Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент | Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Давайте улыбнёмся друг другу. Я думаю, что урок принесёт нам радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. | Настраиваются на работу. |
Работа по развитию речи | Работа с учебником. - Рассмотрите иллюстрации в азбуке на стр. 72. -Вспомните сказку. Что произошло в начале сказки? Чем закончилась сказка? Назовите главных героев. - А сказочным гостем на нашем уроке будет Емеля. И он принёс нам на урок три вопроса, на которые нам с Вами нужно ответить. | Вспоминают название сказки, главных героев, отвечают на вопросы. |
Вычленение звука из целого слова | (На доске иллюстрации ива и ели.) -Внимание на доску. Давайте составим звуковые схемы к этим иллюстрациям. (Вспоминаем: буквы мы видим, а звуки мы слышим). -Произнесем вместе слово, прикладывая руку к подбородку, чтобы посчитать слоги. -Сколько слогов? -Как узнать на какой слог падает ударение? -На какой слог падает ударение? -Сколько в слове букв? Как посчитать буквы? -Теперь считаем звуки. -Какой звук первый, второй, третий? -Сколько звуков в этом слове? (Ива– 3 звука, 3 буквы). -А теперь посмотрите на следующую картинку. Что это? -Произнесите это слово, попробуйте посчитать количество звуков. - А у слова ели? -Почему задание одно, а ответы разные? - Произнесите хором слово ели по слогам. (Е - ли). - Сколько слогов в слове ели? - Произнесите первый слог протяжно. - Что слышите? -Звук Й , он какой? -А звук э? -Что вы можете сказать? (На доске выставляется первый слог). - Произнесите второй слог. Из чего он состоит? (На доске выставляется второй слог). | Фронтальная работа Ответы разные Мы ещё не знакомы с этой буквой Два [й’ э] Согласный Гласный Получился слог слияния Из слияния мягкого согласного с гласным |
Соотношение звука с буквой | - Ребят, какую букву мы поставим под первым слогом? Дети не могут ответить на вопрос. - Такой слог-слияние принято обозначать одной буквой е. Мы слышим два звука [й’ э], а пишем одну букву е. (показ печатной буквы Е). - Где стоит буква е? - Почему эта буква особенная? - Вернёмся к схеме этого слова. - Сколько звуков и букв в слове ели? (В слове ели 4 звука, 3 буквы). -Обозначьте на схеме слоги. -На какой слог падает ударение? -Давайте определим, какой это звук, гласный он или согласный, как мы может это сделать? -Пробуем пропеть звук. -Какой делаем вывод? - Вот мы, ребята, с вами и ответили на первый вопрос Емели. (Открываю на доске карточку с вопросом). - А теперь немного отдохнём. | Ответы детей. В начале слова Обозначает два звука, когда стоит в начале слова Ударение падает на первый слог, на букву е. Пропеть звук, если он поется, то гласный, если нет, значит согласный. Звук гласный, мы смогли его пропеть. |
Печатание буквы | Работа выполняется в прописях в клетку фронтально. - А сейчас мы с вами научимся писать печатную букву е. Откройте свои прописи. - Возьмите в руку ручку, покажите, как правильно ее держать. -Поставьте ручку, в верхний левый угол, ведем ручку по линии вниз до нижнего левого угла, теперь снова поставьте ручку в верхний левый угол, ведем прямую по линии до правого верхнего угла. Найдите боковую линию слева, поставьте ручку на середину и проведите линию до конца клетки. Поставьте ручку в нижний левый угол проведите по линии прямую до конца правого нижнегоугла . -Вот мы с вами и научились писать печатную букву. (Прописывают букву до конца строчки). | Показывают. Учатся писать печатную букву е. Выполняют работу фронтально, вместе с учителем. |
Чтение слоговых таблиц | -Чтобы ответить на второй вопрос давайте прочитаем слоги в Азбуке на с. 73. - Как произносятся согласные в этих слогах? - Какой вывод можем сделать? - вот мы и ответили на второй вопрос. (чтение слогов детьми в разном порядке) | Хором читают слоги Мягко Буква е смягчает согласные буквы Читают слоги. |
Чтение слов в столбик | -Возвращаемся в учебник. Работать будем в парах. Сначала один ученик читает соседу слова, затем другой. Чтение слов вместе. - Произнесите протяжно слово «роет». - какой слышите первый звук, второй, третий, четвертый, пятый. -Сколько всего получилось звуков? -Посчитайте количество букв. -Ребят, почему звуков больше, чем букв? - После, какого звука следует е? - Сделайте вывод. - Вот мы и ответили на все вопросы Емели. | Читают слова. Произносят слово. Произносят каждый звук. Буква е обозначает два звука После гласного Буква е обозначает два звука, если стоит в начале слова или после гласного |
Чтение текста и его анализ. Лексическая работа и грамматико-орфографическая пропедевтика Подведение итогов. | - Теперь мы будем учиться читать текст с буквой е. Отгадайте загадку, чтобы узнать о ком будем читать: Рыжая плутовка, всех кур пересчитала. - Правильно, это лиса. - Найдите в учебнике изображение лисы, как ее можно назвать ласково? Чтение текста, передавая эстафету. - Кто живёт около ели? - Что она роет? - Зачем ей нора? -найдите в тексте слова, в которых буква е обозначает два звука. -В каких случаях буква е, обозначает 2 звука? | Лиса Ответы детей. Читают текст. Отвечают на вопросы. Ели, роет. Когда она стоит в начале слова, или перед ней стоит гласный звук. |