СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Главные и второстепенные члены предложения, 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цель урока: формировать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебник «Русский язык» 3 кл. 1 ч. авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России»), мультимедиа-проектор, компьютер, презентация.

Просмотр содержимого документа
«Главные и второстепенные члены предложения, 3 класс»

Тема урока: Главные и второстепенные члены предложения.

Цель урока: формировать умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения.

Планируемые результаты:

предметные: научатся распознавать в предложении главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; распространять предложения второстепенными членами предложения.

метапредметные: регулятивные: формулируют учебную задачу урока; определяют последовательность своих действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу, при необходимости вносят корректировки и дополнения; познавательные: формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; достаточно полно и точно выражают свои мысли, не создают конфликтов в спорных ситуациях.

личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, умение доказывать свою точку зрения; проявляют самостоятельность, личную ответственность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 кл. 1 ч. авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (УМК «Школа России»), мультимедиа-проектор, компьютер, презентация.

План:

  1. Организационный момент. (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (5 мин.)

  3. Самоопределение к деятельности. (3 мин.)

  4. Работа по теме урока. (15 мин.)

  5. Закрепление изученного материала. (13 мин.)

  6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)

  7. Постановка домашнего задания. (1 мин.)



Ход урока

  1. Организационный момент.


- Здравствуйте ребята! Все готовы к уроку? (Ответы детей).


  1. Актуализация знаний.

Орфографическая минутка

(Запись под диктовку).

Вершина, снег, работа, птичка, волчата.

- Обозначьте орфограммы в словах.

(Проверка. Учащиеся по цепочке читают слова, называют орфограммы и проверочные слова).

Вершина – верх (безударная гласная в корне, жи-ши.).

Снег – снега (проверяемая согласная в корне слова).

Работа (словарное слово, подчеркиваем буку «а»).

Птичка (орфограмма чк-чн).

Волчата – волк (безударная гласная в корне, ча-ща).

- Ребята, над какой большой темой мы с вами работали на прошлых уроках? (Предложение.)

- Что называется предложением? (Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.)

- Какие предложения бывают по цели высказывания? (Повествовательные, вопросительные и побудительные.)

- А какие предложения бывают по интонации? (Восклицательные и невосклицательные.)

- Сегодня мы продолжим с вами нашу работу над предложением.


  1. Самоопределение к деятельности.


- Прочитайте предложения.

Птицы улетели.

Перелётные птицы улетели в теплые края.

- Чем они похожи? (В обоих предложениях главные члены птицы улетели).

- Чем отличаются? (Первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения).

- Правильно. Ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (Распространенные и нераспространённые члены предложения).


  1. Работа по теме урока.


  1. Беседа о членах предложения.


Запись распространенного предложения в тетради. Запись предложения одним учащимся на доске, остальными в тетради. Комментированное объяснение.


День угасал. Короткий осенний день угасал.

Ковёр шуршал. Пёстрый ковёр из листьев шуршал под ногами.

­

- Прочитайте предложение? (Читают предложение «День угасал»).

- Из каких членов это предложение состоит? (Подлежащее и сказуемое).

- Как они по другому называются? (Главные члены предложения).

- Ребята, давайте распространим с вами это предложение. Скажите, какой у нас может быть день? (Солнечным, коротким, холодным, осенним). Приведите примеры своих предложений.

- Давайте с вами запишем такое предложение «Короткий осенний день угасал».

- Выделите в этом предложении основу. Найдем подлежащее и сказуемое. (День угасал).

- Найдите в этом предложении слова, которые указывают на связь с подлежащим. (Короткий и осенний).

- Поставьте от подлежащего вопрос к словам короткий, осенний. Мы с вами выполняли раньше такую работу. В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку. (День (какой?) короткий, осенний).

- Короткий и осенний – это второстепенные члены предложения.

- Какую роль у нас играют второстепенные члены предложения? (Поясняют главные члены предложения).

- Прочитайте второе предложение. (Ковер шуршал).

- Давайте с вами распространим и это предложение. Как вы думаете, какой ковер может шуршать? Разве простой ковер может шуршать? И о каком ковре идет речь? Где он может шуршать? Из чего он может быть? Приведите свои примеры.

- Давайте с вами запишем такое предложение «Пёстрый ковёр из листьев шуршал под ногами».

- Найдите во втором предложении второстепенные члены. (Пестрый, из листьев, под ногами).

- Найдите в этом предложении слова, которые указывают на связь с подлежащим. (Пестрый и из листьев).

- Поставьте от подлежащего вопрос к словам пестрый и из листьев. (Ковер (какой?) пестрый, ковер (из чего?) из листьев).

- Найдите в этом предложении слово, которое указывает на связь со сказуемым. (Под ногами).

- Поставьте от сказуемого вопрос к слову под ногами. (Шуршал (где?) под ногами).

- Давайте сравним эти предложения и скажем, что же общего в предложениях каждой пары? (Подлежащее и сказуемое в этих парах одинаковые).

- Чем же они различаются? (Предложения слева состоят только из подлежащего и сказуемого, а в предложениях справа есть слова, которые поясняют подлежащее и сказуемое).

- Ребята, давайте сделаем вывод из данного упражнения. Как вы считаете, какую роль выполняют главные члены предложения?

Вывод: Предложение может состоять из главных и второстепенных членов, или только из главных, из второстепенных – не может. Вот почему подлежащее и сказуемое называют главными, а другие – второстепенными членами предложения. Подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

- А какую же роль играют второстепенные члены? Давайте сделаем вывод.

Вывод: Второстепенные члены предложения помогают более точно о чём-то рассказать. Иначе бы наша речь была бы бедной и некрасивой. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

- Когда мы выполняли с вами это задание, то при помощи чего мы устанавливали связь слов в предложении (При помощи вопросов).


  1. Работа по учебнику

Упр. 38 (с. 26).

- Рассмотрите таблицу на стр. 27.

- На какие две большие группы делятся все члены предложения? (Главные и второстепенные).

- Что обозначает подлежащее? (О ком или о чем говориться в предложении).

- На какие вопросы отвечает подлежащее? (На вопросы кто? или что?).

- Что обозначает сказуемое? (Что говориться о подлежащем).

- На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделает и т.д.).

- Почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения? (Без них не было бы предложения, было бы не понятно, о чем идет речь).

- Какую роль выполняют второстепенные члены предложения? (Поясняют подлежащее и сказуемое).

- На какие вопросы отвечают второстепенные члены предложения? (Ответы детей).


  1. Физкультминутка.

Мы сегодня рано встали

И зарядку делать стали.

Руки вверх, руки вниз,

Влево – вправо повернись.

На носочки поднимайся,

Приседай и выпрямляйся,

А теперь прямо встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз – и постоять.


  1. Закрепление изученного материала.

Самостоятельная работа

Упр. 46 (с. 30).

- Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы, сначала нераспространённые предложения, затем распространенные. (Выполняют упражнение).

- Подчеркните основу каждого предложения (главные члены). (Выделяют основу в предложениях).

- Разберите любое распространённое предложение по членам.


Упр. 41 (с. 28).

­- Прочитайте.

- Распространите предложения второстепенными членами, используя слова из скобок. Запишите.

- Составляют ли предложения текст? Почему? Докажите. Придумайте к тексту заголовок.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.


- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?

- Какие бывают члены предложения? (Ответы детей).

- Какие члены предложения называются главными?

- Какую роль выполняют в предложении второстепенные члены?

- Как найти в предложении его главные и второстепенные члены?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространённых?

- Приведите примеры распространённых предложений.

- Приведите примеры нераспространённых предложений.

- Чему научились на уроке?

- Что нового для себя открыли и узнали на уроке?

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Что получилось на уроке? Что не получилось? Какие трудности возникали?


  1. Постановка домашнего задания.

Работа с таблицей на стр. 27., выучить вопросы. Упр. 40 на стр. 28.