Просмотр содержимого презентации
«к уроку»
Урок
русского
языка
5класс
Предложения бывают:
по цели
по интонации
повествовательные
побудительные
вопросительные
восклицательные
невосклицательные
Членами предложения могут быть
Только самостоятельные части речи:
Имя существительное
Местоимение
Имя прилагательное
Глагол
Имя числительное
Члены предложения
Главные
(грамматическая
основа предложения)
второстепенные
подлежащее
сказуемое
Подлежащее отвечает на
вопросы:
Какой?
Кого?
Где?
Что?
Чем?
Сколько?
Что делает?
Кто?
Подлежащее чаще выражено
Именем существительным
На скамейке котенок встретил утят..
или местоимением
Он решил познакомиться.
Может быть и другой частью речи
Подлежащее употребляется
только в именительном падеже
И.П. кто? что?
В.П. кого? что?
И.п.
В.п.
Стоит стол
Купил стол
Это подлежащее
Это второстепенный
член предложения
Сказуемое отвечает на
вопросы:
Чем?
Кто?
Что (с)делал(а)?
Что (с)делает?
Где?
Что?
Какая?
Что (с)делал(и)?
Что будем делать?
Сказуемое чаще выражено
глаголом
Котенок наигрался, запутался и заснул.
Может быть и
другой частью речи
Как найти основу предложения?
- Спроси сразу про оба главных члена:
Кто? Что? Что делает?
Мишка очень любит мёд.
Второстепенные члены
относятся указывают на
1. К подлежащему
Признаки предметов
2. К сказуемому
Место, время, способ, предмет действия…
3. К второстепенному члену предложения
признаки…
Предложение
распространенное
нераспространенное
Состоит из главных
и второстепенных
членов
Состоит только из
главных членов
Порядок нахождения пар членов предложения.
Второстепенные члены,
которые относятся к подлежащему
2
Подлежащее со сказуемым
1
Второстепенные члены,
которые относятся к сказуемому.
3
Второстепенные члены,
командующие один другим.
4
Связь слов
по смыслу
по форме
Был где? в чем? в лесу
Пошел куда? во что? в лес
Пришел откуда? из чего? из леса
Ходил где? по чему? по лесу
Проверь себя!
- Выпиши номера предложений, в которых
подчеркнута основа предложения.
- Рыхлый снег темнеет в марте.
- Над цветами жужжали деловитые пчелы.
- Над озером пронеслись дикие утки.
- Белка спряталась в дупле.
- Ночью пришел первый заморозок.
- Тихо набегал легкий ветерок.
- Птицы готовились в дальний путь на зимовку.
2. В предложениях подчеркнуты
второстепенные члены предложения.
Правильно ли это сделано? (+ или -)
Ночью ударил сильный мороз.
Резкий ветер гулял по лесу.
Вдруг глухо каркнул ворон.
Весной дятел прилетел к березке.
Снегири прыгали по шишкам елей.
Деревья давно сбросили листья.
Над высокой елью пикнули синички.
3. Выпиши номера нераспространенных
предложений.
- Сошла земляника.
- Черника поспела.
- В лесу чистота и уют.
- А птицы чирикают только по делу.
- И песен они не поют.
4. Укажи побудительное предложение.
- Ребята плавали в реке
- Как хорошо летом в лесу
- Заботься о старших
- Вы хорошо отдохнули
А вот и ответы:
1. 2), 4), 6).
2. -, +, -, +, -, +, +.
3. 1), 2).
4. 3).