Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Мы за парты дружно сели И на доску поглядели, И открыли поскорей Очень много букварей. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
II. Речевая разминка | – Что говорят, когда рыба срывается с крючка? | – Эх…! | Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
III. Постановка учебной задачи | – Какой первый звук вы сейчас произнесли? – Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока | – [э]. – Познакомиться со звуком [э] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой | Формулируют вместе с учителем учебную задачу |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 57) | – Что изображено на картинке? – Что можно услышать в лесу? – Выполните слого-звуковой анализ слова эхо. – Выделите первый звук. – Этот гласный звук вы уже слышали раньше, когда выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е. Охарактеризуйте звук [э] | Рассматривают предметную картинку с изображением леса, в котором грибники перекликаются. Выполняют слого-звуковой анализ слова эхо. – Звук [э] в начале слова и после гласных обозначается буквой э | Определяют сюжет предметной картинки. Выделяют звук [э] в процессе слого-звукового анализа слова эхо. Устанавливают, что звук [э] – знакомый, так как раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е |
2. Игра «Кто внимательный?» | – Найдите одинаковый звук в словах: этажерка, эскалатор, экран, эскимо. – Назовите имя девочки, используя первые звуки слов: эскалатор, медведь, мячик, автобус | – [э]. – Эмма | Распознают звук [э] в словах. Определяют первые звуки в словах. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей |
Физкультминутка | – Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо | Выполняют действия по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [э] в словах | Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [э] в словах |
3. Знакомство с буквой Э | – На что похожа буква Э (Э оборотное)? Буква Э на С дивится, Словно в зеркало глядится, Сходство есть наверняка, Только нету языка! А. Шибаев – Выложите букву Э из нитки или шнурка | Находят букву Э на «ленте букв». Высказывают свои предположения. Из нитки или шнурка выкладывают букву Э | Находят букву Э на «ленте букв». Моделируют ее из нитки или шнурка |
4. Чтение слов (учебник, с. 57) | – Прочитайте слова. – Какой звук обозначен бук- вой э? Что обозначает буква э? | Читают слова. – [э]. – Твердость предшествующего согласного звука | Распознают букву э в словах. Произносят звук [э]. Характеризуют букву э |
5. Работа со стихотворением Я. Акима (учебник, с. 57) | – Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку. – Что вы знаете о космических ракетах? Расскажите | Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ | Составляют рассказ по картинке с опорой на стихотворение. Умеют работать в группе |
Физкультминутка | Чух-чух, чух-чух – Мчится поезд во весь дух. Пых-пых-пых! Тороплюсь! – гудит: у-у-у… Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь-у-у-усь! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Осуществляют профилактику утомления. |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и стихотворением (учебник, с. 56) | – Рассмотрите рисунки, прочитайте стихотворение. Выполните задания к картинке в учебнике. – Подготовьте с товарищем сообщение. – Прочитайте выразительно стихотворение. – О чем говорится в стихотворении? – Что такое метеорит? | Рассматривают картинку, читают стихотворение. Отвечают на вопросы. Получают домашнее задание | Извлекают из иллюстрации и стихотворения необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают выразительно стихотворение. |
2. Работа с рассказом Л. Толстого (учебник, с. 58) | – Прочитайте рассказ. – Что знала Таня? – Что Таня сказала кукле? – Чему она ее учила? | Читают рассказ, отвечают на вопросы | Осознанно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы |
3. Чтение стихотворения В. Берестова ( с. 58) | – Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы в учебнике | Читают стихотворение, отвечают на вопросы | Читают, соблюдая интонацию.Высказывают свое мнение |
VI. Рефлексивно-оценочный | – Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок | Отвечают на вопросы учителя | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |