СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы современного урбанизированного мира в городских условиях

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Влияние внешней городской среды на безопасноать жизнедеятельности человека.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы современного урбанизированного мира в городских условиях»

Лекция

Проблемы современного мира

«Опасность в современной среде проживания человека»


План


1. Введение.

2. Зоны повышенной опасности.

3. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений.

4. Шум в жилой среде.

5. Вибрация в условиях жилища.

6. Заключение.

































1. Введение

На современном этапе развития перед человечеством остро встают проблемы больших городов.

Город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, значительно отличается от природной среды. Если в природе человек сталкивается с воздействием внешних естественных условий, то в обществе, наиболее сложным явлением, которого является город, внешнее воздействие исходит, прежде всего, от людей или от обстоятельств, вызванных ими.

Город включает в себя компоненты, к которым относят:

- природные составляющие (рельеф, климат, вода, растительный и животный мир);

- искусственно созданный компонент - техно сферу (промышленные предприятия, транспорт, жилые здания);

- и обязательную часть городской среды - население.

В течение длительного исторического развития в городах у человека сформировалась особая среда обитания. В процессе жизнедеятельности человек неразрывно связан с городской средой, составляя с ней взаимодействующую систему. Это взаимодействие дает как позитивный (комфортность жизнедеятельности), так и негативный результат. Негативный результат взаимодействия человека с городом определяют опасности - негативные воздействия, внезапно возникающие, периодически или постоянно действующие в системе «человек – городская среда».

Позитивный результат определяет то, что город, как искусственная среда обитания, созданная человеком, позволяет человеку в меньшей степени, чем раньше, зависить, от экстремальных факторов природного характера. Город дает широкие возможности для повышения комфортности условий жизни, для развития духовной и творческой деятельности каждого человека (индивидуума).

В связи с особой ролью городов в развитии человечества возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния города на человека. Решение данного вопроса и будет являться целью данной работы. Для решения указанного вопроса необходимо определить зоны повышенной опасности в городе, сказать о негативных воздействиях городской среды на человека, их последствиях и способах борьбы с ними. А та же указать службы, входящие в систему обеспечения безопасности города.


2. Зоны повышенной опасности

Знание и учет зон повышенной опасности позволяет прогнозировать развитие возможной экстремальной ситуации, предусмотреть соответствующие правила поведения и тем самым обеспечить свою безопасность.

2.1. Улица.

В эту зону опасности входят нежилые дома, дворовые закоулки, безлюдные улицы, пустыри, переулки.


В позднее, ночное время лучше обходить такие опасные места: пусть путь удлинится, зато снизится степень опасности. Но если пришлось идти переулком, надо держаться поближе к краю тротуара и подальше от темных подъездов, куда может затащить внезапно возникший злоумышленник. Следует, идите с уверенным видом, на всякий случай держа в руках зонтик или фонарь.

Идя по шоссе, надо держаться той стороны, где транспорт движется навстречу - так вас не смогут затащить в подъехавшую сзади машину.

По возможности надо стараться избежать контакта с кем - либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если убежать не удалось, надо отбиваться, используя имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лицо, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в полицию.

Так же на улице следует внимательно смотреть не только по сторонам, но и себе под ноги. Городские дороги и тротуары по ряду причин могут стать скользкими и, как следствие, появляется большое число травмированных людей, особенно пожилого возраста.


2.2. Современное жилище

В городе потенциально опасны даже сами дома, особенно многоэтажные, с крыш которых зимой и весной срываются сосульки, а из окон и балконов могут выпадать различные предметы.

Так же представляют опасность подъезды и лифты многоквартирных домов, где чаще всего совершаются нападения. Чтобы не стать их жертвой, следует соблюдать определенные меры предосторожности:

- не следует входить с незнакомыми, подозрительными людьми в подъезд, лифт;

- оказавшись наедине с незнакомцем в лифте, следует тут - же выйти;

- при нападении надо позвать на помощь, позвонить в чью – либо дверь.

Современное жилище - средоточие различных сетей коммунального и индивидуального бытового обеспечения. В современной благоустроенной квартире проложена закрытая, разветвлённая по помещениям электропроводка, проведены сети труб водопровода, отопления, а также канализации, для отвода различных бытовых отходов. Многие кухни оборудованы газовыми плитами, газ к которым поступает по трубопроводам. В этих условиях возможны самые разные экстремальные ситуации. Все трубопроводы которые в результате длительной эксплуатации, воздействия на них окружающей среды поддаются коррозии, изнашиваются. Иногда совсем не обязательно быть специалистом, чтобы разобраться с той или иной ситуацией, попытаться предотвратить серьезные последствия.




2.3. Места скопления людей

Места скопления людей, где преступниками легко совершить преступления и скрыться, являются зонами повышенной опасности. Это могут быть вокзалы, парки, кинотеатры, места различных гуляний, подземные переходы и т.д.

На вокзалах преступник может скрыться, затерявшись среди людей, сев в любую электричку. Вокзалы своим многолюдьем привлекают в основном воров и мошенников, «бомжей», так как среди большого количества людей всегда найдутся простаки, которых легко обмануть. Находясь на вокзале, следует соблюдать следующие правила безопасного поведения:

- не оставлять вещи без присмотра;

- не доверять свои вещи, багаж незнакомым людям;

- не разменивать крупные купюры на более мелкие без особой нужды;

- чтобы не стать жертвой обмана, не стоит играть в различные лотереи, «наперстки», принимать участие в тиражах и розыгрышах. Постаяв несколько минут и присмотревшись, кто постоянно играет и выигрывает, можно лично убедиться, что это одни те же лица.

Парки - излюбленные места сбора молодежи, подростков, различных компаний, места для распития спиртных напитков, а человек в состоянии опьянения теряет над собой контроль, привлекает грабителей и преступников всех мастей. В парке преступнику легко скрыться, поэтому не следует заходить в уединенные глухие места, следует держаться около людей.

Городские рынки так же являются зонами повышенной опасности. Это возможные места скопления воров, грабителей, мошенников. Здесь преступнику тоже легко скрыться, затерявшись в толпе.

В позднее, ночное время лучше обходить-таки опасные места: пусть путь удлиниться, зато снизится степень опасности. По возможности надо стараться избежать контакта с кем - либо. При угрозе нападения лучше всего спасаться бегством. Если это невозможно, то надо использовать все имеющиеся подручные средства для самозащиты. Став жертвой грабителя, насильника, следует попытаться запомнить его лица, одежду и прочие приметы и немедленно сообщить в полицию.


2.4. Транспорт.

Все люди, независимо от возраста и положения, пользуются различными видами транспортных средств. Но далеко не все задумываются о том, что современный транспорт - зона повышенной опасности. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность энергией. Наиболее энергоемкими видами транспортных средств являются трамваи, троллейбусы, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Автомобильный транспорт прочно вошел в категорию самых опасных. Автомобильная авария (катастрофа) одна из основных причин гибели людей в условиях современного города. В большинстве случаев автомобильная авария возникает из-за несоблюдения элементарных мер безопасности и правил дорожного движения, а также из-за недостаточной информированности о последствиях того или иного нарушения правил безопасности дорожного движения. Например, мало кто знает, что столкновение с неподвижным препятствием на скорости 50 км/ч без ремня безопасности равносильно прыжку лицом вниз с 4-го этажа.

Около 75% всех аварий на автомобильном транспорте происходит из-за нарушения водителями правил дорожного движения. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются превышение скорости, игнорирование дорожных знаков, выезд на полосу встречного движения и управлением автомобилем в нетрезвом состоянии.

Часто приводят к авариям плохие дороги (главным образом скользкие), неисправность машин (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины). Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80% раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь.

Немало дорожно-транспортных происшествий происходит по вине пешеходов. Одной из причин возникновения ДТП с вовлечением в них пешеходов является неправильное поведение пешеходов на проезжей части дороги и неверное прогнозирование характера их поведения водителем. Можно выделить следующие основные нарушения правил поведения пешеходами и ошибки водителей, приведших к возникновению ДТП:

- неожиданный выход пешехода на проезжую часть;

- переход через проезжую часть вне пешеходного перехода;

- наезд на пешехода, «мечущегося» по проезжей части в автомобильном потоке. Это связано с тем, что пешеход, находящийся между потоками движущихся автомобилей сильно испуган, и его поведение хаотично и не поддается разумной логике;

- отвлечение внимания водителя при выполнении маневра.

Человек, едущий в транспорте, тоже должен соблюдать некоторые предосторожности, способные уменьшить опасность получить травму в случае ДРП:

- в случае ДТП безопасность гарантируется устойчивым фиксированным положением тела – сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, говору прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги;

- при падении группируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Это приводит к вывихам и переломам;

- не засыпайте во время движения - есть опасность получить травму при маневре или резком торможении;

- если в салоне возник пожар, немедленно сообщите об этом водителю;

- при ДТП откройте двери кнопкой аварийного открытия дверей. Если это не удается, разбейте боковые окна;

- по возможности сами гасите огонь с помощью огнетушителя, находящегося в салоне;

- выбравшись из горящего салона, сразу начинайте помогать другим.

Метро - это огромная искусственная система, слажено работающий механизм.

Экстремальные ситуации в метро могут возникнуть:

- на эскалаторе;

- на платформе;

- в вагоне поезда.

Опаснее всего нарушать правила пользования метрополитеном на эскалаторе:

- во время движения эскалатора держитесь за поручень;

- не ставьте на поручень багаж, а держите его в руках;

- не бегайте по эскалатору;

- не сидите на ступенях эскалатора;

- воспользуйтесь ручкой аварийного тормоза, если пассажир рассыпал багаж, замешкался при сходе с эскалатора или застрял в зазоре между ступеньками.

Экстремальные ситуации на платформе случаются реже, но все - же лучше не подходить близко к краю платформы. Кто-то на бегу может вас нечаянно толкнуть, вы сами можете поскользнуться при посадке, толпа может столкнуть человека в проем между вагонами.

Если при аварии или технических неполадках на лини ваш поезд стоит в тоннеле, прежде всего сохраняйте спокойствие и выполняйте все распоряжения работников метрополитена.


3. Электромагнитные поля как неблагоприятный фактор среды жилых и общественных помещений

В результате многолетних наблюдений выяснилось, что электромагнитные поля (ЭМП) представляют огромную опасность для здоровья, поскольку при длительном воздействии на человека они способны вызвать рак, лейкемию, опухоли мозга, рассеянный склероз и другие тяжелые заболевания. ЭМП, создаваемые различными устройствами, генерирующими, передающими и использующими электрическую энергию являются распространенным и постоянно возрастающим негативным фактором городской среды.

В настоящее время имеется огромное количество источников ЭМП, находящихся как вне жилых и общественных зданий (линии электропередач, станции спутниковой связи, радиорелейные установки, теле передающие центры, открытые распределительные устройства, электротранспорт и т.д.), так и внутри помещений (телевизоры, видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые радиотелефоны, бытовые микроволновые печи и др.)

В городах наблюдается существенное изменение уровня напряженности ЭМП в течение суток: днем в период работы промышленных и коммунальных предприятий он возрастает, к вечеру снижается. Суточные колебания искусственного ЭМП резко изменяют электромагнитную обстановку города в целом. Естественно, это не проходит бесследно для жителей города, многие из которых подвержены воздействию ЭМП на своих рабочих местах. Основным способом защиты населения от воздействия внешних ЭМП в жилой зоне является защита расстоянием, то есть между источником ЭМП и жилыми домами должна быть соответствующая санитарно-защитная зона. Другой надежный способ защиты организма от пагубного воздействия ЭМП, источниками которого являются бытовые приборы и персональные компьютеры - защита временем. То есть время работы вблизи таких приборов должно быть ограничено.


4. Шум в жилой среде

Австрийские специалисты установили, что продолжительность жизни человека из-за шума больших городов снижается на 10 - 12 лет. По санитарным нормам шум в жилой зоне должен быть не более 60 дБ, а ночью - не более 40 дБ. Предельное значение, шума, не вызывающее вредных последствий - 100 дБ. Однако на оживленных улицах шум нередко достигает 120 - 125 дБ. А только за последнее десятилетие шум в крупных городах вырос в 10 - 15 раз. Шумовая «симфония» города складывается из многих факторов: грохота железных дорог и гула самолетов, рокота строительной техники и др. Самыми мощными аккордами звучит в ней движение автотранспорта, который на общем фоне дает до 80% шума. Шум серьезно сказывается на самочувствии и состоянии здоровья людей. Так, у многих молодых людей, слушающих громкую музыку в стиле «рок», слух может испортиться навсегда. Однако шум вредит не только слуху. Ряд исследований показывает, что шум способен повысить кровяное давление, причинить ущерб сердечно - сосудистой системе. Излишний шум затрудняет усвоение материала учащимися, становится причиной раздражительности, утомления, снижения производительности труда. Было доказано, что высокий уровень шума, создаваемого телевизорами и радиоприемниками в домашних условиях, препятствует развитию сенсорно-моторных навыков у детей в течение первых двух лет жизни. Постоянное воздействие громких звуков также затрудняет развитие речи и подавляет исследовательский инстинкт. Статистика свидетельствует, что у рабочих, постоянно находящихся в атмосфере шума, скорее могут возникнуть аритмия сердца, нарушения вестибулярного аппарата и другие заболевания. Они чаще жалуются на утомление и повышенную раздражительность. На фоне шума силой примерно в 70 дБ человек, выполняющий операции средней сложности, допускает вдвое больше ошибок, чем при отсутствии этого фона. Установлено также, что ощутимый шум снижает работоспособность людей, занятых умственным трудом, более чем в полтора раза, а физическим - почти на треть.

Конечно, многое в борьбе с шумом зависит от нас. Например, если Вы работаете на шумных производствах, то целесообразно носить звукопоглощающие наушники. При сильном источнике шума внутри здания стены и потолок можно отделать шум поглощающим материалом, например, пенопластом. Если вы живите в доме, расположенном на улице с интенсивным движением транспорта, то в часы пик следует закрывать окна, выходящие на улицу, и открывать окна, выходящие во двор. И, конечно, не включать на полную мощность теле- и радиоаппаратуру, особенно в вечернее и ночное время.

Для снижения шума на жилой территории необходимо соблюдение следующих принципов:

- вблизи источников шума размещать малоэтажные здания;

- шум защитные объекты строить параллельно транспортной магистрали;

- группировать жилые объекты в закрытые или полузакрытые помещения;

- здания не зависящие от шума требуется использовать в качестве барьеров, ограничивающих распространение шума (склады, гаражи и т.п.).


5. Вибрация в условиях жилища

Вибрация как фактор среды обитания человека наряду с шумом относится к одному из видов её физического загрязнения, способствующего ухудшению условий проживания городского населения. Колебания в зданиях могут генерировать внешние источники (подземный и наземный транспорт, промышленные предприятия), внутридомовое оборудование встроенных предприятий торговли и коммунально-бытового обслуживания населения. Вибрация в квартире часто вызвана эксплуатацией лифта. В некоторых случаях ощутимая вибрация наблюдается при строительных работах, проводимых вблизи жилых зданий. Регулярно повторяющиеся через 1.5-2 минуты колебания пола, сотрясения стен, мебели и т.п. нарушают отдых жителей, мешают выполнению домашних дел, не дают сосредоточиться на умственном труде. Люди, проживающие в таких домах, испытывают повышенную раздражительность, нарушение сна. Наиболее подвержены негативному воздействию вибрации лица в возрасте от 31 до 40 лет и с заболеваниями сердечно - сосудистой и нервной системы.

Важнейшим направлением решения проблемы ограничения неблагоприятного воздействия вибрации в жилищных условиях является гигиеническое нормирование ее допустимых воздействий.

В настоящее время можно с уверенностью говорить о комплексном воздействии ряда неблагоприятных факторов, которые привели к снижению защитных сил организма городского жителя и повышенной восприимчивости к различным болезням. Между геохимической структурой загрязнения территории городов и состоянием здоровья населения существует связь, прослеживаемая на всех этапах - от накопления загрязняющих веществ и возникновения иммунобиологических сдвигов в организме до повышения заболеваемости. Являясь функцией от многих переменных, здоровье городского населения представляет собой интегральный показатель качества окружающей среды.



6. Заключение

Таким образом, анализируя роль города в жизни человека, мы видим, что жизнедеятельности человека в условиях современного города потенциально опасна. Даже не родившись, находясь в утробе матери, человек подвергается постоянно существующим и действующим опасностям различного характера. А с момента рождения опасности угрожают жизни и здоровью горожан намного больше в сравнении с сельскими жителями. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, каковой является город, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Все действия человека и все компоненты городской среды (прежде всего технические средства и технологии) обладают способностью генерировать наряду с положительными свойствами и результатами опасные и вредные факторы. При этом новому положительному результату, как правило, сопутствует новая потенциальная опасность.

Поэтому обеспечение безопасности в условиях современного города жизнедеятельности есть главная задача для городских жителей, предприятий, организаций и учреждений. Решение проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды (городской, жилой, производственной) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно допустимые уровни. Можно сказать, что задача обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе, как среде обитания состоит не в том, чтобы устранить существующие опасности, а в том, чтобы снизить потенциальный уровень опасностей и уменьшить последствия от их действий. Реализуясь в пространстве и времени, опасности города угрожают не только отдельному индивиду, но и той или иной социальной группе.