Желткова, приложенное к его подарку, и потому не мо­жет увлечься общими шутками и пытается остановить своего развеселившегося мужа. Герои рассказа не придают настоящего зна­чения любви, не могут понять и принять всей её серьёзности и трагичности.

Урок продолжит анализ сюжетной линии генерала Аносова:

  • Как сложился жизненный путь гене­рала?

  • Какие драмы и испытания довелось ему перенести?

  • Какие мысли о любви высказывает старый генерал?

  • Какой была его собственная любовная драма?

  • О чём свидетельствуют его рассказы о любви? Почему повествование окрашивается в трагические тона?

  • Отчего слова генерала оказались про­роческими для Веры Николаевны?

  • Определите, в каких случаях рассу­ждения генерала о любви носят характер ма­нифеста и его устами говорит сам Куприн.

Генерал Аносов, боевой товарищ отца Веры и Анны, очень любит обеих сестёр. Яков Михайлович — человек мудрый, опыт­ный, много повидавший на своём веку. Его рассказ о своей неверной жене, сбежавшей с заезжим актёром, выдержан в духе словесно­го шаржа, карикатуры: «И вот через три во­лосёнки жиденькие, нечёсаные, в папильот­ках, с денщиками собачится как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Запоёт этак в нос, томно: «Ж-а-а-ак». Мотовка, актри­са, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые...»

Однако генерал Аносов считает любовь великой ценностью жизни, и от него мы слышим настоящий гимн этому чувству: «...Я уверен, что почти каждая женщина спо­собна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдаётся — и она уже мать. Для неё, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Ну скажи же милая, по совести, разве каж­дая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепро­щающей, на всё готовой, скромной и самоот­верженной?»

Слова Аносова предваряют историю дра­матических чувств Г. С. Желткова, являются своеобразным эпиграфом к ней.

В рассказе есть несколько мотивов отно­шения к любви. В первых главах настойчиво звучит мысль, повторяющаяся много раз, — любви в духовном мире героев повести в данный момент нет. Не случайно события происходят осенью, в пору увядания. Цветы в саду, среди которых появляется княгиня Вера, уже доцветают, «роскошная любовь и... чрезмерное материнство» в их жизни уже были, а некоторым из них, царственным и холодным, высокомерным (эти эпитеты бу­дут повторяться и при характеристике самой княгини) георгинам, пионам и астрам во­обще неведомы.

У самой княгини Веры «прежняя страст­ная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной друж­бы»; впрочем, эта любовь не принесла ей же­ланного счастья — она бездетна и страстно мечтает о детях, которых, по всей видимо­сти, у неё уже никогда не будет. Дети есть у её сестры Анны, и Вера обожает их, но сама Анна относится к ним довольно безразлично, как и к своему мужу, которого она откро­венно не любит и который, в свою очередь, боготворит её и постоянно пытается за ней ухаживать. Всё выше перечисленное рождает ощущение какой-то неустроенности, несураз­ности, неустойчивости.

Нет любви и в жизни других гостей кня­гини Веры, а одному из них, генералу Ано­сову, назначено автором ввести в рассказ дополнительный мотив: настоящая любовь в жизни людей когда-то была, истории ге­нерала напоминают свидетельства очевидца. Настоящая любовь когда-то давно составляла всё содержание жизни людей. Правда, и сам генерал признаётся, что такой любви уже не застал, что самому ему известно лишь не­сколько случаев, отдалённо напоминающих эту любовь. Эти его слова как бы отодвигают существование настоящей любви в ещё более давнее, совсем уже невозвратимое прошлое: «...Люди в настоящее время разучились лю­бить. Не вижу настоящей любви. Да и в моё время не видел!»

Именно генерал Аносов формулирует основную мысль рассказа: «Любовь должна быть». Настоящая любовь, существовавшая когда-то давно, не могла исчезнуть. Она обя­зательно вернётся, просто её могли пока не заметить, не узнать, и, неузнанная, она уже живёт где-то рядом.

Сюжетная линия генерала Аносова пред­варяет жизненную драму Желткова, анализ которой должен стать главной частью второ­го урока:

  • Какие чувства вызвал в душе Веры по­лученный подарок — гранатовый браслет? Сравните, как приняла героиня подарки мужа, сестры и Желткова.

  • Нет ли в описании подарка каких-то зловещих, трагических красок?

  • Как настроены муж и брат Веры перед визитом к Желткову?

  • Как вначале вёл себя с ними Желт­ков?

  • С какого момента поведение его вдруг изменилось?

  • В какую минуту Желтков принимает роковое решение? Что подтолкнуло его к са­моубийству?

  • Как раскрывает внутренний мир героя его письмо?

  • Какие чувства испытывает в фина­ле рассказа Вера Николаевна, слушая игру Женни Рейтер? Как вы думаете, произошли ли какие-нибудь изменения в характере ге­роини под влиянием любви?

  • Докажите, что чувство героя к Вере Николаевне похоже на религиозное покло­нение.

Завершает второй урок итоговая лек­ция.

Мастерски написано в этом рассказе поч­ти всё, начиная с его названия. Само загла­вие удивительно поэтично и звучно, оно зву­чит как строка стихотворения, написанного трёхстопным ямбом. Но этот же самый брас­лет брат главной героини Николай Николае­вич именует «идиотским», «чудовищной по­повской штучкой» и с брезгливостью бросает на стол вместе с небольшим футляром из красного плюша.


Ещё более уникальное и единственное место в своём роде занимает эпиграф к рас­сказу. Эту роль выполняет название сочине­ния Бетховена. Оказывается, что во многом рассказ и бетховенская соната созвучны, а временами даже совпадают по своему на­строению.

И вообще, музыка в «Гранатовом брасле­те» играет исключительную роль. На имени­нах Веры «светский молодой богатый шало­пай и кутила Васючок пел вполголоса под аккомпанемент Женни Рейтер итальян­ские канцонетты и рубинштейновские вос­точные песни». А сам рассказ заканчивается виртуозным исполнением бетховенской со­наты, этого «исключительного, единствен­ного по глубине произведения». Музыка, пронизывающая рассказ, проходит и через всё творчество А. И. Куприна, автора таких «музыкальных» рассказов, как «Гамбринус» и «Тапёр».

Рассказ «Гранатовый браслет» являет­ся вдохновенным прославлением любви в её наиболее чистой и совершенной форме. На великое чувство к женщине оказывается способным приниженный в социальном от­ношении, ничем не примечательный герой Куприна — скромный чиновник, безвестный телеграфист.

Первый раз мы видим Желткова во время визита мужа и брата Веры Николаевны. Он держит себя с ними почтительно-вежливо, изъясняется типично чиновничьим, канце­лярским языком. Но этот его облик — не бо­лее чем маска, надетая на героя обществом. Когда речь заходит о любви, Желтков преоб­ражается, на первый план выходят глубины его натуры. Он познал во всей силе чувство редкостной, таинственно-могущественной любви, властно вторгшейся в его сердце, без­раздельно завладевшей душой, помыслами и мечтами, всей жизнью маленького человека.

Чувство, переживаемое героем, столь ве­лико, что требует реализации; он давно влюб­лён в Веру и потому, в конце концов, реша­ется преподнести ей подарок — гранатовый браслет. Подобный поступок не может не вы­звать ответной реакции, и она последовала. Супруг Веры Николаевны и её брат пришли объясниться, но их слова ничего не значат для Желткова. Лишь получив от любимой женщины просьбу прекратить как-нибудь эту историю, герой обещает выполнить её жела­ние. Однако без любви он не видит никакого смысла продолжать жить; как сказал сам герой, его не интересуют ни философия, ни политика, ни героические подвиги, ему нуж­на только любовь. Лишившись её, Желтков твёрдо решает покончить с собой. Письмо героя раскрывает всю глубину его чувства.

Очень сильное впечатление производит финальная сцена рассказа, написанная в вы­соком романтическом стиле: слушая сонату Бетховена, Вера Николаевна как бы внимает голосу, звучащему в её душе, дерзновенно повторяющему фразу, с которой молящие­ся обращались к Богу: «Да святится имя Твое!»

В рассказе явно присутствуют и религи­озные мотивы. День, в который начинаются события, — это день памяти мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Гра­натовый браслет после смерти Желткова бу­дет повешен по его просьбе на икону Божьей Матери. Само преклонение Желткова перед любимой женщиной молитвенно. Приход княгини Веры к умершему Желткову и её прощальный поцелуй напоминают поклоне­ние мощам мученика. В финале же повести мы встречаемся с мотивом преображения, он связан с княгиней Верой. Сравним два её портрета: «...строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна», — такова она до про­изошедших событий. «Вера, с глазами, бле­стящими от слёз, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза...» — это финал повести, настоящая любовь, прошед­шая мимо, но изменившая внутренний мир героини. Любовь действительно оказывается сильнее смерти, покоя, холода, неизменно­сти, она преображает Веру, лишая покоя, волнуя — она даёт жизнь. Героиня плачет, и это страдание очищает её душу, она говорит подошедшей Женни Рейтер: «Он простил меня!»

«Гранатовый браслет» является произ­ведением глубоко гуманистическим. Рассказ проникнут верой в нравственные ценности, в силу и значительность человеческой лич­ности.

По окончании итоговой лекции выполня­ется творческое домашнее задание: учащиеся читают свои «эпилоги» к рассказу «Гранато­вый браслет», после чего их работы собира­ются для последующей проверки.

Для дополнительного чтения рекоменду­ются рассказ А. И. Куприна «Гамбринус», а также повесть «Олеся». Учащиеся сами должны выбрать одно из произведений для более глубокого ознакомления с творчеством писателя.


Список использованной литературы

  1. Валюкевич, Т. К. Педагогические мастерские — основа прочных знаний: из опыта работы: мастерская по повести А. Куприна «Гранатовый браслет» / Т. К. Валюкович // Народная асвета. — 2002. — № 5—6. — С. 57—58.

  2. Волкова, Е. И. «Да святится имя Твое...»: тема любви в творчестве А. И. Куприна : урок-беседа в XI классе / Е. И. Волкова // Литература в школе. — 2000. — № 1. — С. 71 — 76.

  3. Волков, С. Любовь должна быть трагедией: из наблюдений над идейно-художественным своеобразием повести Куприна «Гранатовый браслет» / С. Волков // Литература: прилож. к газете «Первое сентября». — 2002. — № 8. — С. 18—20.

  4. Мушинская, Т. Ф. Изучение творчества А. И. Куприн в школе / Т. Ф. Мушинская // Рус­ский язык и литература. — 2002. — № 1. — С. 14—27; № 2. — С. 27—37; № 3. — С. 58—68.