СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Гласные и согласные.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обучения грамоте, по ФГОС, по теме: гласные и согласные. Программа: Планета знаний.

Просмотр содержимого документа
«Гласные и согласные.»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА К УРОКУ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ (по программе «Планета знаний»).

С
оставила:
Кондратова Н.Н., учитель начальных классов, г. Арсеньев, Приморский край, МОБУ «СОШ № 8», 2017г.

Предмет: Обучение грамоте.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.

Цели:

  • предметные:  познакомить с понятием речевые и неречевые звуками, буквами, формировать умение проводить звуковой анализ слова, характеризовать гласные и согласные звуки; развивать фонематический слух;

  • метапредметные: способствовать овладению способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

  • личностные:  развитие мотивов учебной деятельности; развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы обучения:

  • по источнику знаний: ловесные, практические;

  • по уровню познавательной активности:  частично - поисковый;

  • по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Оборудование:  карточки со словами, фишки, компьютер, проектор, экран, презентация.

Технологическая карта урока.


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный

ПРОЗВЕНЕЛ УЖЕ ЗВОНОК.

НУЖНО НАЧИНАТЬ УРОК.

ВСЁ ГОТОВО ЛИ РЕБЯТКИ? БУКВАРЬ

РУЧКА, КАРАНДАШИ, ТЕТРАДКА?

ЗЕРКАЛЬЦЕ ЗДЕСЬ?

РЕЗИНКА ЕСТЬ? (есть)

МОЛОДЦЫ, ВСЕМ СТАВЛЮ ПЯТЬ.

МОЖНО НАМ УРОК НАЧАТЬ.

- Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы её понимаете?

- На этом уроке мы будем учиться работать в парах. Пара – это два человека, сидящие за одной партой. ( Если у кого – то пары нет, он становится третьим в какой – нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до урока.)


Учащиеся проверяют готовность к уроку.



(показывают)

-здесь

-есть



Ответы уч-ся.



Личностные:

принимать новый статус «ученик»,

внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе,

Коммуникативные:

-учёт позиций собеседника во взаимодействии.

Регулятивные:

организовать своё рабочее место под руковод. учителя.


2.Мотивационный момент.


Сегодня к нам придут гости. Хотите узнать, кто это? Тогда возьмите простые карандаши, сейчас мы будем рисовать наших гостей (На столах лежат шаблоны треугольников и кругов). Только прежде давайте выполним задание, т.к. те, кого мы будем рисовать, живут в подземных пещерах, и чтобы они оттуда смогли выбраться, нам надо вспомнить, что это за фигуры лежат у вас на столах. (Показываем слайды, на которых круг и треугольник).

2. Рисуем гномиков.

Из треугольника и круга мы нарисуем гнома Петю.

Круг - это будет голова.

Вот туловище, колпак и рукава.

Вот с пряжкой пояс, башмаки,

Лицо, а также две руки.

Рисуем волосы – смотри,

Гном, как живой!


- А как зовут нашего гномика?

- Давайте начертим схему этого слова.







Ответы уч-ся.



















Под рисунком чертят схему.

Петя


3. Актуализация знаний.

Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока)

























4. Открытие нового знания






















Работа над новым материалом

  1. Гласные звуки.













































Физкультминутка



















  1. Буквы












3)Согласные звуки.


















































Физминутка




































5.Первичное

закрепление с комментированием во внешней речи.





6.Самоконтроль и самооценка своей работы.


- Ой, а что мы забыли у гномиков нарисовать?

- Скажите, а для чего нам нужны уши?

Учитель: правильно, уши для нас очень важны. Но важно не только просто слушать, но и слышать, что говорит учитель или другие взрослые.

Сейчас мы попробуем внимательно прислушаться, посмотрим, что мы сможем услышать.

-Что же мы с вами смогли услышать? (СЛЫШИМ МЫ ЗВУКИ)

- Ребята, кто может назвать тему нашего урока?


- Давайте попробуем поставить перед собой цели и задачи, чему мы должны научиться на уроке?

1) Познакомиться со …. речи;

2) Узнать какие … … ;

3) Учиться различать виды … .

-  Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке?

 

- ребята давайте ещё послушаем звуки и попытаемся угадать, что это за звуки?

- Как вы думаете, можно ли назвать эти звуки речевыми? Почему?

- А какие звуки можно отнести к речевым?

Значит звуки бывают….?

Вспомните задачу нашего урока, которую мы перед собой ставили?

- А что мы можем сделать со звуками?

- А почему нас интересуют именно звуки речи?

В гости к нам пришёл вот этот интересный герой. Он всё знает про звуки речи, и зовут его Звукознайка.

Он очень хочет, чтоб вы отгадали его загадку. Узнали, какие звуки здесь спрятались? (На презентации звуковая схема слова «кит»)

- А вы хотите побольше узнать о звуках речи, чтоб отгадать загадку Звукознайки?

Значит хорошо слушайте вопросы и вдумчиво отвечайте на них.

На доске (Презентации)

- Что надо говорить, когда доктор осматривает горло?

- Какой звук произносят волки, когда замой воют от голода?

- Кого вы видите на картинке? С какого звука начинается это слово?

- Слышим ли мы голос при произношении этих звуков?

- А шум, свист?

-Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо…

-Теперь громче, ещё громче…

-Что происходит со ртом?

-Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук…

Получилось?!

-Почему не вышло?

-Произнесите ещё раз первый звук.

Понаблюдайте, как проходит воздух?

-Почему он проходит свободно?

-Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот?

-Что нам помогает произносить звук?

- Мешают ли нам губы или зубы произносить эти звуки? Легко ли произносить их?

- Давайте попробуем их пропеть.

- А теперь попробуем сделать вывод, что же объединяет эти звуки.

ЭТИ ЗВУКИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ЛЕГКО, СВОБОДНО, ВЫХОДЯТЬ ИЗО РТА НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДЫ, ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ С ГОЛОСОМ, ПОЮТСЯ И ТЯНУТСЯ.

- Может кто-то знает, как называются эти звуки?

- От какого слова они получили своё название?


ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКОЙ,

МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ,

В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ,

НА НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ.

Гласные звуки мы будем обозначать на схемах красным кружочком (так все делают)

- Как вы думаете, а почему все договорились обозначать гласные одним цветом, а не каждый своим?

Молодцы. Очень важно уметь договариваться друг с другом.

Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали:

1.Звуки мы…( слышим и произносим)

2.Звуки бывают…(речевые и неречевые)

1. Гласные звуки – это такие звуки…

- Чтобы научиться читать, достаточно ли нам знать только звуки?

- А как называются значки, которыми обозначаются звуки на письме? (Буквы)

- А чем отличаются буквы от звуков? (Мы их видим и пишем)


- А как вы думаете, могу ли я сказать, что все звуки русского языка произносятся легко, без преграды, поются?

- А что надо делать, если точно не знаешь ответа?

Ну, давайте проверять.

Звукознайка нам в этом поможет.

- А ну ка отгадайте его загадку.

- Отгадайте загадку, которую вам хочет загадать Звукознайка.

Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. 
- А как вы догадались?

- Составьте схему слова, как мы уже делали это раньше.

- Давайте попробуем составить звуковую схему этого слова.

- Какой первый звук? – Он гласный или нет?

- Докажите свои слова.

- Какой второй звук?

- Какой третий звук?

-Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении этого звука?

-Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана?

- А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался.

- Можно ли назвать этот звук гласным?

- Почему?


Значит в русском языке кроме гласных есть ещё какие – то звуки.

- Давайте назовём признаки звуков, которые не относятся к гласным.

- Давайте обозначим его на схеме

( обозначаю красным кружком)

- Почему?


Давайте пока оставим его белым.

- Но мы с вами нашли только один такой звук. Можно ли сделать вывод, что он только один?

Правильно, чтобы что- то доказать и сделать какие – то выводы надо приводить несколько примеров, а потом анализировать и сравнить. Все учёные знают, что на основании одного примера никакие выводы делать нельзя.

- Назовите последний звук в слове.

-Значит, в русском языке кроме гласных звуков есть и другая группа звуков. Давайте ещё раз повторим их характеристику.

- Может кто-то уже слышал, как они называются?

- Давайте подумаем, почему им дали такое название.


А согласные согласны

Шелестеть, пыхтеть, свистеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.

- Что же мы с вами узнали о звуках речи?

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Звуки бывают гласные и согласные.

3. Гласные звуки произносятся без преграды, с голосом, поются и тянутся. Их мы будем обозначать красными кружками.

4.Согласные звуки произносятся с преградой, с шумом, свистом,.. .

5. На письме звуки обозначаются буквами.

Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах.

- Как вы думаете, какое задание вам придётся выполнить?

Работа в парах

1. Задание: учитель показывает картинку с цветком. Дети должны назвать цветок, первый звук в слове, а далее, работая в парах, провести линию от цветка к первой вазе, если этот звук гласный или ко второй вазе, если этот звук согласный. (На столах лежат карточки, с изображёнными вазами и цветами. На одной вазе - красный кружок, на другой - белый)


-Что вам помогло определить вазы для цветов?

Алгоритм работы:

Назови слово, обозначающее цветок, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и проведи линию в свою вазу.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Почему у нас совпали результаты?

- По какому признаку мы раскладывали фрукты?

- Значит, мы научились определять звуки.









Уши




Ответы детей


Закрывают глаза и слушают звуки.






Дети опускают головы на парту и стараются в тишине услышать любые звуки



Разные ЗВУКИ.

Тема сегодняшнего урока: ЗВУКИ







Цель нашего урока: познакомиться со звуками речи; узнать, какие бывают звуки; учиться различать виды звуков.


Слушают неречевые звуки и угадывают их.


Ответы детей.



Речевые и неречевые.

Познакомиться со звуками речи.


ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ

Мы должны научиться читать, правильно, красиво и выразительно говорить, то есть хорошо владеть нашей речью, поэтому нас и интересуют звуки речи.


Дети не могут ответить на вопрос Звукознайки.






Работают над каждым звуком в отдельности.

Чётко повторяют звуки [а, у, о], обращая внимание на положение губ, на то, как открывается рот при произношении.







[а - а]















Они тянутся и поются.



Ответы детей







ГЛАСНЫЕ

Голос. А раньше это слово звучало «глас»

Учат стихотворение, показывая движения.








Чтобы всем было понятно. Схемы должны быть понятны всем.


















Нет

Надо проверять на примерах.








Ответы детей


Это аист






Ответы детей.


Составляют







[c]









Проверяют по всем признакам (преграда, голос, поются)









Красным кружком обозначать нельзя, т.к. это не гласный звук.

Произносится с преградой, со свистом, не поётся – это не гласный звук.


Нет, мы не все звуки русского языка проверили, надо проверять ещё.








Работают по аналогии.

Произносятся с преградой, со свистом, шумом, не поются.



СОГЛАСНЫЕ

Согласные "живут" вместе, с гласными, создают созвучие. Только при их сотрудничестве получаются слова. Также и у людей, чтобы сделать что – то хорошее надо делать это дружно, вместе.

Дети показывают всё движениями, мимикой и жестами.
















Расставить цветы в вазы.

(Разные варианты ответов.

Учитель подводит к нужному)

- По первому звуку в слове.

В первую вазу с гласного звука,

а во вторую с согласного.










Проверяем ответы по презентации.


Дети сравнивают и оценивают свою работу.


Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка.


.




























Познавательные:

- понимать информацию,

представленную в виде схемы;

-анализ;

-синтез;

-сравнение

-моделирование

Личностные:

проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Коммуникативные:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)



























Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка.











































Познавательные:

-анализ;

-сравнение;

-обобщение

Регулятивные:

-самоконтроль;

-самооценка.

Коммуникативные:

задавать вопросы, работа в паре.

Регулятивные:

-оценка выполнения плана,

-самооценка,

-удержание цели.




7.Рефлексия.

Контроль - оценочный.


- Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.

-Все ли пункты плана мы выполнили? Достигнута ли цель урока?

- Давайте посмотрим, вы стали больше знать о звуках или нет?

- Что вы уже можете сказать о том слове, схему которого вам вначале урока показывал Звукознайка?

-Определите, из каких звуков состоят слова ау и уа.

-Какими звуками отличаются слова сом и ком

-Какие это звуки?

-Могли мы раньше ответить на эти вопросы?

- А сегодня научились?

-    Кому было трудно?

-  Что не получилось?

-Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

- Если урок вам понравился, то дома раскрасьте ваших гномиков, которых мы рисовали в начале урок, в яркие цвета, принесите их завтра, и они будут помогать нам дальше, знакомиться со звуками и буквами.

Всем спасибо!















Анализируют собственную деятельность на уроке.

Оценивают словесно свою работу.


Регулятивные:

- выделяют и осознают, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, фиксируют удовлетворённость

(неудовлетворённость) своей работой.

Метапредметные УУД

Умение

контролировать и оценивать свои  

действия.

Личностные УУД: смыслообразование, т.е. ученик задаётся вопросом, какое значение и какой смысл имеет для меня учение? Что дал урок?

Оценивание усваиваемого содержания.


ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  1. Игра « Поймай звук».

- если первый звук гласный – хлопок.

Слова: лось, астра, рысь, окунь, тигр, сова, индюк.

- Какое слово лишнее?