Упражнение «Настенный ковёр – тускииз»
Разработала: Нижник Е.В.
Целиноградский район, СШ№9 .
Цель: воспитывать уважение к культуре Казахстана ;
прививать художественный вкус, интерес к казахскому прикладному искусству.
Предмет: ИЗО
Время: 45 мин.
Класс: 1
Ресурсы: Предметы домашнего обихода(корпе, настенный ковёр –кускииз, аяк –кап – сумка, чашка – тостаган, большая ложка – ожау), национальный музыкальный инструмент – домбра, макет юрты, национальная одежда, аудио кассета с записью народной казахской музыки, шаблоны казахского орнамента, краска гуашь, палочки, планшеты (по 14 шт),казахские национальные игры: «Платочек», «Летит, не летит», столы, постилочный ковёр – текемет.
Процедура. В уроке принимают участие девочка – экскурсовод, вокальная группа, чтецы, танцевальная группа.
Дети входят в класс, где находиться выставка предметов домашнего обихода, макет юрты.
Чтение стихотворения о Родине( читает 1 ребёнок). Экскурсовод приглашает рассмотреть юрту, предметы обихода. Ребята называют предметы, которые хорошо знакомы им (называют предметы на казахском языке). Экскурсовод – ребёнок продолжает экскурсию. Рассказывает об украшении юрты, знакомит с предметами раннее не знакомыми детям.
Загадка о народном музыкальном инструменте – домбре (читает 1 ребёнок).
Один из учеников читает стихотворение о домбре. Экскурсовод включает аудиозапись. Звучит мелодия домбры. Мастера – умельцы (дети) сидя на ковре, на стуле, стоя возле стола, могут взять планшет на колени, сидя по - казахски, лежа на ковре под музыку начинают по трафаретам рисуют элементы ковра. По окончании работы из всех рисунков составляется на полу « большой ковёр» и по обычаю казахского народа на новом ковре исполняется танец «Камажай» – желая всем добра и счастья.
Потенциал. формируется представление детей об особенностях жизни и быта казахского народа; познакомились с жилищем казахов – кочевников – юртой, предметами домашнего обихода, национальной одеждой, отметили колорит и особенности их украшения. Выучили много новых слов на казахском языке, которые в дальнейшем можно использовать в разговорной речи.
Учились самостоятельно составлять композицию в целом, подбирая элементы различных цветосочетаний.
Совершенствовали умение украшать настенный ковёр – тускииз национальным казахским орнаментом, развивая художественный вкус, интерес к прикладному искусству.
Расширение. Творческое задание: аппликация из ткани по трафарету. В заключении:
Потрудились мы на славу, а теперь и отдохнём.
Мы сначала поиграем , а потом пить чай пойдём.
Организация казахских национальных игр, чаепитие за «Дастарханом».
Вариативная часть. Организовать праздник «Наурыз», используя традиции и обычаи казахского народа.
Дополнительный материал.
Стихотворение о домбре.
Нет на свете краше Родины моей,
Нет нигде прекрасней Родины моей.
Как велика моя земля, как широки просторы.
Озёра, реки и поля – всё это Родина моя!
Загадка.
На всю степь звучит она громко и задорно.
Догадайтесь – ка, друзья, как называется она?
( Домбра)
Стихотворение о домбре.
Сколько радости она доставляла всюду!
Помогала и в беде многим, многим людям!
Любят домбру и стар, и млад!
Любят в каждом доме!
Украшают с давних пор орнаментом весёлым!