СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы современности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала с использованием групповой работы. 

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы современности»

Тема урока

« Глобальные проблемы современности»


Цели урока:

  • Обучающая: формирование представления учащихся о причинах возникновения и формах проявления глобальных проблем, о путях их решения.

  • Развивающая: развитие умений характеризовать глобальные проблемы, делать выводы по изученному вопросу, сопоставлять различные точки зрения на глобальные проблемы, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам.

Ожидаемые результаты:

  • осознание учащимися актуальности глобальных проблем, необходимости поиска решений проблем, от которых зависит будущее человечества;

  • воспитание социально – активной личности, способной нести ответственность за судьбы мира, планеты

Этапы урока:

  1. Организационный.

  2. Изучение нового материала.

  3. Подведение итогов.

  4. Задание на дом.

План урока:

  1. Глобальные проблемы современности.

  2. Особенности глобальных проблем.

  3. Экологическая глобальная проблема.

  4. Демографическая глобальная проблема.

  5. Проблема войны и мира.

  6. Перспективы человечества.

  7. Пути решения глобальных проблем.

Ход урока

  1. Организационный этап: объявление темы (слайд 1), целей урока, ознакомление учащихся с планом изучения темы (слайд 2).



  1. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово учителя.

«ХХI век будет вызовом человечеству:

либо мы спасемся вместе, либо почти

никто не спасется».

Станислав Лем

В ХХI в. в мире происходит процесс формирования глобальной цивилизации: осуществляется интеграция во всех сферах жизни современного общества, формирование единого информационного пространства. Развитие процессов глобализации не только меняет облик мира, но и ставит мир перед проблемами, которые свидетельствуют о том, что техногенная цивилизация заходит в тупик и что её достижения становятся угрозой для существования человечества.

Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с глобальными (от латинского слова «globus» - Земля, земной шар) проблемами. Что же такое глобальные проблемы? Глобальными называют проблемы, которые ставят под угрозу существование человечества. От решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьбы современной цивилизации и которые могут разрешаться лишь на основе международного сотрудничества.

Впервые всерьез о глобальных проблемах заговорили на рубеже 60-х – 70-х гг. ХХ века члены Римского клуба – международной неправительственной организации, объединяющей в своих рядах ученых, политических и общественных деятелей из многих стран мира.

Глобальные проблемы – один из результатов научно – технической революции. К глобальным проблемам относят деградацию окружающей среды и демографический взрыв, угрозу истощения природных ресурсов, нехватку в мире энергии и продовольствия, растущую пропасть между богатыми и бедными странами, опасность всемирной атомной войны.

Никогда ещё человечество не сталкивалось со столь многими угрозами своему существованию. В ХХI век человечество вступило с грузом не только уже известных. Но и новых проблем, требующих от мирового сообщества свежих инициатив и подходов.



  1. Вопросы и задания учащимся:



  • Каковы же причины глобальных проблем?

  • На какие основные группы можно условно разделить глобальные проблемы? (слайд 3)



Три группы глобальных проблем (слайд 3)

  1. Проблемы, связанные с отношениями между различными государствами.

  2. Проблемы, порожденные взаимодействием общества и природы.

  3. Проблемы, связанные с системой «человек – общество»



  • Какие глобальные опасности угрожают человечеству в ХХI веке?

Знакомство учащихся с классификацией глобальных проблем.



Глобальные проблемы человечества (слайд 4)



Проблема Экологическая Проблема

народона- проблема сохранения

селения мира



Проблема Глобальные Проблема

сырья проблемы преодоления

отсталости



Продовольственная Проблема Энергетическая

проблема борьбы проблема

с наркоманией

и СПИДом



  • При всем разнообразии глобальных проблем они обладают общей спецификой. Что же выделяет их на фоне других процессов и явлений мирового развития? Что делает проблемы, стоящие перед странами и народами, глобальными?



Характерные черты глобальных проблем современности (слайд 5)



Имеют Угрожают Нуждаются Требуют

планетарный, деградацией в неотложных коллективных

общемировой и гибелью и эффективных усилий всех

характер всему решениях государств,

человечеству совместных

действий

народов


  • Все глобальные проблемы взаимосвязаны между собой. На взаимосвязь проблем указывал французский ученый Жак Ив Кусто, утверждая, что «рост населения – основной источник ущерба, наносимого окружающей среде». О тесной взаимосвязи каких глобальных проблем говорил ученый?


  • Выскажите ваше мнение по поводу следующих утверждений (слайд 6). Согласны ли вы с высказываниями ученых? Какую точку зрения считаете более верной?


  • «Сегодня проблема преодоления экологического кризиса и его последствий является, пожалуй, наиболее актуальной и серьезной» (А. Клименко, В. Румынина).


  • «Среди глобальных проблем особое место занимает проблема предотвращения мировой ракетно – ядерной войны, от положительного решения которой зависит существование человечества» (А. Опалев).


  • «Проблема народонаселения – это поистине проблема всех проблем» (С. Томилин).



3. Работа в группах.


При рассмотрении вопросов «Экологическая глобальная проблема», «Демографическая глобальная проблема», «Проблема войны и мира» организуется работа в группах.

На предыдущем уроке класс был разбит на три группы, которые получили задание подготовить сообщения о глобальных проблемах современности и путях их решения, изучив дополнительные материалы по данным вопросам.


Первая группа готовит сообщение по теме «Экологическая глобальная проблема». Учащиеся рассказывают о причинах и проявлениях экологического кризиса, знакомятся с высказываниями И.В. Гете и Б. Коммонера о взаимосвязи общества и природы, обосновывают свое мнение по данному вопросу (слайд 7):

  • «Природа не знает шуток, она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей» (И. В. Гете).

  • «Современный человек – человек «технологический» с ДДТ (дустом) и углекислотой в тканях организма и свинцом в костях» (Б. Коммонер).

Согласны ли вы с данными высказываниями?


Учащиеся объясняют действие законов экологии (слайд 8):


Известный исследователь Б. Коммонер сформулировал следующие законы экологии:


  • Все связано со всем.

  • Все должно куда – то деваться.

  • Природа знает лучше.

Как вы понимаете каждое из этих утверждений?

Вторая группа готовит сообщение по теме «Демографическая глобальная проблема». В своих выступлениях учащиеся дают определение понятия «демографический взрыв», особое внимание обращают на остроту проблемы народонаселения (слайд 9):


«Демографический взрыв» - стремительный рост населения планеты во второй половине ХХ века.

Рост населения мира:

  • 1900 г. – 1,6 млрд. чел.

  • 1950 г. – 2,5 млрд. чел.

  • 2000 г. – 6,0 млрд. чел.


Далее учащиеся характеризуют глобальные демографические процессы в современном мире: «демографический взрыв» в развивающихся странах и недопроизводство населения в развитых странах (слайд 10), высказывают свое мнение об условии решения глобальной демографической проблемы, предложенном Э. Пестелем (слайд 11):


«Самой серьезной проблемой развивающихся стран остается быстрый рост численности населения, важнейшей их задачей является снижение темпов роста населения, следуя примеру Китая» (Э. Пестель).

Согласны ли вы с мнением Э. Пестеля, что условием решения глобальной демографической проблемы является сознательный контроль за репродуктивным поведением?


Ученики отвечают на вопросы учителя:

  • К каким отрицательным последствиям ведет недопроизводство населения, характерное для развитых стран?

  • Почему старение населения многие ученые считают экономической и политической проблемой, мировой угрозой для будущего человечества?


Третья группа готовит выступление по теме «Проблема войны и мира». Учащиеся рассказывают об опасности случайного возникновения войны с применением ядерного оружия. Комментируют высказывания военного аналитика генерал – майора В. Слипниченко о возможных последствиях третьей мировой войны (слайд 12):


  • «Кто выстрелит первым – тот погибнет вторым».

  • «Начнись мировая война, нас всех ждет апокалипсис».


Перспективы человечества

На фоне нарастания глобальных проблем многие ученые стали искать пути их решения и делать глобальные прогнозы на будущее.

В 1968 г. для исследования глобальных проблем и разработки возможных путей их решения учеными по инициативе итальянского экономиста и общественного деятеля Аурелио Печчеи был создан Римский клуб - международная общественная организация, которая объединяет около 100 членов из разных стран: предпринимателей, политиков, экспертов, деятелей науки и искусства. Деятельность Римского клуба послужила толчком к возникновению глобалистики – нового направления науки, связанного с социальным прогнозированием (слайд 13). Ученые – «глобалисты» разделились на пессимистов и оптимистов.

Представители экологического пессимизма (американский кибернетик Джей Форрестер и его последователи) рисуют «катастрофические» картины будущего с вероятной и даже неизбежной гибелью человечества. Выступая на научной конференции, один из экологов заявил: «Пора осознать, что человечество идет к своему концу. У нас нет сил и возможностей спасти самих себя. Мы обречены». Для обоснования своей правоты пессимисты приводят следующие аргументы:

  • опасность глобального изменения климата, сокращение биологического разнообразия Земли;

  • в случае окончательного истощения озонового слоя у человечества не окажется средств его восстановления;

  • ХХI век может стать «столетием экологических болезней», вызванных загрязнением окружающей среды, рак вместе со СПИДом могут положить конец человеческой цивилизации;

  • велика опасность исчерпания энергоносителей (нефти, газа, торфа, угля) в ближайшее время;

  • существует угроза начала третьей мировой войны в случае попадания ядерного оружия в руки тоталитарных реакционных режимов или в руки отдельных террористов;

  • в ХХI веке существует угроза старения человечества в развитых странах ;

  • в развивающихся странах к 2100 г. может сосредоточиться до 95 % населения Земли;

  • снижение интеллектуального и творческого потенциала человечества в результате «демографического взрыва» в странах третьего мира.

Сторонники научно - технического оптимизма (технологического оптимизма) возлагают надежды на человеческий разум и научно – техническую революцию в разрешении глобальных проблем. Н.М. Аносову принадлежат слова: «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести». Прогнозы «оптимистов» таковы: человечество научится получать энергию путем термоядерного синтеза и в недалеком будущем возможно создание такого типа энергии, ресурсы которого станут неисчерпаемыми.


Учитель спрашивает учеников о том, согласны ли они с прогнозами ученых на будущее человечества и каковы их взгляды на перспективы развития человеческой цивилизации.


Вниманию учащихся предлагается проблемное задание (слайд 14):


Участники международной конференции по проблемам экологии в 1989 г. вспомнили такую притчу: «Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: «Это конец», сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась… Сбила под собой комок масла и выбралась из горшка».

О чем говорит эта притча и какой урок из неё мы можем извлечь?


Многие ученые на Западе ещё в 60 -70 гг. 20 века стали искать выход из экологического кризиса. К 1985 г. уже было разработано 15 глобальных проектов или «моделей мира» будущего. Авторами проектов были Д. Форрестер, Д. Медоуз, Э. Пестель и др.


Можно ли решить глобальные проблемы? Организуется работа в группах. Учащимся заранее было дано задание найти информацию о путях решения глобальных проблем человечества:

  • первой группе - пути решения экологической проблемы;

  • второй группе - пути решения демографической проблемы;

  • третьей группе – пути решения проблемы войны и мира.

В своих выступлениях ученики озвучивают результаты работы с дополнительной литературой о перспективах человечества, предлагают свои варианты смягчения остроты глобальных проблем.


  1. Подведение итогов


В конце учебного занятия подводятся итоги занятия, учащиеся делают выводы по теме урока.

  1. Задание на дом.

Эссе «Современный человек стоит перед дилеммой: «Либо он должен измениться, либо ему суждено исчезнуть с лица Земли»