СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ –

ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА

 

(Слайд №2)

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

 забота о здоровье – это важнейший

 труд воспитателя. От жизнерадостности,

                                              бодрости детей зависит их духовная жизнь,

                                 мировоззрение, умственное развитие,

                            прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

      В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Перед образованием ставится задача сформировать устойчивые качества самореализующейся творческой личности и подготовить ее физически, психофизически и духовно к предстоящей самостоятельной жизни в постоянно изменяющихся условиях общества и природной среды.

      Охрану здоровья человека сегодня можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества. Здоровый образ жизни всех участников образовательного процесса должен стать важной частью уклада новой школы.

(Слайд №3)

    По данным медицинских осмотров среди подростков за последнее десятилетие произошёл заметный рост частоты нарушений соматического здоровья. Распространёнными заболеваниями стали: заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, позвоночника, ЛОР-органов, эндокринных, обменных и аллергических нарушений. На формирование отклонений в состоянии здоровья подростков существенное влияние оказывают факторы биологического риска (наследственность), образ жизни,  условия окружающей среды, социально-гигиенические условия, а также отсутствие психологических установок на здоровый образ жизни.

(Слайд №4)

      Существует более 300 определений понятия «здоровье», Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

    В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.

(Слайд №5)

Здоровье физическое

Медицинское определение— это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Педагогическое определение— это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде.

Здоровье психическое

Медицинское определениеэто состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение— это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Здоровье социальное

Медицинское определениеэго оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества. Педагогическое определениеэто моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды (в семье, школе, социальной группе).

Здоровье нравственное

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты. 

      Цель современного образования - подготовка детей к жизни. Каждый ребенок должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижение названной цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья воспитанников и педагогов.  

(Слайд №6)  

    Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью.

      Нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение может выступать как одна из задач некоего образовательного процесса. Это может быть образовательный процесс медико-гигиенической направленности (осуществляется при тесном контакте педагог - медицинский работник - ребенок); физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); экологической (создание гармоничных взаимоотношений с природой) и др. Только благодаря комплексному подходу к воспитанию и обучению могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья воспитанников.

 (Слайд №7)

     По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные (узкоспециализированные), так и комплексные (интегрированные). 

         По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют:

- медицинские (технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья;  санитарно-гигиенической деятельности); -   образовательные, содействующие здоровью (информационно-обучающие и воспитательные);

-социальные (технологии организации здорового и безопасного образа жизни; профилактики и коррекции  девиантного   поведения); 

-  психологические    (технологии профилактики и психокоррекции психических отклонений личностного и интеллектуального развития).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии       комплексной       профилактики       заболеваний, коррекции      и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

 (Слайд №8)

В настоящее время  здоровьесберегающими образовательными технологиями, являются технологии, основанные на:

  • возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
  •  вариативности методов и форм воспитания;
  • создании эмоционально благоприятной атмосферы; Слайд №9
  •  формировании положительной мотивации к продуктивной деятельности (“педагогика успеха”);
  • на культивировании у воспитанников знаний по вопросам здоровья.

        Здоровьесберегающие образовательные технологии - это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приёмов и методов работы, технологий, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Мы только тогда можем сказать, что образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья воспитанников и педагогов.

(Слайд №10)

Любая личностно-ориентированная технология вправе называться здоровьесберегающей.  Именно ориентированное на личность, развивающее обучение и воспитание должно стать руслом применения всех образовательных технологий. Ведь основная цель образования  – создать условия для самореализации личности, удовлетворения образовательных потребностей каждого воспитанника в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями, подготовить его к творческому, интеллектуальному труду. Еще В.А. Сухомлинский отмечал, что «истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

(Слайд №11)

     В работе отдельного педагога здоровьесберегающие технологии можно представить как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности воспитанника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья. Это работа педагога, при которой он полноценно выполняет воспитательную функцию, устанавливая с ребятами  доверительные, партнерские отношения, предотвращая возникновение дискомфортных (дезадаптационных) состояний и максимально используя их индивидуальные особенности для повышения результативности образовательного процесса.

  (Слайд №12)

Выделяют три основных принципа построения здоровьесберегающей педагогики:

  • Принцип «Не навреди!»– «No nocere!»- одинаково первостепенно и для медиков, и для учителей. (Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью педагога и воспитанника).

 

  • Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов. (Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса).

 

  • Принцип триединства физического, психического и духовно- нравственного здоровья (Единство в действиях педагогов, психологов и врачей).

(Слайд №13)

     Как уже ранее говорилось, здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. Здоровьесберегающая педагогика рассматривается как совокупность приёмов и методов организации воспитательно-образовательного процесса без ущерба для здоровья обучающихся и педагогов. Педагог, владея  современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, медицинскими работниками - планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Это может выражаться через непосредственное обучение воспитанников элементарным приёмам здорового образа жизни, использование лечебной физкультуры, проведение  массовых оздоровительных мероприятий.

(Слайд №14)

    Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции.

(Слайд №15)

Создание ситуации успеха, как для воспитанника, так и для педагога — одна из приоритетных задач  образовательного учреждения. Включение воспитанника, педагога в творческий процесс способствует поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал; развитию личности ребенка, формированию его успешности; а, следовательно, снижению утомляемости, преодолению стресса и, как результат, сохранению его здоровья.

(Слайд №16)

Успешный педагог — это творчески работающий педагог. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

В заключении хочется сказать: «Заботьтесь о здоровье ваших воспитанников, включайте психологические тренинги, подвижные  игры,  динамические паузы, шутки. И, конечно же, чаще улыбайтесь, что прямо влияет на здоровье ребят. Будьте для них ярким примером».

 (Слайд №17)

 

 

 

Использованная информация

1.     Н.Смирнов. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья, М., Чистые пруды, 2005

2.     Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

3.     Руководство по гигиене и охране здоровья школьников./В. Р. Кучма, Г.Н. Сердюковская, А. К. Демин. - М., 2000.

4.     Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов н/Дону: Феникс. — 2007.

  1.  Интернет-ресурсы.

 

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса»

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе    Подготовила:  воспитатель Юшкова И.И.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе

Подготовила:

воспитатель Юшкова И.И.

 «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                       В.А. Сухомлинский

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

                      В.А. Сухомлинский

Здоровье человека зависит на 50% - от образа жизни на 25% - от состояния окружающей среды на 15% - от наследственной программы на 10% - от возможностей медицины.  (По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

Здоровье человека зависит

на 50% - от образа жизни

на 25% - от состояния окружающей среды

на 15% - от наследственной программы

на 10% - от возможностей медицины.

(По данным исследований Всемирной организации здравоохранения)

В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА Здоровье физическое Здоровье психическое Здоровье социальное Здоровье нравственное

В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих

ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Здоровье физическое

Здоровье психическое

Здоровье социальное

Здоровье нравственное

Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Медицинское определение – это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Педагогическое определение – это совершенствование саморегуляции в организме, гармонии физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде .

Здоровье физическое

Здоровье психическое

Медицинское определение – это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция.

Педагогическое определение – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Медицинское определение - это оптимальные, адекватные условия социальной среды, препятствующие возникновению социально обусловленных заболеваний, социальной дезадаптации и определяющие состояние социального иммунитета, гармоничное развитие личности в социальной структуре общества.

Педагогическое определение – это моральное самообладание, адекватная оценка своего «Я», самоопределение личности в оптимальных социальных условиях микро- и макросреды.

Здоровье социальное

Здоровье нравственное

Это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви, милосердия и красоты.

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью

Здоровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к своему здоровью

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть частные (узкоспециализированные) комлексные

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть

частные (узкоспециализированные)

комлексные

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на:   - возрастных особенностях познавательной деятельности детей;  - вариативности методов и форм воспитания;

В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на:

- возрастных особенностях познавательной деятельности детей;

- вариативности методов и форм воспитания;

- создании эмоционально благоприятной атмосферы; - формировании положительной мотивации к продуктивной деятельности(“педагогика успеха”); - на культивировании у воспитанников знаний по вопросам здоровья.

- создании эмоционально благоприятной атмосферы;

- формировании положительной мотивации к продуктивной деятельности(“педагогика успеха”);

- на культивировании у воспитанников знаний по вопросам здоровья.

 «Истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский

«Истинной заботой о здоровье детей является не просто комплекс санитарно-гигиенических норм, но, прежде всего, забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В.А. Сухомлинский

 Здоровьесберегающие технологии - это системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, заботы о сохранении здоровья ребенка

Здоровьесберегающие технологии - это системно организованное сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, заботы о сохранении здоровья ребенка

Основные принципы построения здоровьесберегающей педагогики:  Принцип «Не навреди!» - «No nocere!»- одинаково первостепенно и для медиков, и для педагогов . (Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью педагога и воспитанника).  Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов.  (Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса).   Принцип триединства физического, психического и духовно- нравственного здоровья (Единство в действиях педагогов, психологов и врачей).

Основные принципы построения здоровьесберегающей педагогики:

Принцип «Не навреди!» - «No nocere!»- одинаково первостепенно и для медиков, и для педагогов . (Все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью педагога и воспитанника).

Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающихся и педагогов. (Все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса).

Принцип триединства физического, психического и духовно- нравственного здоровья (Единство в действиях педагогов, психологов и врачей).

Здоровьесберегающая педагогика - это совокупность приёмов и методов организации воспитательно-образовательного процесса с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса

Здоровьесберегающая педагогика - это совокупность приёмов и методов организации воспитательно-образовательного процесса с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса

Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции.

Воспитание ценностного отношения к здоровью - это длительный и последовательный процесс, включающий в себя комплекс мероприятий, направленных на формирование у детей активной здоровьесберегающей жизненной позиции.

Создание ситуации успеха как для воспитанника, так и для педагога — одна из приоритетных задач образовательного учреждения .

Создание ситуации успеха как для воспитанника, так и для педагога — одна из приоритетных задач образовательного учреждения .

Успешный педагог — это творчески работающий педагог. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды.

Успешный педагог — это творчески работающий педагог. Творческий характер образовательного процесса – главное условие здоровьесберегающей среды.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!