СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГИА- алгоритм написание сочинения-рассуждения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен  памятка- алгоритм при написании сочинения-рассуждения  для сдачи ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«ГИА- алгоритм написание сочинения-рассуждения»

Готовимся к ГИА по русскому языку

Написание сочинения-рассуждения



ГИА- государственная итоговая аттестация- это очень важный момент в жизни девятиклассников. Это итог совместной многолетней работы учителя и ученика.

У детей, сдающих ОГЭ, вызывают трудности написание и изложения, и сочинения-рассуждения. А у 11 классников, сдающих ЕГЭ, написание итогового сочинения (декабрь), за которое ставится зачет- допуск к сдаче экзамена по русскому языку за курс полного общего образования. Готовясь, к заданию 9.3 по русскому языку в 9 классе. Во-первых, нужно внимательно прочитать задание и выбрать одну из трех предложенных тем, на которую ты сможешь написать сочинение-рассуждение. Подумай, попробуй объяснить себе, понял ли ты, что нужно делать и как. Вот для написания сочинения-рассуждения алгоритм в помощь. Посмотри, на какую тему тебе будет легче сделать задание, то есть написать сочинение. Помни: это сочинение-рассуждение! Здесь очень важно умение писать сочинение! А это значит умение доказательно, логично, последовательно излагать не только свои мысли, но и приводить аргументы в качестве доказательства. 

С 2015-2016 учебного года  у выпускников 9 класса есть возможность выбора одного из трех вариантов задания 9: задание  9.1 предполагает написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Например, Вариант 1. 9.1. Раскройте смысл высказывания Н.Ф. Бунакова «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». 9.2-  сочинение на морально-этическую тему, направленное на содержательный анализ текста. Например, 9.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Никто, кроме него, в нашем классе не умел шутить над собой. Над другими – сколько угодно. А над собой – нет. Юрка умел и делал это с удовольствием. Кроме того, он спокойно относился ко всем своим неудачам. Юрка просто пожимал плечами и начинал все сначала».

9.3 -  сочинение на морально-этическую тему  по данному понятию. Например, 9.3. Как вы понимаете значение выражения сила характера?

Процесс подготовки должен быть тщательным и основательным, обязательно нужно прорабатывать задания каждого типа, рассматривать их особенности. Нужно давать ребятам высказывать свою точку зрения, учить подбирать аргументы, выделять микротемы в сочинении, делать выводы, подводя итог сказанному. Учить избегать типичных ошибок: употребления просторечных слов, канцеляризмов, речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Очень важно, чтобы ребенок отрабатывал свои ошибки, допущенные в сочинении-рассуждении, то есть учитель должен подробно разбирать ошибки с каждым учеником. Я пришла к выводу, что детям труднее всего писать сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. И следует больше времени уделить заданию типа 9.3.

Создание текста типа речи «рассуждение» - это демонстрация наличия у учащихся практических знаний, умений и навыков рассуждать, выдвигая тезис и подбирая аргументы. Самое главное, чтобы школьники были настроены приводить положительные примеры из жизни и художественной литературы, а также составляли тексты в соответствии со структурой сочинения-рассуждения или алгоритма. 

Всем ребятам можно распечатать и раздать вот такие памятки- алгоритм написания сочинения-рассуждения, которые вклеиваются в тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Алгоритм написания сочинения-рассуждения (ОГЭ) для учащихся 9 классов

  1. Внимательно, не торопясь, прочитайте задание 9.3.(в нем предлагается 3 темы на выбор). Выберите одну тему, на которую будете писать сочинение.

  2. Объясните смысл приведённого понятия (дайте ему определение), постарайтесь понять то, что написали.

  3. Прокомментируйте определение этого понятия: что я ещё знаю об этом; где это может встречаться; моё отношение к этому, как и где это можно применить…

  4. Подберите 2 примера-аргумента в пользу своего мнения (можно из художественной литературы, а можно и из жизни).

  5. При включении примеров-аргументов в сочинение, следуйте следующим рекомендациям:

  1. аргументы должны соответствовать комментарию, приведённому в сочинении;

б) аргументы должны включаться с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых…

в) примеры могут быть взяты из предложенного текста; или один аргумент – из текста, а второй – из жизни;

г) необходимо указывать номера предложений текста (предл. 14) или применять приём цитирования;

д)помни: пример считается аргументом, если он иллюстрирует событие, поступок, качество характера.

е) внимательно проверьте примеры- аргументы на соответствие 3-м позициям: «что» (событие, поступок, качество характера), «где» (номер или номера предложений в тексте, где говорится об этом событии) и «зачем» (связь примера с тезисом, который доказывается)

6.Напишите заключение, (вывод) которое должно быть логическим итогом всего сочинения-рассуждения (включается итоговым вводным словом: итак, следовательно, таким образом…)

7.В сочинении должно быть 4 абзаца.

8. Количество слов – не менее 70. Больше можно, меньше- нет! Такое сочинение проверяться не будет!





Алгоритм написания сочинения-рассуждения (ОГЭ) для учащихся 9 классов

  1. Внимательно, не торопясь, прочитайте задание 9.3.( в нем предлагается 3 темы на выбор). Выберите одну тему, на которую будете писать сочинение.

  2. Объясните смысл приведённого понятия (дайте ему определение), постарайтесь понять то, что написали.

  3. Прокомментируйте определение этого понятия: что я ещё знаю об этом; где это может встречаться; моё отношение к этому, как и где это можно применить…

  4. Подберите 2 примера-аргумента в пользу своего мнения (можно из художественной литературы, а можно и из жизни).

  5. При включении примеров-аргументов в сочинение, следуйте следующим рекомендациям:

  1. аргументы должны соответствовать комментарию, приведённому в сочинении;

б) аргументы должны включаться с помощью вводных слов: во-первых, во-вторых…

в) примеры могут быть взяты из предложенного текста; или один аргумент – из текста, а второй – из жизни;

г) необходимо указывать номера предложений текста (предл. 14) или применять приём цитирования;

д)помни: пример считается аргументом, если он иллюстрирует событие, поступок, качество характера.

е) внимательно проверьте примеры- аргументы на соответствие 3-м позициям: «что» (событие, поступок, качество характера), «где» (номер или номера предложений в тексте, где говорится об этом событии) и «зачем» (связь примера с тезисом, который доказывается)

6.Напишите заключение, (вывод) которое должно быть логическим итогом всего сочинения-рассуждения (включается итоговым вводным словом: итак, следовательно, таким образом…)

7.В сочинении должно быть 4 абзаца.

8. Количество слов – не менее 70.

Больше можно, меньше- нет! Такое сочинение проверяться не будет!