СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Главные члены предложения "

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого презентации
«к уроку»

Урок  русского  языка 5класс

Урок

русского

языка

5класс

Предложения бывают: по цели по интонации повествовательные побудительные вопросительные восклицательные невосклицательные

Предложения бывают:

по цели

по интонации

повествовательные

побудительные

вопросительные

восклицательные

невосклицательные

Членами предложения могут быть Только самостоятельные части речи: Имя существительное Местоимение Имя прилагательное Глагол Имя числительное

Членами предложения могут быть

Только самостоятельные части речи:

Имя существительное

Местоимение

Имя прилагательное

Глагол

Имя числительное

Члены предложения Главные (грамматическая основа предложения) второстепенные подлежащее сказуемое

Члены предложения

Главные

(грамматическая

основа предложения)

второстепенные

подлежащее

сказуемое

Подлежащее отвечает на вопросы: Какой? Кого? Где? Что? Чем? Сколько? Что делает? Кто?

Подлежащее отвечает на

вопросы:

Какой?

Кого?

Где?

Что?

Чем?

Сколько?

Что делает?

Кто?

Подлежащее чаще выражено Именем существительным На скамейке котенок встретил утят.. или местоимением Он решил познакомиться. Может быть и другой частью речи

Подлежащее чаще выражено

Именем существительным

На скамейке котенок встретил утят..

или местоимением

Он решил познакомиться.

Может быть и другой частью речи

Подлежащее употребляется только в именительном падеже И.П. кто? что? В.П. кого? что? И.п. В.п. Стоит стол Купил стол Это подлежащее Это второстепенный член предложения

Подлежащее употребляется

только в именительном падеже

И.П. кто? что?

В.П. кого? что?

И.п.

В.п.

Стоит стол

Купил стол

Это подлежащее

Это второстепенный

член предложения

Сказуемое отвечает на вопросы: Чем? Кто? Что (с)делал(а)? Что (с)делает? Где? Что? Какая? Что (с)делал(и)? Что будем делать?

Сказуемое отвечает на

вопросы:

Чем?

Кто?

Что (с)делал(а)?

Что (с)делает?

Где?

Что?

Какая?

Что (с)делал(и)?

Что будем делать?

Сказуемое чаще выражено глаголом Котенок наигрался, запутался и заснул. Может быть и другой частью речи

Сказуемое чаще выражено

глаголом

Котенок наигрался, запутался и заснул.

Может быть и

другой частью речи

Как найти основу предложения? Спроси сразу про оба главных члена:  Кто? Что? Что делает? Мишка очень любит мёд.

Как найти основу предложения?

  • Спроси сразу про оба главных члена:

Кто? Что? Что делает?

Мишка очень любит мёд.

Второстепенные члены относятся указывают на  1. К подлежащему Признаки предметов 2. К сказуемому Место, время, способ, предмет действия… 3. К второстепенному члену предложения признаки…

Второстепенные члены

относятся указывают на

1. К подлежащему

Признаки предметов

2. К сказуемому

Место, время, способ, предмет действия…

3. К второстепенному члену предложения

признаки…

Предложение распространенное нераспространенное Состоит из главных и второстепенных членов Состоит только из главных членов

Предложение

распространенное

нераспространенное

Состоит из главных

и второстепенных

членов

Состоит только из

главных членов

Порядок нахождения пар членов предложения. Второстепенные члены, которые относятся к подлежащему 2  Подлежащее со сказуемым 1 Второстепенные члены, которые относятся к сказуемому. 3 Второстепенные члены, командующие один другим. 4

Порядок нахождения пар членов предложения.

Второстепенные члены,

которые относятся к подлежащему

2

Подлежащее со сказуемым

1

Второстепенные члены,

которые относятся к сказуемому.

3

Второстепенные члены,

командующие один другим.

4

Связь слов  по смыслу по форме Был где? в чем? в лесу Пошел куда? во что? в лес Пришел откуда? из чего? из леса Ходил где? по чему? по лесу

Связь слов

по смыслу

по форме

Был где? в чем? в лесу

Пошел куда? во что? в лес

Пришел откуда? из чего? из леса

Ходил где? по чему? по лесу

Проверь себя! Выпиши номера предложений, в которых  подчеркнута основа предложения.

Проверь себя!

  • Выпиши номера предложений, в которых

подчеркнута основа предложения.

  • Рыхлый снег темнеет в марте.
  • Над цветами жужжали деловитые пчелы.
  • Над озером пронеслись дикие утки.
  • Белка спряталась в дупле.
  • Ночью пришел первый заморозок.
  • Тихо набегал легкий ветерок.
  • Птицы готовились в дальний путь на зимовку.
2. В предложениях подчеркнуты второстепенные члены предложения. Правильно ли это сделано? (+ или  -) Ночью ударил сильный мороз. Резкий ветер гулял по лесу. Вдруг глухо каркнул ворон. Весной дятел прилетел к березке. Снегири прыгали по шишкам елей. Деревья давно сбросили листья. Над высокой елью пикнули синички.

2. В предложениях подчеркнуты

второстепенные члены предложения.

Правильно ли это сделано? (+ или -)

Ночью ударил сильный мороз.

Резкий ветер гулял по лесу.

Вдруг глухо каркнул ворон.

Весной дятел прилетел к березке.

Снегири прыгали по шишкам елей.

Деревья давно сбросили листья.

Над высокой елью пикнули синички.

3. Выпиши номера нераспространенных  предложений.

3. Выпиши номера нераспространенных

предложений.

  • Сошла земляника.
  • Черника поспела.
  • В лесу чистота и уют.
  • А птицы чирикают только по делу.
  • И песен они не поют.
4. Укажи побудительное предложение.

4. Укажи побудительное предложение.

  • Ребята плавали в реке
  • Как хорошо летом в лесу
  • Заботься о старших
  • Вы хорошо отдохнули
А вот и ответы: 1. 2), 4), 6). 2. -, +, -, +, -, +, +. 3. 1), 2). 4. 3).

А вот и ответы:

1. 2), 4), 6).

2. -, +, -, +, -, +, +.

3. 1), 2).

4. 3).