Географическая викторина по карте «Моя Россия».
Цель: расширить знания учащихся по географии России, формировать познавательный интерес к предмету.
Задачи:
развивать навыки анализа, синтеза, классификации, сравнения, логического мышления;
учить применять знания в новой ситуации;
закреплять навыки работы с географическими картами;
воспитывать любовь к своей Родине.
Викторина проводится в рамках предметной недели естественных наук. Рассчитана на пять дней.
Задания по физической географии даются конкретно по карте, которая находится в коридоре школы. Ответы принимаются только по ней.
Оборудование:
День 1.
Топонимика России
Топонимика (от греч. τόπος (topos) — место и ὄνομα (ōnoma) — имя, название) — наука, изучающая географические названия, их происхождение, развитие, современное состояние, написание и произношение
Найдите на данной карте наибольшее количество названий городов образованных от названий рек, например:
1. р. Волга- г. Волгоград
2. р. Исеть – г. Нижнеисетск
3. р. Тура – г. Усть – Туринск и другие возможные варианты.
Здесь их больше двадцати. На одной реке может быть два города, записываем 2 раза. Принимаются ответы только с данной карты.
Одна пара – 1 балл.
День 2.
По карте России определите названия географических объектов:
реки, озёра(4,5,6,18); горные вершины, горы, хребты (7,9,10,11,12,13,14,15,16,17,19,20); равнины, низменности, плоскогорья(1,2,3,8).
За каждый правильный ответ -1 балл.
День 3.
Определение координат месторождений полезных ископаемых.
Используя условные знаки, по заданным координатам, определите какие полезные ископаемые находятся в данных точках.
Определите координаты заданных месторождений полезных ископаемых.
Например:
56° с.ш 60°в.д. | Железная руда |
| Координаты | Полезное ископаемое |
1 | 68°с.ш34°в.д | |
2 | 59°с.ш34°в.д | |
3 | 52°с.ш37°в.д | |
4 | 44°с.ш43°в.д | |
5 | 54°с.ш62°в.д | |
6 | 57°с.ш61°в.д | |
7 | 67°с.ш65°в.д | |
8 | 63°с.ш113°в.д | |
9 | 58°с.ш126°в.д | |
10 | 64°с.ш76°в.д | |
11 | 49°с.ш44°в.д | |
12 | 52°с.ш58°в.д | |
13 | | Урановые руды (Алданское нагорье) |
14 | | Графит |
15 | | Оловянные руды |
День 4.
Изучаем политическую карту России.
Субъекты Российской Федерации –
это территориальные единицы верхнего уровня в Российской Федерации. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация состоит из следующих субъектов:
республики,
края,
области,
города федерального значения,
автономная область,
автономные округа.
Задания для 5-7 классов
1. Перечислите, какие края есть в Российской Федерации?
2. Приведите пять примеров:
Республика - Столица
3. Какой субъект РФ первым встречает Новый год, а какой последним?
4. Какой субъект РФ находится на острове?
5. С какими субъектами РФ граничит Свердловская область?
6. Какой субъект РФ занимает 1 место по площади?
7. Через какие субъекты РФ проходит северный полярный круг? Перечислите с востока на запад.
8. В каком направлении от Свердловской области находится Томская область?
9. Какой субъект РФ расположен отдельно от всей территории РФ и называется полуанклав?
10. Назовите и определите координаты столицы республики Чувашия.
Задания для 8-11 классов.
1. Сколько субъектов в РФ ?
2. Сколько в РФ: республик , краёв, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов?
3. Назовите города федерального значения.
4. В каких областях России название административного центра отличается от названия области?
5. Какие субъекты РФ граничат с Китаем?
6. Какой субъект РФ занимает последнее место по площади?
7. Через какие субъекты РФ проходит северный полярный круг? Перечислите с востока на запад.
8. Туристические фирмы разных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом.
СЛОГАН | | РЕГИОН |
А) Здесь можно увидеть дельту крупнейшей реки Русской равнины! Б) Мы предлагаем сплав по реке Катуни, которая берёт начало в ледниках высочайшей горы Сибири! | | 1) Астраханская область
3) Республика Алтай |
9.
А) Приглашаем в край голубых озёр и рек, в край белых ночей! Посетите памятники культуры Кижи и Валаам! Б) Посетите города-курорты нашего региона, по своему разнообразию и ценности минеральных вод и лечебной грязи не имеющие аналогов в Европе! | | 1) Республика Карелия
2) Ставропольский край |
10.
А) Здесь можно любоваться бесконечным простором озёр, островами и водопадом Кивач! Б) Добро пожаловать на Телецкое озеро — горную жемчужину с неповторимой красотой! | | 1) Республика Карелия
3) Республика Алтай
|
11. А) Приглашаем вас провести отдых в самом западном регионе России! Б) Дышите целебным горным воздухом на наших горноклиматических курортах! | | 3) Калининградская область
1) Республика Дагестан |
12. А) Окунитесь в воды священного Байкала! Б) Полюбуйтесь всполохами северного сияния! | | 2) Республика Бурятия 3) Мурманская область |
13. СЛОГАН | | РЕГИОН |
А) Почувствуйте романтику белых ночей! Б) Перешагните через границу Европы и Азии! | | 1) Челябинская область 2) Республика Карелия |
14. Ответ дайте сами:
А) Здесь можно побывать и в Западном, и в Восточном полушарии!
Б) Окунитесь в полярную ночь, прокатитесь на собачьей и оленьей упряжках!
15. Ответ дайте сами:
А) Приглашаем вас посетить янтарный край России!
Б) Полюбуйтесь на высочайший действующий вулкан Евразии!
День 5.
Подведение итогов, награждение.
Приложение 1.
Ф.И. Кл. | | Ф.И Кл. | | Ф.И Кл. | |
| Река | Город | | Река | Город | | Река | Город |
1 | | | 1 | | | 1 | | |
2 | | | 2 | | | 2 | | |
3 | | | 3 | | | 3 | | |
4 | | | 4 | | | 4 | | |
5 | | | 5 | | | 5 | | |
6 | | | 6 | | | 6 | | |
7 | | | 7 | | | 7 | | |
8 | | | 8 | | | 8 | | |
9 | | | 9 | | | 9 | | |
10 | | | 10 | | | 10 | | |
11 | | | 11 | | | 11 | | |
12 | | | 12 | | | 12 | | |
13 | | | 13 | | | 13 | | |
14 | | | 14 | | | 14 | | |
15 | | | 15 | | | 15 | | |
16 | | | 16 | | | 16 | | |
17 | | | 17 | | | 17 | | |
18 | | | 18 | | | 18 | | |
19 | | | 19 | | | 19 | | |
20 | | | 20 | | | 20 | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
Приложение 2.
Ф.И. кл | | Ф.И. кл | | Ф.И. кл | |
| Координаты | Полезное ископаемое | | Координаты | Полезное ископаемое | | Координаты | Полезное ископаемое |
1 | 68°с.ш34°в.д | | 1 | 68°с.ш34°в.д | | 1 | 68°с.ш34°в.д | |
2 | 59°с.ш34°в.д | | 2 | 59°с.ш34°в.д | | 2 | 59°с.ш34°в.д | |
3 | 52°с.ш37°в.д | | 3 | 52°с.ш37°в.д | | 3 | 52°с.ш37°в.д | |
4 | 44°с.ш43°в.д | | 4 | 44°с.ш43°в.д | | 4 | 44°с.ш43°в.д | |
5 | 54°с.ш62°в.д | | 5 | 54°с.ш62°в.д | | 5 | 54°с.ш62°в.д | |
6 | 57°с.ш61°в.д | | 6 | 57°с.ш61°в.д | | 6 | 57°с.ш61°в.д | |
7 | 67°с.ш65°в.д | | 7 | 67°с.ш65°в.д | | 7 | 67°с.ш65°в.д | |
8 | 63°с.ш113°в.д | | 8 | 63°с.ш113°в.д | | 8 | 63°с.ш113°в.д | |
9 | 58°с.ш126°в.д | | 9 | 58°с.ш126°в.д | | 9 | 58°с.ш126°в.д | |
10 | 64°с.ш76°в.д | | 10 | 64°с.ш76°в.д | | 10 | 64°с.ш76°в.д | |
11 | 49°с.ш44°в.д | | 11 | 49°с.ш44°в.д | | 11 | 49°с.ш44°в.д | |
12 | 52°с.ш58°в.д | | 12 | 52°с.ш58°в.д | | 12 | 52°с.ш58°в.д | |
13 | | Урановые руды (Алданское нагорье) | 13 | | Урановые руды (Алданское нагорье) | 13 | | Урановые руды (Алданское нагорье) |
14 | | Графит | 14 | | Графит | 14 | | Графит |
15 | | Оловянные руды | 15 | | Оловянные руды | 15 | | Оловянные руды |