СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.»

Учебная дисциплина: Анатомия, физиология и гигиена (1ч)


Тема урока: Гигиенические условия обеспечения образовательного процесса.

Тип урока: УФНЗ

Цель занятия: развить представление об общих принципах организации гигиенических условий и сформировать представление о роли гигиенических условий обеспечения образовательного процесса.

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

6.Задание на дом. Составить перечень гигиенических условий

3. Актуализация знаний

3.1. Какими документами регламентируются гигиенические требования к организации образовательного процесса.

3.2. СанПиН это-…

3.3. Почему необходимо соблюдать гигиенические требования?


4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. СанПиН, специфика образовательного процесса

4.2. Школьный общепит и питьевой режим

4.3.Санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочего пространства кабинета

4.4. Мебель для учащихся

4.5. Санитарно-технические условия, общие сведения

4.6. Освещение

4.7. Организация учебного процессса


5. Закрепление материала

Составить перечень гигиенических условий

5.1.Рефлексия.












МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ.


Специфика образовательного процесса:

  • СанПиН по школам определяет максимально позволенное количество уроков по возрастам школьников: расписание должно соответствовать нормативам (к примеру, для первоклассников не разрешено более, чем четыре урока в день, у выпускников допускается 7-8);

  • для учащихся первых классов в учебном году могут быть предусмотрены дополнительные каникулы;

Школьный общепит:

  • школа обязана обеспечить свободный доступ к водоснабжению;

  • качество продуктов для питания и питьевой воды администрации школы контролирует согласно нормы СанПиН для школ;

  • каждый, кто работает в школьной столовой 2 раза в год обязан пройти медосмотр и т.д.

Отдельно большое внимание СанПиНы для образовательных учреждений уделяет питьевому режиму. Организация этого процесса должна постоянно находиться под контролем руководства школы. Предусматривается 2 варианта осуществления питьевого режима: стационарные фонтанчики для питья и вода из емкостей с расфасованной водой. К местам питья в школе необходимо обеспечить доступ на протяжении всего времени пребывания детей в образовательном заведении.

Санитарно-эпидемиологические требования к организации рабочего пространства кабинета останавливаются на следующих моментах:

«7.1.9. Для рационального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

  • не закрашивать оконные стекла;

  • не расставлять на подоконниках цветы, их размещают в переносных цветочницах высотой 65 - 70 см от пола или подвесных кашпо в простенках между окнами;

  • очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже 2 раз в год (осенью и весной)»

Полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение.

СанПиН описывает:

  • высоту потолков;

  • какого цвета могут быть стены в классах и в самой школе;

  • как должна выглядеть, каким цветом следует покрасить доску в классе;

  • может ли быть в классной комнате шкаф для верхней одежды учеников;

  • как должна выглядеть входная дверь в класс.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Школьная мебель для учащихся имеет размеры, соответствующие росту детей. Нормы СанПиНа в школе 2017 года подчеркивают, что размеры сидений и парт должны соответствовать значениям, приведенным в таблице ниже.

Таблица

«Размеры школьной мебели и ее маркировка»

Номера мебели

по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000 - 1150

460

Оранжевый

260

2

1150 - 1300

520

Фиолетовый

300

3

1300 - 1450

580

Желтый

340

4

1450 - 1600

640

Красный

380

5

1600 - 1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

 

Гигиенические условиях урока влияют на состояние здоровья участников учебного процесса.

Характеристика гигиенических условий:

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.

.Санитарно-технические условия, общие сведения

Полезная учебная площадь кабинета (лаборатории): ______ м2;

Площадь препараторской (при ее наличии): ______________ м2;

Площадь на одного учащегося ________ м2

Общее количество рабочих мест: ________ ;

Покрытие пола: деревянное

Отделка стен: масляная краска

Отделка потолков: побелка

Микроклимат:

температура, влажность, скорость движения воздуха.

Освещение (естественное, искусственное) Искусственная освещенность: тип освещения – общее

Люминесцентными лампами, удельная электромощность 25 Вт/кв.м. 600 люкс

Наличие солнцезащитных устройств – жалюзи.

Шум,ультразвук, инфразвук ,вибрация ,излучение

Вентиляция – форточки, вентиляционная система .

Система отопления – радиаторная.

Кондиционирование воздуха

Показатели микроклимата указываются на основании требований Сан ПиН

и особенностей учебного кабинета (лаборатории)

Оборудование рабочего места

Столы: специализированные – длина стола (на 1 рабочее место) 86 см,

Расстояние между стеной и рабочими столами: 50 см

Оконной стеной и рабочими столами – 50 см, между рабочими столами – 60-70 см,

Стулья: стандартные

Соответствие мебели росту учащихся 1 размер

Организация учебного процессса

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки). Место и длительность применения ТСО. Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения. Поза учащегося, чередование позы. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации :стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие —враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!