СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные буквы Е, е.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка в период обучения чтению. Главный герой - Емеля, предлагает детям несколько заданий, с помощью которых обучающиеся познакомятся с новой буквой и звуками, которые она обозначает.

Просмотр содержимого документа
«Гласные буквы Е, е.»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь.

Настраиваются на работу.

Работа по развитию речи

Работа с учебником.

- Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72.

-Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка? Назовите главных героев.


- А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса, на которые нам с Вами нужно ответить.





Вспоминают название сказки, главных героев, отвечают на вопросы.



Вычленение звука из целого слова

(На доске иллюстрации ива и ели.)

-Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям. (Вспоминаем: буквы мы видим, а звуки мы слышим).

-Произнесем вместе слово, прикладывая руку к подбородку, чтобы посчитать слоги.

-Сколько слогов?

-Как узнать на какой слог падает ударение?

-На какой слог падает ударение?

-Сколько в слове букв? Как посчитать буквы?

-Теперь считаем звуки.

-Какой звук первый, второй, третий?

-Сколько звуков в этом слове? (Ива– 3 звука, 3 буквы).

-А теперь посмотрите на следующую картинку. Что это?

-Произнесите это слово, попробуйте посчитать количество звуков.

- А у слова ели?

-Почему задание одно, а ответы разные?

- Произнесите хором слово ели по слогам. (Е - ли).

- Сколько слогов в слове ели?

- Произнесите первый слог протяжно.

- Что слышите?

-Звук Й , он какой?

-А звук э?

-Что вы можете сказать?


(На доске выставляется первый слог).

- Произнесите второй слог.

Из чего он состоит?


(На доске выставляется второй слог).






Фронтальная работа




















Ответы разные

Мы ещё не знакомы с этой буквой



Два



[й’ э]

Согласный

Гласный

Получился слог слияния




Из слияния мягкого согласного с гласным





Соотношение звука с буквой

- Ребят, какую букву мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос.

- Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е. (показ печатной буквы Е).

- Где стоит буква е?

- Почему эта буква особенная?



- Вернёмся к схеме этого слова.

- Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы).

-Обозначьте на схеме слоги.

-На какой слог падает ударение?


-Давайте определим, какой это звук, гласный он или согласный, как мы может это сделать?




-Пробуем пропеть звук.

-Какой делаем вывод?



- Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом).

- А теперь немного отдохнём.


Ответы детей.






В начале слова Обозначает два звука, когда стоит в начале слова





Ударение падает на первый слог, на букву е.


Пропеть звук, если он поется, то гласный, если нет, значит согласный.



Звук гласный, мы смогли его пропеть.

Печатание буквы

Работа выполняется в прописях в клетку фронтально.

- А сейчас мы с вами научимся писать печатную букву е. Откройте свои прописи.

- Возьмите в руку ручку, покажите, как правильно ее держать.

-Поставьте ручку, в верхний левый угол, ведем ручку по линии вниз до нижнего левого угла, теперь снова поставьте ручку в верхний левый угол, ведем прямую по линии до правого верхнего угла. Найдите боковую линию слева, поставьте ручку на середину и проведите линию до конца клетки. Поставьте ручку в нижний левый угол проведите по линии прямую до конца правого нижнегоугла .

-Вот мы с вами и научились писать печатную букву. (Прописывают букву до конца строчки).





Показывают.


Учатся писать печатную букву е. Выполняют работу фронтально, вместе с учителем.

Чтение слоговых таблиц

-Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73.

- Как произносятся согласные в этих слогах?

- Какой вывод можем сделать?


- вот мы и ответили на второй вопрос.

(чтение слогов детьми в разном порядке)


Хором читают слоги



Мягко

Буква е смягчает согласные буквы


Читают слоги.

Чтение слов в столбик

-Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой.

Чтение слов вместе.

- Произнесите протяжно слово «роет».

- какой слышите первый звук, второй, третий, четвертый, пятый.

-Сколько всего получилось звуков?

-Посчитайте количество букв.

-Ребят, почему звуков больше, чем букв?


- После, какого звука следует е?

- Сделайте вывод.




- Вот мы и ответили на все вопросы Емели.



Читают слова.



Произносят слово.

Произносят каждый звук.



Буква е обозначает два звука

После гласного

Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного

Чтение текста и его анализ. Лексическая работа и грамматико-орфографическая пропедевтика










Подведение итогов.

- Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е.

Отгадайте загадку, чтобы узнать о ком будем читать:

Рыжая плутовка, всех кур пересчитала.

- Правильно, это лиса.

- Найдите в учебнике изображение лисы, как ее можно назвать ласково?

Чтение текста, передавая эстафету.

- Кто живёт около ели?

- Что она роет?

- Зачем ей нора?

-найдите в тексте слова, в которых буква е обозначает два звука.

-В каких случаях буква е, обозначает 2 звука?






Лиса




Ответы детей.

Читают текст.


Отвечают на вопросы.


Ели, роет.



Когда она стоит в начале слова, или перед ней стоит гласный звук.





Технологическая карта урока

Учитель

Кандаева Юлия Юрьевна

Класс

1

Предмет

Обучение чтению

УМК

«Школа России»

Тема

Гласные буквы Е, е.

Цель

Цели: формировать умение находить в словах букву Е, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (отвечать на вопросы по содержанию); способствовать развитию связной речи; создать условия для воспитания культуры поведения при фронтальной работе.


Форма урока

Фронтальная, индивидуальная.