СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гласные звуки и буквы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок по русскому языку на тему: "Гласные звуки и буквы"

Просмотр содержимого документа
«"Гласные звуки и буквы"»



Тема: Гласные звуки и буквы.

Цели: Формировать умение определять гласные звуки и буквы; формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы; объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

- Отгадайте загадки.

Лежала между ёлками

подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг убежала. (ёж)

-Сколько слогов в слове? (один)

-Сколько звуков в слове? (три) произнесите звуки.

-Сколько букв в слове? (две) назовите буквы.

-Почему звуков больше чем букв? (буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова.)

-Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв. (заяц, яблоко, молния,

Ты упала мне под ноги,

Растянулась по дороге.

И нельзя тебя поднять ,

И нельзя тебя прогнать.

На меня ты так похожа,

Будто я шагаю лёжа. (тень)

-Сколько слогов в этом слове? (один)

-Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (три)

-Назови буквы. Сколько букв в этом слове? (четыре)

-Почему звуков меньше, чем букв? ( буква Ь не обозначает звука.)

Приведите примеры слов, в которых звуков меньше, чем букв. (дождь, пень, пальто,

  1. Работа по теме урока.

1. Повторение.

- Сколько букв в русском алфавите?

-Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? Напишите их.

Сколько гласных звуков в русском языке ? Произнесите гласные звуки.

(На доске записаны буквы)

У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.

- Найдите лишнее, обоснуйте. (« Ь»- не обозначает звука и «М» - обозначает согласный звук .) (учитель стирает «Ь» и «М» .)

- Что можно сказать об остальных буквах? (это буквы обозначающие гласные звуки.)

- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я. Обозначают два звука? ( в начале слова, после гласных, после разделительных Ъ и Ь.(ёжик, якорь, ель,))

-Когда буквы Е, Ё, Ю,Я. Обозначают один гласный звук? (после согласных).

2. работа по учебнику.

Упражнение № 8.

Прочитайте слова.

- подумайте какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы.

Выполните задание.

-прочитайте слова, которые вы выписали.

3. словарная работа.

Объясните значение слова «деревня».

Деревня- 1) крестьянское селение; 2) сельская местность;

3) небольшое поселение людей.

-прочитай слово деревня с ударением.

-Сколько слогов в этом слове?

-На какой слог падает ударение?

Запишите слово деревня в тетрадь . Запомните его написание .

Упражнение № 9.

-прочитайте.

-из какой сказки взят этот отрывок?

-О чём говорится в этом отрывке? Кто такие эльфы? ( это духи природы.)

-вспомните как Дюймовочка попала к эльфам.

Прочитайте последнее задание . выполните его самостоятельно.

  1. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зелёным лугом.

(ходьба на месте)

Крылья пёстрые мелькают,

В поле бабочки летают.

(Взмахи руками)

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

(взмахи руками покружиться.)

  1. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

Упражнение № 10.

-Прочитайте .

-Что нового вы узнали о словах с буквой Э.

-Рассмотрите записи.

-из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?

-выполните задание.

6. рефлексия.

(Проверь себя. Самостоятельное выполнение.)

-Как вы справились с заданием?

-произнесите гласные звуки?

Назови буквы, обозначающие гласные звуки?

Оцените свою работу