СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глагол. повторение изученного в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация. Повторение сведений о глаголе как части речи.

Просмотр содержимого документа
«Глагол. повторение изученного в 5 классе»

Повторение. Глагол

Повторение. Глагол

Добрый день, ребята! Сегодня у нас вновь дистанционный урок, а значит, нужно вспомнить основные правила безопасного нахождения дома. Для этого перейдите по ссылке http:// гимназия1.рф/ o-gimnazii-1/ informaciya-dlya-postupayushhix / pravila-bezopasnosti-doma /

Добрый день, ребята!

  • Сегодня у нас вновь дистанционный урок, а значит, нужно вспомнить основные правила безопасного нахождения дома. Для этого перейдите по ссылке http:// гимназия1.рф/ o-gimnazii-1/ informaciya-dlya-postupayushhix / pravila-bezopasnosti-doma /
Цель урока - вспомнить имеющиеся знания о глаголе как части речи. Сегодня вам предстоит вспомнить основные морфологические признаки глагола (прежде всего, непостоянные) и способы образования глаголов в языке.
  • Цель урока - вспомнить имеющиеся знания о глаголе как части речи.
  • Сегодня вам предстоит вспомнить основные морфологические признаки глагола (прежде всего, непостоянные) и способы образования глаголов в языке.
Запишите в тетради Двадцать второе апреля Глагол

Запишите в тетради

Двадцать второе апреля

Глагол

Вспомните, что вам известно о глаголе как части речи. Прочитайте теорию на стр.100.
  • Вспомните, что вам известно о глаголе как части речи. Прочитайте теорию на стр.100.
Как определить вид глагола? Что делать? – несовершенный вид. Что с делать? – совершенный вид. У глаголов совершенного вида в вопросе есть приставка с-. Устно выполните упражнение 507. Какими членами предложения являются глаголы? Глаголы в предложении чаще всего являются сказуемыми.

Как определить вид глагола?

  • Что делать? – несовершенный вид.
  • Что с делать? – совершенный вид.
  • У глаголов совершенного вида в вопросе есть приставка с-.
  • Устно выполните упражнение 507. Какими членами предложения являются глаголы?
  • Глаголы в предложении чаще всего являются сказуемыми.
Как изменяется глагол? по временам настоящее будущее прошедшее по родам и числам по лицам и числам

Как изменяется глагол?

  • по временам

настоящее

будущее

прошедшее

по родам и числам

по лицам и числам

Как определить лицо глагола? Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу. (Вспомните личные местоимения!) Выполните в тетради упражнение 508. Лицо Число 1 лицо Ед.ч. Мн.ч. 2 лицо Я 3 лицо Мы Ты Вы Он, она, оно Они

Как определить лицо глагола?

  • Лицо глагола определяется по местоимению, которое можно подставить к глаголу.
  • (Вспомните личные местоимения!)
  • Выполните в тетради упражнение 508.

Лицо

Число

1 лицо

Ед.ч.

Мн.ч.

2 лицо

Я

3 лицо

Мы

Ты

Вы

Он, она, оно

Они

Будущее время глаголов образуется по-разному Сов. вид Несов. вид Простая форма: Составная форма: с делаю, буду делать, на рисуешь будешь рисовать Устно выполните упражнение 509.

Будущее время глаголов образуется по-разному

Сов. вид

Несов. вид

Простая форма:

Составная форма:

с делаю,

буду делать,

на рисуешь

будешь рисовать

  • Устно выполните упражнение 509.
Физкультминутка для глаз Выполните глазами указанные движения

Физкультминутка для глаз

  • Выполните глазами указанные движения
Словообразование глаголов Определяя способ образования глаголов, необходимо учитывать их вид и возвратность. При определении способа образования приставочного невозвратного глагола может помочь следующий алгоритм (см. следующий слайд).

Словообразование глаголов

  • Определяя способ образования глаголов, необходимо учитывать их вид и возвратность. При определении способа образования приставочного невозвратного глагола может помочь следующий алгоритм (см. следующий слайд).
1) Пробуем отделить от глагола приставку. Если при этом все остальные морфемы сохраняют свой вид, то, как правило, способ образования — приставочный: при встану –  встану; по умнеть – умнеть. (Так образуются глаголы совершенного вида.) 2) Если отделить приставку нельзя, то вариантов два: суффиксальный способ образования или приставочно-суффиксальный. В этом случае переходим к следующему действию. 3) Определяем вид глагола. К глаголу несовершенного вида стараемся подобрать его видовую пару (глагол совершенного вида) либо ближайший родственный глагол. Подобрав, смотрим, какие морфемы участвуют в образовании нашего глагола: проигр ыва ть – проиграть; на зван ива ть – звонить; притормаж ива ть – притормозить.
  • 1) Пробуем отделить от глагола приставку. Если при этом все остальные морфемы сохраняют свой вид, то, как правило, способ образования — приставочный: при встану – встану; по умнеть – умнеть. (Так образуются глаголы совершенного вида.)
  • 2) Если отделить приставку нельзя, то вариантов два: суффиксальный способ образования или приставочно-суффиксальный. В этом случае переходим к следующему действию.
  • 3) Определяем вид глагола. К глаголу несовершенного вида стараемся подобрать его видовую пару (глагол совершенного вида) либо ближайший родственный глагол. Подобрав, смотрим, какие морфемы участвуют в образовании нашего глагола: проигр ыва ть проиграть; на зван ива ть звонить; притормаж ива ть притормозить.
Словообразование глаголов Если приходится иметь дело с возвратными приставочными глаголами, то вариантов два: 1) суффиксальный способ (возвратный суффикс или суффиксы несовершенного вида): подмазать ся – подмазать; набрать ся – набрать; расстра ива ть ся – расстроиться; 2) приставочно-суффиксальный: в глядеть ся – глядеть; за смотреть ся – смотреть. Возвратные глаголы приставочным способом образуются редко, только в тех случаях, когда они не употребляются без возвратного суффикса ( рас петушиться – петушиться). Выполните в тетради упражнение 518. Выделите морфемы, при помощи которых образовался глагол.

Словообразование глаголов

  • Если приходится иметь дело с возвратными приставочными глаголами, то вариантов два:
  • 1) суффиксальный способ (возвратный суффикс или суффиксы несовершенного вида): подмазать ся – подмазать; набрать ся – набрать; расстра ива ть ся – расстроиться;
  • 2) приставочно-суффиксальный: в глядеть ся – глядеть; за смотреть ся – смотреть.
  • Возвратные глаголы приставочным способом образуются редко, только в тех случаях, когда они не употребляются без возвратного суффикса ( рас петушиться – петушиться).
  • Выполните в тетради упражнение 518. Выделите морфемы, при помощи которых образовался глагол.
Устно ответьте на вопросы Какую часть речи вы сегодня изучали? Что именно вы рассматривали? Что оказалось для вас лёгким, а что – сложным? Какую оценку вы можете поставить себе за приложенные усилия? До свидания!

Устно ответьте на вопросы

  • Какую часть речи вы сегодня изучали?
  • Что именно вы рассматривали?
  • Что оказалось для вас лёгким, а что – сложным?
  • Какую оценку вы можете поставить себе за приложенные усилия?

До свидания!