СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Годовой отчёт учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов

Просмотр содержимого документа
«Годовой отчёт учителя-логопеда старшей группы компенсирующей направленности для детей с ОНР»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6

Кущёвский район





Годовой отчёт учителя-логопеда

МБДОУ д/с ОВ №6 ст.Кущёвской

старшей группы

компенсирующей направленности

для детей с ОНР

Бова Ирины Петровны

за 2016 – 2017учебный год.















Коррекционно-логопедическая работа строилась по адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР, составленной на основе «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей», авторами которой являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:

  • Развитие понимания речи;

  • Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза, автоматизация поставленных звуков);

  • Развитие фонематического восприятия;

  • Развитие слоговой структуры слова;

  • Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

  • Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);

  • Развитие фразовой и связной речи;

  • Развитие общей и мелкой моторики;

  • Развитие психических функций.

Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы учителя-логопеда:

Организационно-методическая работа.

1.Волкова Г.А. Чиркина Г.В. Филичева Т.Б. «Логопедия» 1,2ч.

2.Т.В.Будённая « Артикуляционная гимнастика.»

3.Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей.»

4. Библиотека журнала «Логопед» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии.» 1ч.

5.Н.В.Нищева« Занимаемся вместе» Ранний возраст (домашняя тетрадь)

-ранний возраст;

-младшая группа;

-средняя группа;

-старшая группа 1,2ч.;

-подготовительная к школе группа 1.2ч.

6.Е.В. Долганюк И.И.Васильева«Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.»

7.О.В. Правдина « Логопедия.»

8.О.Б. Гранкина «Система работы с неговорящими детьми». Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.

9.Новиковская О.А. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»

10.Володина В.С. «Говорим правильно» Альбом по развитию речи

11.Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Дети с недоразвитием речи». Воспитание и обучение.

12.Туманова Т.В. «Исправление звукопроизношения у детей». Дидактический материал.

13.Степанова О.С. «Справочник логопеда».

14.Гомзяк О.С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».(5-6лет)

15.Громова О.Е. «Говорю правильно» (Л-ЛЬ, Р-РЬ, С,З,Ц,Ш,Ж )

16.Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь» № 1,2,3,4.

17.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ТНР с 5 до 6 лет (старшая группа)»

18.Нищева Н.В. «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе с ОНР и рабочая программа учителя-логопеда»

19.Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет»

20.Жукова О.С. «Логопедическая энциклопедия дошкольника»

21.Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»

22.Чиркина Г.В. Филичева Т.Б. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»

23.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

24.Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков  [с], [з], звука [р], шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л].

25. «Логопед» (журнал). 2010(№4, 5,3,6).

Библиотека журнала «Логопед» Л.А.Боровцева «Документация логопеда» ;О.В.Бачина «Аттестация логопедов»; Е.В.Кириллова «Развитие фонематического воаприятия у детей раннего возраста»; О.В. Жохова «Домашние задания для детей»; Е.А.Борисова «Индивидуальные занятия с дошкольниками».

26.Поваляева М.А. Справочник логопеда.

27.Цвинтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь.

28.Морозова Н.Ю. «Как преодолеть заикание».

29.Акименко В.А. «Исправление звукопроизношения у детей»

30.Акименко В.А. «Новые логопедические технологии»

31.Хватцев М.Е. «Логопедия. Работа с дошкольниками»

32.Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»

33.ЩетининМ.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»

34.Арганович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.»

35.Ушакова С.Р. «Родительские собрания в старшей группе дошкольников с ОНР»

36.Нищева Н.В., Лалаева Р.И. «Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в ДОУ»

37.Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры»

38.Светлова Е.И. «Сравни и измерь» (пособие для игрового дошкольного обучения)

39. Светлова Е.И. «Домашний логопед»

40.Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

41. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Логопедическая тетрадь для индивидуальных занятий с дошкольниками»

42. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Логопедическая тетрадь взаимодействия педагога и родителей»

43. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Цикл занятий: «Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием фаланга пальцев» для детей 5-7 лет»

44. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. Иллюстративно-методический материал к «Циклу огопедических занятий: «Составление рассказов с использованием сюжетных картин»

45.Коноваленко С.В. «До школы 3 месяца» альбом заданий и упражнений.

46.Пушков А.Е. «Упражнения для ознакомления с элементами букв»

47. Русакова Е.С. «Пишем по контуру»

48.Федина О.В. «Развиваем математическое мышление»

49.Громова О.Е. «Логопедическое лото» С-СЬ, З-ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л-Ль, Р-РЬ.

50.Куликовская Т.А. «Язычок л-л-лычит , скороговорки; язычок р-р-рычит , скороговорки; язычок свистит, скороговорки; язычок шипит, скороговорки»

51.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». (Альбом)

«Формирование лексико-грамматических представлений» (Сборник упражнений для индивидуальных занятий),(Альбом)

«Коррекция нарушений слоговой структуры»(Альбом)

«Картины с проблемным сюжетом для развития мышления у дошкольников» (Методическое пособие и демонстрационный материал)

52.Сычёва Г.Е. «Опорные картинки для пересказа текстов, методические рекомендации» 1,2ч.

53.Йощенко В.О. «Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ»

54.Белавина Н.Н. «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова»

Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий по лексическим темам, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, автоматизации звуков и обучению грамоте. Также постоянно пополняется подборка мультимедийных презентаций и компьютерных игр по данным направлениям.

В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена другая необходимая документация.

Научно-методическая работа.

24 октября 2016 года прошла куры повышения квалификации по теме «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».

15 марта 2017 года приняла участие во Всероссийской конференции в качестве докладчика по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе; название работы: «методическая разработка «Звуковые символы».

Закреплена наставником для сопровождения молодых специалистов 1.09.2016г.

27.01.2017года получила СЕРТИФИКАТ за открытое логопедическое занятие по теме: «НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе «Зимние забавы».

10.05.2017года создала свой персональный сайт http://multiurok.ru/romashka-logoped/

Неоднократно отправляла собственные материалы на сайты учителей-логопедов и принимала участие к конкурсах педагогов. Занимала 1,2,3места ,подтверждённые свидетельствами и дипломами. Осуществляла взаимосвязь со всеми участниками общеразвивающего процесса.

Работа с воспитателями

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

  • Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих тетрадей) – в течение года

  • Беседа о результатах логопедического обследования детей

  • Сообщение на тему: « Причины речевых нарушений»

Папки-передвижки:

  • «Говорите с ребенком правильно»

  • Сообщение на тему: « Этапы речевого развития»

  • «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»

  • Сообщение: "Что должен знать ребенок о времени"

  • Играем пальчиками и развиваем речь»

  • "Учите детей правильно произносить и различать звуки"

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

  • Сообщение на тему: «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей».

  • Сообщение на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями

  • Сообщение на тему: «Левша – плохо это или хорошо?»

  • Сообщение на тему:"Форма, цвет, величина"

III период обучения (март, апрель, май)

Беседа о соблюдении режима речи и правильном распределении речевой нагрузки на занятиях.

Итоговая диагностика. Задачи на лето. С воспитателями логопедической группы: регулярно посещала занятия воспитателей группы с целью выбора и создания единых средств и форм работы;

Участвовала в работе ПМПк (проводила обследование детей средних и старших групп, заполняла соответствующую документацию);

Сообщала воспитателям результаты обследования (начало года, середина и конец года);

Систематически организовывала показ для своих воспитателей индивидуальных занятий с детьми;

Проводились занятия по запросу воспитателей с целью показа специфики проведения занятия и отбора методов и форм работы с детьми с речевой патологией;

Давались рекомендации для воспитателей;

Использовала компьютерные логопедические игры: практический курс «Домашний логопед», «Играем и учимся», логоигры портала «Мерсибо».

Участвовала в вебинарах: «Создание персонального сайта учителя и использование его в работе».Вебинар для учителей. 2 академических часа. Ведущий: Тарасов Дмитрий Александрович, учитель информатики, руководитель проекта videouroki.net, «Использование интерактивных игр и пособий в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей с ОВЗ» (окт.2016г.), «Эффективные методы проведения групповых занятий с дошкольниками с использованием современных электронных устройств» (дек.2016г.), «Создание уникальной базы дидактических пособий с помощью мультимедийных технологий» (май 2017г.).В течении учебного года посещала районные МО и семинары ДОУ. С родителями: Организовывалось присутствие родителей на ПМПк во время промежуточного обследования (октябрь 2016г) и итоговой диагностики (апрель 2017г.).

Проводились индивидуальные и групповые консультации: темы консультаций определялись по запросу родителей через анкетирование, тестирование.

Работа с родителями

I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

1. Выступление на родительском собрании на тему «Результаты логопедического обследования детей».

2. Оформление папки-передвижки на тему: «Причины речевых нарушений»

3. Оформление папки-передвижки на тему: « Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»

4. Оформление папок-передвижек на темы: «Во сколько лет лучше обращаться к логопеду»; « Пальчиковая гимнастика»; «Взаимосвязь работы логопеда и семьи»; «Развиваем мелкую моторику»; Советы логопеда "Если ребенок не говорит"; «Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушениями речи»; Памятка для родителей «С чего начать коррекцию звукопроизношения»; «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»

Памятка для родителей

  • Консультации «Зачем логопед задает домашние задания?»

  • Консультация «Учите детей правильно произносить и различать звуки»

  • «Фонетический слух-основа правильной речи у дошкольников»

  • Памятка родителям о выполнении домашних логопедических заданий

  • Папки -передвижки по лексическим темам, соответствующим логопедическому плану

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

  • Оформление папки-передвижки на темы:

  • «Говорите с ребенком правильно»

  • «Последовательность появления звуков»

  • "Логопед рекомендует"

  • «Послушные Буквы»

  • Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях.

  • Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков

  • Сообщение на тему: «Левша – плохо это или хорошо?»

  • Сообщение на тему:"Форма, цвет, величина"

III период обучения (март, апрель, май)

  • Оформление папки-передвижки на темы: «Обогащение словаря дошкольников с недоразвитием речи»; «Советы логопеда»; «Скоро в школу! Развиваем речь»; «10 простых советов от логопеда»; «Правила для родителей»; «Советы родителям по заучиванию стихов»

  • Сообщение: "Что должен знать ребенок о времени"

  • Подведение итогов логопедической работы с детьми за год – сообщение на родительском собрании

Регулярно оформлялся стенд логопеда в приёмной.

Проводилось оформление документации МБДОУ для ПМПК, ПМПк.

Осуществление коррекционно-логопедической работы с детьми.

Проводились фронтальные (индивидуальные) занятия с детьми.

На конец 2017 учебного года у 8-ти детей речь со значительным улучшением,

у 1 ребёнка с незначительными улучшениями ( из-за сложности речевого дефекта - моторная алалия ЗПР) ,

у 1 ребёнка- выход из ОНР (2ур.) на ОНР(3ур)

, у 4 детей выход из ОНР ( 3ур) на ОНР (4ур))

Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за 2016– 2017 учебный год, результаты диагностики устной речи детей( тестовая методика О.Б.Иншаковой), можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты. Работа логопеда осуществлялась в соответствии с планом самообразования.

23.05. 2017г. Учитель- логопед 1 категории: И.П. Бова



































Мониторинг логопедической работы

Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по следующим параметрам: 
        • звукопроизношение; 
        • фонематические процессы; 
        • словарный запас; 
        • грамматический строй речи; 
        • связная речь; 
        • пространственная ориентировка; 
        • артикуляционная моторика; 
        • мелкая моторика.

Критерии оценки уровня функции:

п/п

Параметры

Уровни развития функции

Характеристика

I.

Звукопроизношение           

Низкий

Нарушено несколько групп звуков

Ниже среднего

 

Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи

Средний

 

Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков

Достаточный

Звукопроизношение в норме

II.

Фонематические процессы      

Низкий

 

Не слышит данный звук в любой позиции

Ниже среднего

 

Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы

Средний       

 

С заданием справляется, но допускает несколько ошибок

Достаточный

Фонематические процессы в норме

III.

Словарный запас

Низкий

 

Активный словарь ограничен бытовым уровнем

Ниже среднего

 

Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы

Средний

 

Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения

Достаточный

Активный словарь близок к возрастной норме

IV.

Грамматический строй речи    

Низкий

Речь резко аграмматична

Ниже среднего

 

Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании

Средний

 

Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении

Достаточный

Грамматический строй близок к возрастной норме

V.

Связная речь

Низкий

Фразовая речь резко аграмматична

Ниже среднего

 

Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой

Средний

При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков

Достаточный

Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции

VI.

Пространственная ориентировка          

Низкий

Не ориентируется на плоскости и в пространстве

Ниже среднего

 

Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево

Средний

 

Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения

Достаточный

Пространственная ориентировка соответствует возрасту

VII.

Артикуляционная моторика

                       

 

Низкий

 

Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата

Ниже среднего

 

Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений

Средний

 

Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения

Достаточный

Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей

VIII.

Мелкая моторика

Низкий

 

           

 

Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора)

Ниже среднего

Испытывает затруднения при выполнении динамических проб

Средний

Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками.

Достаточный

Мелкая моторика в норме

        На каждого ребенка два раза в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть "западающие" звенья и активизировать работу в данном направлении. 

В этот мониторинг можно внести и третий - промежуточный профиль, тем самым показать динамику логопедической работы.

Заполнив таблицу, представленную ниже, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе для детей с ТНР, путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции.

 Диаграмма результатов логопедической работы с детьми ... группы

   

Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии.

 (По материалам Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой."Логопед", N5, 2005.)

 

Мониторинг логопедической работы 

Критерии оценки параметров обследования 
1. Звукопроизношение 
1 балл - нарушение нескольких групп звуков. 
2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь 
3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков. 
4 балла - звукопроизношение в норме. 
2. Фонематические процессы 
1 балл - не слышит данный звук в любой позиции 
2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы. 
3 балла - с заданием справляется, но допускает ошибки. 
4 балла - фонематические процессы развиты достаточно. 
3. Слоговая структура слов
1 балл - слоговая структура слов не сформирована. 
2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности 
3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования. 
4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различного слогового состава. 
4. Словарный запас
1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. 
2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы. 
3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов. 
4 балла - активный словарь близок к возрастной норме. 
5. Грамматический строй речи
1 балл - речь резко аграмматичная. 
2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. 
3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении. 
4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме. 

6. Связная речь 
1 балл - фразовая речь резко аграмматична. 
2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой. 
3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений. 
4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции. 
7. Артикуляционная моторика
1 балл - объем артикуляционных движений ограничен. 
2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений. 
3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения. 
4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. 
8. Мелкая моторика
1 балл - мелкая моторика ограничена 
2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб. 
3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками. 
4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме.