СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет обобщить изученное по теме: "Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Просмотр содержимого документа
«Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»»

Класс: 10«А»

Дата: 29.01.2018

Предмет: литература

Тема урока: «Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала

Цели урока:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, повторить изученный способ действий в рамках изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

  1. Организовать деятельность по обобщению изученного в ходе чтения и анализа романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города».

  2. Развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте.

  3. Развить умение формулировать определение понятий;

  4. Развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  5. Содействовать обогащению словарного запаса учащихся;

  1. Развивающие:

1) Развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

2)Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию;

3) Развитие творческих, речевых способностей учащихся;

4) Развитие умения формулировать цель, тему.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитание интереса и уважения к русской литературе;

2)Воспитание ценностного отношения к художественному слову, ответственного отношения к собственному слову;

3) Совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • текст романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»;

  • рабочая тетрадь.

Применяемая педагогическая технология:

технология проблемно-диалогического обучения.

























Технологическая карта урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

1. Самоопределение

к деятельности.

Организационный момент

Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке.


- Откройте тетради, запишите в них число.

Классная работа.

Тему урока сформулируем чуть позже.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.


Учащиеся работают в тетрадях.

2. Актуализация знаний, мотивация









Организует ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний.

- На прошлых уроках мы читали и анализировали роман М.Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города».

- Вспомните, чему были посвящены эти уроки, какие выводы были нами сделаны в конце каждого занятия?


Создаёт ситуацию для определения темы урока.

- Внимательно прочитайте записи со слайда презентации.

(«Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». М.Е. Салтыков-Щедрин).

- Как вы понимаете это высказывание? Какую тему урока может предварять такой эпиграф?


- А теперь запишем тему нашего урока.

Уточняет и фиксирует тему урока.

«Глупов и Россия: обобщающий урок по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»












Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока.








3. Постановка учебной задачи.


Организует ситуацию формулирования цели для изучения.

- Итак, тему мы определили.

Осталось понять, какова будет цель нашего занятия.


Действительно, сегодня мы попробуем обобщить весь изученный материал и подвести итоги, сравнить происходящее в романе, поднятые там проблемы с тем, что происходит сейчас.








Формулируют цель занятия, рассуждают о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.



4. Постановка и решение проблемного вопроса





















Учитель создаёт атмосферу психологического комфорта перед работой учащихся с помощью тренинга.

- Давайте выполним небольшое упражнение, которое поможет вам чувствовать себе спокойнее и увереннее во время ваших выступлений с места и у доски.

Я прошу вас встать. Встаньте удобно, выпрямите спину. Представьте, что вы стоите перед дверью. Успокойтесь!!! Выполните дыхательные упражнения для снятия напряжения:

Глубокий вдох через нос (4-6 секунд). Задержка дыхания на 2-3 секунды. Выдох. Сожмите кисти в кулак и резко расслабьте их.

Скажите про себя несколько раз: «Я спокоен! Я совершенно спокоен!»

Садитесь.

- Итак, начинаем нашу работу. Для того, чтобы сделать общие выводы по идейному содержанию и проблематике романа «История одного города», нам необходимо обсудить наиболее важные вопросы. Они представлены на карточках. Прочитайте их, приготовьтесь к устному ответу по данным вопросам, сделайте необходимые пометы в рабочей тетради. Сегодня вы будете работать в парах, вместе готовиться к ответам и выступать вместе. Вам дано 15 минут на подготовку.

«Градоначальники»

- Чем знаменательны градоначальники?

- Что общего у всех градоначальников? Чем они похожи?

«Глуповцы»

-Что представляют из себя глуповцы?

Как ведут себя под игом самовластия?

«Финал романа»

- Каков смысл финала? Для чего С-Щ. вводит в книгу эпизод обуздания реки Угрюм-Бурчеевым?

- Как вы считаете, что же обозначает финал? Опираясь на текст, найдите все "за" и "против".







Учащиеся выполняют упражнение.








Учащиеся делятся на пары, работают









Учащиеся выступают, отвечая на вопросы карточек








5.

Рефлексия и подведение итогов урока.

Давайте подведём итоги нашего урока:

- На кого же направляет свою сатиру М.Е. Салтыков– Щедрин?

- Изменилось ли что-нибудь в отношениях власти и народа в наше время?

- Удалось ли нам реализовать поставленные цели?

Учащиеся делают выводы

6. Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему «Как не стать глуповцем?» (до 100 слов)


Спасибо за урок!

До свидания!

Обсуждение и запись учащимися задания в дневники.















Список литературы:

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1975.

  2. Горячкина М.С. Сатира Щедрина и русская демократическая литература 60–80-х гг. XIX в. М., 1977.

  3. Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. Л., 1970.

  4. Николаев Д.П. М.Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Очерк. М., 1985.

  5. Макашин С.М. Салтыков-Щедрин на рубеже 1850–1860-х годов. Биография. М., 1972.

  6. Киселёв А.К. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина в школьном изучении // Литература в школе. 1989. № 4. С. 128–131.

  7. Алпатов С. Художественный мир "одного города". // Литература (приложение к газете «Первое сентября»). 1996. № 42.







2