Методический доклад на тему:
«Е. Гнесина «Альбом детских пьес»
Преподаватель Майстренко И.П.
Октябрь 2020года
Елена Фабиановна Гнесина
«Альбом детских пьес»
Елена Фабиановна Гнесина –(18(30) мая 1874, Ростов на Дону – 4июня 1967, Москва) - сестра Михаила Гнесина – советская пианистка, музыкально-общественный деятель, заслуженный деятель искусств РСФСР, автор педагогических произведений для фортепиано.
В 1893 году окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано В. И. Сафонова (ранее училась у Э.Л. Лангера, Ф. Бузони и П. Ю. Шлёцера). Ф. Бузони считал её самой талантливой своей ученицей и, уезжая в Америку, звал её с собой.
С 16 лет, Е. Ф. Гнесина занималась педагогической работой, принимала участие в концертах в Москве и других городах. После революции 1917 года, вела большую музыкально-просветительскую работу.
Деятельность Е. Ф. Гнесиной была неразрывно связана с, основанной ею и её сестрами Евгенией и Марией в 1895 году, музыкальной школой.
С 1925 года – музыкальный техникум, с 1936 – училище имени Гнесиных, на базе которого, в 1944 году был создан учебный комбинат, включивший и музыкально-педагогический интернат им. Гнесиных, и музыкальное училище, и музыкальную школу.
Как директор и педагог, Е.Ф. Гнесина отличалась большой энергией и инициативой. Она возглавляла школу с начала образования, вела все административные и хозяйственные дела, позже стала совладельцем школы. У неё учились Л. Н. Оборин, А. И Хачатурян, М. В. Мильман, дирижёр Е.Ф. Светланов, дирижёр Г. Н. Рождественский.
Е. Ф. Гнесина - автор «Фортепианной азбуки» и другой учебной и методической литературы.
Е. Ф. Гнесина ввела курс методики преподавания фортепиано, организовала и возглавила обязательный хоровой класс, подготовила множество выступлений хора на различных концертах.
«Альбом детских пьес» - серия «По лесенке к мастерству» издательство «Композитор» 1993 год.
В альбом входят шесть пьес:
Весной
Маленькая полька
Грустная мелодия
Этюд
Педальный этюд
Марш
«Весной»
Строение этой пьесы напоминает фугу.
Основная тональность A-dur, первое прохождение темы в правой руке идет, как раз, в основной тональности, а второй голос проводится на квинту ниже. После проведения двух голосов, начинается разработка основной темы: тут и прохождение основной темы, буквально, в основной тональности, но с маленькими вариациями, и модуляция в параллельный минор – fis moll, и через доминантовый аккорд, мы переходим опять в основную тональность A-dur.
Трудность, для обучающихся, состоит в умении исполнять полифонию, кроме этого - умение играть в дециму, умение играть терции и их соединения, необходима хорошая растяжка в руках, не меньше септимы, они постоянно встречаются в тексте. Могут возникнуть вопросы координации, при исполнении первых мотивов в теме: трезвучие тоники в разном движении. Все это наводит на мысль, что пьеса написана не для маленьких детей, а для подростков, когда размер рук подходит к этой пьесе. Пытаясь определить уровень пьесы, я проверила старые планы и не нашла упоминания этой пьесы, я думаю, что по уровню трудности, это пьеса для 4 класса.
«Маленькая полька»
По форме – простая трехчастная, расчленённая, здесь повторяется вторая и третья часть, третья – это реприза первой. Тональность G dur с переходом в fis moll в середине пьесы.
По трудности, необходима хорошая растяжка в руках, опять же септимы в тексте, умение исполнять двойные ноты, вопросы координации рук в кадансовом обороте, распределение силы на мелодию и аккомпанемент тоже требует умения.
«Грустная мелодия»
Очень красивая мелодия, ласковая, хоть и немного грустная.
Форма простая трёхчастная, есть двухтактовая кода, тональность g moll с отклонением в параллельный мажор.
Трудность выражается в размере 6\8, задержании нижнего голоса в левой руке, необходима растяжка рук на уровне септимы. Надо отметить шриховую особенность левой руки – короткие лиги, вздохи, это тоже требует умения и точности исполнения; и терцовый ход, определённой аппликатурой (1\4 – 3\2) потребует времени на отработку. И не забывать про полифоничность любого произведения Е. Гнесиной, с полифонией мы встречаемся даже в этюдах.
«Этюд»
Трудность этюда состоит в умении чтения нот с разными штилями на одном нотоносце, определённого голосоведения, при таком близком расположении голосов.
По форме простая трёхчастная, хоть третья часть и не повторяет полностью первую, вопросы растяжки возникают и здесь.
Тонально все обычно, G dur с доминантой, тем удивительней взрывной B dur, целая фраза в этой тональности, и последняя часть в основной тональности, завершающий пассаж, на материале начального мотива.
5.«Педальный этюд»
Трудность заключается в перебрасывании рук - то правая рука через левую, то левая, через правую руку. К этому добавляется педаль, это вопросы координации. Форма простая трёхчастная с маленькой кодой. Тональность A dur. Хороший этюд для тренинга рук, можно без педали.
6.«Марш»
Трёхчастная форма, тональность G dur, середина в тональности параллельного минора, отклонение в доминанту этого минора. Третья часть повторяет первую, и опять маленькая кода – заключительный пассаж.
Марш требует большой ловкости исполнения – пассажи тридцатьвторых и мотивы шестнадцатых требуют ловкости в руках, умение исполнять соединение терций тоже пригодится, да и игра трезвучия тремя первыми пальцами, тоже требует определённого умения.
Этот марш мелькает на просторах интернета, другие пьесы я не встречала в записи.
Что можно сказать про этот сборник? Что он не оценён и не охвачен. В старой программе для ДМШ есть упоминание о Е.Ф.Гнесиной, но это «Миниатюры» и «Пьесы-картинки», есть еще «Тема и шесть маленьких вариаций» для третьего класса и пара «Пьес-картинок» для четвёртого класса, и всё, этот сборник не упоминается.
Так для какого же года обучения эти пьесы?
Во всех пьесах насыщенная фактура изложения текста, все пьесы пронизаны полифонией, мне, взрослому, умелому человеку, удобно играть эти пьесы, меня устраивает и растяжка, и полифония. Для исполнения этих пьес от ученика требуется много умений, особенно беглого прочтения и понимания текста, умения не только играть, но и понимать полифонию.
Лично мне, очень понравилась «Грустная мелодия», в первом этюде, несмотря на разноштилевую запись, удобная аппликатура, но это, видимо, заслуга редактора.
Пьеса «Весной» меня не вдохновила, очень накручена и сложна, требуется быстрая перестройка слуха на левую руку, мне трудно было перестраиваться так быстро, в районе четырёх тактов. Но поиграв её много раз, я прислушалась и могу подтвердить название - «Весной», для обучающихся, пьеса сложная.
«Педальный этюд» хорош для координации рук, свободы исполнения, его можно и без педали играть, отрабатывать legato.
«Марш» - вполне современен, я слышала исполнение в интернете, можно и на конкурс выставлять, но вопрос возраста исполнителя остаётся открытым, требуется хорошая растяжка в руке и много умений.
4