







Тема: Гласные звуки и буквы.
Цели: Формировать умение определять гласные звуки и буквы; формировать умения отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы; объяснять причины расхождения количества звуков и букв в словах.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки.
Лежала между ёлками
подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала. (ёж)
-Сколько слогов в слове? (один)
-Сколько звуков в слове? (три) произнесите звуки.
-Сколько букв в слове? (две) назовите буквы.
-Почему звуков больше чем букв? (буква Ё обозначает два звука, если стоит в начале слова.)
-Приведите примеры слов, в которых звуков больше, чем букв. (заяц, яблоко, молния,
Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять ,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лёжа. (тень)
-Сколько слогов в этом слове? (один)
-Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (три)
-Назови буквы. Сколько букв в этом слове? (четыре)
-Почему звуков меньше, чем букв? ( буква Ь не обозначает звука.)
Приведите примеры слов, в которых звуков меньше, чем букв. (дождь, пень, пальто,
Работа по теме урока.
1. Повторение.
- Сколько букв в русском алфавите?
-Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? Напишите их.
Сколько гласных звуков в русском языке ? Произнесите гласные звуки.
(На доске записаны буквы)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.
- Найдите лишнее, обоснуйте. (« Ь»- не обозначает звука и «М» - обозначает согласный звук .) (учитель стирает «Ь» и «М» .)
- Что можно сказать об остальных буквах? (это буквы обозначающие гласные звуки.)
- Когда буквы Е, Ё, Ю, Я. Обозначают два звука? ( в начале слова, после гласных, после разделительных Ъ и Ь.(ёжик, якорь, ель,))
-Когда буквы Е, Ё, Ю,Я. Обозначают один гласный звук? (после согласных).
2. работа по учебнику.
Упражнение № 8.
Прочитайте слова.
- подумайте какую «работу» выполняют в словах выделенные буквы.
Выполните задание.
-прочитайте слова, которые вы выписали.
3. словарная работа.
Объясните значение слова «деревня».
Деревня- 1) крестьянское селение; 2) сельская местность;
3) небольшое поселение людей.
-прочитай слово деревня с ударением.
-Сколько слогов в этом слове?
-На какой слог падает ударение?
Запишите слово деревня в тетрадь . Запомните его написание .
Упражнение № 9.
-прочитайте.
-из какой сказки взят этот отрывок?
-О чём говорится в этом отрывке? Кто такие эльфы? ( это духи природы.)
-вспомните как Дюймовочка попала к эльфам.
Прочитайте последнее задание . выполните его самостоятельно.
Физкультминутка.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
(ходьба на месте)
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
(Взмахи руками)
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.
(взмахи руками покружиться.)
Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
Упражнение № 10.
-Прочитайте .
-Что нового вы узнали о словах с буквой Э.
-Рассмотрите записи.
-из каких языков пришли к нам слова с буквой Э?
-выполните задание.
6. рефлексия.
(Проверь себя. Самостоятельное выполнение.)
-Как вы справились с заданием?
-произнесите гласные звуки?
Назови буквы, обозначающие гласные звуки?
Оцените свою работу