Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6
Кущёвский район
Годовой отчёт учителя-логопеда
МБДОУ д/с ОВ №6 ст.Кущёвской
старшей группы
компенсирующей направленности
для детей с ОНР
Бова Ирины Петровны
за 2016 – 2017учебный год.
Коррекционно-логопедическая работа строилась по адаптированной программе коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР, составленной на основе «Программы логопедической работы по преодолению ОНР у детей», авторами которой являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.
Целью работы являлось воспитание у детей правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи, что обеспечивалось в результате разнопланового систематического воздействия, направленного на развитие речевых и неречевых процессов:
Развитие понимания речи;
Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза, автоматизация поставленных звуков);
Развитие фонематического восприятия;
Развитие слоговой структуры слова;
Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
Развитие фразовой и связной речи;
Развитие общей и мелкой моторики;
Развитие психических функций.
Коррекционное воздействие осуществлялось на основе чётко запланированной работы учителя-логопеда:
Организационно-методическая работа.
1.Волкова Г.А. Чиркина Г.В. Филичева Т.Б. «Логопедия» 1,2ч.
2.Т.В.Будённая « Артикуляционная гимнастика.»
3.Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей.»
4. Библиотека журнала «Логопед» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская «Система коррекционного воздействия при моторной алалии.» 1ч.
5.Н.В.Нищева« Занимаемся вместе» Ранний возраст (домашняя тетрадь)
-ранний возраст;
-младшая группа;
-средняя группа;
-старшая группа 1,2ч.;
-подготовительная к школе группа 1.2ч.
6.Е.В. Долганюк И.И.Васильева«Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста.»
7.О.В. Правдина « Логопедия.»
8.О.Б. Гранкина «Система работы с неговорящими детьми». Практический материал учителя-логопеда для работы с неговорящими детьми.
9.Новиковская О.А. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»
10.Володина В.С. «Говорим правильно» Альбом по развитию речи
11.Филичева Т.Б. Туманова Т.В. «Дети с недоразвитием речи». Воспитание и обучение.
12.Туманова Т.В. «Исправление звукопроизношения у детей». Дидактический материал.
13.Степанова О.С. «Справочник логопеда».
14.Гомзяк О.С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников».(5-6лет)
15.Громова О.Е. «Говорю правильно» (Л-ЛЬ, Р-РЬ, С,З,Ц,Ш,Ж )
16.Косинова Е.М. «Грамматическая тетрадь» № 1,2,3,4.
17.Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий для детей с ТНР с 5 до 6 лет (старшая группа)»
18.Нищева Н.В. «Планирование коррекционно-развивающей работы в группе с ОНР и рабочая программа учителя-логопеда»
19.Нищева Н.В. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет»
20.Жукова О.С. «Логопедическая энциклопедия дошкольника»
21.Коноваленко В.В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения»
22.Чиркина Г.В. Филичева Т.Б. «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»
23.Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
24.Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков [с], [з], звука [р], шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л].
25. «Логопед» (журнал). 2010(№4, 5,3,6).
Библиотека журнала «Логопед» Л.А.Боровцева «Документация логопеда» ;О.В.Бачина «Аттестация логопедов»; Е.В.Кириллова «Развитие фонематического воаприятия у детей раннего возраста»; О.В. Жохова «Домашние задания для детей»; Е.А.Борисова «Индивидуальные занятия с дошкольниками».
26.Поваляева М.А. Справочник логопеда.
27.Цвинтарный В. Играем пальчиками – развиваем речь.
28.Морозова Н.Ю. «Как преодолеть заикание».
29.Акименко В.А. «Исправление звукопроизношения у детей»
30.Акименко В.А. «Новые логопедические технологии»
31.Хватцев М.Е. «Логопедия. Работа с дошкольниками»
32.Лопатина Л.В. «Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста»
33.ЩетининМ.Н. «Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой»
34.Арганович З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.»
35.Ушакова С.Р. «Родительские собрания в старшей группе дошкольников с ОНР»
36.Нищева Н.В., Лалаева Р.И. «Диагностика нарушений речи и организация логопедической работы в ДОУ»
37.Никитин Б.П. «Интеллектуальные игры»
38.Светлова Е.И. «Сравни и измерь» (пособие для игрового дошкольного обучения)
39. Светлова Е.И. «Домашний логопед»
40.Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Коррекционно-развивающая программа по преодолению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
41. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Логопедическая тетрадь для индивидуальных занятий с дошкольниками»
42. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Логопедическая тетрадь взаимодействия педагога и родителей»
43. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. «Цикл занятий: «Обучение пересказу по серии сюжетных картин с использованием фаланга пальцев» для детей 5-7 лет»
44. Сидорова Т.С.; Кантур Т.Г. Иллюстративно-методический материал к «Циклу огопедических занятий: «Составление рассказов с использованием сюжетных картин»
45.Коноваленко С.В. «До школы 3 месяца» альбом заданий и упражнений.
46.Пушков А.Е. «Упражнения для ознакомления с элементами букв»
47. Русакова Е.С. «Пишем по контуру»
48.Федина О.В. «Развиваем математическое мышление»
49.Громова О.Е. «Логопедическое лото» С-СЬ, З-ЗЬ, Ц, Ш, Ж, Л-Ль, Р-РЬ.
50.Куликовская Т.А. «Язычок л-л-лычит , скороговорки; язычок р-р-рычит , скороговорки; язычок свистит, скороговорки; язычок шипит, скороговорки»
51.Ткаченко «Развитие фонематического восприятия». (Альбом)
«Формирование лексико-грамматических представлений» (Сборник упражнений для индивидуальных занятий),(Альбом)
«Коррекция нарушений слоговой структуры»(Альбом)
«Картины с проблемным сюжетом для развития мышления у дошкольников» (Методическое пособие и демонстрационный материал)
52.Сычёва Г.Е. «Опорные картинки для пересказа текстов, методические рекомендации» 1,2ч.
53.Йощенко В.О. «Сборник примерных форм документов и методических материалов к организации логопедической работы в ДОУ»
54.Белавина Н.Н. «Логопедические карточки для обследования звукопроизношения детей и слогового состава слова»
Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для фронтальных занятий по лексическим темам, для индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию фразовой речи, автоматизации звуков и обучению грамоте. Также постоянно пополняется подборка мультимедийных презентаций и компьютерных игр по данным направлениям.
В начале учебного года составлен календарный план, график и циклограмма рабочего времени, оформлена другая необходимая документация.
Научно-методическая работа.
24 октября 2016 года прошла куры повышения квалификации по теме «Современные подходы к диагностике и коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС».
15 марта 2017 года приняла участие во Всероссийской конференции в качестве докладчика по теме: «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе; название работы: «методическая разработка «Звуковые символы».
Закреплена наставником для сопровождения молодых специалистов 1.09.2016г.
27.01.2017года получила СЕРТИФИКАТ за открытое логопедическое занятие по теме: «НОД по речевому развитию в старшей логопедической группе «Зимние забавы».
10.05.2017года создала свой персональный сайт http://multiurok.ru/romashka-logoped/
Неоднократно отправляла собственные материалы на сайты учителей-логопедов и принимала участие к конкурсах педагогов. Занимала 1,2,3места ,подтверждённые свидетельствами и дипломами. Осуществляла взаимосвязь со всеми участниками общеразвивающего процесса.
Работа с воспитателями
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Привлечение воспитателей к работе по автоматизации поставленных звуков (выдача рабочих тетрадей) – в течение года
Беседа о результатах логопедического обследования детей
Сообщение на тему: « Причины речевых нарушений»
Папки-передвижки:
«Говорите с ребенком правильно»
Сообщение на тему: « Этапы речевого развития»
«Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»
Сообщение: "Что должен знать ребенок о времени"
Играем пальчиками и развиваем речь»
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Сообщение на тему: «Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя по преодолению нарушений речи у детей».
Сообщение на тему: «Развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с речевыми нарушениями
Сообщение на тему: «Левша – плохо это или хорошо?»
Сообщение на тему:"Форма, цвет, величина"
III период обучения (март, апрель, май)
Беседа о соблюдении режима речи и правильном распределении речевой нагрузки на занятиях.
Итоговая диагностика. Задачи на лето. С воспитателями логопедической группы: регулярно посещала занятия воспитателей группы с целью выбора и создания единых средств и форм работы;
Участвовала в работе ПМПк (проводила обследование детей средних и старших групп, заполняла соответствующую документацию);
Сообщала воспитателям результаты обследования (начало года, середина и конец года);
Систематически организовывала показ для своих воспитателей индивидуальных занятий с детьми;
Проводились занятия по запросу воспитателей с целью показа специфики проведения занятия и отбора методов и форм работы с детьми с речевой патологией;
Давались рекомендации для воспитателей;
Использовала компьютерные логопедические игры: практический курс «Домашний логопед», «Играем и учимся», логоигры портала «Мерсибо».
Участвовала в вебинарах: «Создание персонального сайта учителя и использование его в работе».Вебинар для учителей. 2 академических часа. Ведущий: Тарасов Дмитрий Александрович, учитель информатики, руководитель проекта videouroki.net, «Использование интерактивных игр и пособий в процессе постановки и автоматизации нарушенных звуков у детей с ОВЗ» (окт.2016г.), «Эффективные методы проведения групповых занятий с дошкольниками с использованием современных электронных устройств» (дек.2016г.), «Создание уникальной базы дидактических пособий с помощью мультимедийных технологий» (май 2017г.).В течении учебного года посещала районные МО и семинары ДОУ. С родителями: Организовывалось присутствие родителей на ПМПк во время промежуточного обследования (октябрь 2016г) и итоговой диагностики (апрель 2017г.).
Проводились индивидуальные и групповые консультации: темы консультаций определялись по запросу родителей через анкетирование, тестирование.
Работа с родителями
I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)
1. Выступление на родительском собрании на тему «Результаты логопедического обследования детей».
2. Оформление папки-передвижки на тему: «Причины речевых нарушений»
3. Оформление папки-передвижки на тему: « Артикуляционная гимнастика в стихах. Игры с язычком»
4. Оформление папок-передвижек на темы: «Во сколько лет лучше обращаться к логопеду»; « Пальчиковая гимнастика»; «Взаимосвязь работы логопеда и семьи»; «Развиваем мелкую моторику»; Советы логопеда "Если ребенок не говорит"; «Как родителям правильно заниматься со своим ребенком с нарушениями речи»; Памятка для родителей «С чего начать коррекцию звукопроизношения»; «Значение дыхательной гимнастики в речевом развитии»
Памятка для родителей
Консультации «Зачем логопед задает домашние задания?»
Консультация «Учите детей правильно произносить и различать звуки»
«Фонетический слух-основа правильной речи у дошкольников»
Памятка родителям о выполнении домашних логопедических заданий
Папки -передвижки по лексическим темам, соответствующим логопедическому плану
II период обучения (декабрь, январь, февраль)
Рекомендации родителям по организации игр для развития речи в домашних условиях.
Рекомендации учителя-логопеда родителям по развитию правильных речевых навыков
Сообщение на тему: «Левша – плохо это или хорошо?»
Сообщение на тему:"Форма, цвет, величина"
III период обучения (март, апрель, май)
Регулярно оформлялся стенд логопеда в приёмной.
Проводилось оформление документации МБДОУ для ПМПК, ПМПк.
Осуществление коррекционно-логопедической работы с детьми.
Проводились фронтальные (индивидуальные) занятия с детьми.
На конец 2017 учебного года у 8-ти детей речь со значительным улучшением,
у 1 ребёнка с незначительными улучшениями ( из-за сложности речевого дефекта - моторная алалия ЗПР) ,
у 1 ребёнка- выход из ОНР (2ур.) на ОНР(3ур)
, у 4 детей выход из ОНР ( 3ур) на ОНР (4ур))
Проанализировав коррекционно-логопедическую работу специалиста за 2016– 2017 учебный год, результаты диагностики устной речи детей( тестовая методика О.Б.Иншаковой), можно сделать вывод, что задачи, поставленные специалистом в начале учебного года - решены; намеченные цели достигнуты. Работа логопеда осуществлялась в соответствии с планом самообразования.
23.05. 2017г. Учитель- логопед 1 категории: И.П. Бова
Мониторинг логопедической работы
Каждый ребенок обследуется 2-3 раза в год по следующим параметрам: • звукопроизношение; • фонематические процессы; • словарный запас; • грамматический строй речи; • связная речь; • пространственная ориентировка; • артикуляционная моторика; • мелкая моторика. Критерии оценки уровня функции: п/п | Параметры | Уровни развития функции | Характеристика | I. | Звукопроизношение | Низкий | Нарушено несколько групп звуков | Ниже среднего | Недостаточность произношения одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанность речи | Средний | Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков | Достаточный | Звукопроизношение в норме | II. | Фонематические процессы | Низкий | Не слышит данный звук в любой позиции | Ниже среднего | Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы | Средний | С заданием справляется, но допускает несколько ошибок | Достаточный | Фонематические процессы в норме | III. | Словарный запас | Низкий | Активный словарь ограничен бытовым уровнем | Ниже среднего | Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы | Средний | Использует все части речи; использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами; при подборе синонимов испытывает затруднения | Достаточный | Активный словарь близок к возрастной норме | IV. | Грамматический строй речи | Низкий | Речь резко аграмматична | Ниже среднего | Допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании | Средний | Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении | Достаточный | Грамматический строй близок к возрастной норме | V. | Связная речь | Низкий | Фразовая речь резко аграмматична | Ниже среднего | Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой | Средний | При составлении рассказа использует не более 2-3 предложений; не пользуется планом при составлении рассказа; при описании использует не более двух признаков | Достаточный | Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции | VI. | Пространственная ориентировка | Низкий | Не ориентируется на плоскости и в пространстве | Ниже среднего | Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево | Средний | Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения | Достаточный | Пространственная ориентировка соответствует возрасту | VII. | Артикуляционная моторика | Низкий | Объем артикуляционных движений ограничен (мимика бедна), наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата | Ниже среднего | Неполный объем артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений | Средний | Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения | Достаточный | Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей | VIII. | Мелкая моторика | Низкий | Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статические пробы, наличие гиперкинезов, тремора) | Ниже среднего | Испытывает затруднения при выполнении динамических проб | Средний | Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. | Достаточный | Мелкая моторика в норме | На каждого ребенка два раза в год составляется речевой профиль, позволяющий увидеть "западающие" звенья и активизировать работу в данном направлении. В этот мониторинг можно внести и третий - промежуточный профиль, тем самым показать динамику логопедической работы. Заполнив таблицу, представленную ниже, можно провести мониторинг коррекционной логопедической работы в конце учебного года в каждой группе для детей с ТНР, путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции. Диаграмма результатов логопедической работы с детьми ... группы Подобная форма мониторинга корреционно-развивающей логопедической работы способствует более глубокому и детальному изучению речевого развития каждого воспитанника и помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии. (По материалам Н.Е. Бадяевой, Н.В. Десюковой."Логопед", N5, 2005.) Мониторинг логопедической работы Критерии оценки параметров обследования 1. Звукопроизношение 1 балл - нарушение нескольких групп звуков. 2 балла - недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, но при речевой нагрузке - общая смазанная речь 3 балла - звуки в речи присутствуют, но наблюдается нарушения дифференциации звуков. 4 балла - звукопроизношение в норме. 2. Фонематические процессы 1 балл - не слышит данный звук в любой позиции 2 балла - не дифференцирует оппозиционные звуки какой - либо группы. 3 балла - с заданием справляется, но допускает ошибки. 4 балла - фонематические процессы развиты достаточно. 3. Слоговая структура слов 1 балл - слоговая структура слов не сформирована. 2 балла - допускает большое количество ошибок при произношении слов различной структурной сложности 3 балла - слоговая структура слов в стадии формирования. 4 балла - правильное и точное воспроизведение слов различного слогового состава. 4. Словарный запас 1 балл - активный словарь ограничен обиходно-бытовой тематикой. 2 балла - владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы. 3 балла - использует все части речи, но не всегда точно использует простые предлоги, испытывает трудности при подборе синонимов. 4 балла - активный словарь близок к возрастной норме. 5. Грамматический строй речи 1 балл - речь резко аграмматичная. 2 балла - допускает большое количество ошибок при словоизменении и словообразовании. 3 балла - допускает небольшое количество ошибок при словообразовании и словоизменении. 4 балла - грамматический строй близок к возрастной норме. 6. Связная речь 1 балл - фразовая речь резко аграмматична. 2 балла- испытывает значительные затруднения при составлении рассказа описания, пользуется вопросно - ответной формой. 3 балла - при составлении рассказа использует не более двух - трех предложений. 4 балла - умеет построить рассказ, пользуется распространенными предложениями простой и сложной конструкции. 7. Артикуляционная моторика 1 балл - объем артикуляционных движений ограничен. 2 балла - неполный объем артикуляционных движений, неточное выполнение статических упражнений. 3 балла - статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объеме, при выполнении динамических испытывает затруднения. 4 балла - строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. 8. Мелкая моторика 1 балл - мелкая моторика ограничена 2 балл - испытывает затруднения при выполнении динамических проб. 3 балла - точно выполняет статистические и динамические пробы, но испытывает затруднения при выполнении асимметричных движений обеими руками. 4 балла - развитие мелкой моторики близко к возрастной норме. |
