СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера.

Просмотр содержимого документа
««Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные»»

Предмет: Информатика

Класс: 9

Тема урока: «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные»

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: поисково-исследовательская.

Методы: деятельностный метод обучения.

Цель: создание условий на уроке для формирования представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формировать у учащихся представлений о том, как устроен Интернет, об IP-адресе компьютера;

  • применять полученные знания в изменённых условиях;

  • формировать представления о компьютерных сетях, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности.

Личностные:

  • создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу;

  • формировать интерес к пониманию роли информационных процессов в современном мире, представлению о сферах применения компьютерных сетей в различных областях деятельности человека, коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • формировать и развивать умения понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, самостоятельно их находить;

  • определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности;

  • анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Познавательные:

  • познакомить учащихся с основными принципами организации Интернета, IP-адресацией, повторить навыки перевода в системах счисления с основаниями «2» и «10», сформировать умение решать задачи по восстановлению IP-адреса компьютера;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • создать возможность для формирования учебно-познавательного интереса к новому материалу и способам решения учебных и практических задач.

Коммуникативные:

  • создать условия для развития у школьников умения строить сообщения в устной форме использовать в общении правила вежливости;

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Технологическая карта урока

Этап урока

Содержание

учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ФУУД

1.Мотивация к учебной

деятельности. (1 мин)

Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие класса. Эпиграф к уроку:

Век двадцать первый…Компьютер не чудо,

И информатику знают повсюду.

Нам без компьютеров прямо беда,

Без Интернета мы никуда!

Приветствует обучающихся, проверяет их

готовность к уроку.


Приветствуют учителя.

Собираются с мыслями, готовятся к уроку

Личностные: мотивация к познанию нового.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения

(5 мин)

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

  • Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (о компьютерных сетях)

  • Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд (Приложение 1). Если вы правильно ответите на вопросы, то по вертикали в выделенных клетках прочтете ключевое слово, которое поможет определить тему урока (работа со слайдом, выделенное слово – ИНТЕРНЕТ).

-Ребята, о том, что такое Интернет, вы уже знаете. Кто из вас сможет дать определение этому понятию? (всемирная глобальная компьютерная сеть).

- Об Интернете можно сказать словами Козьмы Петровича Прутков́а: "Невозможно объять необъятное", но мы будем к этому стремиться.

Перед вами статистические данные о развитии сети Интернет. На диаграмме сравнивается число пользователей в миллиардах человек в начале 2018 и 2019 г. Проанализируйте данные. О чем свидетельствует эта статистика? (о стремительном росте числа пользователей сети Интернет).

-Ребята, подумайте, каким образом регистрируются новые компьютеры, подключаемые к сети, и как они взаимодействуют друг с другом?

(Каждый из них привязан к адресу)

-Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес. А кто из вас знает, как компьютер получает IP-адрес? (затруднение)

Итак, давайте уточним тему нашего занятия. (Мы будем говорить об адресации в сети Интернет).

- Верно! Тема нашего урока «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные». (Открывается запись на доске.)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Занимательное начало урока для повышения мотивации.



Раскрывается мотив (что нужно сделать и для чего).







Учитель организует подводящий диалог, конкретизирует тему урока.

Слушают учителя, вступают с ним в диалог.














Анализируют данные диаграммы


Прогнозируют и пытаются ответить на вопрос, используя свой жизненный опыт.





Определяют тему урока.

Личностные: стремление преодолевать возникающие затруднения.


Коммуникативныеумение оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);


Личностные:

Умение сотрудничать, формирование интереса к информатике.

3. Выявление причины

затруднения и постановка цели.

(3 мин)

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

-Вы разделены на 3 группы.

- Каждой из групп я предлагаю, используя слова – помощники: проверить, изучить, проанализировать, сформулировать цель нашего урока.

- Для того, чтобы уточнить её, прежде ответьте на вопрос можете ли вы сейчас рассказать о структуре сети Интернет и IP-адресе компьютера?

Какую цель поставите перед собой?

I группа

Проверить, верны ли наши знания

II группа

Изучить, как устроен Интернет и как производится IP- адресация.

III группа

Проанализировать полученную информацию


Акцентирование внимания на содержательном аспекте.




Раздает карточки с названием групп.

Устанавливают границы знания и незнания.

Определяют цель урока.

Познавательные: способность правильно сформулировать проблему.

Регулятивные:

определение цели урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин)

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.



В соответствии с поставленной целью каждая группа получает название.

Те, для кого первостепенная цель – изучить новый материал, объединяются в группу «Файлики». Те из вас, кто поставил цель повторить имеющиеся знания, составят группу «Инфознайки». А те ребята, которым важно проанализировать данную проблему, будут называться «Аналитиками». Не забудьте распределить роли в группе!

Каждая группа получает своё задание.

- «Файлики» работают с учебниками на стр. 167-168 и находят «Ключевые термины».

Задание. Найти в тексте слова:

  • Интернет

  • протокол

  • Интернет – провайдер

  • IP-адрес

II группа «Инфознайки» должна, используя имеющиеся знания, дать определение этих терминов.

Ребят из группы «Аналитики» я прошу подумать над проблемным вопросом «Для чего нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет и зачем нужно знать свой IP-адрес?»




Организует подводящий диалог.







Выбирают способ выхода из затруднения.








Личностные:

стремиться преодолевать возникающие затруднения;






5.Реализация

построенного проекта

(Открытие нового

знания) (5 мин)

Цель: организовать мыслительную

деятельность

учащихся,

достаточную для

построения новых

знаний, определить

совместный план

действий.

Пока «Файлики» работают с новой информацией, предлагаю «Аналитикам» выслушать, что знают по обсуждаемой теме «Инфознайки» (слушаем ответ).

- Итак, «Файлики», вы познакомились с исходным содержанием теоретического материала. Пожалуйста, осветите результаты своей работы (зачитывают определения, рассказывают об устройстве Интернета и принципах IP- адресации)

-Спасибо! Аналитики, сопоставьте "свою" версию «Инфознаек» и версию "оригинального текста" «Файликов».

Обнаружены ли совпадения и выявлены ли разногласия?

Аналитики:

-В целом разногласий нет.

Вопрос аналитикам: для чего же нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет? (Понимание принципов, лежащих в основе работы интернета, даст нам возможность чувствовать себя в Интернете свободно, быстро решать возникающие проблемы и уверенно общаться с техподдержкой). А зачем знать свой IP-адрес? (Иногда нужно удаленно подключиться к своему компьютеру, для этого требуется знание сетевого адреса устройства).

Учитель:

- Итак, IP-адрес – это уникальный числовой адрес компьютера в сети, который имеет длину 32 бита и записывается в виде четырех частей по 8 бит каждая.

- Поскольку двоичное представление IP-адреса для человека неудобно, то на практике используется десятичная форма записи IP-адреса. Каждый октет в адресе не может быть больше числа 255 и начинаться с нуля. Как вы думаете, почему? (Один октет имеет длину 8 бит, а 28=256. При переводе из двоичной СС в десятичную запись числа не начинается нулем).

Например:

IP-адрес 128.250.33.199.

128.250.33 – это адреса сетей и подсетей, 199 – это адрес компьютера пользователя.

IP-адреса могут быть статическими и динамическими. Для сервера, на котором хранится информация, необходим постоянный IP-адрес, иначе данные не будут найдены. Для пользователя, входящего в Интернет на несколько часов, IP - адрес может быть выделен динамически из некоторого количества имеющихся у провайдера свободных номеров. По желанию пользователь может иметь и постоянный IP-адрес.

Давайте сделаем вывод: что стало объектом наших исследований? (принципы адресации в сети Интернет).

Какая группа может ответить на вопрос «Как выглядит IP- адрес компьютера в десятичной форме записи?» (представляет собой последовательность из четырех чисел (от 0 до 255), разделенных точками)

Почему в записи октета не может стоять число больше 255?















Организует подводящий диалог










Обращает внимание на ключевые особенности формирования IP- адреса


Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу.


Анализируют и обобщают информацию.


Отвечают на вопросы

Личностные:

Умение сотрудничать, формирование

интереса к познанию окружающего мира.


Познавательные: умение вычленять нужную

информацию из общей информации; проводить классификацию;

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения


Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других.

6.Первичное закрепление во внешней речи (2 мин)

Цель: зафиксировать новое знание в речи, организовать устранение преодоления затруднения.

Ребята, такое задание довольно часто встречается на Основном Государственном Экзамене в 9 классе. Давайте попробуем решить несколько заданий по этой теме. (решение задания 7 ОГЭ)

Слайд презентации.


Я предлагаю вам из данной комбинации составить IP-адрес компьютера.

(разбор вариантов на слайде)

Повторение и конкретизация новых знаний.

Закрепляют во внешней речи полученные знания.

Практическая

деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств IP-адреса.

Личностные: формирование интереса к познанию

окружающего мира.

Регулятивные: анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя.

Физкультминутка

(1 мин)

Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм.

А теперь проведем физкультминутку для ваших глаз (слайд с картинкой).

Посмотрите на картинку на экране, следите за движущейся точкой

Объясняет задание.

Выполняют

гимнастику для глаз.

Личностные: формирование ЗОЖ Регулятивные: умение понимать поставленную задачу.

7. Самостоятельная работа (3 мин).

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

на новое знание.

Учитель раздает указания к практической работе на нахождение IP-адреса компьютера:

- Ребята, я приготовила для вас указания к практической работе по определению IP-адреса компьютера. Каждая группа получает свое задание.

-Группы «Инфознайки» и «Файлики» устанавливают IP-адрес ПК: «Инфознайки» - через командную строку, а «Файлики», используя Центр управления сетями и общим доступом.

-Аналитики обсуждают, какой способ удобнее, основываясь на теоретических знаниях (не применяя на практике).

Подведение итогов:

«Аналитики», какова ваша гипотеза? Какой способ, по-вашему, наиболее удобен? Давайте выслушаем другие группы и сравним данные, полученные теоретическим путем и на практике. «Аналитики», я прошу вас сделать вывод.

Создание ситуации успеха.

Самостоятельно работают на компьютере, анализируют методы работы.

Личностные:

знание моральных норм.


Регулятивные: принять учебную задачу, действовать в соответствии с ней.

8. Включение в систему знаний и повторение

(2 мин)

Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и

– А сейчас я вам предлагаю в парах выполнить задания из итоговой аттестации (задачи).

- Давайте проверим.

Если есть ошибки, исправьте их.

Создание ситуации успеха.

Самопроверка.

Вступают в общение с целью с целью анализа деятельности, определяют границы применимости нового знания.

Личностные: формирование положи тельного отношения к учебному материалу

9. Итог урока (1 мин)

- Ребята, давайте вспомним, какую цель каждая группа ставила перед собой в начале урока?

Достигли мы поставленных перед каждой группой целей? (выслушиваются ответы 3 групп)

Обсуждение полученных знаний об IP-адресе компьютера, способах адресации в Интернете посредством IP-адресов.

Организует

обобщение знаний

Подводят итоги, обсуждают полученные знания.

Познавательные: анализировать полученную информацию.

10. Рефлексия

деятельности (1 мин)

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

А теперь я прошу каждого из вас ответить на вопрос: была ли для вас актуальной тема нашего урока. На столе у вас сигнальные карты. Я прошу поднять карточку «ENTER», если считаете информацию важной и полезной, и карточку «DELETE», если вы не знаете, для чего вам нужна данная информация.

- Я рада, что урок вам понравился. Вы активно работали, особенно хочу отметить ….

Мне приятно, что вы выбрали «ENTER», значит вы будете изучать эту тему более подробно.

Привлечение

учащихся к

оценочной деятельности.

Оценивают деятельность на уроке и границы своего познания.

Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешной деятельности.

Регулятивные: умение оценивать результат.

11. Домашнее задание

(1 мин)

Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера.

§ 4.2(1. 2);

вопросы и задания 1–8 к параграфу 4.2

Урок окончен! Спасибо за внимание!

Объясняет домашнее задание.

Получают информацию о домашнем задании, записывают

Личностные: формирование положи тельного отношения к учебному материалу



Приложение