Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Преображенка
Географическое путешествие по карте.
(2 часа)
Жданова Марина Валентиновна
учитель географии
тел.: (839560 22-3-05),
сот. 89501311745
Пояснительная записка.
Уровни образования: основное общее образование
Класс: 6 класс
Предмет: География
Тип ресурса: конспект урока
Краткое описание ресурса: Данная разработка урока составлена с учетом ФГОС, предназначена для закрепления практических знаний, умений и навыков по теме «Географические координаты».
Задачи урока:
повторить изученные по данной теме термины и понятия;
отработать навыки определения по картам и глобусу географических координат различных объектов и определение объектов по заданным координатам.
развить способности применять умения, навыки в поисках решения, проблемной ситуации, развитие мышления, внимания при работе с картой; памяти и речи обучающихся; пробудить интерес к изучению карт и географии в целом; развитие общего кругозора;
развитие у обучающихся вкуса к творческой, активной деятельности при решении поставленных задач; бережного отношения к природе.
В зависимости от количества часов на данную тему, а также количество учащихся в классе, можно использовать данную разработку в течение одного часа, или использовать материал урока частично. При использовании материала частично, можно убрать для определения некоторые географические объекты, но начальный и конечный пункты самостоятельной практической работы должны быть сохранены.
В разработке урока дается приложение «География», которое необходимо заранее загрузить в компьютеры (во избежание сбоев интернета во время урока в сельской местности). Сообщить детям о том, что дополнительную информацию об объектах, можно найти в соответствующей папке.
Фотографии на слайдах презентации (с 8 по 19) должны иллюстрироваться учителем в дополнение к сообщениям учащихся о географическом объекте.
Тема урока: Географическое путешествие по карте.
Цель урока: Закрепление практических навыков работы с географической картой.
Развивающая – развитие способности применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, развитие мышления, внимания при работе с картой; памяти и речи обучающихся; пробудить интерес к изучению карт и географии в целом; развитие общего кругозора,
Воспитательная – развитие у обучающихся вкуса к творческой, активной деятельности при решении поставленных задач; бережного отношения к природе;
- развитие чувства товарищества и взаимопомощи; умение проверять и оценивать выполненную работу
- развитие умения работать в парах, в группе.
Тип урока: комбинированный, повторения и обобщения знаний
Форма проведения урока: урок-путешествие
Форма организации деятельности учащихся: групповая (класс делится на 2 экипажа – по рядам). Столы в классе сдвигаются так, чтобы участники команды могли общаться между собой.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, индивидуальные листы с заданиями,
- физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, красные флажки.
- презентация.
План урока
Организационный момент:
Мотивация:
Сообщение темы и цели урока.
3. Актуализация знаний:
- Индивидуальная работа:
- Разгадывание чайнворда «Карта»
- Игра: «Третий лишний»;
4. Взаимопроверка.
5. Постановка проблемы.
6. Знакомство с Памяткой
7. Физкультминутка
8. Загадки
9. Задание командам
10. Практическая работа
11. Таинственный остров
12. Защита работы. Обсуждение
13. Самостоятельная работа с картой.
Выводы
Итоги урока
Домашнее задание
Рефлексия
Ход урока
I.Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили к уроку. Дневник, учебник, тетрадь, атлас, ручка, карандаш.
II. Мотивация.
- Ребята. Скажите, а приходило ли вам хоть раз СМС сообщение, где часть текста отсутствует. Мне сегодня пришло странное СМС сообщение длинный список одних цифр и букв. Вы поможете мне в нем разобраться? Что бы это значило?
Слайд 1. На экране СМС сообщение.
С.ш.
в.д.
Ответы. Это географические координаты.
Учитель. - А что такое географические координаты?
В СМС сообщении отсутствует текст пояснения, что делать с этими координатами? Как нам поступить?
Ответы детей.
- Отправиться в путешествие.
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2.
Тема урока. «Географическое путешествие по карте»
Цель урока. Закрепление практических навыков работы с картой.
III. Актуализация знаний.
- Но так как список загадочных мест в сообщении очень большой я предлагаю вам отправиться на поиски этих объектов на двух кораблях.
Деление класса на 2 команды по рядам.
Сегодня на уроке вы сможете получить 2 оценки: за индивидуальную работу, и работу с командой, оценивать которую будут ваши товарищи.
- В истории плавания, ни один корабль, не достигал поставленной цели, если у него не было дружной команды, где каждый хорошо знал свое дело. Поэтому, капитан корабля, тщательно отбирал членов экипажа.
- Я предлагаю вам проверить свои знания, прежде чем стать членом экипажа и разгадать чайнворд «Карта»
Индивидуальная работа по карточкам.
Чайнворд «Карта»
Карточка № 1.
(На экране слайд № 3)
Самая длинная параллель. (Экватор)
Угол, образуемый направлением на север и направлением на предмет. (Азимут)
Совокупность всех неровностей земной поверхности. (Рельеф).
Специалист по созданию географических карт. (Картограф)
Отношение длины линии плана или карты к длине соответствующей линии на местности. (Масштаб)
Самопроверка. Теперь проверим свои ответы, сравнив их с ответами на экране.
Слайд 4.
Игра «Третий лишний»
Необходимо выбрать лишнее слово в каждом списке слов и подчеркнуть его.
Карточка № 2.
Атмосфера
Гидросфера
Земля
Литосфера
Линейный
Численный
Табличный
Именованный
Меркурий
Земля
Юпитер
Марс
Азимут
Юг
Север
Запад
Используя слайд, проверим наши знания.
Слайд № 4.
Правильные ответы:
Земля
табличный
Юпитер
Азимут
Слайд № 5.
Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища по парте, по критериям оценок (на экране):
5 баллов – «5»
4 балла – «4»
3 балла – «3»
Все справились с заданием? Молодцы!
- Значит, вы готовы отправиться в путь. Прошу команды занять свои места и выбрать капитана, которому вы доверяете. Капитан, который будет направлять и помогать вам в достижении цели.
Учитель.
- Любое путешествие имеет свою цель. Какова цель нашего путешествия?
Это – Открытие.
- На пути любого открытия возникает множество проблем.
-Какие проблемы могут возникнуть у природы после того, как человек открывает новое для себя? Посмотрите на экран.
Слайд № 6.
Проблема «ОТКРЫВАЯ – СОХРАНИ!»
- Возможно, СМС сообщение скрывает в себе важную информацию, чтобы привлечь наше внимание и внимание всего человечества. В конце урока мы постараемся найти ответы на решение этой проблемы.
Прежде чем, вы получите задание с географическими координатами объектов. Внимательно послушайте, какую работу предстоит выполнить вам.
Памятка.
Необходимо найти заданный объект. Написать в бортовом журнале его название.
Предположить, опираясь только на карту:
а) климатические условия: тепло, жарко, холодно…
б) растительный и животный мир.
3. Пользуясь дополнительными источниками информации привести примеры растительного и животного мира обитающего на этом объекте.
4. Заполнить бортовой журнал.
5. Каждый участник команды должен схематично указать маршрут вашего путешествия на контурной карте, обозначив объекты и подписать их название.
После выполнения задания, Вам предстоит выступить перед классом и рассказать о своем путешествии.
IV.Физкультминутка
- Вы знаете, что члены экипажа обладают не только хорошими знаниями, но обязательно должен быть здоров. Поэтому прежде, чем вы отправитесь в далекое путешествие, предлагаю отдохнуть и провести физкультминутку.
Я, буду называть стороны горизонта, или широту и долготу. Вам предстоит:
Север или с.ш. – прыжок в верх
Юг или ю.ш. – присесть
Восток или в.д. – повернуться на право
Запад или з.д. – повернуться на лево
V. Загадки.
- Прежде чем вы отправитесь в путешествие, предлагаю вам отгадать загадки-подсказки, откуда вы начнете свое путешествие.
Известно всем: есть мыс Лопатка
На полуострове……..
(Камчатка)
Я - город-герой,
Стою над Невой.
(Санкт – Петербург)
Определите координаты ваших точек отправления, запишите их в журнал.
VI. Задание командам.
- Ну что же вы получили задание. Надеюсь, вы дадите название своим кораблям.
И самое главное: только та команда, в которой царит мир, и согласие с успехом достигает цели.
Если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете связаться со мной. Помните: что «Карта – второй язык географии». И она очень многое может рассказать.
Обратите внимание: находя объект обязательно отметьте и запомните его местонахождение на карте.
- Готовы? Удачного вам плавания!
Слайд № 7.
А я, напрямую отправлюсь в конечную точку вашего путешествия и постараюсь узнать, что могло стать причиной отправки такого странного СМС. Жду вас в условленном месте. До встречи!
VI. Самостоятельная практическая работа учащихся.
Музыкальное сопровождение.
При выполнении практической работы, в случае необходимости, учитель корректирует и направляет обучающихся.
VII. Таинственный остров.
Выступления учащихся.
Слово предоставляется команде корабля……
О плавании начинает рассказывать, выбранный детьми член экипажа, один из островов представляет каждый. Свой маршрут обучающиеся обозначают красными флажками на карте.
Санкт-Петербург -
о.
о.
о.
о.
о. Гавайи
2. Выступление второй команды корабля….
м. Лопатка –
о.
о.
о.
о.
о. Гавайи
Обсуждение.
Учитель.
- Что вы узнали об этом острове? Что слышали о нем? Какие у вас есть предположения, почему
поступил сигнал обратить на этот остров внимание?
Учитель.
- А вот, что я узнала об этом острове.
Слайд 21 . Гавайи
Вернемся к началу нашего урока. Какую проблему мы должны были решить?
(Ответы ребят)
Как вы думаете, что стало главной причиной страшной проблемы острова?
Ответы обучающихся. (Человек)
- Не только отдыхающие именно на этом острове, которые оставляют горы мусора, привели к такому загрязнению. Оказывается главная причина в океане.
- Путешествуя на лайнерах, кораблях, люди сбрасывают ненужные им вещи в моря и океаны. Отравляя и убивая все живое вокруг.
- Как вы думаете, а в этом виноваты только отдыхающие на Гавайях и те, кто совершает, морские путешествия?
- А жители других стран, или нашей страны? Жители нашего села, могут быть причастны к этой беде?
С одной стороны ведь мы так далеки от Гавайских островов, может быть нет?
- Вспомните, о чем мы с вами говорили в 5 классе: океан един и все на Земле взаимосвязано. Оставляя мусор весной на берегу нашей Тунгуски, сам по себе он не исчезнет и на другую планету не улетучится. Что произойдет с ним?
4. Самостоятельная работа с картой атласа.
- По атласу проложите путь от нашего села на о. Гавайи, возможно ли это?
- Кто покажет на карте у доски, как мусор из нашего села может оказаться на Гавайях?
Учитель.
- Поэтому каждый житель планеты, разбрасывающий мусор в ответе за то, что наша планета больна. И вылечить ее мы сможем только сами, все вместе, все жители планеты Земля.
- Что конкретно мы с вами можем сделать?
(Ответы детей)
5. Вывод: Только ли открывая новое, нужно защищать и сохранять!
- Беречь то, что имеем!
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши:
Она – твой давний добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпай ее до дна.
И помни истину простую –
Нас много, а она одна.
VIII. Итоги урока.
Выставление оценок за индивидуальную работу.
Оценивание работу товарища по команде.
Д/задание.
Составить маршрут своего путешествия, отметить на к/к., записав координаты и названия географических объектов в тетрадь.
Рефлексия.
- Как по вашему, достигли мы поставленной в начале урока цели? Удалось нам закрепить навыки работы с картой в определении географических координат?
Скажите, пожалуйста: «Понравился ли вам сегодняшний урок?»
Слайд № 22
Оцените его, выбрав один из трех смайликов:
Спасибо за работу. Урок окончен.
Приложение.
Индивидуальный материал.
Карточка № 1.
Чайнворд «Карта»
Самая длинная параллель. (Экватор)
Угол, образуемый направлением на север и направлением на предмет. (Азимут)
Совокупность всех неровностей земной поверхности. (Рельеф).
Специалист по созданию географических карт. (Картограф)
Отношение длины линии плана или карты к длине соответствующей линии на местности. (Масштаб)
Самопроверка. Теперь проверим свои ответы, сравнив их с ответами на экране.
Карточка № 2.
Атмосфера
Гидросфера
Земля
Литосфера
Линейный
Численный
Табличный
Именованный
Меркурий
Земля
Юпитер
Марс
Азимут
Юг
Север
Запад
Карточка № 3
Маршрутный лист 1 команды
Координаты | Название объекта | Климатические условия | Примеры |
Растительного | Животного мира |
| Санкт-Петербург | | | |
Дополнительные источники | | | |
65° 00°с.ш. 18° 00°з.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
28° 32´ с.ш. 15° 43´ з.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
19° 00° с.ш. 72° 25° з.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
27° 07° ю.ш. 109° 21° з.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
41° 28° ю.ш. 176° 45° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
19° 59°с.ш. 157° 48° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
Маршрутный лист 2 команды
Координаты | Название объекта | Климатические условия | Примеры |
Растительного | Животного мира |
| м.Лопатка | | | |
Дополнительные источники | | | |
23° 30° с.ш. 121° 00° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
0° 23° ю.ш. 101° 46° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
7° 00° с.ш. 81° 00° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
18° 45° ю.ш. 46° 50° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
42° 00° ю.ш. 147° 00° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
19° 59° с.ш. 157° 48° в.д. | | | | |
Дополнительные источники | | | |
Карточка № 4
Индивидуальный лист к/карта мира.
Смайлики.
У каждого обучающегося:



Памятка. (для каждой команды)
Необходимо найти заданный объект. Написать в бортовом журнале его название.
Предположить, опираясь только на карту:
а) климатические условия: тепло, жарко, холодно…
б) растительный и животный мир.
3. Пользуясь дополнительными источниками информации привести примеры растительного и животного мира обитающего на этом объекте.
4. Заполнить бортовой журнал.
5. Каждый участник команды должен схематично указать маршрут вашего путешествия на контурной карте, обозначив объекты и подписать их название.
Приложение к слайдам.
Слайд № 8
Остров Исландия:
Искривленные березы, мхи, лебеди, утки, тюлени
Слайд № 9
Канарские острова:
Канарское драконово дерево, канарский лавр, канарская сосна, кальдеры,
благородные олени, муфлоны, канарейки.
Слайд № 10
Остров Гаити:
Лес кактусов опунции, пальмы сабаль, акажу – дерево на котором сразу растут и груша и орехи.Агути, крокодилы кайманы, фламинго и др.
Слайд № 11
Остров Пасха.
Моаи — каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы с туловищем. Их высота достигает до 20 метров.
Пальмовые рощи, тутовое дерево из луба дерева изготавливалась белая одежда.Черепахи, тюлени…
Слайд № 12
Новая Зеландия:
Новозеландский агатис (каури), парад новозеландских пингвинов, попугай кеа, новозеландский киви
Слайд № 13
Остров Тайвань:
Кипарисы, камфарный лавр, олени, дикие кабаны, черный формозский медведь
Слайд № 14
Остров Суматра:
По мнению местных жителей, самые страшные животные Суматры: бантенги-дикие быки, орангутаны и тигры
Слайд № 15
Суматранские носороги, слоны, гавиаловые крокодилы, летающие драконы, гиббоны
Слайд № 16
Фикус каучуконосный, пальмы, бамбук
Слайд № 17
Остров Шри Ланка:
Черное дерево Шри-Ланки, кокосовые пальмы, леопарды, медведь губач, дикие слоны, шакалы, крокодилы, рыси, обезьяны и огромное количество змей.
Слайд № 18
Остров Мадагаскар
Нет хищников, настоящих обезьян, ядовитых змей.
Символ Мадагаскара «дерево путешественников» равенала, «плачущие» голубые деревья джакаранда,
Зебу – символ удачи и богатства, лемуры, хамелеоны
Слайд № 19
Остров Тасмания:
Тасманские эвкалипты, южные буки, вомбат, коала, сумчатый дьявол, пингвины.
Слайд № 20
Гавайи:
Цветы дерева хау, «райская птица», цветы охии, Гавайи родина орхидей. Вывозиьцаеты с о. Гавайи строго запрещается. Тюлени – монахи, киты, дельфины…
Слайд № 21
Между Калифорнией, Гавайями и Аляской, дрейфует Тихоокеанский мусорный остров, миллионы тонн мусора. Каждый год гибнет более миллиона морских птиц и сотни тысяч морских животных. Вся эта грязь попадает сначала в желудки рыбы и морских обитателей, а затем и в человеческие.
Китай и Индия, в которых принято выбрасывать мусор в ближайший водоем, являются основными загрязнителями океана.
Шторм в океане выбрасывает мусор на близ лежащие острова. В том числе и на о.Гавайи.
Использованные источники:
https://ru.wikipedia.org
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0
http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B8
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8-%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0
http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=картинка%20великий%20мусорный%20участок&frm=web#urlhash
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE
http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=картинка%20великий%20мусорный%20участок&frm=web#url
http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F%20%20%D1%81%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20&frm=web#urlhash=8666670514261351220