Урок 2 0. Гласные и согласные звуки,
обозначение их буквами. Алфавит
Цели: добиться прочного знания алфавита; работать над правильным называнием букв алфавита; добиться понимания роли алфавита в различных справочниках; повторить правило употр заглавной буквы в именах собственных.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация знаний
Словарно-орфографическая работа Игра «Доскажи словечко»
Попросила... (чайка).
Проглочу-ка! — щелкает зубами... (щука).
Важно каркает... (ворона).
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын... (жираф).
Он соло пел среди ветвей,
Его назвали... (соловей).
Расположите слова в алфавитном порядке. (Чайка (4), щука (5), ворона (1), жираф (2), соловей (3).)
Какие орфограммы встретились? (Сочетания ЧА, ЩУ, ЖИ.)
Что объединяет эти слова? (Это животные: птицы, рыбы, млекопитающие.)
Чем различаются? (По словарно-орфографическому признаку: слова с сочетаниями, слова с непроверяемой безударной гласной.)
Самоопределение к деятельности
Сумеете ли вы расположить слова в алфавитном порядке? Астра, абрикос, арка.
Как быть с такими словами? Кто догадался? (Если первые буквы совпадают, то слова ставятся в алфавитном порядке вторых букв в слове: абрикос, арка, астра.)
Сегодня мы продолжим работу по теме «Алфавит».
Работа по теме урока
(Работа в паре.)
(Взаимооценка: «!»; «+»; «—».)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику Упр. 44 (с. 40)
Прочитайте задание. Расскажите друг другу, что нужно сделать.
Какие варианты выполнения упражнения вы можете предложить? (Ответы детей.)
Упр. 47(с. 41)
(Выполняется в соответствии с заданием.)
Что объединяет данные слова? (Это имена людей, они пишутся с заглавной буквы. В некоторых именах встречается одинаковая буква: Анна, Алла, Геннадий.)
У каждого человека есть полное и короткое имя. В данном упражнении даны полные имена детей?
Где используют полные имена? {В документах, при обращении к старшим.)
А как их называют друзья, близкие? (Гриша, Женя, Аня, Аля, Боря, Зина, Дима, Вася, Лена, Саша и т.д.)
Упр. 48 (с. 41)
Игры с буквами, словами, предложениями
(Учащиеся по желанию вытягивают карточку с пословицей,
зачитывают ее вслух, делятся своими мыслями.)
-Без наук как без рук.
-Красна птица опереньем, а человек ученьем.
-Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
-С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.
-Мир освещается солнцем, а человек знанием.
-С книгой поведешься — ума наберешься.
-Учи показом, а не рассказом.
-Сначала АЗ да БУКИ, а там и науки.
-Азбука — к мудрости ступенька.
Игры деда Буквоеда
Что случилось, что случилось,
Не могу никак понять.
Наши буквы изменились —
Невозможно их узнать.
МА.„ КО.., СО.., СУ.., ПО.., МО...
Используя буквы слова, составьте новые слова.
История. (Сто, рис, тир, рот, сор.)
Рисование. (Сова, роса, сани, вор, нос, Вера.)
Глобусы. (Лоб, бусы, усы, губы.)
Анаграммы
Анаграмма - перестановка букв в слове, образующая другое слово.
Нос — (сон), выдох — (выход), загон — (газон), лапка — (палка), цунами — (умница).
От Федоры Егоровны сбежали: тарелки, ложки, чашки, бутылки, рюмки, вилки, стаканы, блюдца, утюги, топоры, ножи, кочерга, лопата, метла, скалка, таз, труба, самовар, стол, сковорода, кофейник, кастрюля, корыто, сито. А что еще?
Рефлексия
Игра «Найди слова в слове»
ПОДСОЛНУХ
Составьте слова, запишите их. (Ухо, сон, пол, Дон, дол, нос, соло, холл.)
С любым новым словом составьте и запишите предложение. (Фронтальная проверка. Учащиеся оценивают свою работу
по шкале: «!»; «+»; «—».)
Подведение итогов урока
Домашнее задание
Записать имена героев сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке» в алфавитном порядке.