СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подтверждающие документы формы 3 таблица 3.1 Гласный звук "э", буквы Э, э.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-ознакомление новых знаний. Учащиеся знакомятся с гласным звуком "Э" и буквой Э.

Просмотр содержимого документа
«Подтверждающие документы формы 3 таблица 3.1 Гласный звук "э", буквы Э, э.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 ст. Бородинская


Технологическая карта урока

Литературное чтение, 1 класс, УМК «Школа России»

Учитель: Земницкая Т.В.





Тема

Гласный звук [э], буквы Э, э

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [э], буквами Э, э, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи Открытие новых знаний

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [э] в начале слов и после гласных; обозначают буквой э данный звук в начале слов и после гласных; читают предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

Личностные результаты

Проявляют интерес к изучению нового

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: планировать деятельность на уроке, определять цель задания, выполнять задания под руководством учителя.

Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения задач; логические – характеризуют звук [э], букву Э.

Коммуникативные: используют речь для регуляции своего действия

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Э, э; звук [э]; слого-звуковой анализ слова.

Образовательные ресурсы

ЭП, пластилин.

Ход урока.

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели.

На меня все посмотрели.

И открыли поскорей

Очень много букварей.

Вижу, вы готовы к уроку.

– Сегодня у нас необычный урок. Присутствуют гости. Ученик.

Мы гостей с волненьем  ждали,

И немножко все устали.

Не судите очень строго,

Проучились мы немного 

Приветствуют учителя и гостей. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя



1

2

3

4

5

6

II. Актуализация знаний.

Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

- Ваши учебники открыты на стр. 55. Дома вы читали по ролям стихотворение «Тонкая работа».Прочитаем вслух.

- Вижу, что вы хорошо готовились дома.

- Назовите последнюю букву в стихотворении

- Прочитайте с доски слоги с буквой Ц.

ЦУ ЦА ЦО ЦЫ ЦИ ЦЕ


- Какой звук мы слышим после звука [ц]?

Это новый звук для нас?







Отработка навыков правильного, выразительного чтения.




- Буква Ц.



-


- Мы слышим звук [э]


- Да






Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа


Давайте попробуем сформулировать задачу сегодняшнего урока.

Какова цель нашего урока?


– Познакомимся с буквой Э, узнаем какой звук она обозначает, как пишется, будем учиться читать слоги, слова и предложения с новой буквой.

Формулируют вместе с учителем учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

  • Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 57)



















2.Знакомство со звуком [э].




























3.Работа в парах.































4. Физкультминутка.










5. Знакомство с буквами Э,э

Слайд №1











.


Игра «Выбери букву»

(Обыгрывается с завязанными глазами)





7

Работаем со слогами.

слайд №2







8. Игра. «









9.Работа со стихотворением Якова Лазаревича Акима
(учебник, с. 57)
































Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседа, анализ слова, работа с рисунком, со схемой-моделью слова, объяснение учителя, чтение


























































Коллективная.

Практический.






















































Словесный. Чтение, беседа





























- Послушайте загадку.

Ты кричал – оно молчало,

Ты молчал – оно кричало.

- Что это?

-А что такое эхо?


– Где можно услышать эхо?



- Как оно разговаривает?




- Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду говорить слова, а вы мне будете отвечать последний слог, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (ока), рыбак (бак).

Вывод: вот мы поближе узнали, что такое эхо.

- Откройте Азбуку на стр.57

и рассмотрите схему к слову « Эхо»

- Предлагаю выполнить слого-звуковой анализ слова

«эхо»






- Выделите первый звук

- Как он произносится?



- Сделайте вывод.


- Каким цветом будем обозначать этот звук на схеме?


-А во втором слоге?

Это т с?











- Отгадайте загадки.

На лучинке, в бумажке,

В шоколадной рубашке,

В руки просится само



Что же это?

-

- Раскрасьте схему слова эскимо.

- Кто готов выйти к доске для проверки?


- Историческая справка. Буква э сравнительно молодая. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и многие другие слова содержат букву Э. Об этом я узнала из Энциклопедического словаря.




– Будьте внимательны при определении звука. Хлопните в ладоши, если услышите звук [э] в словах и топайте ножками, если такого звука нет: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, если, щетка, этот, элеватор, экскурсия, дети, электричество, эхо



- Откройте тетради, положите с наклоном.

- На письме звук э обозначается буквами Э, э.


Демонстрация печатных букв Э,э на доске, на экране

- Сравните буквы

- Напечатайте в тетради буквы Э,э


- На что похожа буква Э?


- Послушайте стихотворение.

Это – Э с открытым ртом

И большущим языком.

Эге- гей! – крикун кричит, изо рта язык торчит.

- Моделирование буквы э из пластилина.

Молодцы! Вот теперь вы даже с завязанными глазами можете узнать новую букву.



- Читаем слоги.

ЭН ЭВ ЭЛ ЭШМЭ СЭ

-Как звучат согласные звуки: твердо или мягко?

-Сделайте вывод



- Давайте прочитаем правило в азбуке на стр. 57. Верно, ли мы сделали вывод?





Умение читать слова с буквой Э пригодится при работе со стихотворением Якова Акима

– Прочитайте стихотворение, рассмотрите картинку.





















-Эхо.

- Это звук, а не человек.

На речке, в горах, в пустой квартире, в лесу.

- Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.










Поставить на подставку



Выполняют слого-звуковой анализ слова эхо.


- В слове эхо 2 слога, потому что 2 гласных звука: э,а.

-[э]

- Рот широко открыт, воздух проходит свободно.

- Звук [э] – гласный.


- Первый слог на схеме обозначен красным квадратом.


Во втором слоге – два звука [ха]-это твердое слияние

Первый звук - согл., глух., тв., на схеме обозначен, синим треугольником, второй звук – гласный обозначен красным треугольником.









- Эскимо




















включ. эк





Выполняют действия
по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [э] в словах













Высказывают свои предположения.






Моделируют букву.







ГОТОВЬ СЛОГИ










-Согласные звуки звучат твердо



Буква э обозначает твердость предшествующего согласного

-Да.


Читают стихотворение, рассматривают картинку, составляют рассказ





























































Выделяют звук [э] в процессе слого-звукового анализа слова эхо.























































Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [э]
в словах
















































Составляют рассказ
по картинке с опорой
на стихотворение. Умеют работать в паре.

































































































Коллективный. Правильное выполнение движений






















Фронтальный. Устные ответы, моделирование.

Контролирует, корректирует.















Формулирует задания, организует самоконтроль

Проверяет, корректирует.





Чтение, рассказ














1

2

3

4

5

6

11. Как человек научился летать.













































- Люди с давних времен мечтали подняться в воздух, летать. Уже в сказках появились ковер-самолет, сапоги – скороходы. С развитием техники появились первые летательные аппараты: воздушные шары, дирижабли. В начале века появились самолеты, вертолеты и другая техника. В русском языке появилось иностранное слово аэро, что означает слово. Прочитаем слова в левом верхнем углу на стр.57. Аэроплан воздушный аппарат. Аэробус- самолет. Вспомните как называется площадка , куда приземляются самолеты.























-Аэродром.
















































V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и стихотворением (учебник,
с. 56)

Как человек научился летать.

Фронтальная, парная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, чтение, рассказ


– Рассмотрите рисунки.

Что на них изображено?

-Как человек научился летать, вы можете обратится за дополнительной информацией к старшим.


-Прочитайте выразительно стихотворение

Р. Сефа


– Какие новые слова вы встретили в стихотворении?

-Какая главная мысль этого стихотворения?




- Самолеты



Рассматривают картинку, читают стихотворение.

Отвечают на вопросы. Получают домашнее задание.



Вселенная, метеорит





Извлекают из иллюстрации и стихотворения необходимую информацию. Формулируют четкие ответы на вопросы. Читают выразительно стихотворение. Готовят дома сообщение в паре, работая с дополнительной информацией















Фронтальный, парный. Устные ответы, чтение, рассказ

2. Работа с рассказом Л. Толстого
(учебник, с. 58)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

-Переверните страницу.

– Прочитайте самостоятельно рассказ.

– Что знала Таня?

– Что Таня сказала кукле?

– Чему она ее учила?

- Может нам пригодится этот совет?

Читают рассказ хором, отвечают на вопросы

Осознанно читают рассказ, соблюдая интонацию и знаки препинания. Формулируют ответы

Фронтальный. Чтение, устные ответы

  • Чтение стихотворения В. Берестова
    (учебник, с. 58)


Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

Вот и мы продолжаем учиться читать стихотворение Валентина Берестова.


- Стихотворение «Поиграем в эхо» прочитаете и поиграете с родителями.

А как играть вам поможет мультфильм про «Эхо».Посмотрите его

Читают стихотворение самостоятельно, отвечают на вопросы

Читают, соблюдая интонацию. Высказывают свое мнение

Фронтальный. Чтение, устные ответы

VI. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

Наш урок походит к концу.- - Какое открытие вы сделали для себя на уроке?

О чем бы вам захотелось рассказать своим родителям, дома, после этого урока?

- Оцените свою работу с помощью «Лесенки успеха»

_ У меня все получилось.

- Были трудности.

- Мне трудно было работать.

Вы хорошо поработали. Молодцы!. Спасибо вам!

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы