Профилактика. Особенность профилактики в дошкольном возрасте заключается в укреплении психологического здоровья детей в рамках адаптации к условиям в детском саду и приобщения к социальным условиям жизни, в создании оптимальных условий для физического, психического и личностного развития личности.
Диагностика (индивидуальная, групповая), направленная на изучение психолого-педагогического статуса дошкольника, личностных качеств детей, уровня адаптации к изменившимся условиям обучения; диагностика педагогов и родителей.
Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется по заявленным проблемам (родителей, педагогов).
Развивающая работа (индивидуальная, групповая), направленная на создание психолого-педагогических условий для развития личностного, творческого и интеллектуального потенциала детей и оказание индивидуальной помощи детей по выявленным проблемам.
Психолого-педагогическое просвещение: формирование психологической культуры всех участников образовательно-воспитательного процесса, развитие навыков самопознания и самоконтроля, навыков бесконфликтного общения у педагогов и родителей; формирование мотивации на активную и позитивную жизненную позицию, осознанное отношение к развитию и воспитанию детей.
Годовой план разработан на основе инструктивного письма Министерства образования РФ №29 1886 6 от 24.12.2001г.
Контингент | Вид деятельности | Предполагаемые формы и средства | Цели и задачи | Сроки |
В О С П И Т А Н Н И К И |
1. Диагностика |
Группа раннего возраста | Диагностика адаптации детей к детскому саду | Скрининговая диагностика, диагностические методики, беседа, опросник, анкетирование; индивидуальная и групповая форма | Изучение психолого-педагогичекого статуса дошкольника, уровня психического и личностного развития в соответствии с возрастом; изучение поведенческих и личностных особенностей, определение успешности прохождения адаптационного процесса; выявление детей, испытывающих трудности адаптации, с целью дальнейшей разработки и проведения программ работы по психолого-педагогическому развитию и сопровождению. | Октябрь, декабрь, май |
Подготовительная группа | Диагностика готовности к обучению в школе | Октябрь, май |
Все возрастные группы | Диагностика уровня психического развития, познавательных способностей, личностных и поведенческих особенностей (по запросу) | В течение года |
Все возрастные группы | Диагностика эмоционального состояния детей, психологического благополучия в группе (по запросу) |
2. Индивидуальная развивающая и коррекционно-развивающая работа |
Все возрастные группы | Индивидуальная развивающая и работа с детьми, имеющими трудности в адаптации и обучении (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов) | Психогимнастика, дидактические, настольные и сюжетно-ролевые игры и игровые упражнения, занятия с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание психолого-педагогических условий для психического и личностного развития ребенка, профилактика социальной дезадаптации | В течение года |
3. Подгрупповая развивающая работа |
Все возрастные группы | Занятия с детьми по развитию познавательной, эмоциональной, коммуникативной сфер личности ребенка | Сюжетные и ролевые игры, настольные и дидактические игры, развивающие и игровые упражнения, беседы, упражнения с использованием изобразительных средств, музыки, сказок | Создание условий для психического и личностного развития детей учетом возрастных особенностей, развития навыков общении и эмпатии, развитие творческого и интеллектуального потенциала воспитанников; психопрофилактика социальной дезадаптации. | В течение года |
Группа раннего возраста | Занятия с детьми по успешной адаптации к детскому саду |
Подготовительная группа | Занятия с детьми по психолого-педагогической подготовке к обучению в школе |
П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Й К О Л Л Е К Т И В |
1. Диагностика |
Педагогический коллектив | Диагностика стилей педагогического общения и воспитания | Тестирование, анкетирование | Изучение стилей педагогического общения, эмоционального состояния педагогов, профессиональных и личностных качеств педагогов с целью развития их психолого-педагогического самосознания, предупреждения эмоционального выгорания | Ноябрь |
Диагностика "Синдрома эмоционального выгорания" | Апрель |
Методика эмоционально-цветовой аналогии А.Н.Лутошкина | Декабрь, май |
2. Просветительская и развивающая работа |
Педагогический коллектив | «Синдром эмоционального выгорания» | Лекции-беседы, мастер-классы, круглые столы с использованием ИКТ, игр, тренинговых занятий, самопрезентаций, творческих заданий | Повышение уровня психологической компетенции учителей; создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка; снятие эмоционального напряжения | Апрель |
«Стили педагогического общения и воспитания» | Ноябрь |
«Возрастные особенности дошкольного возраста» | Декабрь |
«Подготовка детей к школе» | Январь |
«Общаться с ребенком. Как?» | Март |
«Миссия педагога» | Апрель |
«Ошибки в воспитании и обучении детей» | Январь |
3. Консультирование |
Педагогический коллектив | Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по вопросам: - развития, поведения, обучения и воспитания детей; - межличностного взаимодействия детей в группе; - разрешения конфликтов в дошкольных системах отношений (с родителями, коллегами, ребенком); - предупреждения эмоционального выгорания; - вопросы личного характера; - и др.вопросы по запросу. | Беседа, рекомендации | Повышение уровня психологической компетенции педагогов; создание единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка | В течение года |
Р О Д И Т Е Л И |
1. Консультирование |
Родители воспитанников всех возрастных групп | Индивидуальные и групповые консультации по вопросам: - адаптации детей к детскому саду; - возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; - воспитания, обучения и развития детей; - детско-родительских отношений; - личного характера; | Индивидуальная, групповая, семейная консультация; беседа, рекомендации | Информирование родителей о проблемах ребенка, получение дополнительных сведений и информации о ребенке; психолого-педагогическое просвещение родителей и составление рекомендаций | В течение года |
2. Просветительская работа |
Родители воспитанников всех возрастных групп | Темы родительских собраний: Ошибки в воспитании ребенка Игра – один из основных источников развития ребенка Роль мамы и папы в жизни ребенка Темы круглых столов: Что делать, если…. Мои секреты в воспитании ребенка Чем заняться с ребенком дома? | Родительские собрания в форме лекций-бесед, игр, творческих заданий, с использованием ИКТ. Оформление информационного материала на стендах и в уголке психолога | Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к осознанному воспитанию, обучению и развитию ребенка; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам развития ребенка | Декабрь Май Октябрь Ноябрь Январь Март |
Родители воспитанников младшего звена | «Адаптация к детскому саду» «Особенности возраста» «Как общаться с ребенком?» | Сентябрь Декабрь Март |
Родители воспитанников старшего звена | «Подготовка к школе» «Особенности возраста» «Как общаться с ребенком?» | Ноябрь Январь Апрель |
П Е Д А Г О Г – П С И Х О Л О Г |
1. Организационно-методическая работа |
Педагог-психолог | Пополнение базы данных по психологическому сопровождению детей разных возрастов и категорий. Обновление и пополнение базы диагностического инструментария. Разработка, подготовка и проведение: родительских собраний, лекториев, круглых столов, мастер-классов, досуговых и развивающих занятий с детьми. Разработка, подготовка и проведение индивидуальных и подгрупповых развивающих занятий. Разработка, подготовка и проведение психологической диагностики, обработка полученных данных. Разработка, дополнение, подготовка и проведение занятий в рамках психологического сопровождения подготовки детей к обучению в школе. Проведение просветительской работы по преемственности между школой и детским садом. Составление выводов, рекомендаций, характеристик. | В течение года |
Участие в работе РМО педагогов-психологов, посещение Творческой группы педагогов, семинаров, круглых столов и т.д.(ЦПМСС г.Солнечногорска). Проведение Недели психологии, Недели здоровья. Анализ научной и практической литературы. Ведение документации; оформление кабинета, стендов. Работа над темой самообразования «Личностное и профессиональное развитие педагога». |
Составление циклограммы, графика и плана работы на текущий учебный год. | Август -сентябрь |
Подведение итогов работы за год, составление отчетов о проведенной работе; планирование работы на следующий учебный год. | Май |
2. Экспертная работа |
Педагог-психолог | Участие в работе психолого-медико-педагогической комиссии, консилиумах; организация помощи детям через направление на ПМПк | Подготовка материалов | Организация сопровождения детей | В течение года |
Подготовка развивающих программ; Подбор методической литературы в помощь педагогам; Посещение занятий с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными детьми/группой; Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования; Ведение документации | Наблюдение, посещение занятий, изучение документации | Создание психолого-педагогических условий для развития ребенка |