3. Актуализация знаний. Постановка проблемной ситуации (цели и задач урока) 4. Открытие нового знания Работа над новым материалом Гласные звуки. Физкультминутка Буквы 3)Согласные звуки. Физминутка 5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. 6.Самоконтроль и самооценка своей работы. | - Ой, а что мы забыли у гномиков нарисовать? - Скажите, а для чего нам нужны уши? Учитель: правильно, уши для нас очень важны. Но важно не только просто слушать, но и слышать, что говорит учитель или другие взрослые. Сейчас мы попробуем внимательно прислушаться, посмотрим, что мы сможем услышать. -Что же мы с вами смогли услышать? (СЛЫШИМ МЫ ЗВУКИ) - Ребята, кто может назвать тему нашего урока? - Давайте попробуем поставить перед собой цели и задачи, чему мы должны научиться на уроке? 1) Познакомиться со …. речи; 2) Узнать какие … … ; 3) Учиться различать виды … . - Давайте вспомним, какую учебную цель мы поставили перед собой на уроке? - ребята давайте ещё послушаем звуки и попытаемся угадать, что это за звуки? - Как вы думаете, можно ли назвать эти звуки речевыми? Почему? - А какие звуки можно отнести к речевым? Значит звуки бывают….? Вспомните задачу нашего урока, которую мы перед собой ставили? - А что мы можем сделать со звуками? - А почему нас интересуют именно звуки речи? В гости к нам пришёл вот этот интересный герой. Он всё знает про звуки речи, и зовут его Звукознайка. Он очень хочет, чтоб вы отгадали его загадку. Узнали, какие звуки здесь спрятались? (На презентации звуковая схема слова «кит») - А вы хотите побольше узнать о звуках речи, чтоб отгадать загадку Звукознайки? Значит хорошо слушайте вопросы и вдумчиво отвечайте на них. На доске (Презентации) - Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? - Какой звук произносят волки, когда замой воют от голода? - Кого вы видите на картинке? С какого звука начинается это слово? - Слышим ли мы голос при произношении этих звуков? - А шум, свист? -Ещё раз скажите первый звук, но совсем тихо… -Теперь громче, ещё громче… -Что происходит со ртом? -Попробуйте плотно закрыть рот и произнести этот звук… Получилось?! -Почему не вышло? -Произнесите ещё раз первый звук. Понаблюдайте, как проходит воздух? -Почему он проходит свободно? -Почему же у нас не получился звук, когда мы закрыли рот? -Что нам помогает произносить звук? - Мешают ли нам губы или зубы произносить эти звуки? Легко ли произносить их? - Давайте попробуем их пропеть. - А теперь попробуем сделать вывод, что же объединяет эти звуки. ЭТИ ЗВУКИ ПРОИЗНОСЯТСЯ ЛЕГКО, СВОБОДНО, ВЫХОДЯТЬ ИЗО РТА НЕ ВСТРЕЧАЯ ПРЕГРАДЫ, ОНИ ПРОИЗНОСЯТСЯ С ГОЛОСОМ, ПОЮТСЯ И ТЯНУТСЯ. - Может кто-то знает, как называются эти звуки? - От какого слова они получили своё название? ГЛАСНЫЕ ТЯНУТСЯ В ПЕСЕНКЕ ЗВОНКОЙ, МОГУТ ЗАПЛАКАТЬ И ЗАКРИЧАТЬ, В ТЁМНОМ ЛЕСУ ЗВАТЬ И АУКАТЬ, НА НЕ ЖЕЛАЮТ СВИСТЕТЬ И ВОРЧАТЬ. Гласные звуки мы будем обозначать на схемах красным кружочком (так все делают) - Как вы думаете, а почему все договорились обозначать гласные одним цветом, а не каждый своим? Молодцы. Очень важно уметь договариваться друг с другом. Давайте ещё раз повторим всё, что мы узнали: 1.Звуки мы…( слышим и произносим) 2.Звуки бывают…(речевые и неречевые) 1. Гласные звуки – это такие звуки… - Чтобы научиться читать, достаточно ли нам знать только звуки? - А как называются значки, которыми обозначаются звуки на письме? (Буквы) - А чем отличаются буквы от звуков? (Мы их видим и пишем) - А как вы думаете, могу ли я сказать, что все звуки русского языка произносятся легко, без преграды, поются? - А что надо делать, если точно не знаешь ответа? Ну, давайте проверять. Звукознайка нам в этом поможет. - А ну ка отгадайте его загадку. - Отгадайте загадку, которую вам хочет загадать Звукознайка. Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. - А как вы догадались? - Составьте схему слова, как мы уже делали это раньше. - Давайте попробуем составить звуковую схему этого слова. - Какой первый звук? – Он гласный или нет? - Докажите свои слова. - Какой второй звук? - Какой третий звук? -Что вы можете сказать о том, как проходит воздух при произношении этого звука? -Понаблюдайте за собой, можете посмотреть друг на друга, когда произносите этот звук, где же эта преграда, чем она создана? - А теперь попробуйте произнести этот звук так, чтобы язык ни к чему не прикасался. - Можно ли назвать этот звук гласным? - Почему? Значит в русском языке кроме гласных есть ещё какие – то звуки. - Давайте назовём признаки звуков, которые не относятся к гласным. - Давайте обозначим его на схеме ( обозначаю красным кружком) - Почему? Давайте пока оставим его белым. - Но мы с вами нашли только один такой звук. Можно ли сделать вывод, что он только один? Правильно, чтобы что- то доказать и сделать какие – то выводы надо приводить несколько примеров, а потом анализировать и сравнить. Все учёные знают, что на основании одного примера никакие выводы делать нельзя. - Назовите последний звук в слове. -Значит, в русском языке кроме гласных звуков есть и другая группа звуков. Давайте ещё раз повторим их характеристику. - Может кто-то уже слышал, как они называются? - Давайте подумаем, почему им дали такое название. А согласные согласны Шелестеть, пыхтеть, свистеть, Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь. - Что же мы с вами узнали о звуках речи? 1. Звуки мы слышим и произносим. 2. Звуки бывают гласные и согласные. 3. Гласные звуки произносятся без преграды, с голосом, поются и тянутся. Их мы будем обозначать красными кружками. 4.Согласные звуки произносятся с преградой, с шумом, свистом,.. . 5. На письме звуки обозначаются буквами. Посмотрите на карточки, которые лежат у вас на столах. - Как вы думаете, какое задание вам придётся выполнить? Работа в парах 1. Задание: учитель показывает картинку с цветком. Дети должны назвать цветок, первый звук в слове, а далее, работая в парах, провести линию от цветка к первой вазе, если этот звук гласный или ко второй вазе, если этот звук согласный. (На столах лежат карточки, с изображёнными вазами и цветами. На одной вазе - красный кружок, на другой - белый) -Что вам помогло определить вазы для цветов? Алгоритм работы: Назови слово, обозначающее цветок, определи с какого звука оно начинается, дай характеристику звука по прохождению воздуха при его образовании и проведи линию в свою вазу. - Какой вывод мы можем сделать? - Почему у нас совпали результаты? - По какому признаку мы раскладывали фрукты? - Значит, мы научились определять звуки. | Уши Ответы детей Закрывают глаза и слушают звуки. Дети опускают головы на парту и стараются в тишине услышать любые звуки Разные ЗВУКИ. Тема сегодняшнего урока: ЗВУКИ Цель нашего урока: познакомиться со звуками речи; узнать, какие бывают звуки; учиться различать виды звуков. Слушают неречевые звуки и угадывают их. Ответы детей. Речевые и неречевые. Познакомиться со звуками речи. ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ Мы должны научиться читать, правильно, красиво и выразительно говорить, то есть хорошо владеть нашей речью, поэтому нас и интересуют звуки речи. Дети не могут ответить на вопрос Звукознайки. Работают над каждым звуком в отдельности. Чётко повторяют звуки [а, у, о], обращая внимание на положение губ, на то, как открывается рот при произношении. [а - а] Они тянутся и поются. Ответы детей ГЛАСНЫЕ Голос. А раньше это слово звучало «глас» Учат стихотворение, показывая движения. Чтобы всем было понятно. Схемы должны быть понятны всем. Нет Надо проверять на примерах. Ответы детей Это аист Ответы детей. С оставляют [c] Проверяют по всем признакам (преграда, голос, поются) Красным кружком обозначать нельзя, т.к. это не гласный звук. Произносится с преградой, со свистом, не поётся – это не гласный звук. Нет, мы не все звуки русского языка проверили, надо проверять ещё. Работают по аналогии. Произносятся с преградой, со свистом, шумом, не поются. СОГЛАСНЫЕ Согласные "живут" вместе, с гласными, создают созвучие. Только при их сотрудничестве получаются слова. Также и у людей, чтобы сделать что – то хорошее надо делать это дружно, вместе. Дети показывают всё движениями, мимикой и жестами. Расставить цветы в вазы. (Разные варианты ответов. Учитель подводит к нужному) - По первому звуку в слове. В первую вазу с гласного звука, а во вторую с согласного. Проверяем ответы по презентации. Дети сравнивают и оценивают свою работу. Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. | . Познавательные: - понимать информацию, представленную в виде схемы; -анализ; -синтез; -сравнение -моделирование Личностные: проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Коммуникативные: - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное) Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. Познавательные: -анализ; -сравнение; -обобщение Регулятивные: -самоконтроль; -самооценка. Коммуникативные: задавать вопросы, работа в паре. Регулятивные: -оценка выполнения плана, -самооценка, -удержание цели. |