Просмотр содержимого документа
«Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»»
Класс: 10«А»
Дата: 29.01.2018
Предмет: литература
Тема урока: «Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала
Цели урока:
Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Задачи урока:
Образовательные:
Организовать деятельность по обобщению изученного в ходе чтения и анализа романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».
Развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.
Развить умение формулировать определение понятий;
Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;
Развивающие:
1) Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
2)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;
3) Развитие творческих, речевых способностей учащихся;
4) Развитие умения формулировать цель, тему.
Воспитательные:
Воспитание интереса и уважения к русской литературе;
2)Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову;
3) Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.
Оборудование:
Применяемая педагогическая технология:
технология проблемно-диалогического обучения.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. - Откройте тетради, запишите в них число. Классная работа. Тему урока сформулируем чуть позже. | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. Учащиеся работают в тетрадях. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. - На прошлых уроках мы читали и анализировали роман М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города». - Вспомните, чему были посвящены эти уроки, какие выводы были нами сделаны в конце каждого занятия? Создаёт ситуацию для определения темы урока. - Внимательно прочитайте записи со слайда презентации. («Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». М.Е. Салтыков-Щедрин). - Как вы понимаете это высказывание? Какую тему урока может предварять такой эпиграф? - А теперь запишем тему нашего урока. Уточняет и фиксирует тему урока. «Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока. |
3. Постановка учебной задачи. | Организует ситуацию формулирования цели для изучения. - Итак, тему мы определили. Осталось понять, какова будет цель нашего занятия. Действительно, сегодня мы попробуем обобщить весь изученный материал и подвести итоги, сравнить происходящее в романе, поднятые там проблемы с тем, что происходит сейчас. | Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
4. Постановка и решение проблемного вопроса | Учитель создаёт атмосферу психологического комфорта перед работой учащихся с помощью тренинга. - Давайте выполним небольшое упражнение, которое поможет вам чувствовать себе спокойнее и увереннее во время ваших выступлений с места и у доски. Я прошу вас встать. Встаньте удобно, выпрямите спину. Представьте, что вы стоите перед дверью. Успокойтесь!!! Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения: Глубокий вдох через нос (4-6 секунд). Задержка дыхания на 2-3 секунды. Выдох. Сожмите кисти в кулак и резко расслабьте их. Скажите про себя несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!» Садитесь. - Итак, начинаем нашу работу. Для того, чтобы сделать общие выводы по идейному содержанию и проблематике романа «История одного города», нам необходимо обсудить наиболее важные вопросы. Они представлены на карточках. Прочитайте их, приготовьтесь к устному ответу по данным вопросам, сделайте необходимые пометы в рабочей тетради. Сегодня вы будете работать в парах, вместе готовиться к ответам и выступать вместе. Вам дано 15 минут на подготовку. «Градоначальники» - Чем знаменательны градоначальники? - Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи? «Глуповцы» -Что представляют из себя глуповцы? Как ведут себя под игом самовластия? «Финал романа» - Каков смысл финала? Для чего С-Щ. вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым? - Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все "за" и "против". | Учащиеся выполняют упражнение. Учащиеся делятся на пары, работают Учащиеся выступают, отвечая на вопросы карточек |
5. Рефлексия и подведение итогов урока. | Давайте подведём итоги нашего урока: - На кого же направляет свою сатиру М.Е. Салтыков– Щедрин? - Изменилось ли что-нибудь в отношениях власти и народа в наше время? - Удалось ли нам реализовать поставленные цели? | Учащиеся делают выводы |
6. Домашнее задание | Написать мини-сочинение на тему «Как не стать глуповцем?» (до 100 слов) Спасибо за урок! До свидания! | Обсуждение и запись учащимися задания в дневники. |
Список литературы:
М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975.
Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократическая литература 60–80-х гг. XIX в. М., 1977.
Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.
Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Очерк. М., 1985.
Макашин С.М. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860-х годов. Биография. М., 1972.
Киселёв А.К. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении // Литература в школе. 1989. № 4. С. 128–131.
Алпатов С. Художественный мир "одного города". // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 42.
2