III. Изучение нового материала. Определение новой темы учащимися: - Догадайтесь, о ком идёт речь? 1. Сеет, пашет, полет, выращивает, собирает. 2. Варит, жарит, печёт, угощает. 3. Тренируется, соревнуется, упражняется, побеждает. 4. Осматривает, обследует, зондирует, оперирует, лечит, назначит. – На какой вопрос отвечают все эти слова? ( ответы детей) - С помощью какой части речи вы догадались о ком идёт речь? – Что обозначает глагол ? Тема нашего урока «Глагол как часть речи». Мы сегодня повторим и закрепим сведения о грамматических и морфологических признаках глагола. - На парте у вас лежит лист оценивания, которые будет заполнять на уроке лидер группы. Оценивание 1 балл на каждое задание. 2.Задание для двух групп ( Г) Составить кластер или графический органайзер «Глагол» Самостоятельное чтение статьи в учебнике (§34) Обсуждение в группе и защита постера. Заполнить лист оценивания. 3.Работа с презентацией. Связь с казахским языком. Сходство и различие. (Етістік. Етістік райлары.Етістік шақтары) 4.Музыкальная физминутка IV. Закрепление изученного материала. 1.Работа с текстом . Упр.290. «Круг вопросов». Каждая группа составляет по 3 вопроса по содержанию текста и передаёт их друг другу. Заслушиваются ответы группы – соперников. Найти глаголы в тексте. По подсчетам ученых глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Причем в текстах разных стилей глаголу отводится неодинаковая роль. Так, в официально -деловом стиле примерно 6 % глаголов, а в научном – около 10 %. Самыми частыми являются глаголы мочь, сказать, говорить, знать, видеть, хотеть, пойти, дать, жить, смотреть, взять, сделать и некоторые другие. В художественной речи глагол употребляется значительно чаще: до 15 % всех слов художественного текста – глаголы. Мастера русской речи умело используют в своих произведениях прямое и переносное значения глаголов, выразительные фразеологизмы, включающие слова этой части речи, глаголы – синонимы, глаголы – антонимы; мастерски пользуются морфологическими категориями глагола ( наклонениями, временами и др.). Заполнить лист оценивания. 2. Игра «Кто быстрее?» Закончите пословицы по памяти. (с. 176) 1)Семеро одного … . 2) За двумя зайцами погонишься – ни одного … .3)Кто не работает – тот … .4)Слово не воробей: вылетит - … . 5) Волков бояться – в лес … . 6)За всё браться – ничего … . 7 ) Кто вчера солгал, тому завтра … . Заполнить лист оценивания. 3.Самостоятельная работа. Упр. 293. Выпишите в два столбика глаголы несовершенного и совершенного вида. Заполнить лист оценивания. 4. Работа в парах. Упр 299.с.175 Вставить пропущенные буквы е, о или и. Два часа соб…рался, два часа умывался, один час ут…рался, сутки одевался. Нос зад…рает, а в голове ветер гуляет. Дружба как стекло, разобьёшь – не сл…жишь. За всё б…рётся, да не всё удаётся. Отл…жил на осень, а там и бросил. Скупой зап…рает крепко, а потчует редко. Чего не пол…жил – не б…ри. Заполнить лист оценивания. 5. Работа в группах упр 295 на доске. Определить способ образования видовых пар глагола. |