Глагол
«Интервью»
Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы, прочитайте ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
– Что вы больше всего любите?
– Люблю действовать.
– Что вы больше всего не любите?
– Не люблю предлоги и известную всем частицу.
– Что бы вы пожелали ребятам?
Чтобы русский все ребята.
На "десятку" знали.
На письме и в разговоре
Меня употребляли.
Что без меня предметы? Лишь названия.
А я приду - всё в действие придёт.
Летит ракета. Люди строят здания.
Цветут сады. И хлеб в полях растёт.
Игра «Кто больше?»
Глагол говорить имеет один из богатейших синонимических рядов. Подберите к нему как можно больше синонимов. (Выражаться. Изъясняться, разглагольствовать, ораторствовать, шептать, твердить, бормотать, объяснять, проворчать, намекать, замечать, угрожать, растолковать, пролепетать, уверять и др.)
Игра «Конструктор»
Составь предложения со следующими глаголами:
Кружиться – кружится; лечиться – лечится; беспокоиться - беспокоится.
Графический диктант.
Ставим «плюс» если не с глаголом пишется раздельно, «минус» – если слитно.
1.Ненавидеть, 2.не видеть, 3.не любить, 4.невзлюбить, 5. не доставать (в значении «не дотягиваться»), 6. недоставать (в значении «быть в недостаточном количестве»), 7. не был, 8.несдобровать, 9. не угодить, 10. неволить.
Подберите форму несовершенного вида к глаголам.
Закопать и закапать – закапывать
Заснуть и засыпать – засыпать
Засолить и засалить – засаливать
Отрыть и оторвать - отрывать
Образуйте глаголы совершенного вида.
Расти, касаться, брать, дуть, срезать, решать, рассыпать, беречь, замечать, говорить.
Выделите в глаголах окончание. Вставьте пропущенные буквы.
Ветер стон…т, уха…т.
Листья верт…тся, порха…т.
Котёнок мурлыч…т, сворачива…тся клубочком.
Мальчик насвистыва…т, хохоч…т, дразн…тся.
Девочка причесыва…тся, смотр…тся в зеркало, прихорашива…тся
Игра «Пять минут со звездой»
Представьте себя ведущим программы «Пять минут со звездой». Героем программы может быть актер, спортсмен, писатель, политик, учитель и т.д. из вашего интервью остались только глаголы (необходимо придумать ведущему), которые отражают специфику его работы. Одноклассникам необходимо отгадать, кто был в гостях (род деятельности).
Ира «Корректор»
Помогите учителю исправить ошибки нерадивых учеников.
Ляжь в постель. Бежите скорее к врачу. Вылазь из воды скорее. Не ложи локти на стол. Едь летом на юг. Не одевай сегодня теплую шапку. Ездь в школу не на троллейбусе, а на автобусе. Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел. Я хочу написать самый памятный день в жизни. Следователь сказал версию. Повар делает обед. Телевидение играет большое значение в нашей жизни. Я очень люблю любоваться и рисовать природу.
Замените личные предложения безличными.
В этот день все работали хорошо. Мы не хотим уходить из весеннего леса. От волнения я долго не спал.
Лото «Антонимы»
Закончите пословицы антонимами-глаголами. Объясните смысл пословиц.
Мир строит, а война……..(разрушает).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Труд кормит, а лень……..(портит).
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..(мёрзнет).
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……(провожают).
Запишите данные словосочетания, изменив вид глагола. Выделите суффиксы.
Преодолеть препятствия, укоротить платье, подыскать примеры, опрокинуть парты, рассмотреть картину, восстановить силы, раскрасить узор, запеть песню.
Орфоэпический бой
Баловаться, заняла, черпать, кашлянуть, начал, ободрил, поняла, ходатайствовать, закупорить, баловал, пломбировать, премировать, звонит, облегчить, дождалась, пережила, проспала, осведомиться.
Узелки на память
Рукопашному, кулачному бою русский язык обязан многими выражениями. Например, пословица лежачего не бьют, которая сейчас употребляется чаще всего в переносном значении, в «Указе» 1726 года еще формулируется как конкретное постановление любителям кулачных боев: «Кто упадет, лежащих никого не били бы».
Глагол быть
Всем известен этот глагол. Но вот употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде чревоугодие есть грех или это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники, и даже "спасибо мне, что есть я у тебя" (В. Вишневский). В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.
Глагол, в котором нет корня
Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, формообразовательный суффикс -ть и словообразовательный суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово.
Недостаточные глаголы
Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия. Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный. В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.