СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобалистика. Урок обществознания в 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока обществознания в 10 классе по теме "Глобалистика".

Просмотр содержимого документа
«Глобалистика. Урок обществознания в 10 классе»

   Глобалистика

Урок по обществознанию в 10 классе

Дата проведения: 13 марта

Оборудование: презентация «Глобальные проблемы современности», видеоролик, листочки с таблицей, эпиграф урока написан на плакате, напечатаны «Глобальные проблемы» на листах А-4.

Эпиграф урока: Нельзя допустить, чтобы люди направляли
                                                        на свое собственное уничтожение
                                                        те силы природы, которые они сумели

                                                         открыть и покорить.                                                                                                     Ф. Жолио-Кюри

Ход урока

  1. Оргмомент. Слово учителя. Внимание, прошу посмотреть видеоролик. «Глобальные проблемы современности»

  2. Беседа по вопросам с учащимися. ( Учащиеся разбиты на 3 группы, кажой группе даются задания, в течении 5-7 минут они должны их выполнить)

  3. Исследовательская работа по группам.

  4. Выступления учащихся.

1 группа.По ходу того, как развивалось цивилизация, перед человечеством стали неоднократно возникать сложные проблемы, порою планетарного характера. В полной мере глобальные проблемы проявились уже во второй половине и, в особенности в последней четверти XX века, т. е. на рубеже двух веков и, даже тысячелетий.

  2 группа. В самом деле, никогда прежде само человечество не возрастало количественно в 2,5 раза при жизни только одного поколения, наращивая тем самым силу «демографического пресса». Никогда до этого человечество не вступало в период научно-технической революции, не открывало дороги в космос. Никогда для его жизнеобеспечения не требовалось такого количества природных ресурсов. Никогда до этого не возникало такой глобализации мировой экономики, такой единой мировой информационной системы. Наконец, никогда, прежде холодная война не подводила все человечество так близко к рубежу самоуничтожения.

  3 группа. Все это привлекло внимание к глобальным проблемам не только политику, но и науку. Сам термин «глобалистика» вошел в научный обиход на рубеже 60-70 гг., когда вышли на свет первые доклады Римскому клубу. В России глобалистика начала развиваться в 80-е гг. и в особенности с началом периода перестройки и перехода к приоритету общечеловеческих ценностей.

5.Определение понятия «глобальные проблемы», их классификация.

  В последней трети ХХ века человечество столкнулось с рядом проблем, от решения которых зависят судьбы цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных. Глобальные проблемы - это проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, представляющие собой угрозу для всего человечества и поэтому требующие для своего разрешения совместных усилий всего мирового общества.

  Целесообразно вычленить и раскрыть каждый из признаков этого понятия:
объективный характер, угроза для всего человечества, совместные усилия для разрешения.  

1.Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-
экономического характера:

  • предотвращение ядерной войны и сохранение мира на Земле;

  • обеспечение экономического роста государств (обеспечение расширенного воспроизводства);

  • преодоление отсталости слаборазвитых стран (проблема Север-Юг);

  • управление мировым сообществом.

2.Проблемы преимущественно природно-экономического характера:

  • экологическая;

  • энергетическая;

  • продовольственная;

  • сырьевая;

  • Мирового океана.

3.Проблема преимущественно социального характера:

  • демографическая;

  • межнациональных отношений;

  • кризис культуры, нравственности («экология души»);

  • дефицит демократии;

  • урбанизация;

  • охрана здоровья.

4.Проблемы смешанного характера, приводящие к массовой гибели людей:

  • региональные конфликты;

  • терроризм, преступность;

  • технологические аварии;

  • стихийные бедствия;

6. Выступление учащихся. 

Учащиеся выступают с сообщениями по четырем выбранным заранее темам:

  • Предотвращение войны и сохранение мира на Земле

  • Экологическая проблема

  • Продовольственная проблема

  • Терроризм

Докладчикам задается вопрос, высказываются суждения и оценки.

7. Можно ли решить глобальные проблемы?

Организуется работа в группах. Учащиеся предлагают свои варианты смягчения проблем. Возможные варианты ответов:

  • Создание безопасных производств (безотходных).

  • Экологическая экспертиза всех технических проектов.

  • Развитие природовосстановителъных отраслей (лесное, водное, рыбное
    хозяйство).

  • Разработка и внедрение материалосберегающих и энергосберегающих
    технологий.

В решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира. Многое будет зависеть от изменения сознания и морали, жизненных целей человека, от способности правительств перенимать лучший мировой опыт.

В том случае если на Земле сохраниться мир, достижение науки и техники
позволят решить многие из тех вопросов, которые сегодня волнуют человечество. Учащиеся должны заполнить таблицу, начав в классе, и продолжа дома. ( На партах лежат заготовленные листы с таблицами)

Последствия глобализации для современных государств.

Сфера жизни общества.

Положительные последствия глобализации.

Отрицательные 
последствия глобализации.

Экономическая.

 

 

Социальная.

 

 

Политическая.

 

 

Духовная.

 

 

8.Дискуссия. Вопрос учащимся:  Какие пути решения глобальных проблем можно предложить?

Дискуссия, обсуждение, ответы учащихся и вывод .

-замкнутый цикл производства,

-экологически-сберегающие и безотходные технологии,

-развитие природо-восстановительных технологий,

-признание  приоритета общечеловеческих ценностей,

-отказ от войны, как средства решения конфликтов,

-признание права народов самостоятельно и

свободно выбирать свою судьбу,

-понимание взаимосвязанности современного мира.

-разумная демографическая политика,

-сокращение гонки вооружений и направление денежных средств в страны «третьего мира».

-Повышение уровня жизни людей

-Идеологическое и нравственное воспитание

-Усиление служб разведки и контрразведки

-Налаживание работы полиции

-Уничтожение лидеров террористов

-Уничтожение террористических баз

-Перекрытие финансовых потоков  

-Борьба с наркотрафиком

-Сотрудничество всех стран мира

Коллективное обсуждение проблемного вопроса, который был поставлен перед учащимися в начале урока: Крах человеческой цивилизации из-за глобальные проблем неизбежен? Возникновение дискуссии.

Учащиеся вспоминают эпиграф урока и подводятся к итоговому выводу.

9.Вывод урока:

Человеческая цивилизация может избежать краха из-за глобальных проблем в том случае, если люди кардинально изменят свое отношение к ним. Притча «Все в твоих руках»  Выбор за нами (учащиеся фиксируют итоговый вывод в тетрадях, а рядом записывают свое мнение, возможно отличное от того, который дан).

Наш мир един и многообразен. Единство человечества дополняет его многообразие. Ученик читает стих Р.Рождественского, которое прекрасно иллюстрируют эту мысль. Мы живем на планете Земля и обязаны заботиться о своем большом доме.

10. Закрепление. Объяснить, в чем проявляется многообразие и единство современного мира? Дать определение, что такое “глобализация”.

Перечислить глобальные проблемы современности, их признаки.


11.Рефлексия урока. Домашнее задание. Оценки.