СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«География мирового хозяйства и место Казахстана в нём».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение основных структурных составляющих мирового хозяйства.

Просмотр содержимого документа
««География мирового хозяйства и место Казахстана в нём».»

Урок-конференция.


Тема урока: «География мирового хозяйства и место Казахстана в нём». 10 кл.

Учебно-воспитательные задачи:

1). Рассмотреть структуру, характерные черты и проблемы развития мирового хозяйства.

2). Познакомить учащихся с основными отраслями промышленности и сельского хозяйства Казахстана и их месте в мировом интеграционном процессе.

3). Изучить отдельные разделы Послания Президента Н. А. Назарбаева к народу Казахстана 2008 года, связанные с развитием промышленности и сельского хозяйства страны.

Цель урока: Повторить основные структурные составляющие мирового хозяйства, определить место и роль казахстанской экономики в мировом географическом разделении труда.

Методы: Словесно-иллюстративный.

Оборудование: Атласы, Послание Президента народу Казахстана, Экономическая карта Казахстана, Учебники 10 кл.

Тип урока: Урок обобщающего повторения, конференция, комбинированный.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя.

1). Вспомним, что мы понимаем под мировым хозяйством?

2). Структура современного мирового хозяйства.

3). Объясните связь между великими географическими открытиями и формированием системы мирового хозяйства.

II. А теперь распределимся на группы:

а). Промышленность мира;

б). География сельского хозяйства мира;

в). Транспортный комплекс мира;

г). Место Казахстана в мировом хозяйстве.

Заняли свои места в группах, открыли атласы, учебники и работаем по своим индивидуальным заданиям. Через 10 минут вы познакомите своих одноклассников со своими наработками и выводами.

1. Инструктивная карта для группы, анализирующей работу промышленности мира.

а). Нефтяная и газовая промышленность.

б). Угольная промышленность и электроэнергетика.

в). Горнодобывающая и металлургическая промышленность.

г). Машиностроительный и химический комплекс.

2. Инструктивная карта для группы, анализирующей географию сельского хозяйства.

а). Структура сельского хозяйства мира.

б). Растениеводство мира.

в). Животноводство мира.

г). АПК Казахстана.

3. Инструктивная карта для группы, анализирующей транспортный комплекс мира.

а). Морской и речной транспорт.

б). Сухопутные виды транспорта (ж/д, автомобильный).

в). Трубопроводный и воздушный.

г). География транспорта Казахстана.

4. Инструктивная карта для группы, анализирующей место и роль Казахстана в мировом хозяйстве.

а). Характерные особенности экономики Казахстана.

б). Обзор отраслей промышленности Казахстана и её роль в экономике страны.

в). Послание Президента. Последовательная модернизация и обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

г). Послание Президента. Современный этап развития сельского хозяйства и задачи стоящие перед АПК Казахстана.

III. По истечении отведённого времени мы заслушиваем учащихся с их выводами и наработками по различным отраслям мировой экономики.

1). Отрасли промышленности мира.

После рассказа учащихся I группы вопросы к классу.

а). Назовите главные базовые отрасли промышленности мира.

б). Перечислите четыре региона машиностроения мира.

2). География отраслей сельского хозяйства мира (рассказ следующей группы).

Вопросы к классу.

а). Назовите три главные культуры мира и регионы их распространения.

б). Перечислите основные отрасли животноводства мира.

3). Транспортный комплекс мира.

а). Определите главный вид транспорта в международных торговых перевозках.

б). Главный вид транспорта в Казахстане.

4). Четвёртая группа познакомит нас с местом Казахстана в мировом хозяйстве.

После их сообщения учащиеся должны ответить на вопросы.

а). Перечислите характерные особенности, позволяющие назвать Казахстан индустриально-аграрным государством.

б). Какова доля нефти в горнодобывающей промышленности Казахстана?

VI. Подведение итогов урока учителем.

V. В заключении предлагается ответить на вопросы теста по теме: «География мирового хозяйства».


I - вариант

II – вариант

1). Наиболее богаты минеральными ресурсами:

а. Чехия, Эстония, США;

б. Япония, Казахстан, Куба;

в. Южная Корея, Германия, Египет;

г. Россия, США, Канада, Китай.

2). Новыми факторами в эпоху НТР стали:

а. Трудоёмкий и сырьевой;

б. Потребительский и транспортный;

в. Наукоёмкий и экономический;

г. Сырьевой и потребительский.

3). Главные с-х культуры мира:

а. Пшеница, рис, кукуруза;

б. Картофель, фрукты, соя;

в. Свёкла, рис, батат;

г. Хлопок, чай, пшеница.

4). ОПЕК объединяет страны:

а. Поставщиков зерна;

б. Экспортёров нефти;

в. Производителей станков и оборудования;

г. Экспортёров стали.

5). Первое место в мире по выпуску

автомобилей занимает:

а. США;

б. Китай;

в. Япония;

г. Россия.

6). Лесная и деревообрабатывающая промышленность мира представлена:

а. Северным и Южным лесными полюсами;

б. Повсеместно;

в. Западным и Восточным лесными полюсами;

г. Центральными регионами развитых стран.

7). 85% мирового грузооборота приходится на:

а. Китай, Казахстан, Россия;

б. США, Франция, Япония, Великобритания;

в. Бразилия, Австралия, США;

г. Германия, Италия, Россия.

8). По запасам нефти Казахстан находится на:

а. 3-ем в мире месте;

б. 5-ом месте в мире;

в. 7-ом месте в мире;

г. 11-м месте в мире.

9). Основной регион зернового хозяйства в Казахстане:

а. Западный Казахстан;

б. Южный Казахстан;

в. Северный Казахстан;

г. Восточный Казахстан.

10). Основные нефтегазовые регионы мира:

а. Урало-Поволжье;

б. Персидский залив, Северное море, Мексиканский залив.

в. Австралия, страны СНГ;

г. Южная и Северная Африка.

1. К ведущим странам мира, добывающим природный газ, относятся:

а. Мексика, Нигерия, ЮАР;

б. Россия, США, Канада, Алжир;

в. Казахстан, Япония, Монголия;

г. Германия, Ливан, Украина.

2). Ведущее место в мире по поголовью свиней занимает:

а. Россия;

б. США;

в. Индия;

г. Китай.

3). Энергетический кризис 1970 года вызвал темпы роста:

а. Нефтяной промышленности;

б. Угольной промышленности;

в. Газовой промышленности;

4). Какой вид транспорта является ведущим в Казахстане по грузообороту?

а. Автомобильный;

б. Трубопроводный;

в. Железнодорожный;

г. Морской.

5). Страны-эспортёры бытовой техники:

а. Россия, Украина, США;

б. Венгрия, Румыния, Китай;

в. Италия, Германия, Бразилия;

г. Япония, Корея, Китай, США.

6). Первое место в мире по добыче нефти занимает:

а. Саудовская Аравия;

б. Россия;

в. США;

г. Китай.

7). Основной сбор пшеницы приходится на:

а. США, Канаду, Австралию, Россию, Казахстан, Украину;

б. США, Венгрию, Бразилию;

в. Казахстан, Узбекистан, Монголию;

г. Аргентину, Австралию, Новую Зеландию.

8). В какой стране почти 100% электроэнергии вырабатывается на ГЭС?

а. Россия;

б. Канада;

в. США;

г. Норвегия.

9). Главные центры химической промышленности в Восточной Европе расположены:

а. В портовых городах;

б. В устье рек;

в. На трассе нефте- и газопроводов;

г. Далеко от городов.

10). К горнорудным державам мы относим:

а. Япония, Республика Корея, Италия;

б. Китай, Россия, США, Бразилия, Казахстан;

в. Саудовская Аравия, Афганистан, Турция;

г. Германия, Кыргызстан, Колумбия.


IV. Домашнее задание: Дома § 21; повторить § 17-20; на контурные карты нанести мировые ресурсы и бассейны их распространения; в тетрадях выполнить задания в конце § 21 на странице 121 учебника (по вариантам).


Учитель географии

гимназии «БЭСТ»

Садовой Д.Ф.

г. Петропавловск.