Актуализация знаний
Слайд 3, 4.
Слайд 5, 6.
|
Понятия «басня»
|
Беседа
|
Фронтальная
|
Что такое басня?
Каких баснописцев Вы можете назвать?
Какие басни Вам известны?
Кто является героем басни?
Басня – краткий, чаще всего стихотворный, нравоучительный рассказ. Героями басен могут быть люди и животные, растения, предметы, наделяемые человеческими качествами. Басенное повествование иносказательно. В начале или в конце басни формулируется мораль – поучение, ради которого басня и писалась.
Сегодня мы знакомимся с баснями, героями которых являются животные. Представьте себя в роли баснописца, которому поручено написать несколько нравоучительных рассказов, героями которых должны быть животные. Что Вам необходимо знать о животных?
Осень. Почему ласточки, стрижи, трясогузки, дрозды, соловьи улетают на юг?
Почему осенью редко увидишь насекомых?
Если поздней осенью произошла бы «встреча» двух насекомых, о чем они могли бы говорить?
Почему одни насекомые делают запасы корма на зиму, а другие нет?
|
Озвучивание ответов учащихся:
- Басня – краткое художественное произведение;
- Баснописец Крылов;
- Басни: «Лиса и виноград»,
- Герои басни - животные, растения;
- В басне есть поучение.
Озвучивание ответов учащихся:
- Повадки животных;
- Поведение животных в разных ситуациях;
- «Друзей и врагов» данного животного;
- Особенности питания, ловли добычи.
- Мало насекомых.
-Температура тела зависит от температуры среды, обмен веществ снижается, членистоногие готовятся к анабиозу.
- Подготовка к зиме; запасы продовольствия; на какой стадии развития легче переносить зиму…
- Пчелы запасают мед, муравьи берут с собой в муравейник тлей, делают запасы семян – это общественные насекомые. Одиночные насекомые впадают в анабиоз (крапивница) или погибают, запасов не делают.
|
Изучение нового материала
|
Литературно-биологический (сопоставительный) анализ басен Леонардо да Винчи, Эзопа и др.
|
Работа с текстами. «Заметки на полях» (анализ информации, обобщение)
|
Индивидуальная
|
Прочитайте предложенные Вам басни, сделайте в текстах карандашом пометки для себя, выделяя мораль, и биологические особенности животных.
Найдите соответствие (несоответствие) биологических особенностей характеристике героя или морали басни. (В тексте подчеркните мораль басни) Заполните шаблон таблицы (Таблица в заполненном виде представлена в Приложении для учащихся № 2)
|
Учащиеся знакомятся с баснями и притчами (Приложение для учащихся № 1. Басни .)
Учащиеся заполняют таблицу (Приложение для учащихся № 2. Животные – герои басен).
Озвучивание ответов учащихся:
- Мораль басни Эзопа «Лягушки» не соответствует их биологическим особенностям.
- В этих басня в основном характеристика «героя» совпадает с реальным поведением, привычками животного.
|
Басни, героями которых являются Муравей и Стрекоза (Цикада)
|
Текст- раскраска: выделение признаков сходства одним цветом и различия – другими цветами.
|
Индивидуальная
|
Прочтите внимательно текст басни «Стрекоза». Знакома ли она Вам?
Это басня русского поэта XVIII века И.И.Хемницера «Стрекоза».
Ребята! Прочтите басни Эзопа «Муравей и жук», «Муравей и кузнечик (цикада)». Чем похожи Муравьи из этих басен? Чем похожи Кузнечик и Жук?
|
Работа с Приложением для учащихся № 3. Басни о стрекозах, муравьях, цикадах, кузнечиках, кобылках…
Озвучивание ответов учащихся:
- Басня напоминает басню И.Крылова «Стрекоза и муравей»;
- Может быть, это первый вариант басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»;
- У этой басни другой автор, т.к. конец басни – другой: «А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал».
- Муравьи – «трудяги», а Кузнечик и Жук – «бездельники».
|
Поиск противоречивой информации –«Прыгающие стрекозы дедушки Крылова»
Слайд 7- 23.
Слайд 24 -30.
|
Просмотр слайдов презентации.
Работа с текстами: подчеркивание слов – несоответствий
Рассказ учителя
|
Индивидуальная
Фронтальная
|
Найдите биологические неточности басни И.А. Крылова «Стрекоза и муравей», подчеркните их в тексте, раскройте подробно эти несоответствия, используя имеющиеся знания по биологии. Вспомнить некоторые биологические особенности героев Вам помогут слайды презентации.
Учитель может помочь некоторым учащимся в поиске:
- Попрыгунья Стрекоза;
- Голову вскружило;
-Лето красное пропела; Песни, резвость всякий час;
- Оглянуться не успела, как зима катит в глаза (т.е. прожила целое лето); С зимой холодной нужда, голод настаёт; И до вешних только дней прокорми и обогрей;
- Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом;
- К муравью ползет она;
- Да работала ль ты в лето?
Попытаемся выяснить, почему баснописец описал стрекозу совершенно неправильно. Почему И.А.Крылов выбрал именно это насекомое, а не какое-то другое?
- Трансформация при переводе: жук (кузнечик) у Эзопа → цикада у Лафонтена → стрекоза у Крылова.
- «Игра» слов: в русском языке нет слова «муравьиха» (обратите внимание на перевод басни Лафонтена А. Марчук: мамаша Муравей, в переводе Н. Табатчиковой – муравьиха).
- В разговорном языке XVIII - начала XIX века слово "стрекоза" служило обобщенным названием для разных насекомых: так звали и кузнечика, и стрекозу.
(Приложение для учителя № 1. Почему И.А.Крылов выбрал стрекозу?)
Какое же насекомое на самом деле больше всего подходит под тот образ, который был описан Крыловым?
Стрекоза и муравей – животные разных отрядов. Основные признаки различия связаны с крыльями, конечностями, ротовыми аппаратами, типом развития и пр. Вспомните признаки отрядов Стрекозы и Перепончатокрылые (муравей), заполните таблицу.
|
Озвучивание ответов учащихся:
- Стрекоза не прыгает, может только летать или сидеть на чем-либо.
- Головокружение, потеря равновесия, ориентации не присущи летающим животным. Стрекоза – замечательный «летчик», использует 9 типов полетов.
- Стрекозы не издают звуков, они могут только шуршать крыльями во время полета (совершают 100-150 взмахов в секунду при скорости до 90 км/ч).
- Взрослые особи (стрекозы) живут всего несколько недель, пока их не съедят хищники; В.О. не зимуют (2-3 года личинки живут в воде).
- Членистоногие зимой не питаются, ещё в теплое время впадают в анабиоз на различных стадиях развития, поэтому осенью и не передвигаются.
- Стрекозы не живут под листьями, ночуют, уцепившись за травинки. Кормятся на лету, ловят свою добычу в воздухе с помощью 3 пар крепких ног с очень острыми и цепкими коготками.
- Муравьи ведут общественный образ жизни.
- Понятия «работа», «отдых» - человеческие понятия. Любое животное, чтобы прокормиться, затрачивает энергию на поиск, добычу пищи.
Вывод: Литературное описание стрекозы не соответствует её биологическим особенностям.
- Таких видов нет, ведь любое насекомое в природе имеет определенное значение, в отличие от мира людей в природе нет бесполезных, ненужных видов организмов.
Заполнение таблицы «Сравнительная экологическая характеристика стрекозы и муравья»
(в заполненном виде таблица представлена в Приложении для учащихся № 5.)
|
Рефлексия
Слайд 31.
|
Достижение цели урока (результат)
|
Беседа
|
Фронтальная
|
Как басня И.Крылова «Стрекоза и муравей» способствовала созданию образа легкомысленного человека и человека – труженика?
Вернёмся к вопросам, которые были обозначены в начале урока:
Какой знак препинания в названии урока «Герои басен – реальные животные?!...»
поставили бы Вы?
Мир басни и мир природы - различны. Художественный мир - мир искусства, созданный фантазией автора. И Крылову совсем не обязательно было быть биологом, чтобы его произведение осталось в веках, рассказывая о нравственных ценностях. Мы любим его басни, и их нравоучительный смысл понятен каждому.
Стрекозы в басне И.А.Крылова и в мире живой природы – совсем разные. При различных подходах литературы и биологии к познанию действительности они способствуют формированию единой многообразной картины мира.
Захотелось ли Вам читать басни «под новым углом зрения»?
Желаю вам дальнейших открытий в удивительном Мире Басен и Притч!
|
Озвучивание ответов учащихся:
|
Домашнее задание
Слайд 32.
|
|
Предло
жения учителя, выбор учащихся
|
Фронтальная
|
Выбери домашнее задание для себя:
1. Веер эпитетов «Человек – животное». Сравнение человека с другими животными, например, «храбрый как лев», трусливый как заяц» и пр., обоснование этого сравнения.
2. Животные в баснях и притчах. Продолжить материал урока.
|
Учащиеся записывают домашнее задание по своему выбору.
|