1. «Забавный» тренинг Задачи: разнообразить зрительную нагрузку и расслабить мышечную систему глаз. Подойдите с ребенком к окну и посмотрите (посчитайте), каких машин на дороге больше – красных, зеленых или синих. Также можно посчитать пешеходов с зонтиками, рассмотреть окна, в которых горит свет, проследить за полетом вороны, посмотреть в разные стороны, переводить взгляд с земли на небо и наоборот. | 2. «Рисование» взглядом Задачи: разнообразить движения глаз. «Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони. |
3. Чередование эпизодов света и темноты. Задачи: «Раскачка» мышц глаз. Предложить ребенку запомнить расположение людей и животных на детской площадке, затем закройте ему ладошкой глаза на одну минуту. Как это делают, играя в прятки, а потом попробуйте вместе с ним отыскать глазами поменявших за это время местоположение людей, собак или птиц. | 4.Игра «Найди зайку». Задачи: дать нагрузку глазам в условиях смены освещения. Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы. |
5. «1-2-3-посмотри» Задачи: развивать глазодвигательные навыки. На палочку прикрепить яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т. д.) и предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой взрослого и окружающей обстановкой. При выполнения поощряем старания и результаты детей. Упражнения можно сопровождать стихами. | 6.«Птичка» Задачи: развивать двигательную систему глаз. Ход: Летели птички, (Прослеживание глазами за предметом по кругу) Собой невелички. Как они летели, (Вправо – влево) Все люди глядели. Как они садились, (Вверх – вниз) Все люди дивились. |
7.«Лошадка» Задачи: содействовать укреплению двигательной системе глаз. Ход: Мы поскачем на лошадке (Прослеживание глазами за предметом.) Вправо – влево. (Вправо - влево.) Вверх – вниз. (Вверх – вниз.) | 8. Упражнение «Солнышко» Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение На улице, закрыв глаза, встаньте лицом к солнцу, поворачивайте голову то в одну, то в другую сторону: «Глазки солнцу покажу. «Здравствуй! - солнышку скажу». |
9. Упражнение «Моргание» Задачи: активизировать глазодвигательные функции. Показать ребёнку бабочку и предложить поморгать (быстро сжимать и разжимать веки) как «бабочка крылышками машет». Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а так же после каждого упражнения для глаз. | 10.Глазодвигательные тренинги Задачи: формировать рациональные способы зрительного восприятия. Перемещать взгляд на предметы, игрушки, подвешенные в разных местах комнаты. |
11. Упражнение «Прищепочки» Задачи: снизить нагрузку на глаза. Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам. | 12. Упражнение «Самолет» Задачи: снять зрительное утомление. Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой) С ним собрался я в полет. Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону) И внимательно гляжу (смотреть на кулак) Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх и смотреть на них), Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами). |
13. Упражнение «Ловим мыльные пузыри» Задачи: развитие зрительно – моторной координации (глаза – руки), Ход: (глаза – руки), умения ориентироваться в пространстве. | 14. Упражнения «Воздушный шарик» Задачи: развития зрительной координации. Ход: перебрасывание с малышом воздушного шарика. При этом можно повторять считалочку, напевать песенку или слушать музыку. Можно уменьшать или увеличивать размер шара. |
15. Игра «Бегающий зайчик» Задачи: укрепление мышечной системы глаз. Ход: предложите ребенку, сидя на стульчике следить взглядом за черно – белым зайчиком, нарисованным на листе бумаги на расстоянии 15 см. от него. Медленно перемещайте его из стороны в сторону, вверх, вниз, по кругу, приближайте, удаляйте и т.д., при этом пойте песню или разговаривайте. | 16. Игра «Сидим и бросаем» Задачи: развитие пространственного восприятия, зрительной ориентации. Ход: положите корзинку набок, посадите ребенка с мячом на расстоянии 1 м. и предложите, закинуть мяч в корзинку. Повторить несколько раз. |
17. Упражнение «Зоопарк» Задачи: способствовать увеличению остроты зрения. Ход: разыщите на картинке всех собачек (кошечек, слонов, ежей, зайчиков, улиток). Ребенок осуществляет поиск, двигаясь взглядом сверху – вниз, снизу – вверх). | 18. Упражнение «Солнечный зайчик» Задачи: улучшить кровоснабжение глаз. Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете (луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике», находящемся на маленьком расстоянии от глаз. |
19. Глазодвигательный тренинг « Новогодняя елка» Задачи: оказать оздоравливающее воздействие на орган зрения. Ход: предложить детям понаблюдать за мелькающими цветными огоньками, но не в полной темноте. | 20. Глазодвигательный тренинг «Аквариумные рыбки» Задачи: стимулировать кровообращение органа зрения. Ход: предложить понаблюдать за аквариумными рыбками, блестящей чешуей. |
21. Упражнение «Кискины глазки» Задачи: укрепить глазную мышечную систему. Ход: выпучивание глаз, зажмуривание, широко открывать глаза, посмотреть вверх, вниз, в сторону. | 22. Упражнение «Качели» Задачи: снятие зрительного утомления. Мы летаем высоко – низко (движения глазами вверх и вниз); Далеко (вправо – влево); Близко (движение по часовой стрелке) Упражнение выполнять максимально медленно, движения повторять 4 - 6 раз |
23. Упражнение «Кенгуру» Задачи: укрепление мышечной системы глаз. Сесть напротив стены на расстоянии 2-5 м. Наметить на стене две точки (картинки), одна над другой на расстоянии 50 см. Переводить взгляд с точки (картинки) на точку (картинку). | 24. Игра «День - ночь» Задачи: развивать глазодвигательные навыки. Поднять палец правой руки перед собой на расстоянии вытянутой руки. Смотреть на него двумя глазами; правым глазом, закрыв левый; двумя глазами; левым глазом, закрыв правый; двумя глазами. Сменить руку и повторить. |
25. Упражнение «Прятки» Задачи: снять физическое, психическое и зрительное напряжение Крепко зажмурить глаза на 2 – 3 с, затем открыть их на 2-3 с. Повторить 3-4 раза. | 26. Массажный тренинг «Третий глаз» Задачи: снятие зрительного утомления. Мы начнем сейчас тренаж: «Делай сам себе массаж». |
27. Упражнение «Цветные шарики» Задача: развитие остроты зрения. Забрасываем в корзину цветные шарики. | 28. Глазодвигательный тренинг «Метка на стекле». Находясь на 30 – 35 см от оконного стекла, приклеить к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3 – 5 мм, затем наметить за окном какой-нибудь объект. Смотреть на метку 2 – 3 с, затем перевести взор на намеченный объект на 1 – 2 с., после чего поочередно переводить взгляд то на метку, то на объект. |
Гимнастика для глаз | |