Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ФУУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (1 мин) Цель: создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Приветствие класса. Эпиграф к уроку: Век двадцать первый…Компьютер не чудо, И информатику знают повсюду. Нам без компьютеров прямо беда, Без Интернета мы никуда! | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Собираются с мыслями, готовятся к уроку | Личностные: мотивация к познанию нового. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения (5 мин) Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (о компьютерных сетях) Сейчас вам предстоит разгадать кроссворд (Приложение 1). Если вы правильно ответите на вопросы, то по вертикали в выделенных клетках прочтете ключевое слово, которое поможет определить тему урока (работа со слайдом, выделенное слово – ИНТЕРНЕТ). -Ребята, о том, что такое Интернет, вы уже знаете. Кто из вас сможет дать определение этому понятию? (всемирная глобальная компьютерная сеть). - Об Интернете можно сказать словами Козьмы Петровича Прутков́а: "Невозможно объять необъятное", но мы будем к этому стремиться. Перед вами статистические данные о развитии сети Интернет. На диаграмме сравнивается число пользователей в миллиардах человек в начале 2018 и 2019 г. Проанализируйте данные. О чем свидетельствует эта статистика? (о стремительном росте числа пользователей сети Интернет). -Ребята, подумайте, каким образом регистрируются новые компьютеры, подключаемые к сети, и как они взаимодействуют друг с другом? (Каждый из них привязан к адресу) -Правильно, у каждого компьютера есть свой IP-адрес. А кто из вас знает, как компьютер получает IP-адрес? (затруднение) Итак, давайте уточним тему нашего занятия. (Мы будем говорить об адресации в сети Интернет). - Верно! Тема нашего урока «Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Большие данные». (Открывается запись на доске.) Откройте тетради, запишите число и тему урока. | Занимательное начало урока для повышения мотивации. Раскрывается мотив (что нужно сделать и для чего). Учитель организует подводящий диалог, конкретизирует тему урока. | Слушают учителя, вступают с ним в диалог. Анализируют данные диаграммы Прогнозируют и пытаются ответить на вопрос, используя свой жизненный опыт. Определяют тему урока. | Личностные: стремление преодолевать возникающие затруднения. Коммуникативныеумение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Личностные: Умение сотрудничать, формирование интереса к информатике. |
3. Выявление причины затруднения и постановка цели. (3 мин) Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения. | -Вы разделены на 3 группы. - Каждой из групп я предлагаю, используя слова – помощники: проверить, изучить, проанализировать, сформулировать цель нашего урока. - Для того, чтобы уточнить её, прежде ответьте на вопрос можете ли вы сейчас рассказать о структуре сети Интернет и IP-адресе компьютера? Какую цель поставите перед собой? I группа Проверить, верны ли наши знания | II группа Изучить, как устроен Интернет и как производится IP- адресация. | III группа Проанализировать полученную информацию | | Акцентирование внимания на содержательном аспекте. Раздает карточки с названием групп. | Устанавливают границы знания и незнания. Определяют цель урока. | Познавательные: способность правильно сформулировать проблему. Регулятивные: определение цели урока. |
4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин) Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. | В соответствии с поставленной целью каждая группа получает название. Те, для кого первостепенная цель – изучить новый материал, объединяются в группу «Файлики». Те из вас, кто поставил цель повторить имеющиеся знания, составят группу «Инфознайки». А те ребята, которым важно проанализировать данную проблему, будут называться «Аналитиками». Не забудьте распределить роли в группе! Каждая группа получает своё задание. - «Файлики» работают с учебниками на стр. 167-168 и находят «Ключевые термины». Задание. Найти в тексте слова: Интернет протокол Интернет – провайдер IP-адрес II группа «Инфознайки» должна, используя имеющиеся знания, дать определение этих терминов. Ребят из группы «Аналитики» я прошу подумать над проблемным вопросом «Для чего нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет и зачем нужно знать свой IP-адрес?» | Организует подводящий диалог. | Выбирают способ выхода из затруднения. | Личностные: стремиться преодолевать возникающие затруднения; |
5.Реализация построенного проекта (Открытие нового знания) (5 мин) Цель: организовать мыслительную деятельность учащихся, достаточную для построения новых знаний, определить совместный план действий. | Пока «Файлики» работают с новой информацией, предлагаю «Аналитикам» выслушать, что знают по обсуждаемой теме «Инфознайки» (слушаем ответ). - Итак, «Файлики», вы познакомились с исходным содержанием теоретического материала. Пожалуйста, осветите результаты своей работы (зачитывают определения, рассказывают об устройстве Интернета и принципах IP- адресации) -Спасибо! Аналитики, сопоставьте "свою" версию «Инфознаек» и версию "оригинального текста" «Файликов». Обнаружены ли совпадения и выявлены ли разногласия? Аналитики: -В целом разногласий нет. Вопрос аналитикам: для чего же нам необходимы знания принципов адресации в сети Интернет? (Понимание принципов, лежащих в основе работы интернета, даст нам возможность чувствовать себя в Интернете свободно, быстро решать возникающие проблемы и уверенно общаться с техподдержкой). А зачем знать свой IP-адрес? (Иногда нужно удаленно подключиться к своему компьютеру, для этого требуется знание сетевого адреса устройства). Учитель: - Итак, IP-адрес – это уникальный числовой адрес компьютера в сети, который имеет длину 32 бита и записывается в виде четырех частей по 8 бит каждая. - Поскольку двоичное представление IP-адреса для человека неудобно, то на практике используется десятичная форма записи IP-адреса. Каждый октет в адресе не может быть больше числа 255 и начинаться с нуля. Как вы думаете, почему? (Один октет имеет длину 8 бит, а 28=256. При переводе из двоичной СС в десятичную запись числа не начинается нулем). Например: IP-адрес 128.250.33.199. 128.250.33 – это адреса сетей и подсетей, 199 – это адрес компьютера пользователя. IP-адреса могут быть статическими и динамическими. Для сервера, на котором хранится информация, необходим постоянный IP-адрес, иначе данные не будут найдены. Для пользователя, входящего в Интернет на несколько часов, IP - адрес может быть выделен динамически из некоторого количества имеющихся у провайдера свободных номеров. По желанию пользователь может иметь и постоянный IP-адрес. Давайте сделаем вывод: что стало объектом наших исследований? (принципы адресации в сети Интернет). Какая группа может ответить на вопрос «Как выглядит IP- адрес компьютера в десятичной форме записи?» (представляет собой последовательность из четырех чисел (от 0 до 255), разделенных точками) Почему в записи октета не может стоять число больше 255? | Организует подводящий диалог Обращает внимание на ключевые особенности формирования IP- адреса | Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезу. Анализируют и обобщают информацию. Отвечают на вопросы | Личностные: Умение сотрудничать, формирование интереса к познанию окружающего мира. Познавательные: умение вычленять нужную информацию из общей информации; проводить классификацию; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения Коммуникативные: умение контролировать свои действия, высказывать свое мнение, выслушивать мнение других. |
6.Первичное закрепление во внешней речи (2 мин) Цель: зафиксировать новое знание в речи, организовать устранение преодоления затруднения. | Ребята, такое задание довольно часто встречается на Основном Государственном Экзамене в 9 классе. Давайте попробуем решить несколько заданий по этой теме. (решение задания 7 ОГЭ) Слайд презентации. Я предлагаю вам из данной комбинации составить IP-адрес компьютера. (разбор вариантов на слайде) | Повторение и конкретизация новых знаний. | Закрепляют во внешней речи полученные знания. Практическая деятельность с целью установления (проверки) существенных свойств IP-адреса. | Личностные: формирование интереса к познанию окружающего мира. Регулятивные: анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя. |
Физкультминутка (1 мин) Цель: соблюдение санитарно-гигиенических норм. | А теперь проведем физкультминутку для ваших глаз (слайд с картинкой). Посмотрите на картинку на экране, следите за движущейся точкой | Объясняет задание. | Выполняют гимнастику для глаз. | Личностные: формирование ЗОЖ Регулятивные: умение понимать поставленную задачу. |
7. Самостоятельная работа (3 мин). Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Учитель раздает указания к практической работе на нахождение IP-адреса компьютера: - Ребята, я приготовила для вас указания к практической работе по определению IP-адреса компьютера. Каждая группа получает свое задание. -Группы «Инфознайки» и «Файлики» устанавливают IP-адрес ПК: «Инфознайки» - через командную строку, а «Файлики», используя Центр управления сетями и общим доступом. -Аналитики обсуждают, какой способ удобнее, основываясь на теоретических знаниях (не применяя на практике). Подведение итогов: «Аналитики», какова ваша гипотеза? Какой способ, по-вашему, наиболее удобен? Давайте выслушаем другие группы и сравним данные, полученные теоретическим путем и на практике. «Аналитики», я прошу вас сделать вывод. | Создание ситуации успеха. | Самостоятельно работают на компьютере, анализируют методы работы. | Личностные: знание моральных норм. Регулятивные: принять учебную задачу, действовать в соответствии с ней. |
8. Включение в систему знаний и повторение (2 мин) Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и | – А сейчас я вам предлагаю в парах выполнить задания из итоговой аттестации (задачи). - Давайте проверим. Если есть ошибки, исправьте их. | Создание ситуации успеха. Самопроверка. | Вступают в общение с целью с целью анализа деятельности, определяют границы применимости нового знания. | Личностные: формирование положи тельного отношения к учебному материалу |
9. Итог урока (1 мин) | - Ребята, давайте вспомним, какую цель каждая группа ставила перед собой в начале урока? Достигли мы поставленных перед каждой группой целей? (выслушиваются ответы 3 групп) Обсуждение полученных знаний об IP-адресе компьютера, способах адресации в Интернете посредством IP-адресов. | Организует обобщение знаний | Подводят итоги, обсуждают полученные знания. | Познавательные: анализировать полученную информацию. |
10. Рефлексия деятельности (1 мин) Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | А теперь я прошу каждого из вас ответить на вопрос: была ли для вас актуальной тема нашего урока. На столе у вас сигнальные карты. Я прошу поднять карточку «ENTER», если считаете информацию важной и полезной, и карточку «DELETE», если вы не знаете, для чего вам нужна данная информация. - Я рада, что урок вам понравился. Вы активно работали, особенно хочу отметить …. Мне приятно, что вы выбрали «ENTER», значит вы будете изучать эту тему более подробно. | Привлечение учащихся к оценочной деятельности. | Оценивают деятельность на уроке и границы своего познания. | Личностные: формируется самооценка на основе критерия успешной деятельности. Регулятивные: умение оценивать результат. |
11. Домашнее задание (1 мин) | Запишите в тетради IP – адрес вашего домашнего компьютера. § 4.2(1. 2); вопросы и задания 1–8 к параграфу 4.2 Урок окончен! Спасибо за внимание! | Объясняет домашнее задание. | Получают информацию о домашнем задании, записывают | Личностные: формирование положи тельного отношения к учебному материалу |