«Глагол как часть речи»
Ход урока
Организационный момент
2. Лексическая разминка
- Для того чтобы определить тему сегодняшнего урока, мы проведем с вами лексическую разминку, применив пройденную тему «Имя прилагательное». К данным словам подобрать антонимы и записать в столбик.
Веселый – грустный
Грубый - ласковый
Неряшливый - аккуратный
Холодный - горячий
Небольшой - огромный
Трудолюбивый – ленивый
- Прочитайте сверху вниз первые буквы второго столбика, какое слово у нас получилось?- глагол
- Сформулируйте, пожалуйста, тему урока (формулируют). Ребята, а я её определила вот так: Глагол как часть речи.
- Вы согласны? Запишем тему урока.
3. Введение в тему урока
- Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока (формулируют). Всё верно. Сегодня на уроке мы будем учиться выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению. Вы согласны?
- 1. Вспомните, что вы уже знаете о глаголе из курса начальной школы. Чтобы вам было легче, мы сыграем в игру «Верные – неверные утверждения». Я буду читать утверждения, а вы должны ответить – верно оно или нет.
1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета. (верно)
2.Глаголы изменяются только по временам. (неверно)
3.Глаголы изменяются по временам, числам, лицам. (верно)
4.Глаголы изменяются по падежам. (неверно)
5.Глаголы в предложении обычно бывают сказуемыми. (верно)
- Проверим себя: прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр.53
2. ИЗ ИСТОРИИ СЛОВА.
- Кто знает, от какого слова образовалось слово «глагол»?
Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить».
Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». Именно в этом смысле употребил его А.С Пушкин в стихотворении «Пророк»: «Глаголом жги сердца людей».
Раньше говорили: глаголать (говорить), глаголовать (много говорить). Глаго́льник или глаго́латель (м. р.) и глаголательница (ж.р.)- тот, кто глаголет. Глаго́ливый- говорливый, беседливый.
Словом глаго́ль назвалась и буква Г в славянской и русской азбуке. Глаголица – одна из первых славянских азбук. В современном русском языке употребляется слово «разглагольствовать» (туманно рассуждать).
3.Игра «Четвёртое лишнее».
Внимательно посмотрите на группы слов. Найдите 4 лишнее в каждой группе, выпишите его.
Грусть, печалиться, огорчение, настроение.
Смех, улыбка, хохотать, радость.
– Что же лишнее? Почему? Как вы определили?
Первичная проверка понимания
Работа с учебником – упр. 604
5. Закрепление
1. Решите лингвистическую задачку.
Подумайте и ответьте, к какой части речи относятся выделенные слова.
Ведро дало течь, и вода стала течь.
Мама стала печь пироги, а сын на печь залез.
Снежное покрывало покрывало все поле.
Ветер стих. Я прочитал стих.
Мы получили хорошие вести. Надо вести брата в садик.
Выпишите в тетрадь 3 и 4 группу, подчеркните выделенные слова как члены предложения.
6. Продолжите фразу:
Глагол-это часть речи, которая обозначает …
Глаголы отвечают на вопрос …
В предложении глагол чаще всего является …
Глагол сочетается с …
6.Домашнее задание П. 106, упр. 607