СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глобальные проблемы человечества и пути их решения: экологические проблемы Южного Урала.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экология стала главной проблемой современности и в этом виноваты сами люди . В этом проекте вскрываются насущные проблемы современного общества.

Просмотр содержимого документа
«Глобальные проблемы человечества и пути их решения: экологические проблемы Южного Урала.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Еманжелинского муниципального района

Челябинской области












Проект исследовательского типа по теме:

«Глобальные проблемы человечества и пути их решения в моём крае: экологические проблемы Южного Урала».














Выполнила: Батурина Валерия

обучающаяся 7а класса


Педагог - наставник

Астапова Татьяна Николаевна

учитель географии






Еманжелинск, 2018г.


Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть. Экологические проблемы Южного Урала, Челябинской области и г. Еманжелинска

2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос

2.2. Исследование проблемы мусора в городе

3.Исследование

Заключение

Список литературы

Приложение










































Введение

Последние десятилетия 20 века поставили перед народами мира много острых и сложных проблем, которые получили названия глобальных. Одной из проблем считается экологическая проблема, она наиболее остро стоит во всём мире, в России, на Южном Урале и в нашем городе.

Тема моего проекта «Глобальные проблемы человечества и пути решения их в моём крае: экологические проблемы Южного Урала».

Цель проекта: сформировать представление об экологической обстановке на Южном Урале, в Челябинской области, г. Еманжелинска, об источниках экологической опасности, о мерах борьбы с загрязнениями.

Задачи: заставить задуматься людей о их личном отношении к природе, учить охранять природу, вносить свою лепту в дело охраны природы.

Проектным продуктом будет листовка. Этот продукт поможет обратить внимание людей на то, как необходимо в нашем городе соблюдать чистоту.





















1. Экологические проблемы Южного Урала



В наше время все большее значение приобретает качество природной среды – чистая вода, воздух, ненарушенные ландшафты. По состоянию окружающей среды Южный Урал, Челябинская область одни из самых не­благополучных среди регионов России. Важнейшей особенностью нашей области является высокая концентрация производства на сравнительно неболь­ших площадях. На менее 10% территории области сконцент­рировано 83% населения, более 80% промышленной продук­ции, производящей до 90% атмосферных и 75% гидросферных загрязнений. Экологическая ситуация в области в значи­тельной степени связана с преобладанием в экономике про­мышленности с однобокой специализацией на экологически «грязных» производствах металлов, с созданием на ее территории военно-промышленного комп­лекса. В значительной степени именно из-за ВПК территория области терпит экологическое бедствие. Концентрация про­мышленного производства в Челябинской области превышает средний уровень по Российской Федерации в несколько раз. Промышленные центры области: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Карабаш, Касли и другие города — насы­щены предприятиями, которые в силу особенностей исполь­зуемых технологий наносят наибольший урон природной среде 65% территории области. Экологическая ситуация ухудшается также из-за значи­тельного износа основных производственных фондов, устаре­вающего оборудования. К промышленному загрязнению ок­ружающей среды следует добавить сельскохозяйственное и транспортное.

За многие годы в области скопилось более 240 млн т промышленных токсичных отходов, что равняется 15,1% общероссийских. Это и вывело нашу территорию в «лидеры».

2. Практическая часть


2.1 Прежде чем заняться исследованием, я решила провести анкетирование среди учеников нашей школы, жителей нашего города и выяснить экологические проблемы, которые их волнуют. Главные проблемы это – проблема мусора в городе и его окрестностях, проблема отвалов. Проблема озера Большой Сарыкуль.

Социологический опрос по экологии

1.Считаешь ли ты, что люди преувеличивают значение отрицательного воздействия технического прогресса на природу?

Нет, я согласен с ними

40

Иногда они преувеличивают

60

Да

0

2.Наблюбал ли ты в природе факты того, что люди сознательно причиняют вред природе?

Да

67

Затрудняюсь ответить

33

Нет

0

3.Было бы тебе интереснее изучать природоведение, экологию если бы увеличилось количество уроков – экскурсий в природу?

Да

40

Немного интереснее

13

Нет

47

4.Бывает ли, что ответ на заинтересовавший тебя на уроке природоведения или экологии вопрос ты ищешь в дополнительной литературе?

Да, довольно часто

0

Редко

74

Нет

26

5.Знаешь ли ты о проблеме Б. Сарыкуля?

Да

33

Эта проблема меня очень волнует

60

Нет

17

6.Что ты испытываешь, если твой приятель сломал молодой саженец дерева в парке, бросил мусор.

Тебя это возмущает, и ты обсуждаешь с ним этот факт

40

Ты испытываешь к товарищу некоторую неприязнь, но переживаешь «про себя»

47

Этот факт не отражается на ваших отношениях

13

7.Интересуют ли тебя экологические проблемы твоего города ?(проблема мусора, проблема отвалов)

Нет

7

Отчасти

19

Да

74

8.Зависит ли твое настроение на прогулке от того, что она происходит в экологически загрязненной зоне парка?

Нет

27

Да

57

Затрудняюсь ответить

16

9.Если на улице продают букеты из раннецветущих растений, охраняемых Красной книгой, то

тебя это мало волнует

13

подойдешь и объяснишь, что это делать нельзя

26

подумаешь, что это наказуемо законом

61

10.При проведении классных и общешкольных мероприятий биологического и экологического содержания ты:

охотно выступаешь в составе команды

13

чаще всего ты – активный болельщик

54

не участвуешь активно


23

11.Интересны ли тебе теле- и радиопередачи о проблемах нашего города?

Да, я смотрю и слушаю их постоянно

13

Довольно интересны

60

Только в редких случаях

27

12.При виде на поляне красиво цветущего разнотравья ты:

восхищаешься великолепием красок и форм в природе

67

спешишь поделиться со сверстниками и взрослыми радостью общения с природой

13

испытываешь желание собрать букет

20

13.Испытывал ли ты когда – либо желание посадить дерево, убрать мусор, поучаствовать в благотворительной акции?

Нет

40

Не помню

20

Да

40



14.Испытываешь ли ты желание поделиться своими знаниями и умениями по взаимодействию с природой со сверстниками и взрослыми?

Нет

33

Да

0

Очень в редких случаях

67

15.Как ты думаешь, где твои ровесники предпочитают провести свой выходной?

В зале с игровыми автоматами

0

Дома с друзьями

67

Совершая походы в лес или на реку

33

16.Ухаживаешь ли ты за домашними животными и растениями?

Постоянно

54

Ухаживаю при желании

23

Редко

13

17.Хотел бы ты участвовать в научных исследованиях биологического или экологического направления?

Да, с большим удовольствием

0

Не знаю, может быть

67

Нет

23

18.Был ли у тебя случай, когда ты помог бездомному животному (покормил, вылечил, отнес к ветеринару)?

Да

40

Не уверен

20

Нет

40

19.Согласен ли ты с выражением «Человек – хозяин природы»?

Да

33

Не уверен

33

Нет

34

20.Твои домочадцы любят телепередачи природоведческого содержания?

Да, всегда с удовольствием их смотрят

13

Чаще всего это зависит от их настроения

74

Не знаю

13

21.При необходимости смог бы ты предложить программу конкретных действий по озеленению пришкольного или приусадебного участка?

Да, я смог бы подобрать нужные виды растений, правильно их разместить на участке и т. д.

20

Скорее всего, мне было бы интересно принять участие в подобной работе

67

Нет

13

22.Принято ли в вашей семье тщательно убирать за собой место отдыха на природе?

Да, это закон, который не обсуждается

74

Да, хотя иногда родители это делают за меня

26

Нет, зачем, когда кругом грязно, и наша уборка ничего не изменит

0


Вывод:

Экологический опрос выявил 3 блока проблем.

I блок – Экологические проблемы.

II блок – Защита и охрана природы.

III блок – Участие населения в восстановлении природы.

Опрос показал: экологические проблемы нашего города близки всем людям, так как человек сам является частью природы, люди не могут находиться там, где грязно, мусорно (45%), многих волнует проблема загрязнения озера Б. Сарыкуль (35%), проблема отвалов (20%) в городе Еманжелинске.

Многие осознают, что и сами виноваты в этом и хотят по мере возможности поучаствовать в восстановлении природы своего края. Сделав выводы по анкетированию, я решила изучить проблему мусора в нашем городе.


2.2 Проблема мусора в городе

Человек в ходе своего культурного развития постоянно находился в противоречивых отношениях с окружающим миром и природой. С одной стороны, человек – часть этого мира. С другой стороны, современный человек привык противопоставлять себя миру, ставить себя выше природы, подчинить окружающее пространство своим потребностям и помыслам. Каждая из этих сторон взаимодействия человека с миром выражается в различных противоречиях, приводящих к экологическим последствиям. Но человек не всегда понимает, что, не разрушив мир, человек сохранит и себя.

3. Исследование – способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться к миру в его естестве, выработать в себе привычку беречь природу.

Этапы исследования.

Я решила провести исследования по проблеме мусора в нашем городе. Для того, чтобы провести такое исследование, я изучила учебное пособие «Школьный экологический мониторинг городской среды».

Твердые бытовые отходы в городской среде могут стать объектом школьного экологического мониторинга. При наблюдении можно выделить виды, объемы, пути распространения твердых бытовых отходов, которые обычно называют мусором. Что я и сделала. Такие отходы скапливаются в каждой квартире, в любом учреждении, торговом предприятии и т.д. Первые наблюдения проводятся ранней весной, когда происходит таяние снежного покрова. На фоне снега в это время на городской территории очень хорошо заметен различный мусор: бумажные отходы, сигаретные пачки, упаковочный материал (фольга, пластик), стекло, древесина, строительные отходы, остатки ткани, кожи и т.д. Кроме того, на снегу встречается большое количество органических примесей: семена, листья, мелкие веточки, помет городских зверей и птиц, в том числе домашних (т.е. загрязнения, не являющиеся мусором в точном смысле этого слова).

I этап: Пешеходное исследование и социологический опрос.

Совершая пешеходное обследование территории жилых домов по улице Дзержинского и улице Чайковского, я отмечала в тетради все виды и количество мусора, вытаявшего на поверхности снега или замеченного на тротуаре, газоне. Отдельно отмечала наличие пищевых отходов и органических примесей (семян, листьев и т.п.)

Оценку количества мусора проводила по такой шкале: много, мало, единично, нет совсем. Выделила главные источники отходов.

Опросила жителей, насколько они удовлетворены организацией вывоза бытовых отходов. Провела наблюдения за состоянием мусорных баков: не становятся ли они вторичным источником загрязнения из-за нерегулярной уборки? Когда они бывают переполнены? Отметила места скопления мусорных контейнеров во дворах, пронаблюдала: бывают ли они переполнены? Насколько удалены они от детских площадок, мест отдыха жильцов? Выяснила, есть ли в нашем микрорайоне или городе пункты сбора вторичного сырья. Оценила примерно, сколько бумаги, пластмасс, стекла, пищевых отходов, других видов мусора выбрасывает наша семья за неделю, за месяц, за год. Рассчитала общее количество мусора от всех семей города. Узнала куда вывозится мусор из нашего микрорайона. Собирают ли его для повторного использования, какие виды отходов идут для этих целей? Эти данные я получила у местных служб коммунального хозяйства. Обратила внимание, в каких именно местах жители создают стихийные свалки. По данным своих наблюдений проследила, есть ли разница в объемах и скорости накопления мусора в обычные и праздничные дни, в разное время года, в случае аварийных ситуаций в системе сбора и вывоза мусора. Выяснила среди своих знакомых, соседей, учителей, одноклассников, с какими проблемами отходов они сталкиваются. Имеют ли они представление о том, куда деваются отходы их повседневной деятельности? Где бы они поставили дополнительные урны, контейнеры для сбора мусора, открыли пункты сбора вторичного сырья? Какие свалки нужно немедленно убрать, а какие специально оборудовать? Что могут сделать жители микрорайона и я лично для решения (хотя бы частичного) проблемы отходов? Как можно убедить жителей в необходимости выбрасывать мусор в специально отведенные места и не создавать самовольных свалок?

II этап: Работа с собранным материалом (систематизация).

На карте города я отметила места, где поставлены мусорные баки, где возникают несанкционированные свалки.

Затем я составила классификацию изученных мной городских отходов по вещественному составу, источникам поступления, по предполагаемым срокам разложения. Проанализировала возможные причины преобладания тех или иных групп отходов на изученной территории. Зная состав изученных мной отходов, предлагаю варианты их сортировки, утилизации (сжигание, складирование, компостирование, вторичное использование). Что можно получить при утилизации таких отходов.

Отходы можно классифицировать. Их можно разделить их на несколько категорий: по физическому состоянию (жидкие, твердые, газообразные); по способам возможной переработки (сжигание, компостирование, вторичное использование); по источникам происхождения (бытовые, строительные, промышленные и т.д.). Наиболее простой является классификация по происхождению. Можно выделить различные хозяйственные отходы (макулатура, пищевые отходы, упаковки и т.д.). На неорганизованных свалках часто попадаются покрышки, промышленные и строительные отходы разного состава.

И вот, что у меня получилось. Я взвесила, сколько мусора выбрасывает наша семья из 7 человек: за один день – 1,5 кг, за месяц -45 кг, за год – 540кг; на 1 человека – 77 кг в год. В г. Еманжелинске проживает- 30216 человек. Следовательно, за год – 2326,6 кг.

Дальше я взяла сведения в компании по вывозу мусора ООО ЮжУрал комсервис. Там мне дали такие сведения: за 2017 год вывезли 220000 кг. Но вывозят мусор ещё и с разреза «Батуринский» и из П. Зауральский, поэтому получилось больше. Мусор вывозят тремя машинами три дня в неделю. Везут мусор на свалку в Сосновский район деревня Урефты и там утилизируют. Несмотря на это контейнеры бывают часто переполнены, мусор валяется вокруг них. Есть свалки мусора в несанкционированных местах.

Я прошла по улицам Дзержинского, Чайковского и посчитала весь мусор, который появился из-под снега: таблица1.

Таблица1.

Вид отходов

Кол-во

Пачки от сигарет

26шт

Бутылки стеклянные

20шт

Обрывки газет

30шт

Банки алюминиевые

40шт

Батарейки

10шт


Вывод: Больше всего встречаются алюминиевые банки и пачки из-под сигарет. Это говорит о том, что жители нашего города не соблюдают чистоту, бросают везде мусор, где не положено.

Я так же выяснила, что главными источниками отходов являются: на первом месте -магазины, а на втором -жители нашего микрорайона. Опрос жителей показал, что: 70% - не удовлетворены ,20 %- не совсем удовлетворены, 10%- удовлетворены. Так же жителям не удобно выносить мусор, особенно престарелым, так как мусорные баки находятся далеко и их недостаточно. Из-за этого появляются свалки в переулках и возле заброшенных домов, кроме того мусорные баки наполняются очень быстро, особенно в выходные и праздничные дни. Больше всего баки переполнены в понедельник и мусор валяется возле них.

Я оценила степень загрязнения микрорайона мусором как значительную. Привожу пример классификации отмеченного мусора по видам отходов и оценка его количества и скорости разложения (таблица2).

Таблица 2.


Виды мусора



Сроки разложения





До 10 дней

До1 мес.

До1сезона

До10лет

До100 лет

Болле100лет

Пищев. отх

Мл

МЛ





Газетная бум.


Ед

Ед




Помёт жив.

Ед






Листья, ветки


Мн

Мн




Карт.кор.




Ед



Крупн. ветки




Ед



Доски со стройки




Ед



Пластик. бутылки






Мл

фольга






Мл

Электр. Бат. Ед

Алюмин. банки




Мн



Железн. банки




Мл



Стекл. посуда






Ед

Резин. покрышки






Ед

Старая обувь




Мн



Обломки кирп.





Мн


Жел. арматура

Автоаккум.




Ед

Ед



Примечание: Сроки разложения и количество разных видов твердых отходов получены мной методом экспертной оценки с учетом опубликованных данных и собственных наблюдений. Частота встречаемости разных видов отходов отмечена в таблице: Ед — единично, Мл — мало, Мн — много. Были также изучены пути движения мусора. Контейнеры не снабжены крышками, но не все они исправны. На территории микрорайона отмечено несколько самовольных свалок небольшого размера (в долине ручья, в строительном котловане).

Наблюдения за изменением некоторых распространенных отходов (по данным учёных) показали, что десяти лет недостаточно для начала процесса разложения. Алюминиевые банки. Остатки таких банок вступают во взаимодействие с кислородом воздуха, но при этом образуется пленка оксида алюминия, которая затрудняет разложение. Через один год распадается большая часть краски, сама банка остается целой; спустя пять лет банка теряет форму, частично погружается в почву; через десять лет следов дальнейшего разложения банки в почве не отмечается. Пластиковая бутылка. Подвергается действию ультрафиолетовых лучей солнечного излучения. Через один год пластик не изменился; через пять лет пластик потемнел и стал хрупким, бутылка цела; через десять лет процесс разложения бутылки в почве не заметен. Стеклянная бутылка. Стекло считается безвредным инертным веществом. Через один год бутылка не изменяется; через пять лет отмечены крупные осколки; через десять лет осколки мелко раздроблены. После этого осколки стекла постепенно мутнеют под воздействием света и становятся хрупкими. В почве эти процессы немного замедленны.

Состав отходов можно проанализировать и с точки зрения скорости разложения разных видов мусора. К быстро распадающимся (от месяца до года) относятся пищевые отходы, помет животных, растительные остатки, за исключением крупных веток и стволов деревьев. Отходы, состоящие из древесного строительного мусора, консервных банок, будут распадаться в течение срока от одного года до нескольких лет. Очень долго не разлагаются пластиковые отходы, резина, стекло, строительный мусор, некоторые металлические конструкции, нефтепродукты.

Для того, чтобы мусор не выбрасывать в таком количестве его нужно сортировать и сдавать. В нашем городе есть пункт приёма макулатуры по улице Ленина, возле бани №1, ООО «Экосервис». Цены на макулатуру и лом чёрных и цветных металлов можно узнать на месте.

Наша школа принимает активное участие в сборе и сдаче макулатуры, подавая всем пример. В 2017 году мы собрали 6 тонн бумаги на сумму 18 тысяч рублей (3 рубля за 1 кг.). В 2018 году – 3700 кг. На сумму 15300рублей (по 5 руб. за1 кг.).

К Новому году ребята нашей школы делают поделки из отходов на ёлку, превращают мусор в красивые изделия.












Заключение



Изучив эту проблему, я пришла к выводу, что проблема мусора – это большая проблема, которую трудно решить. Для этого понадобиться усилие всех жителей нашего города.

Работая над проектом, я изучила Интернет-ресурсы, печатную литературу по этому вопросу, провела опрос жителей с помощью анкетирования и личной беседы, работала с картой г. Еманжелинска. Всё, что я задумала, мне удалось.









































Литература.




1.Н., Ягодин Г.А. «Школьный экологический мониторинг городской среды». Учебное пособие по экологическому образованию школьников…

2. Экологический мониторинг: Учебно – методическое пособие. Под редакцией Т. Я Ашихминой.,2005 г.

3.Экологическая экспертиза. Под редакцией В.М. Питулько, 2006 год.

4.Учебник «География: Природа России. 8 класс. И.И.Баринова ,20015год.

5.Интернет ресурсы.











































Приложение











23