СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Географическое путешествие по карте

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткое описание ресурса:  Данная  разработка урока  составлена с учетом ФГОС,   предназначена для закрепления практических знаний, умений и навыков по теме «Географические координаты».

Просмотр содержимого документа
«Географическое путешествие по карте»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Преображенка













Географическое путешествие по карте.

(2 часа)



















Жданова Марина Валентиновна

учитель географии

тел.: (839560 22-3-05),

сот. 89501311745









Пояснительная записка.

Уровни образования: основное общее образование

Класс: 6 класс

Предмет: География

Тип ресурса: конспект урока

Краткое описание ресурса: Данная разработка урока составлена с учетом ФГОС, предназначена для закрепления практических знаний, умений и навыков по теме «Географические координаты».

Задачи урока:

повторить изученные по данной теме термины и понятия;

отработать навыки определения по картам и глобусу географических координат различных объектов и определение объектов по заданным координатам.

развить способности применять умения, навыки в поисках решения, проблемной ситуации, развитие мышления, внимания при работе с картой; памяти и речи обучающихся; пробудить интерес к изучению карт и географии в целом; развитие общего кругозора;

развитие у обучающихся вкуса к творческой, активной деятельности при решении поставленных задач; бережного отношения к природе.



В зависимости от количества часов на данную тему, а также количество учащихся в классе, можно использовать данную разработку в течение одного часа, или использовать материал урока частично. При использовании материала частично, можно убрать для определения некоторые географические объекты, но начальный и конечный пункты самостоятельной практической работы должны быть сохранены.

В разработке урока дается приложение «География», которое необходимо заранее загрузить в компьютеры (во избежание сбоев интернета во время урока в сельской местности). Сообщить детям о том, что дополнительную информацию об объектах, можно найти в соответствующей папке.

Фотографии на слайдах презентации (с 8 по 19) должны иллюстрироваться учителем в дополнение к сообщениям учащихся о географическом объекте.



Тема урока: Географическое путешествие по карте.

Цель урока: Закрепление практических навыков работы с географической картой.

Развивающая – развитие способности применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, развитие мышления, внимания при работе с картой; памяти и речи обучающихся; пробудить интерес к изучению карт и географии в целом; развитие общего кругозора,

Воспитательная – развитие у обучающихся вкуса к творческой, активной деятельности при решении поставленных задач; бережного отношения к природе;

- развитие чувства товарищества и взаимопомощи; умение проверять и оценивать выполненную работу

- развитие умения работать в парах, в группе.

Тип урока: комбинированный, повторения и обобщения знаний

Форма проведения урока: урок-путешествие

Форма организации деятельности учащихся: групповая (класс делится на 2 экипажа – по рядам). Столы в классе сдвигаются так, чтобы участники команды могли общаться между собой.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК, индивидуальные листы с заданиями,

- физическая карта полушарий, карты атласа, контурные карты, красные флажки.

- презентация.

План урока

  1. Организационный момент:

  2. Мотивация:

Сообщение темы и цели урока.

3. Актуализация знаний:

- Индивидуальная работа:

- Разгадывание чайнворда «Карта»

- Игра: «Третий лишний»;

4. Взаимопроверка.

5. Постановка проблемы.

6. Знакомство с Памяткой

7. Физкультминутка

8. Загадки

9. Задание командам

10. Практическая работа

11. Таинственный остров

12. Защита работы. Обсуждение

13. Самостоятельная работа с картой.

Выводы

Итоги урока

Домашнее задание

Рефлексия



Ход урока

I.Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, все ли вы приготовили к уроку. Дневник, учебник, тетрадь, атлас, ручка, карандаш.

II. Мотивация.

- Ребята. Скажите, а приходило ли вам хоть раз СМС сообщение, где часть текста отсутствует. Мне сегодня пришло странное СМС сообщение длинный список одних цифр и букв. Вы поможете мне в нем разобраться? Что бы это значило?

Слайд 1. На экране СМС сообщение.

С.ш.

в.д.

Ответы. Это географические координаты.

Учитель. - А что такое географические координаты?

В СМС сообщении отсутствует текст пояснения, что делать с этими координатами? Как нам поступить?

Ответы детей.

- Отправиться в путешествие.

Сообщение темы и цели урока.

Слайд 2.

Тема урока. «Географическое путешествие по карте»

Цель урока. Закрепление практических навыков работы с картой.

III. Актуализация знаний.

- Но так как список загадочных мест в сообщении очень большой я предлагаю вам отправиться на поиски этих объектов на двух кораблях.

Деление класса на 2 команды по рядам.

Сегодня на уроке вы сможете получить 2 оценки: за индивидуальную работу, и работу с командой, оценивать которую будут ваши товарищи.

- В истории плавания, ни один корабль, не достигал поставленной цели, если у него не было дружной команды, где каждый хорошо знал свое дело. Поэтому, капитан корабля, тщательно отбирал членов экипажа.

- Я предлагаю вам проверить свои знания, прежде чем стать членом экипажа и разгадать чайнворд «Карта»

Индивидуальная работа по карточкам.

  1. Чайнворд «Карта»

Карточка № 1.

(На экране слайд № 3)

  1. Самая длинная параллель. (Экватор)

  2. Угол, образуемый направлением на север и направлением на предмет. (Азимут)

  3. Совокупность всех неровностей земной поверхности. (Рельеф).

  4. Специалист по созданию географических карт. (Картограф)

  5. Отношение длины линии плана или карты к длине соответствующей линии на местности. (Масштаб)

Самопроверка. Теперь проверим свои ответы, сравнив их с ответами на экране.

Слайд 4.

  1. Игра «Третий лишний»

Необходимо выбрать лишнее слово в каждом списке слов и подчеркнуть его.

Карточка № 2.



  1. Атмосфера

Гидросфера

Земля

Литосфера

  1. Линейный

Численный

Табличный

Именованный

  1. Меркурий

Земля

Юпитер

Марс

  1. Азимут

Юг

Север

Запад

Используя слайд, проверим наши знания.

Слайд № 4.

Правильные ответы:

  1. Земля

  2. табличный

  3. Юпитер

  4. Азимут

Слайд № 5.

  1. Взаимопроверка. Оцените работу своего товарища по парте, по критериям оценок (на экране):

5 баллов – «5»

4 балла – «4»

3 балла – «3»

Все справились с заданием? Молодцы!

- Значит, вы готовы отправиться в путь. Прошу команды занять свои места и выбрать капитана, которому вы доверяете. Капитан, который будет направлять и помогать вам в достижении цели.

Учитель.

- Любое путешествие имеет свою цель. Какова цель нашего путешествия?

Это – Открытие.

- На пути любого открытия возникает множество проблем.

-Какие проблемы могут возникнуть у природы после того, как человек открывает новое для себя? Посмотрите на экран.

Слайд № 6.

Проблема «ОТКРЫВАЯ – СОХРАНИ!»

- Возможно, СМС сообщение скрывает в себе важную информацию, чтобы привлечь наше внимание и внимание всего человечества. В конце урока мы постараемся найти ответы на решение этой проблемы.

Прежде чем, вы получите задание с географическими координатами объектов. Внимательно послушайте, какую работу предстоит выполнить вам.

Памятка.

  1. Необходимо найти заданный объект. Написать в бортовом журнале его название.

  2. Предположить, опираясь только на карту:

а) климатические условия: тепло, жарко, холодно…

б) растительный и животный мир.

3. Пользуясь дополнительными источниками информации привести примеры растительного и животного мира обитающего на этом объекте.

4. Заполнить бортовой журнал.

5. Каждый участник команды должен схематично указать маршрут вашего путешествия на контурной карте, обозначив объекты и подписать их название.

После выполнения задания, Вам предстоит выступить перед классом и рассказать о своем путешествии.

IV.Физкультминутка

- Вы знаете, что члены экипажа обладают не только хорошими знаниями, но обязательно должен быть здоров. Поэтому прежде, чем вы отправитесь в далекое путешествие, предлагаю отдохнуть и провести физкультминутку.

Я, буду называть стороны горизонта, или широту и долготу. Вам предстоит:

Север или с.ш. – прыжок в верх

Юг или ю.ш. – присесть

Восток или в.д. – повернуться на право

Запад или з.д. – повернуться на лево

V. Загадки.

- Прежде чем вы отправитесь в путешествие, предлагаю вам отгадать загадки-подсказки, откуда вы начнете свое путешествие.

Известно всем: есть мыс Лопатка

На полуострове……..

(Камчатка)

Я - город-герой,

Стою над Невой.

(Санкт – Петербург)

Определите координаты ваших точек отправления, запишите их в журнал.

VI. Задание командам.

- Ну что же вы получили задание. Надеюсь, вы дадите название своим кораблям.

И самое главное: только та команда, в которой царит мир, и согласие с успехом достигает цели.

Если у вас возникнут проблемы, вы всегда можете связаться со мной. Помните: что «Карта – второй язык географии». И она очень многое может рассказать.

Обратите внимание: находя объект обязательно отметьте и запомните его местонахождение на карте.

- Готовы? Удачного вам плавания!



Слайд № 7.

А я, напрямую отправлюсь в конечную точку вашего путешествия и постараюсь узнать, что могло стать причиной отправки такого странного СМС. Жду вас в условленном месте. До встречи!

VI. Самостоятельная практическая работа учащихся.

Музыкальное сопровождение.

При выполнении практической работы, в случае необходимости, учитель корректирует и направляет обучающихся.

VII. Таинственный остров.

Выступления учащихся.

  1. Слово предоставляется команде корабля……

О плавании начинает рассказывать, выбранный детьми член экипажа, один из островов представляет каждый. Свой маршрут обучающиеся обозначают красными флажками на карте.

Санкт-Петербург -

о.

о.

о.

о.

о. Гавайи

2. Выступление второй команды корабля….

м. Лопатка –

о.

о.

о.

о.

о. Гавайи

Обсуждение.

Учитель.

- Что вы узнали об этом острове? Что слышали о нем? Какие у вас есть предположения, почему

поступил сигнал обратить на этот остров внимание?

Учитель.

- А вот, что я узнала об этом острове.

Слайд 21 . Гавайи

Вернемся к началу нашего урока. Какую проблему мы должны были решить?

(Ответы ребят)

Как вы думаете, что стало главной причиной страшной проблемы острова?

Ответы обучающихся. (Человек)

- Не только отдыхающие именно на этом острове, которые оставляют горы мусора, привели к такому загрязнению. Оказывается главная причина в океане.

- Путешествуя на лайнерах, кораблях, люди сбрасывают ненужные им вещи в моря и океаны. Отравляя и убивая все живое вокруг.

- Как вы думаете, а в этом виноваты только отдыхающие на Гавайях и те, кто совершает, морские путешествия?

- А жители других стран, или нашей страны? Жители нашего села, могут быть причастны к этой беде?

С одной стороны ведь мы так далеки от Гавайских островов, может быть нет?

- Вспомните, о чем мы с вами говорили в 5 классе: океан един и все на Земле взаимосвязано. Оставляя мусор весной на берегу нашей Тунгуски, сам по себе он не исчезнет и на другую планету не улетучится. Что произойдет с ним?

4. Самостоятельная работа с картой атласа.

- По атласу проложите путь от нашего села на о. Гавайи, возможно ли это?

- Кто покажет на карте у доски, как мусор из нашего села может оказаться на Гавайях?

Учитель.

- Поэтому каждый житель планеты, разбрасывающий мусор в ответе за то, что наша планета больна. И вылечить ее мы сможем только сами, все вместе, все жители планеты Земля.

- Что конкретно мы с вами можем сделать?

(Ответы детей)

5. Вывод: Только ли открывая новое, нужно защищать и сохранять!

- Беречь то, что имеем!

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она - союзница души.

Не жги ее напропалую

И не исчерпай ее до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

VIII. Итоги урока.



Выставление оценок за индивидуальную работу.

Оценивание работу товарища по команде.

Д/задание.

Составить маршрут своего путешествия, отметить на к/к., записав координаты и названия географических объектов в тетрадь.

Рефлексия.

- Как по вашему, достигли мы поставленной в начале урока цели? Удалось нам закрепить навыки работы с картой в определении географических координат?

Скажите, пожалуйста: «Понравился ли вам сегодняшний урок?»

Слайд № 22

Оцените его, выбрав один из трех смайликов:

Спасибо за работу. Урок окончен.



















Приложение.

Индивидуальный материал.

Карточка № 1.

Чайнворд «Карта»



1

 к

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

4

 

 

т

 

 

 

 

 



5

а

 

 

 

 

 














  1. Самая длинная параллель. (Экватор)

  2. Угол, образуемый направлением на север и направлением на предмет. (Азимут)

  3. Совокупность всех неровностей земной поверхности. (Рельеф).

  4. Специалист по созданию географических карт. (Картограф)

  5. Отношение длины линии плана или карты к длине соответствующей линии на местности. (Масштаб)

Самопроверка. Теперь проверим свои ответы, сравнив их с ответами на экране.





Карточка № 2.



  1. Атмосфера

Гидросфера

Земля

Литосфера

  1. Линейный

Численный

Табличный

Именованный

  1. Меркурий

Земля

Юпитер

Марс

  1. Азимут

Юг

Север

Запад



Карточка № 3



Маршрутный лист 1 команды

Координаты

Название объекта

Климатические

условия

Примеры

Растительного

Животного мира


Санкт-Петербург




Дополнительные источники






65° 00°с.ш.

18° 00°з.д.





Дополнительные источники






28° 32´ с.ш.

15° 43´ з.д.





Дополнительные источники






19° 00° с.ш.

72° 25° з.д.





Дополнительные источники






27° 07° ю.ш.

109° 21° з.д.





Дополнительные источники






41° 28° ю.ш.

176° 45° в.д.





Дополнительные источники






19° 59°с.ш.

157° 48° в.д.





Дополнительные источники








Маршрутный лист 2 команды

Координаты

Название объекта

Климатические

условия

Примеры

Растительного

Животного мира


м.Лопатка





Дополнительные источники






23° 30° с.ш.

121° 00° в.д.





Дополнительные источники






0° 23° ю.ш.

101° 46° в.д.





Дополнительные источники







7° 00° с.ш.

81° 00° в.д.





Дополнительные источники







18° 45° ю.ш.

46° 50° в.д.





Дополнительные источники







42° 00° ю.ш.

147° 00° в.д.





Дополнительные источники






19° 59° с.ш.

157° 48° в.д.





Дополнительные источники










Карточка № 4

Индивидуальный лист к/карта мира.

Смайлики.

У каждого обучающегося:





Памятка. (для каждой команды)

  1. Необходимо найти заданный объект. Написать в бортовом журнале его название.

  2. Предположить, опираясь только на карту:

а) климатические условия: тепло, жарко, холодно…

б) растительный и животный мир.

3. Пользуясь дополнительными источниками информации привести примеры растительного и животного мира обитающего на этом объекте.

4. Заполнить бортовой журнал.

5. Каждый участник команды должен схематично указать маршрут вашего путешествия на контурной карте, обозначив объекты и подписать их название.





Приложение к слайдам.

Слайд № 8

Остров Исландия:

Искривленные березы, мхи, лебеди, утки, тюлени

Слайд № 9

Канарские острова:

Канарское драконово дерево, канарский лавр, канарская сосна, кальдеры,

благородные олени, муфлоны, канарейки.

Слайд № 10

Остров Гаити:

Лес кактусов опунции, пальмы сабаль, акажу – дерево на котором сразу растут и груша и орехи.Агути, крокодилы кайманы, фламинго и др.

Слайд № 11

Остров Пасха.

Моаи — каменные статуи на побережье острова Пасхи в виде человеческой головы с туловищем. Их высота достигает до 20 метров. 

Пальмовые рощи, тутовое дерево из луба дерева изготавливалась белая одежда.Черепахи, тюлени…

Слайд № 12

Новая Зеландия:

Новозеландский агатис (каури), парад новозеландских пингвинов, попугай кеа, новозеландский киви

Слайд № 13

Остров Тайвань:

Кипарисы, камфарный лавр, олени, дикие кабаны, черный формозский медведь

Слайд № 14

Остров Суматра:

По мнению местных жителей, самые страшные животные Суматры: бантенги-дикие быки, орангутаны и тигры

Слайд № 15

Суматранские носороги, слоны, гавиаловые крокодилы, летающие драконы, гиббоны

Слайд № 16

Фикус каучуконосный, пальмы, бамбук

Слайд № 17

Остров Шри Ланка:

Черное дерево Шри-Ланки, кокосовые пальмы, леопарды, медведь губач, дикие слоны, шакалы, крокодилы, рыси, обезьяны и огромное количество змей.

Слайд № 18

Остров Мадагаскар

Нет хищников, настоящих обезьян, ядовитых змей.

Символ Мадагаскара «дерево путешественников» равенала, «плачущие» голубые деревья джакаранда,

Зебу – символ удачи и богатства, лемуры, хамелеоны

Слайд № 19

Остров Тасмания:

Тасманские эвкалипты, южные буки, вомбат, коала, сумчатый дьявол, пингвины.

Слайд № 20

Гавайи:

Цветы дерева хау, «райская птица», цветы охии, Гавайи родина орхидей. Вывозиьцаеты с о. Гавайи строго запрещается. Тюлени – монахи, киты, дельфины…

Слайд № 21

Между Калифорнией, Гавайями и Аляской, дрейфует Тихоокеанский мусорный остров, миллионы тонн мусора. Каждый год гибнет более миллиона морских птиц и сотни тысяч морских животных. Вся эта грязь попадает сначала в желудки рыбы и морских обитателей, а затем и в человеческие.

Китай и Индия, в которых принято выбрасывать мусор в ближайший водоем, являются основными загрязнителями океана.

Шторм в океане выбрасывает мусор на близ лежащие острова. В том числе и на о.Гавайи.





Использованные источники:

https://ru.wikipedia.org

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0

http://ru.rfwiki.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B8%D1%8F

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2_%D0%9F%D0%B0%D1%81%D1%85%D0%B8

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%B9%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D1%8C

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D1%80%D0%B8-%D0%9B%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0

http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=картинка%20великий%20мусорный%20участок&frm=web#urlhash

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D1%83%D1%81%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%BE

http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=картинка%20великий%20мусорный%20участок&frm=web#url

http://go.mail.ru/search_images?fr=mrch&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8F%20%20%D1%81%20%D0%BF%D0%B0%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20&frm=web#urlhash=8666670514261351220