Общие положения Настоящее Положение определяет цели и задачи Республиканской олимпиады школьников (далее – Олимпиада), порядок ее проведения и финансирования, перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится, а также участников Олимпиады, их права и обязанности, устанавливает правила утверждения результатов Олимпиады и определения победителей и призеров Олимпиады. Основные цели Олимпиады: - выявление и поддержка способностей и интересов особо одаренных школьников; - развитие конкурентоспособности школьника и способности к самоорганизации; - развитие творческих способностей и интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности у школьников, пропаганда научных знаний; - содействие совершенствованию государственных образовательных стандартов по общеобразовательным предметам; - отбор и подготовка кандидатов для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. 3. Задачи Олимпиады: - повышение уровня учебной мотивации и интереса учащихся к углубленному изучению школьных предметов; - привлечение одаренных школьников к проектно-исследовательской деятельности; - способствование развитию навыков критического анализа у учащихся, оценивания собственных возможностей и определения дальнейшего пути своего образования; - способствование достижению целей профильного образования; - определение учащихся, которые будут представлять Кыргызскую Республику на международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. 4. Олимпиада проводится ежегодно Министерством образования и науки Кыргызской Республики (далее - Министерство) совместно с Кыргызской академией образования (далее – КАО), образовательными организациями, научно-педагогической общественностью. 5. Координацию организации и проведения Олимпиады осуществляет Республиканский организационный комитет Олимпиады под руководством председателя (далее - Республиканский оргкомитет). Общее методическое руководство проведения Олимпиады по общеобразовательным предметам осуществляет Республиканская методическая комиссия. Материально-техническое обеспечение и финансово-экономическую поддержку в проведении всех этапов Олимпиады осуществляет организатор Олимпиады. 6. IV этап Олимпиады проводится по следующим общеобразовательным предметам: математика, кыргызский язык и литература, русский язык и литература, английский язык, информатика, физика, химия, биология, география, история. Перечень общеобразовательных предметов для I, II, III этапов Олимпиады утверждается Министерством. 7. Олимпиадные задания основываются на Государственном образовательном стандарте среднего общего образования и предметных стандартах, а также должны включать задания повышенной сложности, в том числе и требования к заданиям на международных олимпиадах. 8. Основные принципы формирования вариантов заданий и вопросов Олимпиады: - вопросы и задания должны быть направлены на проверку навыков критического анализа, оценки, аргументации и творческого мышления, актуализацию знаний и опыта; - вопрос должен допускать широкий диапазон ответов, формулировку нескольких гипотез, различную аргументацию и другие возможности проявления учащимися творческого подхода, что, в свою очередь, позволяет дифференцированно подойти к оценке ответов участников Олимпиады (далее – участник) при проверке их работ; - задания и вопросы могут быть как открытого, так и закрытого типа (с вариантами ответов): - открытые вопросы и задания должны составлять не менее 30% заданий и иметь четкие критерии оценки (оценивать самостоятельность и логичность мышления, владение информацией для формулирования аргументов, навыки доказательства и аргументации, новизну решения); - вопросы и задания закрытого типа должны быть сформулированы с учетом определенных процедур и правил (включать дистракторы, исключать явно неправильные ответы, быть однозначными); • вопросы и задания должны быть сформулированы так, чтобы они могли проверять компетентность участника как по отдельному предмету, так и в рамках определенной образовательной области; • практические\экспериментальные\лабораторные\демонстрационные\ устные (далее - практические) задания должны быть направлены на проверку не только репродукции навыка, но также умения самостоятельно решать поставленные задачи, планировать, ставить проблему и решать ее в новых условиях. Организация проведения Олимпиады 9. Олимпиада проводится в течение учебного года в четыре этапа: - I этап – школьный (ноябрь). - II этап – районный (декабрь). Данный этап проводится на уровне районов областей, районов города Бишкек и городах районного значения. - III этап – региональный (февраль). Данный этап проводится на уровне областей и городов Бишкека и Оша. - IV этап – республиканский (март). Региональный и республиканский этапы Олимпиады проводятся в установленные Министерством сроки одновременно по всей республике. 10. Организаторами этапов Олимпиады являются: - I этап – общеобразовательные организации (школы, гимназии, лицеи и учебно-воспитательные комплексы); - II этап – районные\городские отделы образования; - III этап – областные координационные центры (образовательные округа), Бишкекский и Ошский городские управления образованием; - IV этап – Министерство образования и науки Кыргызской Республики. Ответственность за проведение I, II, III, IV этапов Олимпиады возлагается соответственно на администрации общеобразовательных организаций и руководство районных\городских отделов образования, областных координационных центров (образовательных округов), Бишкекского и Ошского городских управлений образованием, Министерства. 11. По этапам Олимпиады формируются следующие органы: - I этап – школьный оргкомитет и жюри общеобразовательной организации; - II этап – оргкомитет, жюри и методические комиссии районных\городских отделов образования; - III этап – оргкомитет, жюри и методические комиссии региональных органов государственного управления образованием; - III и IV этапы – Республиканский оргкомитет, Республиканские методические комиссии и Республиканское жюри по общеобразовательным предметам. 12. На I этапе Олимпиада проводится в один тур. На II, III, IV этапах Олимпиады: - по всем предметам проводится теоретический тур (в письменной форме); - по физике, химии, биологии, географии проводится практический тур (оформляется письменно); - по кыргызскому языку и литературе, русскому языку и литература, английскому языку проводится устный тур (записываются на диктофон и другие средства записи); - по математике и информатике проводится только один тур, при этом по информатике с использованием компьютера. 13. В общеобразовательных организациях, определенных для проведения II, III и IV этапов, выделяются помещения (кабинеты, лаборатории) отдельно для проведения теоретического и практического туров. 14. Дата, время и место проведения каждого этапа Олимпиады определяются приказом соответствующего органа управления образованием и доводятся до сведения общеобразовательных организаций не менее чем за 30 календарных дней до начала Олимпиады. 15. На I и II этапах олимпиада проводится на кыргызском, русском, узбекском или таджикском языках; на III и IV этапах – на государственном или официальном языках по предметам, за исключением иностранного языка. При этом учащиеся – победители предыдущего тура Олимпиады, обучающиеся на узбекском или таджикском языках, вправе участвовать в на III и IV этапах Олимпиады, выбирая задания, подготовленные на государственном или официальном языках. 16. Олимпиады по родному языку и литературе (на языке обучения) и второму языку и литературе проводятся для учащихся школ (классов) отдельно по языкам обучения. 17. Олимпиада по иностранному языку, математике, биологии, химии и физике проводится раздельно среди учащихся: - школ с преподаванием базового курса предметов; - гимназий, лицеев и школ (классов) с углубленным изучением предметов (количество часов в неделю по профилирующему предмету превышает установленный базовый учебный план). К ученикам таких школ (классов) приравниваются участники Олимпиады по иностранному языку, посетившие страну - носителя языка и прожившие в ней три и более месяцев. 18. Индивидуальные результаты участников каждого этапа Олимпиады заносятся в рейтинговую таблицу результатов участников, представляющую собой ранжированный список участников, расположенных по мере убывания набранных ими баллов (далее - рейтинг). Участники с равным количеством баллов располагаются в алфавитном порядке. 19. Взимание платы за участие в Олимпиаде не допускается. 20. При проведении этапов Олимпиады каждому участнику предоставляется отдельное оборудованное рабочее место по каждому предмету. Все рабочие места должны обеспечивать участникам равные условия, соответствовать действующим на момент проведения Олимпиады санитарным эпидемиологическим правилам и нормам. 21. В месте проведения Олимпиады должны присутствовать организаторы Олимпиады, представители оргкомитетов и жюри соответствующего этапа Олимпиады, а также граждане, аккредитованные Министерством в качестве наблюдателей. 22. Родитель (законный представитель) учащегося, заявившего о своём участии в Олимпиаде, в срок не менее чем за 10 рабочих дней до начала школьного этапа Олимпиады в письменной форме подтверждает ознакомление с настоящим Положением и представляет организатору школьного этапа Олимпиады и далее при участии на последующих этапах Олимпиады согласие на сбор, хранение, использование и публикацию персональных данных своего несовершеннолетнего ребёнка, а также его олимпиадной работы, в том числе в Интернет-сети. Участники Олимпиады 23. В Олимпиаде принимают участие: - I этап – все желающие учащиеся, начиная с 7 класса, о чем принимается решение соответствующим оргкомитетом; - II этап – учащиеся 9-11 классов по предметам, утвержденным Министерством. Выступают команды, составы которых формируется из числа победителей школьного этапа, занявшие 1, 2, 3 призовые места. - III этап – учащиеся 10-11 классов, занявшие 1-е места на II этапе согласно установленной квоте. - IV этап – учащиеся 10-11 классов, занявшие 1-е места на III этапе согласно установленной квоте. Ученики 10 класса, являющиеся победителями IV этапа Олимпиады предыдущего года, награжденные дипломом I степени, включаются в состав соответствующей команды сверх квоты, без отборочного тура и могут принимать участие на всех этапах Олимпиады. К участию на всех этапах Олимпиады также могут быть допущены учащиеся любых предшествующих классов, имеющие соответствующую подготовку, в пределах общей квоты, определенной для команды. Учащиеся могут участвовать в Олимпиаде по одному предмету в каждой параллели. На II, III и IV этапах в составе команды должно быть равное число учащихся, выступающих за каждый класс. 24. Школьники общеобразовательных организаций республиканского подчинения и негосударственных общеобразовательных организаций принимают участие во II этапе Олимпиады на основании поданной заявки в соответствующий орган управления образованием по месту своего расположения. В последующих этапах Олимпиады они принимают участие на общих основаниях. 25. На всех этапах, кроме I, учащиеся допускаются к Олимпиаде на основании заявок (списка победителей предыдущего этапа), поданных в установленной форме (приложение 1) и заверенных печатью общеобразовательных организаций и отделов\управлений образованием. Заявки направляются в соответствующие оргкомитеты. В случае возникновения конфликтных ситуаций оргкомитеты предыдущих этапов Олимпиады обязаны предоставить копии протоколов с итогами предшествующего этапа Олимпиады и отчета: - директора общеобразовательных организаций – за 10 дней до проведения районной\городской Олимпиады; - оргкомитетами II этапа – за 10 дней до проведения региональной олимпиады; - оргкомитетами III этапа – за 15 дней до проведения республиканской олимпиады. Команду школьников от региона\города сопровождает руководитель, назначенный соответствующим органом управления образованием из расчета 1 руководитель на 8-10 учащихся. В обязанности руководителя входит обеспечение охраны жизни и здоровья участников в период их участия в Олимпиаде. Руководитель сдает в оргкомитет копию именной заявки на регистрацию участников по установленной форме. 26. Участники должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность: паспорт или свидетельство о рождении с прилагаемой справкой (с фотографией участника), которая заверена администрацией общеобразовательной организации. 27. Учащиеся, заявленные в состав команды и не явившиеся на Олимпиаду, другими лицами не заменяются. 28. Во время проведения Олимпиады участники: - соблюдают настоящее Положение и требования, утверждённые оргкомитетом школьного, районного\городского, регионального и республиканского этапов Олимпиады, методическими комиссиями по проведению соответствующего этапа Олимпиады по каждому предмету; - не должны разговаривать, задавать вопросы (кроме периода времени в первые 30 минут), обмениваться какими-либо записями, предметами, вставать с места без разрешения; 29. Участники могут выходить во время тура из помещения только в сопровождении администратора (дежурного по этажу). При этом участник сдает свою работу администратору, о чем делается отметка в протоколе (образец 2) с указанием времени выхода из помещения и возвращения. 30. В случае выявления нарушения участником порядка проведения Олимпиады администратор сообщает в оргкомитет, о чем делает запись в протоколе. Участники, нарушившие порядок проведения Олимпиады, дисквалифицируются. 31. Выполняя задание, участники могут делать записи решений в черновиках, а затем в основной работе. По окончании работы учащимися сдаются и черновые записи, однако проверяются только записи в основных работах. При оценивании работы записи в черновиках не учитываются. 32. Участники сдают выполненные задания с титульным листом или титульный лист (в случае невыполнения задания) администратору, который передает их кодировщику с соответствующим протоколом. 33. Кодирование работы (каждого листа) и указание количества листов в работе участника проводится кодировщиком и членом оргкомитета в специально отведенной комнате. На каждом туре работы участника кодируются отдельно и, соответственно, имеют разный код. 34. При обнаружении в работе участника неразрешенных записей, пометок и т.п. кодировщик передает ее председателю оргкомитета Олимпиады. Председатель вправе принять решение об оценивании работы вновь сформированной группой из состава жюри или о дисквалификации участника, о чем делается запись в протоколе. 35. Участники, опоздавшие не более чем на 30 минут, независимо от причин могут быть допущены к туру Олимпиады и работать в пределах оставшегося на выполнение заданий времени. Опоздавшие больше чем на 30 минут, независимо от причин, к туру Олимпиады не допускаются. 36. Участники должны быть ознакомлены с критериями оценивания их работ в первый день Олимпиады до начала её проведения. 37. В случае нарушения участником настоящего Положения и\или утверждённых требований к организации и проведению соответствующего этапа Олимпиады, оргкомитет Олимпиады вправе удалить данного участника из аудитории, составив акт об удалении участника. 38. Участник, который был удален, лишается права дальнейшего участия в Олимпиаде в текущем году. Рабочие органы Олимпиады 39. Рабочими органами проведения Олимпиады являются оргкомитеты, методические комиссии и жюри всех уровней Олимпиады. Оргкомитеты Олимпиады в местах проведения I-III этапов утверждаются общеобразовательными организациями и органами управления образованием в начале учебного года. Составы Республиканского оргкомитета, Республиканских методических комиссий утверждаются Министерством не позднее октября текущего учебного года. Составы Республиканских жюри по предметам утверждается Министерством ежегодно за 3 дня до начала Олимпиады. 40. Основными принципами деятельности оргкомитетов, методических комиссий и жюри всех этапов Олимпиады являются компетентность, объективность, гласность, а также соблюдение норм профессиональной этики. 41. Представители оргкомитетов, члены методических комиссий и жюри несут персональную ответственность – вплоть до освобождения от занимаемой должности за несоблюдение конфиденциальности заданий и любые нарушения в порядке проведения Олимпиады. Организационный комитет 42. Для организации I, II, III и IV этапов Олимпиады формируются оргкомитеты. В состав оргкомитетов Олимпиады могут входить представители местных органов самоуправлений, региональных органов государственного управления образованием, общественных организаций, высших учебных заведений, КАО, Министерства. Структура оргкомитета: председатель, заместитель, секретарь и члены оргкомитета. 43. Состав оргкомитетов всех этапов Олимпиады формируется и утверждается соответствующим организатором Олимпиады. Председатель оргкомитета избирается на общем собрании членами оргкомитета сроком на 2 года. Председатель оргкомитета считается избранным, если за него проголосовало более половины списочного состава членов оргкомитета. Председателю оргкомитета с момента его избрания переходят все полномочия по организации и проведению Олимпиады, также он представляет интересы организатора Олимпиады во всех органах государственной и региональной власти, негосударственных организациях и средствах массовой информации. 44. Функции оргкомитетов I, II, III этапов Олимпиады: - разрабатывает и утверждает план мероприятий по подготовке и проведению соответствующего этапа Олимпиады и обеспечивает их выполнения; - осуществляет организационно-технологическую модель проведения этапа Олимпиады в соответствии с утверждёнными организатором этапа Олимпиады требованиями к проведению этапа Олимпиады по каждому предмету, настоящим Положением и действующими на момент проведения Олимпиады санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях; - формирует составы методических комиссий и жюри этапа Олимпиады в соответствии с настоящим Положением; - заблаговременно информирует руководство органа местного самоуправления, общеобразовательных организаций, учащихся и их родителей (законных представителей) о сроках и местах проведения соответствующих этапов Олимпиады, а также о настоящем Положении и утверждённых требованиях к организации и проведению этапов Олимпиады; - обеспечивает секретность и конфиденциальность материалов в период подготовки и проведения этапа Олимпиады, прозрачности ее проведения; - обеспечивают хранение олимпиадных заданий до их передачи оргкомитету Олимпиады нижестоящего уровня, несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за их конфиденциальность. - осуществляет кодирование (обезличивание) олимпиадных работ участников; - обеспечивает текстом заданий каждого участника; - заслушивает отчеты жюри по предметам, подводит итоги Олимпиады, представляет отчет и списки победителей и призеров организатору соответствующего уровня Олимпиады в установленной форме; - обеспечивает участников проживанием и питанием на время проведения этапа Олимпиады в соответствии с действующими на момент проведения Олимпиады санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами; - несёт ответственность за жизнь и здоровье участников во время проведения этапа Олимпиады. Республиканский организационный комитет: - вносит предложения в Министерство по составам Республиканских методических комиссий и Республиканской жюри по каждому предмету, срокам и местам проведения этапов Олимпиады, по совершенствованию и развитию Олимпиады; - устанавливает квоты победителей и призёров республиканского этапа Олимпиады; - заслушивает отчёты Республиканских методических комиссий о результатах их работы, на основании которых вносит предложения в Министерство о продлении или прекращении полномочий составов каждой из них; - определяет общий порядок проведения всех этапов Олимпиады; - осуществляет непосредственное руководство подготовкой и проведением III и IV этапов Олимпиады; - заслушивает отчеты Республиканского жюри по предметам, подводит итоги Олимпиады, представляет отчет и списки призеров на рассмотрение Министерства; - собирает и сдает материалы Олимпиады в архив Министерства; - представляет на утверждение Министерства состав участников международных олимпиад; - готовит презентации и публикации об Олимпиаде в СМИ, Интернет-сайте и распространяет информацию среди научно-педагогической общественности. Методическая комиссия 45. Методические комиссии этапов Олимпиады по каждому предмету формируются соответствующими оргкомитетами и утверждаются приказами соответствующих организаторов Олимпиады. В состав методической комиссии включаются преподаватели высших учебных заведений, сотрудники научно-исследовательских институтов, КАО, учителя, представители органов управлений образованием и другие специалисты. 46. Методические комиссии по предметам (кроме кыргызского, русского и иностранного языков): - разрабатывают тексты теоретических и практических заданий на кыргызском и русском (при необходимости - на узбекском и таджикском) языках одинакового содержания; - обобщают опыт проведения Олимпиады по предметам; - представляют в соответствующий оргкомитет отчет о проведении Олимпиады по предметам; Региональные методические комиссии по каждому предмету: - составляют олимпиадные задания на основе содержания образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), формируют из них комплекты заданий, описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий для школьного и районного\городского этапов Олимпиады с учётом методических рекомендаций, подготовленных Республиканскими методическими комиссиями; - обеспечивают хранение олимпиадных заданий по каждому предмету и в установленные сроки представляют их в оргкомитеты школьного и районного\городского этапов Олимпиады в запечатанных конвертах. Республиканская методическая комиссия: - в срок до 1 августа готовят и направляют оргкомитетам регионального этапа Олимпиады методические рекомендации по разработке требований к организации и проведению школьного и районного\городского этапов Олимпиады по каждому предмету, определяющие принципы составления олимпиадных заданий и формирования комплектов олимпиадных заданий, критерии и методы оценивания олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников, показ олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников; - в срок до 1 декабря разрабатывают, утверждают и направляют оргкомитету республиканского этапа Олимпиады требования к организации и проведению регионального и республиканского этапов Олимпиады по каждому предмету, определяющие описание необходимого материально-технического обеспечения для выполнения олимпиадных заданий, критерии и методики оценивания выполненных олимпиадных заданий, процедуру регистрации участников, показ олимпиадных работ, а также рассмотрения апелляций участников; - составляют олимпиадные задания по каждому предмету на основе содержания общеобразовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля), формируют из них комплекты заданий для регионального и республиканского этапов Олимпиады. Задания запечатываются в конверты с пометками "1 тур, дата", "2 тур, дата" и сдаются председателю Республиканского оргкомитета за 1 день до начала Олимпиады; - обеспечивают хранение олимпиадных заданий по общеобразовательным предметам для регионального и республиканского этапов Олимпиады до их направления в Министерство, несут установленную законодательством Кыргызской Республики ответственность за их конфиденциальность; - в установленные сроки представляют в Министерство комплекты олимпиадных заданий по каждому предмету для регионального и республиканского этапов Олимпиады, запечатанные в конверты; - вправе выборочно осуществлять перепроверку выполненных олимпиадных заданий регионального этапа Олимпиады; - ежегодно представляют Республиканскому оргкомитету аналитический отчёт о результатах Олимпиады; - формирует и ежегодно пополняет банк заданий Олимпиады по предметам; - работает в течение учебного года. Жюри 46. Составы жюри по каждому предмету для всех этапов Олимпиады утверждаются организаторами на период проведения очередного этапа Олимпиады. В составы жюри включаются преподаватели высших учебных заведений, методисты, опытные учителя, представители органов управления образованием, научно-исследовательских институтов, представители методических комиссий по предметам. Состав жюри: председатель, заместитель, секретарь и члены жюри (не менее трех человек). 47. В составе жюри организуются проверочные группы отдельно по 10 и 11 классам или по разделам дисциплины, возглавляемые кураторами, которые назначаются председателями жюри. Не допускаются к работе в составе жюри и методической комиссии лица, работающие в общеобразовательных или других образовательных организациях, в которых обучаются участники. 48. Жюри всех этапов Олимпиады: - принимает для оценивания закодированные (обезличенные) олимпиадные работы участников; - определяет и согласовывает количество баллов, выставляемых за каждое задание; - проверяет и оценивает письменные работы, результаты устных и практических туров участников в соответствии с утверждёнными критериями и методиками оценивания выполненных олимпиадных заданий; - знакомит участников с результатами проверки работ; - проводит разбор выполненных заданий с участниками; - формирует апелляционную комиссию и проводит апелляцию с использованием видеофиксации; - определяет победителей и призёров Олимпиады на основании рейтинга по каждому предмету и в соответствии с квотой, установленной организатором этапа Олимпиады; - представляет соответствующему оргкомитету итоги Олимпиады в письменном виде по установленной форме (приложение №2) для их утверждения; - составляет и представляет организатору этапа Олимпиады аналитический отчёт о результатах выполнения олимпиадных заданий по каждому предмету; - вносит, в случае выявления нарушений при процедуре проведения на любом этапе Олимпиады, предложение в оргкомитет о дисквалификации участника или команды в целом, о выведении нарушителей из состава рабочих органов Олимпиады и представлении их к взысканию в соответствующий орган образования. Администраторы 49. На каждый тур Олимпиады в каждое помещение оргкомитетом этапа Олимпиады назначаются администраторы (не специалисты по данному или близким к нему предметам, студенты вузов). На практический тур также при необходимости назначаются технические специалисты, ответственные за оборудование. Обязанности администраторов: - проверить наличие у участников паспорта или свидетельства о рождении и регистрационного листа; - рассадить участников в аудиториях на места, указанные в регистрационных листах; - инструктировать заполнение участниками титульного листа своей работы; - выдать необходимый материал участникам и сбор выполненных участниками работ; - обеспечить строгую дисциплину в аудиториях и при необходимости создать условия для оказания первой медицинской или гигиенической помощи. Кодировщики 50. На каждый тур Олимпиады оргкомитетом этапа Олимпиады назначаются кодировщики (не специалисты по данному или близким к нему предметам). В обязанности кодировщиков входит кодирование и дешифровка работ письменного тура и значков (бейджиков) участников практического и устного туров. Кодировщик несет ответственность за качество кодирования и конфиденциальность. Наблюдатели 51. На каждом этапе Олимпиады должны присутствовать наблюдатели из числа представителей педагогической, родительской общественности и СМИ, но не представители общеобразовательных организаций, в которых обучаются участники. На всех этапах проведения Олимпиады наблюдатели следят за её ходом с целью обеспечения прозрачности. В случае выявления фактов нарушения установленных требований наблюдатели вправе обратиться с заявлением к председателю оргкомитета Олимпиады. 5. Проведение этапов Олимпиады 52. Школьный и районный\городской этапы Олимпиады проводится по разработанным региональными методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля). 53. Региональный и республиканский этапы Олимпиады проводится по разработанным республиканскими методическими комиссиями заданиям, основанным на содержании образовательных программ основного общего и среднего общего образования углублённого уровня и соответствующей направленности (профиля) для 10-11 классов. 54. Конкретные сроки и места проведения устанавливают: - школьного этапа - соответствующий районный\городской отдел образования; - районного\городского этапа - соответствующий областной координационный центр (образовательный округ), Бишкекский и Ошский городские управления образованием; - регионального и республиканского этапов - Министерство. 55. Срок окончания устанавливается в течение учебного года: - школьного этапа - не позднее 15 ноября текущего года; - районного\городского этапа - не позднее 20 декабря текущего года; - регионального этапа - не позднее 30 февраля последующего года; - республиканского этапа - не позднее 30 марта последующего года. 56. Участники всех этапов Олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они обучаются. В случае прохождения на последующие этапы Олимпиады данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на школьном этапе. 57. Организаторы всех этапов Олимпиады: - формируют и утверждают состав оргкомитета; - утверждают составы жюри по каждому предмету; - определяют квоты победителей и призёров Олимпиады по каждому предмету; - публикует на своём официальном сайте утверждённые соответствующими методическими комиссиями требования к проведению этапов Олимпиады по каждому предмету, олимпиадные работы победителей и призёров этапов Олимпиады; - утверждают результаты этапа Олимпиады по каждому предмету (рейтинг победителей и рейтинг призёров) и публикуют их на своём официальном сайте, в том числе протоколы жюри по каждому предмету; - представляют отчеты и списки победителей и призеров этапов Олимпиады в вышестоящие оргкомитеты Олимпиады в установленной форме; - награждают победителей и призёров школьного этапа поощрительными грамотами. - обеспечивает сбор и хранение заявлений родителей (законных представителей) учащихся, заявивших о своём участии в Олимпиаде, об ознакомлении с настоящим Положением и о согласии на сбор, хранение и использование персональных данных учащихся, а также их олимпиадных работ, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети (для организатора школьного этапа); - осуществляет из средств местного бюджета и\или средств юридических лиц организационное и финансовое обеспечение победителей, занявшие 1-е места в региональном этапе, на участие в республиканском этапе Олимпиады, а также сопровождающих их лиц (страхование жизни и здоровья участников республиканского этапа Олимпиады, проезд участников и сопровождающих их лиц к месту проведения республиканского этапа Олимпиады и обратно) (для организатора регионального этапа); - награждает победителей и призёров Олимпиады дипломами I-II-III степени; 58. Доставка олимпиадных заданий в оргкомитет республиканского этапа Олимпиады по каждому предмету осуществляется Республиканскими методическими комиссиями на электронных носителях в зашифрованном виде. Сроки расшифровки олимпиадных заданий устанавливаются требованиями к проведению республиканского этапа Олимпиады по каждому предмету. Общие положения проведения этапов Олимпиады 59. Олимпиада, которая состоит из 2-х туров, проводится в течение двух дней. 60. До начала Олимпиады участники знакомятся с требованиями Положения, условиями проведения, требованиями к выполнению и критериями оценки заданий Олимпиады. 61. Участники допускаются в помещения для проведения Олимпиады в соответствии со списками, утвержденными оргкомитетами. 62. До начала Олимпиады в аудиториях члены оргкомитета в присутствии наблюдателя проводят инструктаж участников, во время которого знакомят их с требованиями по заполнению титульного листа. 63. Участник на титульном листе своей работы сообщает следующие сведения: предмет, класс, язык обучения, фамилия, имя, отчество, школа, район (город), область, Ф.И.О. учителя или другого лица, кого он считает своим преподавателем (образец 1). 64. На других страницах работы любые сведения, указывающие на личность участника, не допускаются. 65. Практический тур по физике, химии, биологии и географии должен проводиться в аудиториях, оснащенных необходимым оборудованием. Олимпиада по информатике проводится с использованием персональных компьютеров. Устный тур по языкам проводится с официальной записью на диктофон, с указанием кода участника. Второй тур по остальным предметам/образовательным областям проводится в письменной форме. 66. В день проведения практического тура (устного – на олимпиаде по языкам, (письменного – по другим предметам) каждому участнику перед входом в помещение администратором выдаются персональные бейджи. Фамилии участников закодированы и представлены под кодом на персональных бейджиках. Кодирование производится в день проведения второго тура олимпиады. 67. Подготовленные задания (запечатанные в конверты в соответствии с количеством участников) председатели жюри получают у председателя оргкомитета за полчаса до начала каждого тура. 68. Каждый участник получает текст задания и в течение 30 минут может в письменном виде задать вопросы жюри. Наблюдатель передает их председателю жюри, после чего вопросы и краткие ответы зачитываются в помещениях на кыргызском и русском языках и прилагаются к протоколу. 69. Администратор объявляет и затем записывает на доске время начала тура и его завершения. Заканчивается тур Олимпиады не позднее, чем через 4 астрономических часа. За 30 минут и затем за 10 минут до окончания работы администратор напоминает участникам о том, сколько времени осталось на выполнение заданий. По истечении установленного времени участники сдают работы. Подведение итогов Олимпиады и награждение 70. Письменные работы участников поступают к членам жюри только под кодом, проверяются (все записи в работе участника члены жюри выполняют пастой красного цвета) в присутствии наблюдателя. Письменные работы передаются в оргкомитет и хранятся в специально отведенном помещении. 71. Оценка выполненных заданий проводится в баллах, в соответствии с установленными критериями. Председатель жюри утверждает окончательные результаты (баллы) проверенных работ совместно с членами жюри в присутствии наблюдателей, после чего кодировщиком проводится дешифровка работ. Результаты вывешиваются для сведения участников в день проведения каждого тура олимпиады. После завершения каждого из туров Олимпиады жюри знакомит ее участников с одним из возможных решений каждого из заданий и критериями их оценки. 72. Практический/письменный/устный туры оцениваются на основании критериев и регистрируются под кодом персонального бейджа участника. Итоговый балл за работу участника определяется по сумме баллов, выставленных каждым членом жюри. В случае возникновения споров окончательное решение принимает председатель жюри. 73. Члены жюри указывают количество баллов за каждое задание и заверяют своей подписью и фамилией в протоколе с кодами. 74. Итоговые баллы участников заносятся в протокол жюри, который подписывается председателем, членами и секретарем жюри. 75. Итоги Олимпиады подводятся по сумме баллов, набранных участниками в двух турах, после завершения работы апелляционной комиссии. В сводные ведомости всех этапов Олимпиады вносятся следующие сведения: фамилия и имя ученика(цы), ФИО педагога, класс, школа, предмет, язык написания работы, баллы и занятое место в олимпиаде, кроме этого, на III и IV этапах делается запись «осн.» (основной) или «углубл.» (углубленный). 76. На всех этапах выявляются итоги личного первенства. При определении победителя Олимпиады допускается лишь одно первое место. По усмотрению оргкомитета возможно присвоение призовых мест двум и более участниками в случае набора одинакового количества баллов со второго до десятого места. В случае невозможности участия победителя предыдущего этапа, на каждый следующий этап Олимпиады допускается участник, занявший последующее место. 77. На всех этапах возможно определение командного первенства по Олимпиаде. Критерии определения командного первенства по Олимпиаде разрабатывает оргкомитет. 78. Победители (1 место) и призеры (2-3 места) на всех этапах награждаются дипломами организаторов соответствующего этапа Олимпиады. Поощрение победителей, призеров и участников призами и памятными подарками может проводиться на всех этапах Олимпиады органами местного самоуправления, спонсорами и т.д. 79. В вузы вне конкурса зачисляются: - школьники - выпускники 11 класса, занявшие в текущем году 1 место на республиканском этапе Олимпиады, на специальности и направления естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, медицинского, сельскохозяйственного и технического профилей, с которыми совпадает предмет Олимпиады, по выбору абитуриентов, при условии их участия в общереспубликанском тестировании; - школьники (абитуриенты), занявшие в текущем году 2 место на республиканском этапе Олимпиады, на специальности и направления, по которым предмет Олимпиады является профилирующим, при условии их участия в общереспубликанском тестировании; - школьники (абитуриенты), занявшие в текущем году 3 место на республиканском этапе Олимпиады, на педагогические специальности, по которым предмет Олимпиады является профилирующим, при условии их участия в общереспубликанском тестировании . 80. Органы управления образования представляют к ведомственной награде наиболее активных членов жюри и оргкомитетов, а также учителей (наставников), учащиеся которых занимают на протяжении трех и более лет призовые места на республиканских и международных олимпиадах. Процедура рассмотрения апелляции 81. Каждый участник после объявления результатов в течение одного часа или в другое время, согласно программе Олимпиады, вправе обратиться в апелляционную комиссию на имя председателя апелляционной комиссии с заявлением о несогласии с выставленными баллами за работу (образец 3). В заявлении участники указывают номера заданий (виды работы), по которым требуется пересмотр оценки. Участник вправе апеллировать в комиссию только в отношении собственной работы. 82. Участник перед подачей апелляции вправе убедиться в том, что его работа проверена и оценена в соответствии с установленными критериями и методикой оценивания выполненных олимпиадных заданий. 83. Рассмотрение апелляции проводится с участием самого участника. 84. Рассмотрение апелляции проводится по результатам письменного тура Олимпиады. Апелляционное заявление рассматривается членами апелляционной комиссии с привлечением не менее двух членов и председателя жюри по предмету. 85. Председатель жюри по коллегиальному решению жюри вправе изменить итоговое количество баллов как в большую, так и в меньшую сторону. При этом составляется протокол рассмотрения апелляции, в котором указывается причина изменения количества баллов. Протокол подписывается членами апелляционной комиссии и участником. Изменения вносятся в общий протокол результатов Олимпиады. 86. Участник за свое некорректное поведение и (или) некорректное поведение родителя (законного представителя) или руководителя команды по представлению апелляционной комиссии дисквалифицируется оргкомитетом. Сопровождающее лицо не имеет права вмешиваться в работу апелляционной комиссии. 8. Формирование и подготовка команд Кыргызской Республики для участия в международных олимпиадах 87. Республиканское жюри определяет кандидатов в команды Кыргызской Республики для участия в Международных олимпиадах. Кандидаты отбираются из числа участников, занявших призовые места (1,2,3 места) на IV этапе Олимпиады. 88. Рекомендации относительно места и сроков проведения учебно-тренировочных сборов, а также относительно кандидатур руководителей команд и их заместителей представляются Республиканским оргкомитетом и утверждаются Министерством. 89. Руководители команд и их заместители осуществляют учебно-тренировочные сборы, проводят отборочный тур, оформляют протоколы результатов (приложение 3), вносят предложения по составу команд по итогам отборочного тура, организуют подготовку и поездку команд, возглавляют команды в период проведения международных олимпиад. Республиканские методические комиссии готовит задания отборочного тура. 90. Состав делегации национальной команды на международные олимпиады утверждается Министерством. 91. В высшие учебные заведения республики вне конкурса зачисляются: - школьники (абитуриенты), являющиеся призерами международных олимпиад, на специальности и направления естественнонаучного, гуманитарного, социально-экономического, медицинского, сельскохозяйственного и технического профилей, с которыми совпадает предмет Олимпиады, по выбору абитуриентов, при условии их участия в общереспубликанском тестировании. Финансирование Олимпиады 92. Подготовка и проведение Олимпиады относится к централизованным мероприятиям соответствующего органа управления образованием, координирующего определенный этап Олимпиады. 93. Организация и проведение Олимпиады на школьном этапе относится к компетенции общеобразовательной организации. 94. Организация, проведение и обеспечение участия призеров школьных Олимпиад на районном/городском этапе, а также обеспечение участия призеров районных/городских Олимпиад на региональном этапе относится к компетенции районных/городских отделов образования. 95. Организация и проведение Олимпиад на региональном областном этапе относится к компетенции областных координационных центров (образовательных округов), Бишкекского и Ошского городских управлений образованием, координирующих сферу образования в регионах по приказу Министерства. 96. Организация, проведение и обеспечение участия призеров региональных Олимпиад на IV этапе (в республиканской Олимпиаде), подготовка (проведение учебно-методических сборов) и обеспечение участия призеров республиканской Олимпиады в международных олимпиадах, относится к компетенции Министерства. 97. Финансирование Олимпиады осуществляется за счет местного и республиканского бюджетов и иных источников на основании сметы расходов на централизованные мероприятия соответствующего органа управления образованием, координирующего общеобразовательные организации. 98. Индивидуальные сметы расходов на проведение централизованных мероприятий (отдельно смета расходов на подготовку школьников к Олимпиаде и смета расходов на проведение Олимпиады) утверждаются главным распорядителем кредитов соответствующего органа управления образованием, координирующего образовательные организации, и согласовываются с соответствующим территориальным органом Министерства финансов КР. 99. В сметах расходов на проведение централизованных мероприятий учитываются расходы по статьям экономической классификации государственных расходов, утвержденные приказом Министерства финансов КР. 100. В сметы на проведение централизованных мероприятий включаются следующие расходы (расчеты прилагаются к смете): - Статья 2111 «Заработная плата», подстатья 21112 «Заработная плата временных работников», включает расходы на оплату труда временным работникам и работникам, нанятым по контракту. Оплата членам жюри, методической комиссии, членам оргкомитета и другим работникам осуществляется на основании действующего в системе образования положения об оплате труда или на договорной основе. - Статья 2121 «Взносы в Социальный фонд», подстатья 21211 «Взносы в Социальный фонд», включает расходы суммы начисленных взносов в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с установленным законом тарифом. - Статья 2211 «Расходы на служебные поездки», подстатья 22111 «Командировочные расходы внутри страны», включает расходы на проезд участников олимпиады к месту назначения и обратно; гостиничные расходы участников, а также суточные расходы. Командировочные расходы выплачиваются в соответствии с нормами командировочных расходов, определенных действующим законодательством. Круг сопровождающих лиц и участников определяется приказом соответствующего органа управления образованием (координирующей организацией). Если оплата суточных расходов участникам олимпиады (школьникам, методической комиссии, членам жюри, наблюдателям, шифровальщикам и т.д.) не предусматривается, то расходы на питание оплачиваются в централизованном порядке. При невыплате транспортных расходов участникам олимпиады статья «Транспортные расходы» предусматривает наем транспортных средств в централизованном порядке для перевозки участников олимпиады к месту назначения и обратно на договорной основе. - Статья 2211 «Расходы на служебные поездки», подстатья 22112 «Командировочные расходы за границу», включают расходы, связанные со служебной командировкой за границу, в соответствии с нормами командировочных расходов, предусмотренных действующим законодательством. Круг лиц, выезжающих в зарубежную командировку, определяется приказом Министерства. - Статья 2212 «Коммунальные услуги», подстатья 22122 «Услуги связи», включают расходы на услуги телефонной и факсимильной связи, услуги сотовой связи, почтовой связи по трансляции телерадиопрограмм, услуги фельдъегерской связи и прочие услуги связи в необходимом для проведения олимпиады объеме финансовых средств. - Статья 2213 «Арендная плата», подстатья 22131 «Арендная плата», включает расходы на аренду помещения, оборудования, инвентаря, транспортных средств, прочего имущества, необходимых для проведения олимпиады (без учета расходов на коммунальные услуги) на договорной основе. - Статья 2215 «Приобретение прочих услуг», подстатья 22151 «Приобретение прочих услуг», включает расходы на юридические услуги, услуги консультантов, услуги вневедомственной охраны, медицинские услуги и прочие услуги, необходимые при сопровождении участников олимпиады к месту назначения и обратно, на договорной основе. - Статья 2215 «Приобретение прочих услуг», подстатья 22156 «Расходы, связанные с оплатой прочих услуг», включает представительские расходы, расходы на изготовление бланков (дипломы, грамоты, программы и т.д.) - Статья 2621, подстатья 26211 «Взносы в международные организации», включает расходы на взносы для участия в международных олимпиадах, установленных оргкомитетами международных олимпиад. - Статья 2821 «Текущие различные прочие расходы», подстатья 28213 «Прочие расходы», включает прочие расходы, не отнесенные к другим статьям расходов. Это расходы на приобретение канцелярских товаров, на поощрение призеров олимпиад, на культурные мероприятия, на экипировку команды, визы и т.д. в необходимом для проведения олимпиады объеме финансовых средств. 101. При необходимости органы всех уровней управления образованием, координирующие образовательные организации, могут предусматривать расходы по другим статьям экономической классификации, не вошедшие в вышеуказанный перечень. 102. В целях осуществления финансовой поддержки в организации Олимпиады школьников оргкомитеты могут привлекать спонсорские средства государственных, общественных и частных организаций и отдельных лиц. 103. Образовательным организациям, органам управления образованием, координирующим центрам (образовательным округам) всех уровней необходимо предусматривать вышеуказанные расходы на проведение Олимпиад в соответствующих бюджетах ежегодно. |