СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Гласные звуки и буквы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока. Повторение гласных звуков и букв.

Просмотр содержимого документа
«"Гласные звуки и буквы"»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(Повторение гласных звуков и букв )

  1. ФИО : Крылова Ольга Викторовна

  2. Место работы: МБОУ СОШ №9 г.Ступино

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Предмет: русский язык

  5. Класс: 3

  6. Тема и номер урока в теме: «Повторение гласных звуков и букв »

  7. Предметная программа её автор: русский язык, программа «Школа России»

  8. Цель урока: обобщить знания учащихся о роли гласных звуков и букв в языке;

  9. Тип урока: повторение

  10. Модель организации УПД младших школьников: групповая, индивидуальная, фронтальная.

  11. Необходимое оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация по теме «Гласные буквы и звуки»;

  12. Структура и ход урока:



Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Название используемых ЭОР

Время

(в мин.)

1

Организационный момент.

Цель этапа: Включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

Учащиеся настраиваются на работу.

Выбор эффективных способов организации рабочего пространства.

Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе формирования групп.

Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и обеспечивают организацию своей учебной деятельности.

Отмечает отсутствующих. Приветствует учащихся. Проверяет посадку учеников по группам (учитель заранее делит учащихся на группы). Учитель нацеливает на закрепление и повторение новых знаний: Каждый день – всегда, везде, На занятиях в игре Смело, четко говорим И тихонечко сидим. Сегодня на уроке мы друг друга удивим. Проверьте наличие Выбор эффективных способов организации рабочего пространства Взаимодействуют с учителем и учащимися в ходе формирования групп Проверяют наличие в комплекте инструкционных карточек, наличие источников информации. Управляют поведением и обеспечивают организацию своей учебной деятельности комплектов инструкционных карточек


1 мин.

2

Постановка целей и задач. Актуализация знаний.

Цель этапа: Повторение ранее изученного материа-

ла; актуализация учебных навыков и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации.


Анализируют выданную работу.

Ищут и выделяют необходимую информацию.

Взаимодействуют с учащимися в ходе работы в группах, обосновывают и доказывают свою точку зрения.

Выделяют и осознают то, что уже освоено.

Учитель включает интерактивную доску, раздает задание по группам, определяет тему занятия в сотрудничестве с учащимися. Мотивирует с помощью презентации. Учитель: Сегодня мы с вами вспомним, что узнали на прошлом уроке и определим тему и цели нового урока Что проходили на прошлом уроке? (Тема «Гласные звуки и буквы») Сейчас я каждой группе раздам задание – вставить пропущенные буквы. Каждой группе розданы карточки, (Приложение 1). -С помощью документ- камеры оценим работу групп. (Включает презентацию «Гласные звуки и буквы» Приложение 2)

2

5 мин.

3

Самоопределе- ние к деятельности, целеполагание.

Цель этапа:

 Организация коммуникативного взаимо-

действия, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм выполнения задания, мотивировка учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки


Устанавливают причинно- следственные связи, находят и выделяют необходимую информацию, формулируют познавательные цели.

Аргументируют свою точку зрения.

Занимаются целеполаганием, отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы.

Учитель показывает на интерактивной доске слайды со словами, в которых пропущены гласные буквы (Приложение 3), определяет совместно с детьми цели урока. - Давайте подумаем, какова тема сегодняшнего урока? (Показ слайдов.) Подумайте, какие картинки лишние? - Третья картинка , потому что это согласные буквы пропущены и пятая картинка – на ней слоги, а не слова - О чем мы будем говоритьна уроке? Правильно, мы повторим: по каким признакам различать гласные звуки от согласных. А также будем учиться планировать свою деятельность, осуществлять на практике свои знания, анализировать информацию, делать выводы.

2

3 мин.

4

Примене ние зна ний и уме ний в новой ситуации. Рабо та по теме урока

Цель этапа: Организовать коммуникативное взаимо-

действие; научить учиты-

вать разные мнения и координировать разные позиции в сотрудничестве; использовать речевые средства для решения языковых и коммуникатив-

ных задач.


Вступают в диалог Организуют учебное сотрудничество, работают в группах.

Выделяют и осознают то, что уже освоено Отвечают на поставленные вопросы в соответствии с целью работы .


Поиск и обработка ресурсов Параллельно один ученик записывает слова на доске , называет гласные, объясняет (ударный звук или безударный).

В группах – взаимопровер- ка

Поиск и обработка ресурсов Осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме

Показ презентации

1.Вступительное слово учителя: Сегодня мы продолжим знакомство с Гласными звуками и буквами. 2. Работа над каллиграфией - в тетради «Русский язык» А) Запись даты - Кто изображён на экране? Видимо, это африканец – житель африканского континента. В Африке живёт много народов и племён. Вот их изображения. (слайд) - А вот и наш первый гость, темнокожий, с яркими украшениями, Б)Попробуем повторить элементы юбочки из листьев. - Необычный костюм… Наверное, и жилища необычные для нас. А сколько ещё интересного в мире! Давайте совершим путешествие по миру и узнаем о жилищах разных народов. (слайд)

В)-Посмотрите на слово «ЖИЛИЩА». Какие орфограммы вы увидели?- Потренируемся писать некоторые буквы этого слова и схожие с ними: И ии ц цц ш шш щ щщ

3. Знакомимся с жилищами - Будем рассматривать слайды, изображающие представителей разных народов и их удивительные жилища. - Названия жилищ будем записывать под диктовку учителя и самодиктовку. А) Некоторые народы Африки живут вот в таких хижинах. (слайд)

Запись: ХИЖИНА

Б) Эскимосы – общность некоторых народов Севера. (слайд) Укрытием им служит дом из плотных брусков снега – иглу. (слайд) Запись: ИГЛУ В)Индейцы, изображённые на слайде, из Северной Америки. (слайд) Их жилища называются «типи» и строятся как конусообразный шалаш из деревянных жердей, покрытых шкурами бизонов и оленей. (слайд) Запись: ТИПИ.

Г) Монголы – жители степных районов Азии. (слайд) Монголы – тоже кочевой народ, пастухи, воины. Их дома- юрты – «Войлочные дома» (слайд) тоже легко разбирать и перевозить на новое место стоянки. Запись: ЮРТА.

4. Определение темы урока А) Работа в паре на листах. - Посмотрите на запись этих слов и подберите к этим словам соответствующие слоговые схемы. (слайд) ИГЛУ ХИЖИНА ДОМ ЮРТА - Проверка.

-Назовите количество слогов в первом слове. - Какие буквы помогают образовывать слоги? Почему именно такое количество слогов в слове? - Пометьте красным цветом и назовите гласные буквы в этом слове. Б) – Как отличить гласные звуки от согласных? В) – Продолжим проверку. Называйте гласные и указывайте количество слогов в слове. (Проверка – см. экран)

Г) – Какие буквы нас сегодня особенно интересуют?

- Определите тему нашего урока.

«Гласные буквы и звуки» (слайд)




2

20 мин.


Физминутка для глаз

Физкультминутка включает в себя круговые движения глазами, движения вправо- влево, вверх-вниз, движение на приближение и удаление предметов. «Гласные звуки» (слайд – танец)


Имитируют движения учителя.




Нет преграды на пути – Можно воздуху идти! И выходят гласные – Чистые и ясные. (Повторить слова 2 раза, с движениями)



5

Закрепле ние.

Цель этапа: Организовать проведение Блиц-опроса « Продолжи фразу» силами учащихся; структурировать коллективную работу, показать результатив ность деятельности учащихся

Презентуют свою работу, представляют свои результаты.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения, принимают чужую точку зрения. Оппонируют собеседнику.

Прогнозируют свои дальнейшие действия, применяя полученные знания .

Организует обсуждение результатов работы, обсуждает с учащимися решение проблемы, выполнение поставленной цели -Вы заполнили карточки –таблицы «Гласные буквы и их работа», теперь внимательнее посмотрите на результаты и сделайте вывод. (- Сколько в русском языке гласных букв? На доске – таблица : 5х2 клеток.- назовите гласные буквы. Запись букв по мере называния в определённое место таблицы.

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ: а о э у ы я ё е ю и (слайд) Б) – Чем отличаются работа гласных букв первой строки от работы букв второй строки?(Указание на мягкость-твёрдость)

- Нарисуйте в своей тетради синий и зелёный кружки- модели согласных. (слайд) В) – Назовите синоним к слову «жилище», запишите его. Хижина иглу типи юрта дом - Найдите слова, в которых все согласные звуки – мягкие. Подчеркните это слово зелёным карандашом. (типи) (слайд) - Найдите слова, в которых все согласные звуки – твёрдые. Подчеркните их синим карандашом. (дом, иглу) (слайд) 6. Гласные звуки и йотированные гласные А)- Посмотрите ещё раз на гласные буквы. - Назовите гласные звуки. Почему их меньше, чем букв? (слайд) Б) Йотированные гласные - Посчитайте, сколько букв в слове ЮРТА. - Назовите звуки. Посчитайте, сколько звуков в слове ЮРТА - Нарисуйте столько же звуковых моделей – кружков. (слайд) - Почему количество звуков и букв не совпадает? (слайд) - Как называется буква Ю? (слайд)- В какой позиции буква Ю? (В начале слова) -Назовите другие йотированные гласные. Обведите их в вашей тетради (внизу страницы) (слайд)

2

10 мин.


Подведение ито гов.



Мы говорили с вами о домах. А как пишется это слово? Напишите.- Кто-то написал «дома», кто-то – «дама». (слайд)- Напишите слово «дом». Ни у кого не возникло проблем. (слайд)- Почему при написании слова «дома» возникла проблема, а при написании слова «дом» - нет? - Мы второй звук не слышим чётко. Почему? (На него не падает ударение.)А в слове «дом» звук О – под ударением. (слайд)Назовите слова, в кот. Слышно сильную позицию гласных,- слабую позицию.(слайд)

3


6

Рефлексия

Цель этапа: Осознание учащимися своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Участвуют в обсуждении.

Выполняют работу в тетради на печатной основе.

Выражают собственное мнение о работе и полученном результате.

Оценивают правильность выполненных действий, вносят необходимые результаты и корректируют их. Адекватно оценивают свою работу и работу своих товарищей.

Учитель: С чем справились на уроке? Что показалось на уроке наиболее трудным? Какие вопросы остались? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Молодцы! Все работали хорошо. Оцените себя и своих товарищей в соответствии с выполнением своей роли в группе.

1

6 мин


Приложение к плану-конспекту урока

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Презентация

Интерактивное задание

Электронная презентация «Гласные буквы и звуки»

https://infourok.ru/prezentaciya-

2

Музыкальное сопровождение

Музыкальный фрагмент

Аудизапись мп3

http://mp3-pesnja.com/mp3-music/облачко