Утверждаю
Директор МБОУ Наро-Фоминская
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
_________________Е.А.Беликова
«____»______________2018 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятия с персоналом МБОУ СОШ № 4 с УИОП
в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Тема №1: «Чрезвычайные ситуации, характерные для Московской области (городского округа Наро-Фоминск), присущие опасности для населения и возможные способы защиты от них работников организации» |
Учебные цели: | Довести до слушателей перечень ЧС, характерных для города. Рассмотреть возможные опасности для населения и способы защиты от них работников. |
Место занятия: | Учебный класс |
Время: Метод проведения: | 2 часа Тематическое занятие |
УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ
Учебные вопросы | Время (мин.) |
Вводная часть | 3 |
Основная часть: | 85 |
Учебные вопросы: | |
1. Понятие о ЧС. Их классификация по виду и масштабу. ЧС природного характера, характерные для г. Наро-Фоминска, присущие опасности для населения, возможные последствия. | 15 |
2. Наиболее приемлемые способы защиты населения при возникновении ЧС. | 15 |
3. Порядок действий работников организаций в случаях угрозы и возникновения ЧС природного характера при нахождении их на рабочем месте, на открытой местности. | 25 |
4. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории г. Наро-Фоминска, возможные ЧС техногенного характера при авариях и катастрофах на них. Возможные способы защиты работников организаций при возникновении ЧС на потенциально опасных объектах. | 10 |
5. Действия работников организаций при возникновении опасностей военного характера. | 10 |
6. Права и обязанности граждан в области ГО и защиты от ЧС. Ответственность за нарушение требований нормативно – правовых актов в области ГО и защиты от ЧС. | 10 |
Заключительная часть | 2 |
ИТОГО: | 90 |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
2. Постановление Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
3. «Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера». Под ред. Г.Н. Кириллова (учебное пособие), М.; ИРБ, 2002.
4. М..Фалеев. Защита населения и территорий в ЧС. г. Калуга: ГУП «Облиздат», 2001.
5. Г. Кириллов. Безопасность и защита населения в ЧС. М., 2011.
6. Чрезвычайные ситуации. Краткая характеристика и классификация. Учебное пособие. М.: Военные знания, 2000.
УЧЕБНО-МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Мультимедийная аппаратура, компьютер.
2. Видеофильмы по теме.
3. Плакаты, стенды, интерактивная (классная) доска, указка.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
1. Проверить готовность аудитории, УМБ и слушателей к занятию.
2. Объявить порядок проведения занятия.
3. Объявить тему и цели занятия.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. ПОНЯТИЕ О ЧС. ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ ПО ВИДУ И МАСШТАБУ. ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ГОРОДА НАРО-ФОМИНСКА, ПРИСУЩИЕ ИМ ОПАСНОСТИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Согласно постановлению Правительства РФ от 21 мая 2007 года № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на локальные, муниципальные, межмуниципальные, региональные, межрегиональные, федеральные.
Классификация ЧС по зонам распространения, потерям и ущербу.
Характер ЧС | Зона чрезвычайной ситуации | Количество пострадавших (погибших или получивших ущерб здоровью) либо ущерб окружающей среде и материальных потерь (размер материального ущерба) |
Локального характера | Зона ЧС не выходит за пределы территории объекта | Не более 10 чел., не более 100 тыс. руб. |
Муниципального характера | Зона ЧС не выходит за пределы территории одного поселения | Не более 50 чел., не более 5 млн. руб. |
Межмуниципального характера | Зона ЧС затрагивает территорию 2-х и более поселений | Не более 50 чел., не более 5 млн. руб. |
Регионального характера | Зона ЧС не выходит за пределы территории одного субъекта РФ | Свыше 50 чел., но не более 500 чел., свыше 5 млн. руб, но не более 500 млн. руб |
Межрегионального характера | Зона ЧС затрагивает территорию 2-х и более субъектов РФ | Свыше 50 чел. но не более 500 чел., свыше 5 млн. руб, но не более 500 млн. руб |
Федерального характера | | Свыше 500 чел., Свыше 500 млн. руб |
Примечание:
- ущерб – потери и издержки, которые нанесены (могут быть нанесены) в результате ЧС;
- поражённый в чрезвычайной ситуации – человек, заболевший, травмированный или раненный в результате поражающего воздействия источника ЧС;
- пострадавший в чрезвычайной ситуации – человек, поражённый либо понесший материальные убытки в результате ЧС;
- погибший в результате ЧС – человек, поражённый в результате возникновения ЧС со смертельным исходом.
Классификация ЧС:
ТЕХНОГЕННЫЕ ЧС:
- ЧС, связанные со взрывами и пожарами;
- аварии на химически опасных объектах;
- аварии с выбросом радиоактивных веществ;
- транспортные аварии (происшествия и катастрофы на железнодорожном, автомобильном, авиационном, водном, трубопроводном транспорте);
- гидродинамические аварии;
- внезапное обрушение зданий, сооружений;
- аварии на коммунально-энергетических системах.
ПРИРОДНЫЕ ЧС:
- опасные геологические явления;
- опасные гидрологические явления;
- опасные метеорологические явления;
- природные пожары.
БИОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ЧС:
- массовые заболевания:
людей (эпидемии, пандемии);
сельскохозяйственных животных (эпизоотии, панзоотии);
сельскохозяйственных растений (эпифитотии, панфитотии).
- террористические акты;
- межнациональные конфликты;
- забастовки, бунты;
- геноцид;
- демографические кризисы (взрыв, спад).
Чрезвычайные ситуации, характерные для города.
1. землетрясения силой до 2 баллов;
2. ураганы, штормы со скоростью ветра до 36 – 40 метров в секунду;
3. смерчи со скоростью ветра до 111 метров в секунду;
4. подтопления до 12% прибрежных территории города от реки Нара,
5. засухи, с возникновением дефицита питьевой воды;
6. сильные, более 25о, морозы;
7. проливные, длительностью более 3 суток дожди;
8. подтопления территории в результате обильных снегопадов, резкого потепления при высоком снежном покрове, сильных дождей.
2. НАИБОЛЕЕ ПРИЕМЛЕМЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ЧС.
Угрозы возникновения ЧС.
С получением сигнала «Внимание всем» включить телевизор, радиоприёмник, принимать информацию по телевизору, радиоприёмнику или мобильному телефону и выполнять рекомендации предоставляемые органами повседневного управления территориального звена РСЧС (ЦУКС, ЕДДС).
С объявлением эвакуации.
Получив извещение о начале эвакуации, подготовить и взять с собой только самое необходимое: СИЗ, белье, постельные и туалетные принадлежности, медикаменты, личные документы и деньги, а также трёхдневный запас непортящихся продуктов.
К каждому чемодану, рюкзаку или мешку прикрепить бирку с указанием ФИО, адреса постоянного места жительства и места эвакуации.
Когда все будет приготовлено, выключить электроприборы, газ, свет, закрыть квартиру. Для эвакуации больных вызвать машины скорой медицинской помощи.
Повышение защитных свойств помещений от проникновения радиоактивных, отравляющих и химически опасных веществ.
Немедленно закрыть окна, двери и вентиляционные отверстия, включить радиоприемник, телевизор и радиорепродуктор, занять место вдали от окон и быть готовым к приему информации и указаний о действиях.
Обязательно загерметизировать помещение и укрыть продукты питания. Для этого заделать щели в окнах и дверях, заклеить вентиляционные отверстия. Открытые продукты положить в полиэтиленовые мешки, пакеты или пленку. Сделать запас воды в емкостях с плотно прилегающими крышками. Продукты и воду поместить в холодильники, закрываемые шкафы или кладовки.
Эвакуация и рассредоточение. Защита населения путём эвакуации. Принципы и способы эвакуации. Порядок проведения эвакуации
Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенного характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) районах - далее безопасные районы.
Особенности проведения эвакуации определяются характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, наводнение), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий.
В зависимости от времени и сроков проведения выделяются следующие варианты эвакуации населения: упреждающая (заблаговременная), экстренная (безотлагательная).
Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.
Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям (руководителям ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.
В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности проведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих руководителей гражданской обороны.
В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерской службы потенциально опасного объекта.
Общее руководство эвакуацией населения осуществляется руководителями гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредственная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы ГОЧС соответствующего уровня.
Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ организуется по предприятиям, организациям учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания - по месту жительства. В определенных случаях эвакуация осуществляется по территориальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения населения на момент объявления эвакуации.
К эвакуационным органам относятся: эвакуационные комиссии; эвакоприемные комиссии; сборные эвакуационные пункты (СЭП); приемные эвакуационные пункты (ПЭП); промежуточные пункты эвакуации (ППЭ); группы управления на маршрутах пешей эвакуации; оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.
Все эвакуационные и эвакоприемные комиссии подчиняются непосредственно соответствующим руководителям гражданской обороны и работают в тесном взаимодействии с управлениями ГОЧС.
3. ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ В СЛУЧАЯХ УГРОЗЫ И ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА ПРИ НАХОЖДЕНИИ ИХ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ, НА ОТКРЫТОЙ МЕСТНОСТИ.
Действия при оповещении о стихийных бедствиях геофизического и геологического характера
Учитывая, что все здания города построены на максимальную интенсивность землетрясения до 5 баллов (за исключением зданий постройки до 1945г.) лучший способ обезопасить свою жизнь и здоровье – покинуть здание и отойти от него (них) на расстояние исключающее поражение падающими конструктивными элементами.
Для этого:
1. Заранее продумайте путь движения с учётом малого запаса времени - 15-20 секунд до наибольших колебаний и толчков. Землетрясение может случиться ночью, поэтому необходимо предусмотреть эвакуацию и через окна 1 этажа.
2. Заранее определите наиболее безопасные места в квартире, на работе где можно переждать толчки. Это проёмы капитальных внутренних стен, углы, образованные капитальными внутренними стенами, у колонн и под балками каркаса. Научите этому и членов Вашей семьи. Учтите, что наиболее опасными местами в зданиях во время землетрясения являются: большие застеклённые проёмы наружных и внутренних стен, угловые комнаты, лифты. Укрытием от падающих не закреплённых предметов могут служить прочные столы, кровати. Научите детей прятаться туда при отсутствии взрослых.
3. Заранее прочно закрепите к несущим стенам и полу шкафы, этажерки, стеллажи. Не располагайте мебель над спальными местами и там, где при падении она может перекрыть выходы.
4. Прочно закрепите или переместите тяжёлые вещи, лежащие на полках, мебели, антресолях.
5. Надёжно закрепите люстры, светильники не используйте стеклянные абажуры.
6. Не загромождайте вещами выходы из квартиры, коридоров, лестничные площадки.
7. Ёмкости содержащие опасные или воспламеняющиеся жидкости должны быть надёжно закупорены и храниться так, чтобы они не могли упасть и разбиться.
8. Не располагайте спальные места у больших оконных проёмах, стеклянных перегородок.
9. Научитесь сами и научите членов семьи отключать электричество и водоснабжение в квартире, подъезде, доме.
10. Обучитесь оказывать первую медицинскую помощь особенно при травмах.
11. Имейте дома:
- запас консервов и питьевой воды из расчёта на 3-5 дней;
- аптечку с двойным запасом перевязочных материалов и запасом медикаментов для хронически больных;
- фонарь, ведро с песком, огнетушитель.
12. Храните документы в одном легкодоступном месте.
Во время землетрясения
1. Покинуть здание если на это необходимо не более 15-20 секунд.
2. Если остались в здании укройтесь в заранее определённом месте. В многоэтажном доме можно распахнуть дверь и встать в проёме.
3. При опасности падения штукатурки, светильников, стёкол – прячьтесь под стол. Школьники прячутся под парты, отвернуться от окон и закрыть лицо и голову руками.
4. Не создавайте давку и пробки в дверях и проходах.
6. Не прыгайте в окно, находясь выше 1 этажа.
7. Не прыгайте в застеклённые окна. Выбейте стекло стулом, табуреткой, в крайнем случае, спиной.
8. Не пользуйтесь лифтом.
На улице
1.Отойдите на открытое место подальше от зданий и линий электропередач. Бойтесь оборванных проводов.
2. Не бегайте вдоль зданий, не входите в здания.
В транспорте
Остановите движение на открытом месте, не выходите из машины до конца толчков. Водителю автобуса открыть двери.
Действия при оповещении о стихийных бедствиях метеорологического характера
1.Защитить окна.
2. Убрать в помещение или закрепить все предметы находящиеся во дворе, на балконах.
3. Создать запасы инструмента и материалов для защиты строений от ветра и дождя.
3. Подготовить средства передвижения.
4. Создать запасы воды, еды, одежды, медикаментов.
5. Привести в готовность аварийные источники электроснабжения.
6. Создать запасы топлива, подготовить противопожарные средства.
7. Подготовить к работе транзисторные приёмники, настроить их на волну местного радиовещания.
При ураганах, штормах
1. В зданиях опасайтесь ранений осколками оконного стекла.
2. Лучше всего спуститься в подвал.
3. Не выходить на улицу сразу после ослабления ветра, т.к. может возникнуть новый порыв.
4. На открытой местности держитесь подальше от линий электропередач, деревьев, столбов, опор.
5. Нельзя находиться на мостах, путепроводах, в опасной близости от потенциально опасных объектов.
6. Не укрывайтесь в разрушенных или повреждённых зданиях.
7. После урагана не входите в повреждённые здания, чтобы не попасть под обрушение.
Действия при оповещении стихийных бедствий гидрологического характера С получением информации об эвакуации из зоны затопления: отключить электроэнергию, воду, газ. Взять документы, деньги, ценные вещи, запас продовольствия, одежду по сезону.
Поднять на верхние этажи или на возвышенные места квартиры имущество, могущее попасть под затопление.
Действия при возникновении лесных и торфяных пожаров
Такие пожары опасны не только прямым воздействием огня, но и отравлением продуктами горения.
Основные меры защиты населения:
Эвакуация из зоны пожара.
Ограничение въезда в зону пожара.
Тушение пожара, обеспечение безопасности при тушении пожара.
Действия работников, оказавшихся в местах ЧС биолого-социального характера, связанных с физическим насилием (разбой, погромы, бандитизм, драки) и большим скоплением людей (массовые беспорядки и др.).
Биолого-социальная ЧС по ГОСТ Р 22.0.04-95Б биосоциальная ЧС: Состояние, при котором в результате возникновения источника биолого-социальной чрезвычайной ситуации на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений.
Главное - выполнение всех требований карантинных служб и органов эпидемиологического контроля
Большую роль в предупреждении инфекционных заболеваний играет строгое соблюдение правил личной гигиены: мытье рук с мылом после работы и перед едой; регулярное обмывание тела в бане, ванне, под душем со сменой нательного и постельного белья; систематическая чистка и встряхивание верхней одежды и постельных принадлежностей; поддержание в чистоте жилых и рабочих помещений; очистка от грязи и пыли, обтирание обуви перед входом в помещение; употребление только проверенных продуктов, кипяченой воды и молока, промытых кипяченой водой фруктов и овощей, тщательно проваренных мяса и рыбы.
Успех ликвидации инфекционного очага во многом определяется активными действиями и разумным поведением всего населения. Каждый должен строго выполнять установленные режим и правила поведения на работе, на улице и дома, постоянно выполнять противоэпидемические и санитарно-гигиенические нормы. Важное значение для предупреждения развития инфекционных заболеваний, имеет экстренная и специфическая профилактика.
Экстренная профилактика проводится при возникновении опасности массовых заболеваний, но когда вид возбудителя еще точно не определен. Она заключается в приеме населением антибиотиков, сульфаниламидных и других лекарственных препаратов. Средства экстренной профилактики при своевременном их использовании по предусмотренным заранее схемам позволяют в значительной степени предупредить инфекционные заболевания, а в случае их возникновения – облегчить их течение.
Специфическая профилактика – создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок (вакцинации) – проводится против некоторых болезней (натуральная оспа, дифтерия, туберкулез, полиомиелит и др.) постоянно, а против других – только при появлении опасности их возникновения и распространения.
Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно путем массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением специальных сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины представляют собой убитых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкожно, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания.
При возникновении очага инфекционного заболевания в целях предотвращения распространения болезней объявляется карантин или обсервация.
Карантин вводится при возникновении особо опасных болезней (оспы, чумы, холеры и др.). Он может охватывать территорию района, города, группы населенных пунктов.
Карантин представляет собой систему режимных, противоэпидемических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на полную изоляцию очага и ликвидацию болезней.
Что такое массовые беспорядки? Во-первых, это преступления против общественной безопасности, которые сопровождаются поджогами, погромами, насилием над людьми, уничтожением имущества, а так же оказание вооруженного сопротивления полиции.
Массовые беспорядки – это всегда действия толпы, иногда тщательно организованные, а иногда возникающие стихийно. Толпа – это большое скопление людей.
Как вести себя в зоне массовых беспорядков, когда вы находитесь в толпе.
Если в населённом пункте начались волнения, то лучше всего оставаться дома, но если вы оказались в зоне массовых беспорядков, на улице, то скорее всего вы окажетесь в толпе. Не забывайте, что толпа хаотична, хотя и не лишена организации. Толпу можно характеризовать и по количеству людей, и по скорости движения, и по агрессивности.
В любой момент толпа из агрессивной может превратиться в паническую толпу, то есть спасающуюся от чего-либо. Этот момент самый опасный для людей, собственно из которых эта толпа и состоит. Людская лавина может начать движение в любую сторону и с любой скоростью совершенно внезапно. В такие моменты важно знать несколько правил, которые могут спасти вам жизнь, так как очень много людей гибнет в создающейся давке и просто под ногами толпы.
Во первых нужно определить векторное движение толпы и двигаться строго в его направлении. Самое опасное движение – это поперёк людского потока. Нужно двигаться в попутном направлении, желательно с той же скоростью, при этом аккуратно сдвигаясь в одну из сторон, стараясь оказаться как можно ближе к краю.
Если нам удалось сдвинуться от центра к краю, это еще не повод расслабляться. Представим, что огромное число людей бежит в панике по улице и мы, сдвигаясь от центра улицы, окажемся возле домов. Тут главное не останавливаться, а продолжать движение. Особое внимание следует уделить выступающим из здания предметам, таким как водосточные трубы, крюки, скобы, за которые можно зацепиться и пораниться.
Самый оптимальный вариант, оказавшись с краю, - это свернуть во двор, но если дом оказался слишком длинным, можно прятаться за выступающие части фасада. Толпа при этом будет как бы обтекать это место, что сэкономит нам время для обдумывания дальнейших действий, и вообще, паникующая толпа - явление временное.
Самое главное. Если людская лавина начала движение и вас повлекла за собой, забудьте о каких-либо материальных ценностях. Уронили кошелёк, телефон или фотоаппарат – забудьте про них. Ни в коем случае не останавливайтесь и не наклоняйтесь, чтобы поднять, последствия могут быть самые печальные.
Если в толпе кто-то упал перед вами, остановитесь, разверните корпус плечом к потоку и дождитесь пока человек встанет. Возможно, этим вы спасёте чью-то жизнь, да и свою тоже, ведь через упавшего так же можно запнуться и оказаться на земле.
Если вдруг упали сами, незамедлительно перевернуться на бок, поджать ноги к груди, руку согнуть в локте и прижать к боку. Все время, по возможности, следите за обстановкой. Как только представится момент, сразу вставайте и продолжайте движение.
Помните! Если на улице начались волнения и массовые беспорядки – оставайтесь дома.
4. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ ОБЪЕКТЫ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ Г. НАРО-ФОМИНСКА, И ВОЗМОЖНЫЕ ЧС ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА ПРИ АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ НА НИХ. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ РАБОТНИКОВ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ДАННЫХ ЧС.
На территории городского округа «Город Калининград», расположено:
- 7 потенциально опасных объекта, из них:
- 1 химически опасных (ХОО);
- 6 взрывопожароопасных - ВПОО.
Для ХОО характерны ЧС, вызванные авариями с выбросом АХОВ.
Для ВПОО характерны пожары и как последствия взрывы топливовоздушных, газовоздушных облаков с образованием воздушно ударной волны, несущей разрушение зданий и сооружений, гибель и ранение людей.
Люди, проживающие в зонах заражения от этих объектов должны знать:
- при авариях на ХОО основной способ спасения – экстренно эвакуироваться перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 500 метров;
- при возникновении угрозы взрыва на ВПОО – укрыться в подвальном помещении, за домами и сооружениями на противоположной от ВПОО стороне. При возможности эвакуироваться перпендикулярно направлению ветра на расстояние не менее 1 200 метров.
5. ОПАСНОСТИ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА И ПРИСУЩИЕ ИМ ОСОБЕННОСТИ. ДЕЙСТВИЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ОПАСНОСТЕЙ ВОЕННОГО ХАРАКТЕРА.
В современных условиях, когда принципиально изменились взгляды на ведение военных конфликтов, когда ставка делается на современные высокоэффективные системы оружия, включая высокоточное оружие, видоизменяется подход по определению возможных ресурсов средств поражения потенциального противника по объектам тыла.
Разработаны основные параметры поражения критически важных объектов тыла городского округа, на основании которых планируются, организуются и проводятся действия.
По объектам тыла наносятся 46 ударов современным высокоточным оружием с обычным взрывчатым веществом в тротиловом эквиваленте 400 кг. В основном поражается персонал объектов тыла. Население поражается вторичными факторами взрывов, а именно: выброс АХОВ, образование и взрыв газо и топливовоздушных облаков.
Действия при таких ЧС аналогичны действиям при ЧС мирного времени.
6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ В ОБЛАСТИ ГО И ЗАЩИТЫ ОТ ЧС.
Права и обязанности населения изложены:
В области ГО - Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»
1. ст. 10 Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:
- проходят обучение в области гражданской обороны;
- принимают участие в проведении других мероприятий по гражданской обороне;
- оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.
2. ст. 19 - Неисполнение должностными лицами и гражданами Российской Федерации обязанностей в области гражданской обороны влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В области ЧС – Федеральный закон от 11.11.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
1. ст. 18 - Граждане Российской Федерации имеют право:
- на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
- в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
- быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
- обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
- участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
- на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
- на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
- на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
2. ст. 19 - Граждане Российской Федерации обязаны:
- соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
- изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
- выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
- при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
3. ст. 28 - Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В области пожарной безопасности - Федеральный закон от 21.12.1994 № 69- ФЗ «О пожарной безопасности»
ст. 34 - Граждане имеют право на:
- защиту жизни, здоровья и имущества в случае пожара;
- возмещение ущерба, причинённого пожаром, в порядке, установленном действующим законодательством;
- участие в установлении причин пожара, нанёсшего ущерб их здоровью и имуществу;
- получение информации по вопросам пожарной безопасности, в том числе в установленном порядке от органов управления и подразделений пожарной охраны;
- участие в обеспечении пожарной безопсности, в том числе в установленном порядке в деятельности добровольной пожарной охраны.
Граждане обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности;
- иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров и противопожарный инвентарь в соответствии с правилами пожарной безопасности и перечнями, утверждёнными соответствующими органами местного самоуправления;
- при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;
- до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;
- оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
- выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора;
- предоставлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Ответственность за нарушение требований нормативно - правовых актов в области ГО и защиты от ЧС устанавливает Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Статья 20.6. Невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
2. Непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуации сил и средств, предусмотренных утверждённым в установленном порядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Статья 20.7. Невыполнение требований и мероприятий в области гражданской обороны.
1. Невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.
2. Невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц- от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Заключительная часть
В заключительной части тематического занятитя руководитель занятия отмечает слушателей, принявших активное участие в обсуждении учебного материала.
Оценивает ответы слушателей и выставляет полученные ими оценки в журнал.
Отвечает на поступившие вопросы и даёт задание на самоподготовку.
Руководитель занятия
педагог-организатор ОБЖ ______________С.В. Лазарев